Рабочая программа по обществознанию для 5 класса

Раздел Обществознание
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №2



Рассмотрено на заседании ШМО «Утверждено»

Протокол №1 Директор школы

От «28» 08.2013 г. ___________________ Н.И. Гайворонская

Приказ №_______________

от «___»_______ 2013 г

«Согласовано»

Зам. директора по НМР

________ М. А. Корикова

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № 1 от 30.08.2013 г.





Рабочая программа

по обществознанию

для 5 класса

учителя Андреевой А.Ф.

на 2013-2014 учебный год

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа учебного предмета обществознание разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта примерной программы , авторской Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю., Матвеева А.И. (2011 г.).

Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Изучение обществознания в текущем учебном году в основных и средних (полных) общеобразовательных школах следует осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;

  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).


  1. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 года №1067.

Цели изучения курса:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 -15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Задачи:

  • реализация требований к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, системно-деятельностного подхода, развивающего потенциала основного общего образования;

  • повышение эффективности освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, усвоения знаний и учебных действий, расширение возможностей ориентации в различных предметных областях, научном и социальном проектировании, профессиональной ориентации, строении и осуществлении учебной деятельности;

  • формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного уровня

Характеристика содержания курса «Обществознание»

Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учетом возрастных особенностей учащихся.

Содержание первого этапа курса (5 - 7 классы), обращенное к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего нравственные ориентиры, формирующего образцы достойного поведения.

В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе обеспечивается преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого - тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого - тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5 - 9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий.

Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Учебно-методический комплект (ОС «Школа России»).

  1. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.

  2. Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.

  3. Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.

  4. Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.

Место курса в учебном плане

Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. 7, 8 классы - по В 5-ом классе программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

  • мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешним и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

  • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

  • использование элементов причинно-следственного анализа;

  • исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта, выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • подкрепление изученных положений конкретными примерами;

  • оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметные результаты:

  • относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

  • знание ряд ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;

  • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  • умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

  • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;

  • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

  • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

  • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Литература для учителя:

  • Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.

  • Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.

  • Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 5 класс: М., «Просвещение», 2011.

  • Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. Поурочные разработки. 5 класс: М., «Просвещение», 2012.

  • Жадаев Д.Н., Брехач Р.А. Обществознание. Компетентноть-ориентированные задания: Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

  • Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012.

  • Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.

  • Синова И.В. Народы России. История и культура. Обычаи и традиции: С-Пб, «Литера», 2010.

Литература для ученика:

  • Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., Городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ: М., «Просвещение», 2012.

  • Митькин А.С. Рабочая тетрадь по обществоведению. 5 класс: М., «Экзамен», 2012

  • Кузнецов А.П. Школьнику о символах Отечества: М., «Просвещение», 2005.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение

  1. Компьютер, обеспечивают учащимся мультимедиа-возможности.

  2. Проектор повышает уровень наглядности в работе учителя, даёт возможность учащимся представлять результаты своей работы всему классу, повышает эффективность организационных и административных выступлений.

  3. Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем

Содержание курса

Тема

Количество

часов

1

Человек

5

2

Семья

6

3

Школа

6

4

Труд

5

5

Родина

8

6

Обобщение

5

Итого:

35

Перспективно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Формы работы

Предметный результат

Познавательные

УУД

Регулятивные УДД

Коммуникативные УДД

Дата по плану

Дата по факту

Вводный урок



Человек



1

Загадка человека

Урок изучения нового

Устный опрос

Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека.

Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

2

Наследственность-биологическая сущность человека

Комбинированный урок.

Фронтальная работа.

Провести сравнительный анализ отличия человека от животного;

подвести к пониманию, что человек-это не только биологическое, но и социальное существо.

Объяснить на конкретных примерах расширение и возвышение своих потребностей

Оценить результаты своей деятельности на этапах выполнения заданий

Подготовить сообщение о происхождение человека и представить его в различных знаковых системах

рисунок, план, мини сочинение.

3

Отрочество - особая пора жизни

Комбинированный урок.

