- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока по дисциплине Обществознание - Социализация личности
Конспект урока по дисциплине Обществознание - Социализация личности
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Матвеенко Т.Н. |
Дата | 26.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Технологическая карта занятия по учебной дисциплине «Обществознание»
Комплект: учебное пособие «Обществознание» и учебное пособие «Практикум по обществознанию»
Автор: А. Г. Важенин, М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.
Раздел 1. Человек и общество. Тема 2. Природа человека. Врожденные и приобретенные качества
Занятие № 3 из темы
Группа - 146 «а»
Специальность - 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дата проведения занятия - 12 октября 2015 г.
Тема занятия:
Социализация личности
Цель:
Формирование представлений о процессе социализации. Формирование умений определять социальный статус и социальную роль, разрешать статусно-ролевые конфликты
Планируемый результат:
Когнитивный компонент: знать, что такое социализация, социальный статус, социальная роль, причины возникновения статусно-ролевых конфликтов.
Деятельностный компонент: давать характеристику понятий «человек», «индивид», «личность», определять социальные статусы, роли, наличие статусно-ролевых конфликтов и предлагать варианты их разрешения.
Эмоционально-ценностный: понимать значение для личности гармоничного сочетания статусов и ролей, осознавать, что умелое разрешение внутриличностного конфликта способствует сохранению физического и психического здоровья личности.
Основные термины, понятия, номенклатура и персоналии
Человек, индивид, личность, социализация, социальный статус, личный статус, смешанный статус, социальная роль, статусно-ролевой конфликт
Тип занятия:
Комбинированный
Технологии:
Интерактивные технологии («Дерево решений», эвристическое задание), элементы технологии развития критического мышления (на этапе актуализации знаний - эссе, на стадии рефлексии - составление синквейна)
Методы:
Словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайд-фильма, мультфильма), практические (практическая работа: индивидуальная и групповая), эвристические (метод придумывания)
Планируемые результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
-
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
-
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
-
эффективно разрешать конфликты
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
-
умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
-
владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания
-
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
-
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
-
сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития
Организация пространства
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Компьютер, телевизор
Слайд-фильм
Индивидуальная
Мультфильм, схема
Групповая (в малых группах)
Тексты с заданиями
Дидактические задачи этапов занятия
Этапы занятия
Дидактические задачи
Организационный (этап мотивации)
Подготовка студентов к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
Актуализация знаний
Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов
Изучение нового материала
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания понятий, знаний, связей и отношений в объекте изучения
Установление осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция
Закрепление нового материала
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
Итог занятия. Рефлексия. Домашнее задание
Анализ и оценка успешности достижения цели
Выявление качества и уровня овладения знаниями
Этап занятия
Деятельность преподавателя
Деятельность студентов
Результаты/виды УУД
Формы промежуточного контроля
1.Организационный
- Преподаватель приветствует студентов. Просит проверить на рабочем месте наличие всех учебных принадлежностей, задает вопрос:
- Почему это важно?
Обучающиеся проверяют наличие учебных принадлежностей и высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»
Регулятивные:
- организовывать свое рабочее место; осуществлять самоконтроль
Коммуникативные:
- соблюдать речевые нормы этикета
Визуальный контроль преподавателя, самоконтроль студентов
2.Актуализация знаний
- Какие теории происхождения человека вы знаете?
- Когда появился человек современного типа - кроманьонец?
- Что отличает человека от животных?
- Что такое сознание?
- Без чего не может появиться сознание?
- Просушивание эссе студентов «Мой мир»
- Что такое общество?
Студенты отвечают на вопросы
Студенты зачитывают свои эссе (3-4 человека)
Коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
Личностные:
готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
Текущий контроль
3. Изучение нового материала
1. Постановка учебной проблемы
- Для чего человеку общество?
- Сформулируйте тему занятия.
Преподаватель корректирует предложенные темы и обращает внимание на то, что общество состоит из отдельных людей, и хотя такие понятия как «человек», «индивид», «личность» в обыденной жизни отождествляются, однако ученые различают их.
2. Объяснение нового материала
-
Человек, индивид, личность
-
Социализация личности
-
Социальный и личный статусы индивида
-
Социальные роли
Объяснение нового материала сопровождается показом слайд-фильма и постановкой проблемных вопросов и заданий:
- Обучаясь в колледже, какой вы имеете социальный статус?
