Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Тема: «Инфляция: сущность, виды, причины и последствия. »


1. Развивающая

цель


Работать над развитием экономического мышления, памяти; способствовать овладению навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, работе с источниками различных типов; формированию умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.


2. Учебная

цель

Используя уравнение количественной теории денег, рассмотреть взаимосвязь между количеством денег в обращении и общим уровнем цен; дать определение инфляции, рассмотреть её виды, причины возникновения и последствия; повторить материал по теме: «Денежное обращение».


3. Воспитательная

цель


Воспитание познавательного интереса, ответственности.



Основные понятия

1)Инфляция; 2) открытая и подавленная инфляция; 3) инфляция спроса; 4) инфляция затрат; 5) умеренная инфляция; 6) ползучая; 7) галопирующая; 8) гиперинфляция; 9) покупательная способность денег;10) индекс потребительских цен; 11) потребительская корзина


Оборудование урока

Рабочая тетрадь, учебник, презентация по теме, КИМ, Интернет-ресурсы, ПК


Тип урока

Комбинированный





План урока:


I. Организационный момент.


II. Актуализация темы.

Этот особый товар вам понадобится и сейчас, так как мы проведем аукцион. Сейчас я проведу эмиссию денег (раздать произвольно «деньги» разного достоинства). На аукцион выставляется единственный товар (ручка). Ее приобретет тот, кто даст большую цену.

Игра «Аукцион».


Какую ситуацию в масштабах нашего класса мы спровоцировали? (инфляцию)

А что же такое инфляция? (ответы)


Тема урока: Инфляция: виды, причины и последствия. (запись темы и плана урока)

(слайд 1, 2)


- Итак, ручка стоимостью в 15 рублей была продана за ________ рублей. Произошло обесценивание денег - этот процесс и называют инфляцией


- Какая причина вызвала инфляцию у нас на уроке? (переполнение каналов товарного обращения денежной массой).


II. Повторение и актуализация ранее полученных знаний по теме «Деньги»:

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мы изучали тему деньги, знакомились с причинами возникновения денег, рассмотрели виды денег и их основные функции).

Индивидуальная работа по карточкам:


Карточка № 1

  1. Заполнить пропуски в схеме:

  1. Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды. Функции денег


Средство обмена Мировые деньги __________ Средство платежа __________


Дополнительные вопросы после схемы : О какой функции денег говорится в ситуации: Буратино променял азбуку на 5 грошей какому-то мальчишке (средство обмена), Врач говорит пациенту: Протезирование зубов вам обойдется в 15 тысяч рублей (мера стоимости)


  1. Тест «Деньги» (слайд 3)


Сопоставьте понятия левого столбца таблицы с понятиями правого столбца:


Понятия

Примеры и определения

  1. Эмиссия

( ) Срочные банковские счета

  1. Скорость обращения денег

( ) Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента

  1. Ликвидность

( ) Выпуск денег в обращение

  1. Деньги

( ) Функция денег

  1. Инфляция

( ) Число сделок в году, в которых участвовала в среднем каждая денежная единица

  1. Средство обмена

( ) Монеты

  1. Наличные деньги

( ) Степень лёгкости обращения имущества в деньги

  1. Безналичные деньги

( ) Повышение общего уровня цен в стране



IV. Изучение нового материала (Слайд 4)


по плану: 1. Понятие «Инфляция» и способы расчёта

2. Причины возникновения инфляции.

3. Виды инфляции.

4. Последствия инфляции.

5. Инфляция в России.

1. Понятие «Инфляция». Уравнение обмена.

Для чего нужны нам деньги? (Для обмена на товары и услуги.)

(Слайд № 5) Вот у нас много различных товаров, обозначим их буквой (Q), у каждого товара есть цена, обозначим ее буквой (P). Все деньги в стране - денежная масса (M).

Товары мы можем произвести и продать по определенной цене, по определенной цене можем и купить, то есть (денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем (Q*P).)

Давайте посмотрим первые два фактора формирования денежной массы (M):

- объем продающихся товаров (Q);
- цены на это товары (P);
- денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем Q*P;
- и ставим знак равно.

В результате торговли деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Каждый денежный знак успевает за определенный период времени поучаствовать во многих платежных операциях. Значит, стране нужна денежная сумма значительно меньшая, чем объем совершаемых сделок - появляется 3-й фактор - скорость обращения денег (V). Выяснив все эти факторы, мы можем составить уравнение количественной теории денег, автором которой является Ирвинг Фишер:

M*V=Q*P (записать в тетрадь)

Запишите в тетради это уравнение. По-другому это уравнение называют законом обмена. Его формулировка у вас на столах, прочитайте, выделите карандашом основные слова.

Количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок и достигнутой скорости обращения местной валюты.

Попробуйте сформулировать сами. (Спрашиваем учеников.)

(Слайд 6) Давайте теперь посмотрим, что произойдет, если пропорции в уравнении будут нарушены - подставим 2 к одной части уравнения - что произойдет? Из математики вы знаете, чтобы выполнить равенство при увеличении левой части в 2 раза, во столько же раз должна увеличиться и правая. Куда я должна поставить двойку? Смотрим по уравнению 2 M*V=2Q*P.

Мы знаем, что Q - объем товаров, может ли за короткие сроки производство увеличиться в два раза - нет, значит должна увеличиться цена на товары. Т.О.

Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. А процесс повышения общего уровня цен в стране - инфляция. Давайте запишем это определение.