Работа в группах

Описывать отрочество как особую пору жизни.

Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости.

Увидеть и объяснить в чем проявляются сложности в выстраивании отношений со сверстниками

Научатся самостоятельно определять правильность действия но основе учета выделенных учителем ориентиров действия

Взаимодействуют в ходе групповоой работы, стремясь реализовать свои возможности

4

Проблемы подросткового возраста

Комбинированный урок.

Составление схемы

Понимать важность переходного возраста в становлении личности.

Анализировать материалы учебника, дополнительную литературу, делать выводы

Стремиться реализовать свои способности, получить знания

Принимать другое мнение и позицию

5

Практикум

Урок практического применения знаний

Составление памятки подростку в группах

Уметь общаться в группе знакомых и знать правила общения с незнакомыми людьми.

Уметь излагать сквозные вопросы темы, выбирать главное

Принимать и сохранять учебную задачу.

Договариваться распределять функции и роли в совместной деятельности.

Семья



6

Семья и семейные отношения

Комбинированный урок.

Фронтальная работа.

Понимать значение семьи в жизни человека, общества, государства.

Учиться анализировать дополнительную литературу, делать выводы.

Адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей, родителей

Использовать эффективные речевые средства для решения коммуникативных задач.

7

Виды семей

Урок с элементами рассуждения

Устный опрос

Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи.

Уважение к ценностям семьи, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира.

Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную

Выражать собственную точку зрения .

Аргументировать, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным образом

8

Семейное хозяйство

Комбинированный урок.

Фронтальная работа.

Характеризовать совместный труд членов семьи. Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.

Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства.

Самостоятельно анализировать условия достижения цели

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

9

Как вести семейное хозяйство

Урок с элементами игры

Работа в группах

Понимать важность умения правильно вести домашнее хозяйство

Описывать собственные обязанности в ведении домашнего хозяйства.

Исследовать несложные практические ситуации.

Формулировать собственное мнение и позицию.

10

Свободное время

Урок-рассуждение

Фронтальная работа.

Понимать важность умения планировать рабочее и свободное время.

Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Обмениваясь мнениями характеризовать значимость здорового образа жизни.

11

Практикум

Урок практического применения знаний

Составление режима дня подростка в группах

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени.

Характеризовать значимость здорового образа жизни.

Преобразование практической задачи в познавательную.

Аргументировать, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным образом

12

Обобщающий урок по теме «Человек и его ближайшее окружение»

Урок с элементами игры

Тест

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.

объяснить значение понятий семейные ценности и традиции, соотнести с собственными

Выражать собственную точку зрения на значение семьи.

Сформулировать и аргументировать собственную позицию по вопросу.

Школа



13

Образование в жизни человека.

Урок с элементами игры

Работа в группах

Раскрывать значение образования в жизни человека на конкретных примерах.

Описывать ступени школьного образования, конкретизируя примерами.

Учиться оценивать себя и отличать истинное знание от ложного

Работая в группах ребята учатся правилам ведения дискуссии.

14

Профессия -ученик

Комбинированный урок.

Фронтальная работа.

Характеризовать учёбу как основной труд школьника. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека.

Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения.

Оценивать собственное умение учиться и возможности его развития.

Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний.

15

Образование и самообразование

Урок с элементами рассуждения

Устный опрос

Понимать необходимость образования для получения профессии и самосовершенствования.

объяснять значение понятий образование и самообразование,

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.

16

Самообразование- путь к успеху

Урок-рассуждение

Фронтальная работа.

Исследовать несложные ситуации из жизни человека и обществ, которые раскрывают значимость образования в наше время и в прошлом.

Прогнозировать, что может дать хорошее образование человеку и обществу.

Обучение формулированию понятий, навыкам ведения дискуссий.

работая в парах подготовить прогноз: Что может дать хорошее образование человеку и обществу.

17

Одноклассники, сверстники, друзья

Урок с элементами игры

Работа в группах

Подвести к пониманию роли дружбы в жизни человека.

