Конспект урока по дисциплине Обществознание - Социализация личности

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по дисциплине Обществознание - Социализация личностиКонспект урока по дисциплине Обществознание - Социализация личностиКонспект урока по дисциплине Обществознание - Социализация личностиКонспект урока по дисциплине Обществознание - Социализация личностиТехнологическая карта занятия по учебной дисциплине «Обществознание»

Комплект: учебное пособие «Обществознание» и учебное пособие «Практикум по обществознанию»

Автор: А. Г. Важенин, М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.

Раздел 1. Человек и общество. Тема 2. Природа человека. Врожденные и приобретенные качества

Занятие № 3 из темы

Группа - 146 «а»

Специальность - 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Дата проведения занятия - 12 октября 2015 г.

Тема занятия:

Социализация личности

Цель:

Формирование представлений о процессе социализации. Формирование умений определять социальный статус и социальную роль, разрешать статусно-ролевые конфликты

Планируемый результат:

Когнитивный компонент: знать, что такое социализация, социальный статус, социальная роль, причины возникновения статусно-ролевых конфликтов.

Деятельностный компонент: давать характеристику понятий «человек», «индивид», «личность», определять социальные статусы, роли, наличие статусно-ролевых конфликтов и предлагать варианты их разрешения.

Эмоционально-ценностный: понимать значение для личности гармоничного сочетания статусов и ролей, осознавать, что умелое разрешение внутриличностного конфликта способствует сохранению физического и психического здоровья личности.

Основные термины, понятия, номенклатура и персоналии

Человек, индивид, личность, социализация, социальный статус, личный статус, смешанный статус, социальная роль, статусно-ролевой конфликт

Тип занятия:

Комбинированный

Технологии:

Интерактивные технологии («Дерево решений», эвристическое задание), элементы технологии развития критического мышления (на этапе актуализации знаний - эссе, на стадии рефлексии - составление синквейна)

Методы:

Словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация слайд-фильма, мультфильма), практические (практическая работа: индивидуальная и групповая), эвристические (метод придумывания)

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

  • готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

  • эффективно разрешать конфликты


  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

  • владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания

  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

  • владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;

  • сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Компьютер, телевизор

Слайд-фильм

Индивидуальная

Мультфильм, схема

Групповая (в малых группах)

Тексты с заданиями

Дидактические задачи этапов занятия

Этапы занятия

Дидактические задачи

Организационный (этап мотивации)

Подготовка студентов к работе на занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Актуализация знаний

Активизация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов

Изучение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания понятий, знаний, связей и отношений в объекте изучения

Установление осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция

Закрепление нового материала

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации

Итог занятия. Рефлексия. Домашнее задание

Анализ и оценка успешности достижения цели

Выявление качества и уровня овладения знаниями


Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Результаты/виды УУД


Формы промежуточного контроля

1.Организационный

- Преподаватель приветствует студентов. Просит проверить на рабочем месте наличие всех учебных принадлежностей, задает вопрос:

- Почему это важно?

Обучающиеся проверяют наличие учебных принадлежностей и высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего «рабочего места»

Регулятивные:

- организовывать свое рабочее место; осуществлять самоконтроль

Коммуникативные:

- соблюдать речевые нормы этикета

Визуальный контроль преподавателя, самоконтроль студентов

2.Актуализация знаний

- Какие теории происхождения человека вы знаете?

- Когда появился человек современного типа - кроманьонец?

- Что отличает человека от животных?

- Что такое сознание?

- Без чего не может появиться сознание?

- Просушивание эссе студентов «Мой мир»

- Что такое общество?

Студенты отвечают на вопросы

Студенты зачитывают свои эссе (3-4 человека)

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Личностные:

готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

Текущий контроль

3. Изучение нового материала



1. Постановка учебной проблемы

- Для чего человеку общество?

- Сформулируйте тему занятия.

Преподаватель корректирует предложенные темы и обращает внимание на то, что общество состоит из отдельных людей, и хотя такие понятия как «человек», «индивид», «личность» в обыденной жизни отождествляются, однако ученые различают их.

2. Объяснение нового материала

  • Человек, индивид, личность

  • Социализация личности

  • Социальный и личный статусы индивида

  • Социальные роли

Объяснение нового материала сопровождается показом слайд-фильма и постановкой проблемных вопросов и заданий:

- Обучаясь в колледже, какой вы имеете социальный статус?