- Люди, завершившие трудовую деятельность, какой приобретают социальный статус?
- Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности. Определите свои права и обязанности в соответствии со свои статусом.
- Определите свои предписанные и достигнутые статусы.
- Приведите примеры смешанных статусов.
- Уровни личного и социального статусов часто могут не совпадать. Приведите примеры таких несовпадений.
- Определите социальные роли у обладателей следующих социальных статусов: школьник, отец, солдат.
Студенты высказывают предположения о взаимозависимости человека и общества, высказывают варианты темы занятия.
Студенты отвечают на вопросы, выполняют задания
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности
Предметные:
- умение выявлять причинно-следственные, функциональные связи социальных объектов;
- умение применять полученные знания в жизни
Личностные:
- готовность и способность вести диалог с другими людьми
Метапредметные:
- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности
Коммуникативные:
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать понятийный аппарат обществознания
Текущий контроль
4. Закрепление нового материала
1. Индивидуальная практическая работа
Преподаватель предлагает студентам просмотреть мультфильм «Бременские музыканты», выбрать одного из персонажей и определить его социальные статусы и связанные с ними роли. Полученные результаты представить в виде схемы.
Проверка выполненного задания
2. Групповая практическая работа
Преподаватель определяет малые группы студентов (3-4 чел.) и предлагает каждой группе три текста (отрывки из художественных и публицистических произведений). В данных текстах студентам требуется найти статусно-ролевые конфликты и предложить пути их разрешения.
Преподаватель предлагает студентам для выполнения задания воспользоваться «Деревом решений»
Проверка выполнения задания Преподаватель предлагает выбрать оптимальный вариант решения статусно-ролевых конфликтов
Студенты смотрят мультфильм и выполняют индивидуальное задание
Предполагаемая схема
Герой мультфильма
Предписанный статус
Достигнутый статус
Социальная роль
Социальная роль
Студенты (3-4 человека) представляют выполненное задание, остальные уточняют статусы и роли, дополняют ответы, высказывают одобрение или несогласие, обосновывают свое мнение.
Студенты выполняют задание, используя технологию «Дерево решения»:
Проблема:
Вариант 1
Вариант 2
Вариант 3
+
-
+
-
+
-
Студенты определяют наличие статусно-ролевых конфликтов, представляют варианты разрешения этих конфликтов, отмечая плюсы и минусы каждого, выбирают оптимальный вариант решения конфликта
Метапредметные:
- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук
Предметные:
- поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений общественного развития;
- умение оценивать социальную информацию
Метапредметные:
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;
Личностные:
- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- эффективно разрешать конфликты
Предметные:
- оценивание социальной информации;
- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания
Регулятивные:
- осуществлять контроль своей деятельности
Текущий контроль
Текущий контроль
5. Итог занятия. Рефлексия. Домашнее задание
Преподаватель задает вопросы студентам по изученному материалу:
- Что такое социализация? Приведите примеры раннего этапа социализации.
- Как взаимосвязаны между собой социальный статус, личный статус и социальная роль?
- Какие способы решения статусно-ролевых конфликтов вы знаете? Приведите примеры таких конфликтов и пути их решения
Преподаватель предлагает студентам составить синквейны на понятия «социализация», «статус», «роль»
Преподаватель предлагает студентам оценить свою работу на занятии, закончив фразы: «Сегодня я научился…», «Для меня было полезным…», «У меня получилось…»
Домашнее задание:
написать эссе по одной из трех предложенных тем:
1. «Перепрыгнув с собаки на льва, блоха изменила свой статус, но не свою сущность…»
2. «Статусы в социальных сетях - главный признак отсутствия социального статуса»
3. «Самая конвертируемая валюта-статус»
Студенты отвечают на вопросы
Студенты составляют синквейны и озвучивают их
Студенты заканчивают фразу, подводят итог своей работы на занятии
Коммуникативные:
- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать понятийный аппарат обществознания
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)
Регулятивные:
- совместно с преподавателем и одногруппниками давать оценку своей деятельности на занятии;
-уметь оценивать правильность выполненной учебной задачи;
Метапредметные:
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить
Предметные:
- знать, что такое социализация, социальные статус и роль, их взаимосвязь, особенности статусно-ролевых конфликтов
Текущий контроль