Характеристика социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями

Использовать элементы причинноследственного анализа при характеристике социальных связей.

Учиться овладению основами саморегуляции эмоциональных состояний

18

Практикум

Урок практического применения знаний

Тест

Систематизировать знания учащихся по изучаемому разделу.

Формировать умения работать с тестовыми заданиями

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

19

Обобщающий урок по теме «Школа»

Комбинированный урок.

Составление памятки «Правила общения»

Систематизировать знания учащихся по изучаемому разделу.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся

Труд



20

Труд - основа жизни

Урок с элементами игры

Работа в группах

Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.

Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека

Самостоятельно создавать алгоритм решения проблемы

Проявлять активность во взаимодействии для решения задач

21

Учимся трудиться

Комбинированный урок.

Фронтальная работа.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде.

Приводить примеры благотворительности и меценатства.

Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся.

Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

22

Труд и творчество

Комбинированный урок.

Фронтальная работа.

Различать творчество и ремесло.

Уметь на примерах иллюстрировать проявление творчества.

Оценивать собственное творчество.

Уметь презентовать результаты своего труда.

23

Творчество в искусстве

Комбинированный урок.

Устный опрос

Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.

Выделять в модельных и реальных ситуациях основные виды деятельности людей,

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труде

Приводить примеры благотворительности и меценатства..

24

Практикум

Урок практического применения знаний

Тест

Устанавливать целевые приоритеты.

Определять собственное отношение к различным средствам достижения успеха в труда.

Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

используя схему «Структура деятельности» проанализировать вид своей деятельности по выбору.

Прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей

25

Обобщающий урок по теме «Труд в жизни человека»

Комбинированный урок.

Составление памятки «Умей трудиться!»

Систематизировать знания учащихся по изучаемому разделу.

объяснять роль мотивов в деятельности человека.

На примере характеристики своих ежедневных действий выработать модель обучения в школе

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Родина



26

Наша Родина - Россия

Комбинированный урок.

Работа в группах

Подвести к пониманию значения слова «патриот»

Знать и называть статус субъекта, в котором находится школа.

Самостоятельно создавать алгоритм решения проблемы

Объяснять значение русского языка как государственного.

27

Что значит быть патриотом

Комбинированный урок.

Устный опрос

Объяснять смысл понятия «субъект РФ».

Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.

Обучение формулированию понятий, навыкам ведения дискуссий.

Аргументировать, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным образом

28

Государственные символы России

Комбинированный урок.

Устный опрос

Подвести к пониманию значения символики государства

Описывать основные символы государства РФ. Знать текст гимна РФ.

Исследовать несложные практические ситуации.

Формулировать собственное мнение и позицию.

29

Значение государственных символов России

Урок-рассуждение

Фронтальная работа.

Объяснить роль и значение символики РФ.

Раскрывать значение символики гос-ва на конкретных примерах

Формирование личностных представлений о российской идентичности.

Умение находить общее решение с учетом интересов друг друга

30

Гражданин России

Комбинированный урок.

Работа в группах

Объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин».

Называть основные обязанности граждан РФ.

Формирование личностных представлений о гражданственности

Умение организовать учебное сотрудничество

31

Мы - многонациональный народ

Урок-рассуждение

Работа в группах

Приводить примеры проявлений патриотизма,добросовестного выполнения гражданских обязанностей,

Характеризовать на конкретных примерах проявление национальной толерантности.

Исследовать несложные практические ситуации.

Участвовать в коллективном обсуждении проблем.

32

Практикум

Урок практического применения знаний

Тест

Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.

Формировать умения работать с тестовыми заданиями

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь работать со СМИ

33

Обобщающий урок по теме «Россия- родина моя»

Комбинированный урок.

Устный опрос

Показывать на конкретных примерах проявления толерантного отношения к людям разных национальностей.

Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.

Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями.

Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся

34

Итоговый урок.

Комбинированный урок.

Устный опрос

Актуализация и систематизация знаний по курсу


























© 2010-2022