Урок по обществознанию на тему Связь поколений

Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение к уроку (см. на диске)


Эпиграф к уроку: Одно поколение словно волна на-

бегает на другое, совсем не зная

друг друга.

Ф. Тютчев

1. Учащиеся рассаживаются по группам за специально подготовленные столы. В классе подготовлена мультимедийная система и поставлен экран.

На левом крыле доски: тема урока, план урока.


  1. Опрос домашнего задания. Учитель ведёт с классом разговор по теме: «Нации и межнациональные отношения».


Вопросы к классу.


  1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?


  2. Какое значение имеют национальные традиции?


  3. В чём опасность межнациональных конфликтов?


Учащимся раздаются карточки с тестами.


Тест.


  1. Историческая общность людей, складывающаяся в ходе формирования


Общности их территории, экономических связей, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера:


  1. этнос;


  2. популяция;


  3. нация.


  1. Исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией - это:


  1. этнос;


  2. община;


  3. класс.


3. Как называется совокупность отношений между народами на

различных этапах исторического развития:


  1. национальный вопрос;


  2. социальные отношения;


  3. политические отношения?


4. Как называется наука, изучающая бытовые и культурные особенности

народов мира, проблемы их происхождения, расслоения и

взаимоотношений:


  1. этногеография;


  2. этнография;


  3. этногенез?





  1. Изучение нового материала.



План.


  1. Что такое поколение?


  2. «Отцы и дети».


  3. Детство - особый период.


Актуализация знаний учащихся. На экране демонстрируются высказывания известных людей. Детям раздаются карточки с анологичными высказываниями.


Работа в группах. (Класс делится на 3 группы).


Задание 1.


Проанализируйте высказывания, выскажите своё мнение по поводу прочитанного.


Группа 1.

«Люди не понимают обезьян. Это столкновение поколений». (Нинус Нестерович)


«Каждое поколение считает себя более умным, чем предыдущее, и более мудрым, чем последующее». (Джордж Оруэлл).


Группа 2.

«Спором поколений обычно называются вздорные препирательства юношеских безумств со старческим слабоумием». (Владимир Шайхер).


«Старые люди всему верят, люди средних лет во всём сомневаются, а молодые всё знают». (Марти Ларни).


Группа 3.

«Развалины мы можем понимать только тогда, когда сами обратимся в развалины». (Генрих Гейне).


«Молодёжь проницательна и неподкупна. Она образует единый фронт против взрослых. Она не знает сентиментальности; к ней можно приблизиться; но влиться в её ряды нельзя». (Эрих Ремарк).

Учитель обращает внимание детей на экран и комментирует понятия.

Работа с понятиями.


Поколение - интервал времени между средним возрастом родителей и детей .


Возрастные кагорты - люди, родившие в одном году.


Конвенция - международный документ - соглашение по какому - либо вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.


Декларация - документ, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы.


1959 год - принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации прав ребенка.


1989 год - принятие генеральной ассамблеей ООн Конвенции о правах ребенка.


Задание 3. Вопрос к классу. Давайте вспомним литературного героя Базарова. Почему произведение Тургенева называется «Отцы и дети»?

В чем на ваш взгляд проблема «отцов и детей»?


Задание 4.


Запишите слова - ассоциации к слову «поколение».


А сейчас проверим ваше творческое домашнее задание. Я вам поручала составить презентацию о поколениях, живущих в вашей семье.

(Просматриваем две презентации, подготовленные учениками класса).

(Презентации прилагаются).


Учитель: Ребята, вы, наверное, уже знаете, что учащийся нашего класса Елисеев Женя принимал участие в районном этапе 5 Всероссийского конкурса образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами» в номинации «Семья с большой буквы». Принимая участие в этом конкурсе, Женя провёл огромную исследовательскую работу по изучению своей родословной. И не случайно его работа в районе заняла первое место. Сейчас он нам зачитает выдержки из своей исследовательской работы и покажет фотографии самых известных членов рода Елисеевых. (Приложение на диске).


