Урок обществознания в 9 классе Конституция РФ

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Основная общеобразовательная школа №14"



Работа на конкурс,

посвящённый 20-летию

Конституции Российской Федерации



Методическая разработка

"Конституция РФ"

обществознание 9 класс

Медведева Наталья Вячеславовна

учитель истории и обществознания

МБОУ ООШ №14

2013 год

Форма урока: урок практикум, 2 часа ( изучения нового материала).

Оборудование:

  1. Текст Конституции РФ

  2. Карта «Российская Федерация»

  3. Интерактивная доска

  4. Компьютер

Конституция (лат. сonstitutio) - установление, учреждение, устройство.

Конституция - основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации

Цели урока:

  1. показать значение Конституции как документа, определяющего принципы устройства общества;

  2. продолжить работу по формированию основ правовой культуры и гражданского самосознания учащихся через знакомство с Конституцией Российской Федерации как нормативно-правовым актом,

  3. развитие умения работать с документами, выделять главное, доказывать, обобщать, анализировать;

  4. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства - Конституции

1.1 Вступительное слово учителя

В декабре 2013 г. исполняется 20 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации является Основным Законом государства, который определяет его общественное и государственное устройство.

Основной Закон Российской Федерации утверждает свободу и справедливость, человеческое достоинство и благополучие, защиту семьи и Отечества, единство многонационального народа России не только как общепризнанные ценности, но и как юридические понятия. Права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы конституционного строя, идеологические, политические и юридические особенности нашего государства. Изучение Конституции Российской Федерации является одним из важнейших средств формирования гражданской идентичности личности, понимаемой как связь человека со своей страной, большой и малой родиной.

Сегодня на уроке мы с вами знакомимся с содержанием основного закона нашей страны - Конституции РФ

К основным задачам, которые должны решаться при изучении текста Конституции Р. Ф., мы относим:

  • подготовка к восприятию ключевых положений Конституции как документа, определяющего основы конституционного строя современной России;

  • знакомство с историей, основными этапами развития конституционного строя России;

  • история создания Конституции Российской Федерации (1993 г.);

  • знакомство с содержанием и структурой Конституции Р.Ф.;

  • воспитание уважения к закону, праву на основе изучения положений и статей Конституции Р. Ф.;

-формирование уважения к заложенным в Конституции Р.Ф. базовым общечеловеческим и российским ценностям, основам построения правового государства.

1.2 « Этапы развития Конституции»

(индивидуальное домашнее задание, презентация)

Учитель: Современное понимание Конституции стало складываться в 17-18 вв., в период буржуазно-демократических революций.

Выступление учащегося по данному вопросу ( в рамках учебника стр.104-105)

2. Изучение текста Конституции Р.Ф.

Учитель: Конституция РФ - документ не очень объёмный, но достаточно сложный. Он состоит из краткой вступительной части и двух разделов; в первом разделе 9 глав, 137 статей, во - втором 9 положений. Глубокая проработка этого документа потребует немало сил и времени. Такой цели мы сейчас не ставим, хотя в процессе дальнейшей работы много раз будем обращаться к тексту Конституции.

Открываем 1 главу Конституции РФ. Она называется «Основы Конституционного строя»

Конституционный строй определяет сущность государства (форму правления, форму государственно-территориального устройства, политический режим), правовое положение личности, основы политической жизни общества. Принципы экономических отношений, пользование землёй и недрами, взаимоотношений государства и религии.

  • Давайте познакомимся с 1 статьёй Конституции

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Толкование 1 статьи.

Демократическо государство - государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство - государство, в котором право (закон ) выше любой власти

Федеративное государство - «Федерация» означает союз, объединение. Россия объединяет в своём составе республики, края, области, автономные округа.

Республика (лат. res publica, «общее дело») - форма правления, при которой все высшие органы государственной власти избираются.

  • Давайте познакомимся с остальными статьями Конституции и заполним таблицу «Основы Конституционного строя» (можно использовать интерактивную доску)



Основы конституционного строя

Статьи Конституции

Содержание

1. Народовластие

Ст. 1, ч. 1,

ст. 3

Демократическое государство с республиканской формой правления. Источник власти - многонациональный народ. Референдум. Выборы.

2. Федерализм

Ст.1, ч. 1,

ст. 5

Федеративное государство. Россия состоит из равноправных субъектов федерации.

3. Правовое государство

Ст. 1, ч. 1

Россия - правовое государство.

4. Разделение властей

Ст. 10

Власть: законодательная, исполнительная, судебная

5. Приоритет прав человека

Ст. 2

Права человека - высшая ценность

6. РФ - социальное государство

Ст. 7

РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь граждан.