- Люди, завершившие трудовую деятельность, какой приобретают социальный статус?

- Каждая статусная позиция предполагает определенные права и обязанности. Определите свои права и обязанности в соответствии со свои статусом.

- Определите свои предписанные и достигнутые статусы.

- Приведите примеры смешанных статусов.

- Уровни личного и социального статусов часто могут не совпадать. Приведите примеры таких несовпадений.

- Определите социальные роли у обладателей следующих социальных статусов: школьник, отец, солдат.

Студенты высказывают предположения о взаимозависимости человека и общества, высказывают варианты темы занятия.







Студенты отвечают на вопросы, выполняют задания

Метапредметные:

умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности









Предметные:

- умение выявлять причинно-следственные, функциональные связи социальных объектов;

- умение применять полученные знания в жизни

Личностные:

- готовность и способность вести диалог с другими людьми

Метапредметные:

- использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности

Коммуникативные:

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать понятийный аппарат обществознания









Текущий контроль

4. Закрепление нового материала

1. Индивидуальная практическая работа

Преподаватель предлагает студентам просмотреть мультфильм «Бременские музыканты», выбрать одного из персонажей и определить его социальные статусы и связанные с ними роли. Полученные результаты представить в виде схемы.

Проверка выполненного задания





2. Групповая практическая работа

Преподаватель определяет малые группы студентов (3-4 чел.) и предлагает каждой группе три текста (отрывки из художественных и публицистических произведений). В данных текстах студентам требуется найти статусно-ролевые конфликты и предложить пути их разрешения.

Преподаватель предлагает студентам для выполнения задания воспользоваться «Деревом решений»

Проверка выполнения задания Преподаватель предлагает выбрать оптимальный вариант решения статусно-ролевых конфликтов

Студенты смотрят мультфильм и выполняют индивидуальное задание

Предполагаемая схема

Герой мультфильма

Предписанный статус

Достигнутый статус

Социальная роль

Социальная роль

Студенты (3-4 человека) представляют выполненное задание, остальные уточняют статусы и роли, дополняют ответы, высказывают одобрение или несогласие, обосновывают свое мнение.

Студенты выполняют задание, используя технологию «Дерево решения»:



Проблема:

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

+

-

+

-

+

-





Студенты определяют наличие статусно-ролевых конфликтов, представляют варианты разрешения этих конфликтов, отмечая плюсы и минусы каждого, выбирают оптимальный вариант решения конфликта

Метапредметные:

- самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук

Предметные:

- поиск информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений общественного развития;

- умение оценивать социальную информацию

Метапредметные:

- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей;

Личностные:

- готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

- эффективно разрешать конфликты

Предметные:

- оценивание социальной информации;

- способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

Регулятивные:

- осуществлять контроль своей деятельности

Текущий контроль









Текущий контроль

5. Итог занятия. Рефлексия. Домашнее задание

Преподаватель задает вопросы студентам по изученному материалу:

- Что такое социализация? Приведите примеры раннего этапа социализации.

- Как взаимосвязаны между собой социальный статус, личный статус и социальная роль?

- Какие способы решения статусно-ролевых конфликтов вы знаете? Приведите примеры таких конфликтов и пути их решения

Преподаватель предлагает студентам составить синквейны на понятия «социализация», «статус», «роль»

Преподаватель предлагает студентам оценить свою работу на занятии, закончив фразы: «Сегодня я научился…», «Для меня было полезным…», «У меня получилось…»

Домашнее задание:

написать эссе по одной из трех предложенных тем:

1. «Перепрыгнув с собаки на льва, блоха изменила свой статус, но не свою сущность…»

2. «Статусы в социальных сетях - главный признак отсутствия социального статуса»

3. «Самая конвертируемая валюта-статус»

Студенты отвечают на вопросы





Студенты составляют синквейны и озвучивают их

Студенты заканчивают фразу, подводят итог своей работы на занятии

Коммуникативные:

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать понятийный аппарат обществознания

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Регулятивные:

- совместно с преподавателем и одногруппниками давать оценку своей деятельности на занятии;

-уметь оценивать правильность выполненной учебной задачи;

Метапредметные:

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить

Предметные:

- знать, что такое социализация, социальные статус и роль, их взаимосвязь, особенности статусно-ролевых конфликтов

Текущий контроль


© 2010-2022