Задание 5. Как же должны складываться отношения между различными поколениями, живущими рядом?

Н.Г. Чернышевский, деятель российской культуры 19 века, писал: «Молодое поколение есть полный наследник того богатства, которое собрано предыдущими поколениями, и так же, как наследник

какого - нибудь материального имения, может по произволу умножить его или расточить».


Вопрос 1. Как вы думаете, о каком богатстве идёт речь?


Вопрос 2. Как вы думаете, что означают слова «умножить» или «расточить»?


Учитель делает вывод о том, что смена поколений не зависящий от нас фактор общественного развития. Смена поколений - это прежде всего, процесс, который обеспечивает преемственность в развитии человеческого рода. Преемственность проявляется в наследовании детьми культуры, созданной предшествующими поколениями. Вместе с тем этот процесс заключает в себе различие между «отцами» и «детьми». В процессе совместной деятельности взрослых и молодёжи по изменению условий жизни происходит преемственность поколений.


Задание 6.

Уважаемые ребята, сейчас мы с вами постараемся сформулировать основные принципы, записанные в Конвенции о правах ребёнка.

Для этого вы должны дать утвердительный ответ на поставленные перед вами вопросы.

Детям раздаются карточки с вопросами.


Группа 1.


  1. Конвенция о правах ребёнка принята в 1959 году. (Нет).


  2. Декларация о правах ребёнка провозглашена в 1989 году. (Нет).


  3. Россия подписала Конвенцию о правах ребёнка. (Да).


  4. Согласно Конвенции о правах ребёнка, ребёнком признаётся лицо, достигшее 18 лет.(Да).


  5. Ребёнок имеет право на защиту от жестокости и эксплуатации.(Да)



Группа 2.


  1. Ребёнок вправе распоряжаться своим заработком, стипендией


Или иными доходами. (Да).


  1. Вправе с согласия родителей совершать любые сделки. (Да).


  2. Имеет право пользоваться благами социального обеспечения, предполагая здоровый рост и развитие ребёнка.


  3. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов. (Да).


  4. Имеет право на имя, отчество и фамилию. (Да)



Группа 3.


  1. Имеет право жить и воспитываться в семье (Да).


  2. Вправе посещать школу. (Да).


  3. Имеет право на защиту от жестокости и эксплуатации.(да).


  4. Вправе выражать своё мнение при решении любого вопроса, затрагивающего его интересы. (Да).


  5. Имеет право на получение паспорта. (Да).


Учитель: Сейчас мы с вами приведём в систему названные принципы и запишем это в тетрадь.



Принципы, записанные в Конвенции о правах ребёнка, которые

государства должны учитывать при принятии законов в своей стране.


  1. Заботиться о детях.


  2. Пользоваться благами социального обеспечения, предполагая здоровый рост и развитие ребёнка, специальный уход, питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.


  3. Защита со стороны общества неполноценных в физическом, социальном и психическом развитии детей.


  4. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.


  5. Ребёнок не должен приниматься на работу до достижения возрастного минимума, ему ни в коем случае не должны поручаться или разрешаться работа или занятия, которые были бы вредны для его здоровья и образования, или были бы препятствием его физическому, умственному или нравственному развитию.



Задание 7.


Работа в группах. Детям раздаётся текст, который они должны прочитать и ответить на поставленные вопросы.


Возрастные этапы.

Каждой из групп нужно охарактеризовать свой возрастной этап.


Группа 1.


В своём развитии человек проходит несколько этапов. С рождения человек вступает в пору детства (до 14 лет). Этот период называют самым беззаботным в жизни - родители решают все возникающие проблемы, кормят, одевают, покупают подарки, игрушки. Однако именно в детстве человек начинает формироваться как личность, узнавать правила поведения людей, оценивать свои поступки, а иногда и отвечать за них. Ещё в детстве мы учимся взрослой жизни. Человек узнаёт много нового об окружающем мире, становится более самостоятельным, начинает отрываться от ежечасной опеки родителей. (Детство)


Группа 2.


