- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по экономике (10 класс)
Рабочая программа по экономике (10 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Бережнева А.С. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ЭКОНОМИКА
Пояснительная записка
Данная рабочая программа для 10-х классов составлена на основе:
-
программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-х1 классов предусматривает обучение экономике в объёме 0,5 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:
-
развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринимательской деятельности;
-
освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;
-
овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения;
-
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
-
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
-
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;
-
применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
-
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;
-
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
-
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
-
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -
-
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
-
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
-
пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
-
владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика).
Результаты обучения:
Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно - правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
Уметь
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.
- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.
- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- получение и оценка экономической информации;
- составление семейного бюджета;
- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.
Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования
Экономика
Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.
Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.
Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.
Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.
Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.
Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.
Инфляция и ее следствия.
Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.
Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.
Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.
Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.
Экономический рост и факторы его ускорения.
Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.
Международный валютный рынок.
Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.
Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.
Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класса
№ п/п
Наименование тем
Всего часов
1
Главные вопросы экономики
1
2
Типы экономических систем
1
3
Силы, которые управляют рынком
1
4
Как работает рынок
2
5
Мир денег
2
6
Законы денежного обращения
1
7
Банковская система
2
8
Человек на рынке труда
2
9
Социальные проблемы рынка труда
1
10
Экономические проблемы безработицы
2
Контрольная работа
2
Всего
17
Календарно - тематическое планирование по экономике10 класс
(0,5ч. в неделю, в год 17часов).
№п\п
Дата
Название темы
Кол-во часов
Компетенции и
компетентности
по ГОС.
Параграф учебника
1.Главные вопросы экономики (1 часа)
1.
Что такое экономика. Основы хозяйственной деятельности человечества
1 час
Знать:
-понятие об экономической науке. виды потребностей
людей;
-причины, по которым
потребности людей не могут быть удовлетворены
Объяснять понятия «микро-» и «макроэкономика»
1,2
2. Типы экономических систем и различия между ними (1час)
2.
Понятие об экономических системах. Типы экономических систем
1 час
Знать:
- понятие «традиционная экономическая система»;
«рыночная экономическая система»; «командная экономика»
- причины эффективности и роль рыночных механизмов
Уметь:
- подбирать примеры типов экономических систем
.
5,6,7
3.
Контрольная работа № 1
1 час
3. Силы, которые управляют рынком (2часа)
4.
Что такое спрос и предложение
1 час
Знать:
-понятие о спросе
-факторы формирования
величины спроса - формирование на рынке предложения;
-факторы формирования
величины предложения.
9,10
4.Как работает рынок (2 часа)
5.
Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие
1 час
Знать:
-типы рыночных ситуаций: дефицит, затоваривание, равновесие;
-механизм формирования
рыночного равновесия;
-рынок покупателей и
продавцов.
11-12
6.
Причины и следствия нарушения рыночного равновесия
1 час
Описывать:
-действие рынка;
Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия
13
5. Мир денег (2 часа)
7.
Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена
1 час
Знать:
-причины изобретения
денег;
-функции денег;
-роль денег как средства
обмена
14-15
8.
Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения
1 час
Знать:
-роль денег как средства
измерения и сбережения
16-17
6.Законы денежного обращения (1 час)
9.
Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции.
1 час
Знать:
-причины и виды инфляции;
-влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране
18-19
7. Банковская система (2 часа)
10.
Причины появления и виды банков. Принципы кредитования
1 час
Знать:
-причины и виды банков, принципы кредитования
20,21
11.
Роль Центрального банка в регулировании кредитно -денежной системы страны
1 час
Знать:
-понятие о денежном обращении;
-закон обмена и его использование;
- ликвидность
22
8.Человек на рынке труда (2 часа)
12.
Экономическая природа рынка труда
1 час
Знать:
-особенности труда как
товара;
-деятельность продавцов и покупателей на
рынке труда
23
13.
От чего зависит спрос и предложение на рынке труда. Факторы формирования заработной платы
1 час
Объяснять:
-суть положения «спрос на
рынке труда», предложения на рынке труда
24-26
9. Социальные проблемы рынка труда (1 час.)
14.
Профсоюзы и трудовые конфликты
1 час
Знать:
-что такое профсоюз;
какие бывают трудовые конфликты и пути их решения, договоры и контракты на рынке труда
29
10.Экономические проблемы безработицы (2 часа.)
15.
Что такое безработица. Виды безработицы
1 час
Знать:
-что такое безработица;
-критерии признания
человека безработным, виды безработицы
34,35
16.
Что такое полная занятость
1 час
36
17.
Итоговая контрольная работа по курсу «экономика»
1 час
Знать:
См выше
Итого: 17 часов
Литература:
1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.
2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита -Пресс,2011.
3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.
4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.