7. Суверенитет

Ст. 4

Независимость от других государств.

Конституция РФ имеет верховенство на всей территории.

8. Экономическое многообразие и свобода экономической деятельности

Ст. 8, ст. 9, ч. 2

Признаются и защищаются все виды собственности: государственная, частная, муниципальная, собственность общественных организаций.

9. Политическое многообразие

Ст. 13, ч. 3-5

Никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной

10. Идеологический плюрализм

Ст. 13, ч. 1-2

Признаётся многопартийность.

11. Светский характер государства

Ст. 14

Отделение церкви от государства

Учитель:

Вывод: Эти принципы регулируют все стороны жизни общества и государства, определяют правовое положение страны в целом, так и отдельной личности. Принципы главы 1 абсолютно неизменны: их нельзя отменить или пересмотреть, пока действует данная Конституция.

Учитель:

Ребята, давайте разделимся на группы и начнём работать с текстом нашей Конституции

Задание для 1 группы:

изучить 2 главу Конституции РФ, заполнить таблицу «Классификация прав и свобод человека и гражданина» и выступить перед классом по данному вопросу.

Пояснение учителя к главе 2 « Права и свободы человека и гражданина»

Основной Закон -Конституция РФ, в которой человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а государство в качестве своей обязанности заявило о необходимости признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 2). Почти все статьи, касающиеся прав и свобод личности, начинаются со слова «каждый», что подчёркивает их личностный, индивидуальный характер и доказывает, что в основе Конституции Российской Федерации лежат подходы, содержание и принципы, сформулированные во Всеобщей декларации прав человека.

Таким образом, права человека - это:

  • принципы, нормы отношений между человеком и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получить определённые блага (это собственно права);

  • понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязания в экономической, социальной, политической и культурной сферах; понятие, которое является важнейшим показателем развития демократического общества.

Все права принято подразделять на несколько групп. Среди них выделяют:

Личные права

-на жизнь

-на защиту чести и достоинства

-на невмешательство в личную жизнь

-на тайну переписки и переговоров

-на неприкосновенность жилища

-право не подвергаться пыткам

Гражданские права

-на гражданство

-на свободу передвижений

-на свободу совести

-на выбор места жительства

Политические права

-избирать и быть избранным

-на управление делами государства

-на политические объединения

-на политические убеждения

-право обращаться в различные инстанции

-на мирные собрания, шествия, митинги и пикетирования

Юридические права

-на судебную защиту

-на равенство перед законом

-не подвергаться произвольному аресту

-не давать показания против себя и своих близких

-на презумпцию невиновности

Экономические права

-на частную собственность

-на наследование

-на свободное предпринимательство

-на свободный и безопасный труд

Социальные права

-на достойный уровень жизни

-на образование

-на охрану здоровья

-на социальное обеспечение

-на отдых и досуг

-на жилище

Предполагаемый ответ учащихся:

Вывод. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Главный постулат прав человека - «все люди обладают человеческим достоинством». Из него следует основная ценность их равной, одинаковой значимости для политической правовой, экономической, социальной жизни, следовательно, и равенства в правах.

Права человека универсальны, т.е. они равно применимы к людям во всем мире, причем без ограничений по времени. Каждый имеет право пользоваться правами человека без какого бы то ни было различия, независимо от расы, цвета кожи, вероисповедания, политических или иных убеждений, имущественного или сословного положения. Универсальность прав человека позволяет нам взглянуть на историю любой страны с позиции того, в какой мере были защищены права её граждан или подданных в тот или иной период её историй.

Учитель:

Но права человека не будут действовать, если люди не будут выполнять свои обязанности.

Запомните! Обязанности человека

Статья 57 Платить налоги

Статья 58 Сохранять природу

Статья 59 Защищать Отечество

Учитель:

Задание для 2 группы: изучить 3 главу Конституции РФ, заполнить таблицу «Типы субъектов РФ» и показать на карте субъекты РФ

Пояснение учителя к главе 3 «Федеративное устройство»

Федеративное устройство это форма государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования (субъекты федерации) с достаточно широкой компетенцией. Таким образом, федеративное государство, представляет из себя союз множества субъектов федерации каждое из которых имеет статус отдельного государственного образования и все вместе они образуют единое государство. Существует три способа соединения частей в единое федеративное государство:

- национальный;

- территориальный;

- национально-территориальный.