Этот период жизни нередко называют переходным, так как в эти годы человек постепенно начинает вступать во взрослую жизнь - с 14 лет каждый получает паспорт гражданина страны, с этого же возраста наступает уголовная ответственность за уряд преступлений. Дети буквально на глазах растут и крепнут, но их сознание часто не успевает за физическими переменами в организме. Многое в будущем подростка зависит от общества, и от самого подростка. Умение ответить «нет», если не желаешь что-то совершать либо хочешь отстоять своё мнение, является важным шагом к формированию личности. Заканчивается этот возраст в 18 лет, когда человек становится совершеннолетним и получает все права и обязанности гражданина.


Группа 3.


Совершеннолетний человек вступает в пору ________, продолжает образование или поступает на работу, получая определённую профессию, служит в армии, часто меняет круг знакомых, склонен к формированию новых взглядов на свою жизнь и окружающий мир, может вступать в брак, распоряжаться своим имуществом.

Задание группам. Учащиеся, прочитав текст, должны охарактеризовать каждый из возрастных этапов.



  1. Закрепление.



Задание 1.


Учитель читает детям текст из повести Ч.Айтматова «Белый пароход». Герой повести - маленький мальчик.

Мальчик беседует со случайно встретившимся ему солдатом. Они разговаривают о родителях, о том, как важно знать свой род.

- Дед говорит, что если люди не будут помнить своих отцов, то они испортятся.

- Кто испортится? Люди?

-Да.

-Почему?

-Дед говорит, что тогда никто не будет стыдится плохих дел, потому что дети и дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать.


Вопросы к тексту:


-В чём, по вашему мнению, смысл этого эпизода? Почему важна связь поколений? Почему память о предках и почтение к ним получают столь высокую моральную оценку?


Задание 2. Детям раздаётся один и тот же текст, но с разными вопросами к нему. Прочитав текст, дети должны ответить на поставленные вопросы.


Текст.


Дети и взрослые различаются множеством признаков: ростом, физической силой, умственными способностями и умением их выгодно применять, отношение к опасному риску, соотношением рассудочных и эмоциональных компонентов, объёмов приобретённых знаний, способностью учиться на собственных ошибках, умением принимать правильные решения в сложных ситуациях, стремлением брать на себя дополнительную ответственность. Дети - единственная категория населения, не имеющая социальных статусов и социальных ролей, если не считать статусов «ребёнок», «мужской и женский пол», «сын», «дочь», которые они ещё не осмысливают в полной мере. Так как дети не являются производителями материальных благ и не относятся к категориям экономически самостоятельного населения, у них не может быть профессиональных, экономических или политических статусов и ролей. Им не знакомо то, что составляет суть статусов - круг прав и обязанностей. Они не знают обязанностей инженера, почтальона. Парламентария или прихожанина. Они не знают, что такое социальные нормы, хотя о многих из них взрослые им рассказывали…


Вопросы и задания к тексту.


  1. Выделите главную мысль текста.


  2. Какие существенные различия можно выделить, сравнивая мир детей и мир взрослых? Согласны ли вы с тем, что именно этими различиями обусловлены разногласия поколений?


  3. Как зная различия между поколениями, добиться гармонии в их отношениях?


  4. Можно ли, признавая различия между миром взрослых и детей, оспорить неизбежность конфликта между этими поколениями? Какие аргументы можно привести в подобном споре?



Домашнее задание: Изучить п.23 с 135-139. Ответить на вопросы на с. 138-139. Записать в словарик термины.


Учитель проводит мотивацию оценок.


Рефлексия: Детям раздаются рисунки. Выходя из класса, дети отмечают на рисунке своё внутреннее состояние на уроке.

Спасибо всем за внимание и работу. Урок окончен.

© 2010-2022