Рабочая программа по экономике (10 класс)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



ЭКОНОМИКА

Пояснительная записка

Данная рабочая программа для 10-х классов составлена на основе:

  • программы И.В. Липсица. Экономика, 2011.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа по экономике для 10-х1 классов предусматривает обучение экономике в объёме 0,5 часа в неделю.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения экономики на ступени основного общего образования, изложенной в пояснительной записке в Примерной программе по экономике. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Реализация данной программы направлена на достижение следующих целей:

  • развитие гражданского образования, экономического образа мышления, потребности в полу­чении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин, способности к личному самоопределению и самореализации;

  • воспитание ответственности за экономические решения, уважения к труду и предпринима­тельской деятельности;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после­дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали­зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче­ской жизни с экономической точки зрения;

  • освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходи­мых для участия в экономической жизни общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для будущей работы в качест­ве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные экономические ситуации;

  • применение полученных знаний для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

  • умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (тест, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации; -

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создание баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика).

Результаты обучения:

Учащиеся должны знать и понимать функции денег, банковскую систему, причины различий в оплате труда, основные виды налогов, организационно - правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем.

- Описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России. экономический рост, глобализацию мировой экономики.

- Объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли..

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- получение и оценка экономической информации;

- составление семейного бюджета;

- оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.








Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования

Экономика

Экономика и экономическая наука. Ограниченность экономических ресурсов, причины ее возникновения и последствия. Свободные и экономические блага, факторы (ресурсы) производства и доходы, получаемые их владельцами. Основные задачи экономики и способы их решения в различных экономических системах. Типы экономических систем.

Значение специализации и обмена. Форма обмена и понятие рынка. Спрос. Факторы, формирующие спрос. Величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса и способы ее измерения. Предложение. Факторы, формирующие предложение. Величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Эластичность предложения и способы ее измерения. Сущность рыночного равновесия. Равновесная цена.

Источники доходов семьи. Закономерности формирования расходов семьи. Неравенство доходов и его причины. Методы государственного регулирования доходов в России. Формы социальной поддержки малообеспеченных слоев населения.

Фирма и ее экономические цели. Виды фирм по российскому законодательству. Экономические затраты, экономическая и бухгалтерская прибыль. Постоянные, переменные, средние и предельные затраты.

Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Рынок труда и его особенности. Предложение труда. Факторы формирования заработной платы и причины ее дифференциации по отраслям и профессиям Безработица и ее виды Причины возникновения. Профсоюзы, содержание их деятельности и их влияние на функционирование рынка труда. Прожиточный минимум. Минимальная заработная плата. Формы организации оплаты труда и методы стимулирования работников.

Рынок капитала. Рынок ценных бумаг. Рынок земли и природных ресурсов, их особенности.

Деньги. Функция денег. Виды денег. Банки и их функции. Центральный и коммерческие банки.

Инфляция и ее следствия.

Права собственности и их значение для организации хозяйственной деятельности.

Несостоятельность рынка. Внешние эффекты. Общественные блага. Роль государства в экономике.

Основные макроэкономические показатели. Совокупное предложение и совокупный спрос. Макроэкономическое равновесие. Валовой внутренний продукт (ВВП). Экономический цикл. Методы стабилизации экономики: фискальная и монетарная политика.

Государственные финансы. Государственный бюджет. Основные источники доходов и главные направления расходов государства. Налоги. Принципы и методы налогообложения. Основные виды налогов в России. Дефицит государственного бюджета. Государственный долг.

Экономический рост и факторы его ускорения.

Международная торговля. Свободная торговля. Протекционизм.

Международный валютный рынок.

Экономические проблемы мирового хозяйства и России на рубеже ХХ! Века.

Прикладная экономика. Основы предпринимательства, менеджмента, маркетинга.












Учебно- тематическое планирование по экономике для 10 класса


№ п/п

Наименование тем

Всего часов

1

Главные вопросы экономики

1

2

Типы экономических систем

1

3

Силы, которые управляют рынком

1

4

Как работает рынок

2

5

Мир денег

2

6

Законы денежного обращения

1

7

Банковская система

2

8

Человек на рынке труда

2

9

Социальные проблемы рынка труда

1

10

Экономические проблемы безработицы

2

Контрольная работа

2

Всего

17






















Календарно - тематическое планирование по экономике10 класс

(0,5ч. в неделю, в год 17часов).