В России существует как раз национально-территориальный тип. Т.е. субъектами государства признаются как национально-государственные, так и территориальные образования. Согласно конституции субъектами федерации в России являются:

Тип субъекта

примеры

Республика

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Край

Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Область

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область;

Города федерального значения

Москва, Санкт- Петербург

Автономная область

Еврейская автономная область;

Автономный округ

Ненецкий автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Предполагаемый ответ учащихся:

Вывод: Субъекты РФ равноправны, то есть не допускается их дискриминация или придание привилегированного положения исходя из конституционно-правового статуса конкретного субъекта. ( показать на карте субъекты РФ)

Учитель:

Задание для 3 группы: изучить 4 главу Конституции РФ, составить кластер «Статус и полномочия президента» и выступить перед классом по данному вопросу.

Предполагаемый ответ учащихся

Статус и полномочия Президента

  • Защита прав и свобод человека и гражданина

  • Охрана государственного суверенитета

  • Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия властей

  • Определение внутренней политики

  • Определение внешней политики

  • Награждение государственными наградами

  • Решение вопросов гражданства

  • Решение вопросов помилования

  • Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами

Вывод:

Президе́нт Росси́йской Федера́ции - высшая государственная должность Российской Федерации. Президент России является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Президент не относится к какой-либо одной ветви власти, а возвышается над ними, поскольку осуществляет координирующие функции и имеет право роспуска Государственной думы. Президент Российской Федерации является также гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина и верховным главнокомандующим Вооружёнными силами Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики.

Учитель:

Задание для 4 группы: изучить 5 главу Конституции РФ и выступить перед классом по теме: « Назначение, структуру и полномочия Федерального собрания»

Предполагаемый ответ учащихся

По Конституции РФ 1993 года (статья 94), Федеральное собрание признается парламентом России. По структуре Федеральное Собрание является двухпалатным органом и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы.

Палаты Федерального Собрания работают самостоятельно. Они заседают раздельно, имеют неодинаковое внутреннее устройство, например образуемые ими комитеты и комиссии отличаются количеством и названиями. Срок полномочий Государственной Думы составляет четыре года. Совет Федерации не имеет фиксированного срока полномочий, его состав обновляется в порядке ротации, т. е. периодически происходит замена того или иного члена палаты другим кандидатом.

Государственная Дума и Совет Федерации имеют разный порядок образования. Государственная Дума избирается путем демократических выборов. Члены Совета Федерации направляются в парламент органами государственной власти субъектов РФ. Численный состав палат неодинаков. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. В состав Совета Федерации входит 178 членов. Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции парламента едины для обеих палат.

Конституция РФ признает за Федеральным Собранием исключительность этого органа как законодательного. Это означает, что Конституция признает за органом, представляющим народ и соответственно за самим народом, основную возможность воздействия на общественную жизнь в виде принятия законов.

Учитель:

Задание для 5 группы: изучить 6 главу Конституции РФ и выступить перед классом по теме: « Правительство РФ . Полномочия правительства»

Предполагаемый ответ учащихся

Правительство России - высший федеральный орган, осуществляющий исполнительную власть в России.

Состав Правительства России

Правительство России состоит из Председателя Правительства России, заместителей Председателя Правительства России и федеральных министров.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом России с согласия Государственной думы. В случае трёхкратного отклонения Государственной думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Президент России не имеет права распускать Государственную думу на этом основании в течение последних шести месяцев действия его полномочий, в период действия военного или чрезвычайного положения на всей территории государства, а также в случае инициирования Государственной думой процедуры отрешения президента от должности в порядке импичмента.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по предложению Председателя Правительства.

Структура федеральных органов исполнительной власти (Правительства Российской Федерации) утверждается указом Президента Российской Федерации на основании предложения Председателя Правительства, направляемого в течение недельного срока после его назначения (ст. 112 Конституции РФ).

Полномочия Правительство РФ осуществляет на основе статьи 114 Конституции РФ

Учитель :

Выступили все группы. Ребята, давайте подведём итоги.

Конституция РФ - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность Конституции РФ состоит в том, что она призвана закрепить конституционный строй и его основы, права и свободы человека и гражданина, основы организации государства, а также основы организации осуществления власти (публичной власти).

Конституция РФ - это основной закон общества и государства. Присущие Конституции свойства основного закона обусловлены тем, что она в самом обобщенном виде закрепляет основные итоги проведенных или проводимых в стране экономических, политических, социально-культурных преобразований, а также итоги предшествующего развития всей правовой системы.

  • выставление оценок.

  • домашнее задание

Д\З §12- 13 , § 14 (стр128-130)



© 2010-2022