Инфляция - это процесс повышения общего уровня цен в стране. (записать в тетрадь)

Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен, а это инфляция (от лат. Inflatio «вздутие»)

(определение записать в тетрадь)


Когда происходит рост цен обязательно речь пойдёт о покупательной способности денег - объём товаров и услуг, который может быть приобретен на некоторое количество денег в данный момент времени.


Инфляция измеряется с помощью индексов цен: индекс потребительских цен; индекс цен производителей на промышленную продукцию; индекс-дефлятор ВНП.

Для справки: Потребительская корзина - перечень товаров, который потребляет семья со средним доходом в течение года

(Слайд 7) Наиболее распространённым является ИПЦ, т. к. именно этот индекс демонстрирует изменение стоимости жизни:

Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.


  1. Причины возникновения инфляции.

Почему же возникает инфляция?

Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.)

Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам разделиться на группы и поработать со схемами.

Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3-5 минут.)

А) Работа в группах со схемами. Из-за чего возникает инфляция? С точки зрения причин, можно выделить два типа инфляции:

(Слайд 8) Инфляция спроса - когда люди и фирмы тратят больше денег, чем стоят производимые страной товары. Иными словами спрос в целом оказывается больше суммарного предложения товаров, а это неизбежно ведёт к росту цен. Эту ситуацию можно описать следующим образом «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Такая ситуация хорошо известна в нашей стране (командная система, цены регулировались государством, не могло быть удорожания товаров, инфляция приобрела форму «неудовлетворённого спроса» или дефицит) (Рис. 1)

Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.

(Слайд 9) Инфляция затрат - цены растут в силу удорожания покупных ресурсов для производства потребительских товаров, можно объяснить на примере связки «розничные цены - заработная плата».

Если розничные цены повышаются, то покупательная способность з/п падает и под давлением работников её приходится повышать. Это вызывает рост затрат на производство потребительских товаров. Компенсировать такой рост приходится новым повышением цен.

Наряду с ростом з/п причиной инфляции становится удорожание материалов и энергии. (Рис. 2)

Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.

После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции:

1. Инфляция спроса- спрос больше предложения, а это ведет к росту цен («Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров»).

2. Инфляция затрат - цены растут из-за удорожания ресурсов (например, з/п) для производства потребительских товаров.

3. Виды инфляции (работа со схемой)

(Слайд 10) В зависимости от нормы инфляция бывает следующих видов:

Инфляция


Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.

Подавленная

Открытая (по темпу роста цен)

Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.Открытый урок по теме: Инфляция: сущность и виды.

Административный

контроль цен

Ползущая (до 10% в год)

Гиперинфляция

(от 200 и выше)



Галопирующая

(20-200 % в год)


  1. Работа в рабочих листах № 1 (1 группа) и № 2 (2 группа)

1 группа: Самостоятельная работа с учебником «Основы экономики», С. В. Соколова, стр. 74.

Запишите ответ на вопрос: (слайд 11) Каковы социальные последствия инфляции?

(слайд 12) Обобщение (презентация):

Для потребителей:

  • Падает реальная ценность личных сбережений

  • Снижаются текущие реальные доходы

  • Происходит социальное расслоение

  • Общее замедление экономического развития


Для производителей:

  • Ослабевают стимулы к труду (админ. контроль цен)

  • Тормозится освоение новых технологий (инфляция издержек)


Преподаватель: Во время второй мировой войны Германия и Великобритания вынашивали планы применения бумажного оружия. Оба государства хотели напечатать большое количество денежных знаков и выбросить их над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием? (Слайд 13)

Обучаемые обсуждают этот вопрос, приходят к выводу, что это вызвало бы инфляцию со всеми вытекающими последствиями. Избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и, как следствие, к полному расстройству экономики. Как говорят, достаточно разрушить экономику страны и военные действия уже не нужны.

!!!Напомнить о технике безопасности!!!!


Рабочий лист № 2 (группа 2) Особенности инфляции в России:


Задание 1: (Слайд 15) Используя знания о сущности и видах инфляции, по первой строке данной таблицы, в которой представлены данные об индексе потребительских цен в 90-е годы прошлого столетия, сделайте все возможные выводы (в 1992г. в России была гиперинфляция, так как цены выросли почти на 3 тысячи процентов, с 1993г. - галопирующая инфляция). Идет процесс дезинфляции.


Задание № 2: (Слайд 14) Информация об экономической ситуации с 1997 по 2001г. представлена в виде диаграммы (уровень инфляции в %). Есть ли какая-либо закономерность? Дополнить информацию с сайта 25signals.ru/reference/statistika-urovnya-inflyacii/ и построить диаграмму, показывающую уровень инфляции( в %) в России за период 1997-2012 г.г.


Главные объективные причины инфляции в отечественной экономике можно представить так:

  • Гигантский размер военного производства

  • Абсолютное преобладание отраслей промышленности над сферой обращения

  • Огромные объёмы незавершённого строительства

  • Искусственно завышенный уровень занятости населения в производстве.


V. Итоги урока.

1. Беседа (обобщение):

- Какие новые экономические знания об инфляции получили? Полезны ли они для вас?

  • Назовите основные причины инфляции.

  • Может ли инфляция быть выгодной? Если да, то для кого?

  • Как влияет инфляция на жизненный уровень населения?


2. Выставление оценок.

3. Рефлексия.


VI. Задание на дом.

(Слайд 16) § 5.4- § 5.9 стр. 70-77

(Слайд 17) Задание: найти и записать в тетрадь:

1 группа - меры, борьбы с инфляцией из учебника;

2 группа - меры, предпринимаемые для борьбы с инфляцией в нашей стране, из СМИ.

.








































9

© 2010-2022