№п\п

Дата

Название темы

Кол-во часов

Компетенции и

компетентности

по ГОС.

Параграф учебника

1.Главные вопросы экономики (1 часа)

1.


Что такое экономика. Основы хозяйственной деятельности человечества

1 час

Знать:

-понятие об эконо­мической науке. виды потребностей
людей;

-причины, по которым
потребности людей не мо­гут быть удовлетворены

Объяс­нять понятия «микро-» и «макроэкономика»

1,2

2. Типы экономических систем и различия между ними (1час)

2.


Понятие об экономических системах. Типы экономических систем

1 час

Знать:

- понятие «традици­онная экономическая сис­тема»;

«рыночная экономическая сис­тема»; «командная экономика»

- причины эффективности и роль рыночных меха­низмов

Уметь:

- подбирать приме­ры типов экономических систем

.


5,6,7

3.


Контрольная работа № 1

1 час



3. Силы, которые управляют рынком (2часа)

4.


Что такое спрос и предложение

1 час

Знать:

-понятие о спросе

-факторы формирования
величины спроса - формирование на рынке предло­жения;

-факторы формирования
величины предложения.

9,10

4.Как работает рынок (2 часа)

5.


Формирование рыночных цен. Как достигается рыночное равновесие

1 час

Знать:

-типы рыночных ситуа­ций: дефицит, затовари­вание, равновесие;

-механизм формирования
рыночного равновесия;

-рынок покупателей и
продавцов.

11-12

6.


Причины и следствия нарушения рыночного равновесия

1 час

Описывать:

-действие рынка;

Знать причины и следствия нарушения рыночного равновесия

13

5. Мир денег (2 часа)

7.


Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства обмена

1 час

Знать:

-причины изобретения
денег;

-функции денег;

-роль денег как средства
обмена

14-15

8.


Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения

1 час

Знать:

-роль денег как средства
измерения и сбережения

16-17

6.Законы денежного обращения (1 час)

9.


Факторы формирования величины денежной массы. Причины и виды инфляции.

1 час

Знать:

-причины и виды инфляции;

-влияние инфляции на экономическую ситуацию в стране

18-19

7. Банковская система (2 часа)

10.


Причины появления и виды банков. Принципы кредитования

1 час

Знать:

-причины и виды банков, принципы кредитования

20,21

11.


Роль Центрального банка в регулировании кредитно -денежной системы страны

1 час

Знать:

-понятие о денежном об­ращении;

-закон обмена и его ис­пользование;

- ликвидность

22

8.Человек на рынке труда (2 часа)

12.


Экономическая природа рынка труда

1 час

Знать:

-особенности труда как
товара;

-деятельность продав­цов и покупателей на
рынке труда


23

13.


От чего зависит спрос и предложение на рынке труда. Факторы формирования заработной платы

1 час

Объяснять:

-суть положения «спрос на
рынке труда», предложения на рынке труда

24-26

9. Социальные проблемы рынка труда (1 час.)

14.


Профсоюзы и трудовые конфликты

1 час

Знать:

-что такое профсоюз;

какие бывают трудовые конфликты и пути их решения, договоры и контракты на рынке труда

29

10.Экономические проблемы безработицы (2 часа.)

15.


Что такое безработица. Виды безработицы

1 час

Знать:

-что такое безработица;

-критерии признания
человека безработным, виды безработицы

34,35

16.


Что такое полная занятость

1 час

36

17.


Итоговая контрольная работа по курсу «экономика»

1 час

Знать:

См выше




Итого: 17 часов





















Литература:

1.Программа И.В. Липсица. Экономика, 2011.

2.Липсиц И.В.Экономика .Базовый курс: Учебник для 10,11 классов. общеобразоват. Учрежд.- М.:Вита -Пресс,2011.

3.Савицкая Е. В. Уроки экономики в школе: методическое пособие. 9 класс. - М.: Вита-пресс, 2010.

4.Савицкая Е. В., Серегина С. Ф. Уроки экономики в школе. - М.: Вита-пресс, 2011.


© 2010-2022