Рабочая программа по обществознанию 7 класс ФГОС

Данная программа предназначена для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы и разработана на основе ФГОС ООО, авторской программы под ред. Соболевой О.Б. Медведевой О.В.Рабочая программа включает:Пояснительная записка с указанием целей и задач обучения, системы оценки достижений обучающихсяОбщая характеристика учебного предмета (используемые пед. технологии, режим занятий, формы, методыи приемы обучения, межпредметные связи)Описание места учебного предметаЛичностные, метапредметные и пре...
Раздел Обществознание
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по обществознанию

для 7 класса


учителя I категории

Глазковой Галины Николаевны


























Данная программа предназначена для обучающихся 7 класса общеобразовательной школы и разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

  2. Приказа Министерства образования и науки РФ№ 1897 от 17.12.2010 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  3. Фундаментального ядра содержания общего образования

  4. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования

  5. Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).

  6. Обществознание: Программа 5-9 классы общеобразовательных учреждений / Соболева О.Б., Медведева О.В. - М. : Вентана-Граф, 2014

  7. Положение о рабочей программе педагога МОУ «Владыкинская сош Ртищевского района Саратовской области»

  8. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального государственного образовательного стандарта.

Обществоведческое образование на ступени основного общего образования способствует формированию систематизированных знаний об обществе, обогащению социального опыта обучающихся при изучении и обсуждении общественных форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности обучающихся к пониманию логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества обществоведческого образования в основной школе связан в большей степени с усвоением информации и способностью воспроизводить изученный материал, а также овладением навыка анализа, объяснения, оценки явлений, процессов, развитием коммуникативной культуры учащихся.

Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее простых, обобщенных тем, характеризующих специфику различных отраслей обществоведческой науки. При этом, на ступени основного общего образования изучение обществознания должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие обучающихся, использование потенциала данной науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Большую значимость на этой ступени образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность обучающихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Обучающиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Актуальность, новизна: отличительные особенности программы заключаются в том, что данная программа реализуется через принципы многофакторного подхода к обществознанию, позволяющий показать всю сложность и многомерность данной науки и поиска фактов из различных источников; акцент на сравнение процессов поисково-исследовательского навыка с помощью информационных технологий.

Курс обществознания на ступени основного общего образования является частью концентрической системы обществоведческого образования. Предмет «Обществознание» входит в образовательную область «Общественно - научные дисциплины» и преподается самостоятельно.

Принцип отбора материала

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной, исследовательской деятельности, которые предполагают не только учёт индивидуально-личностной природы учащегося, его потребностей и интересов, но и определяют необходимость создания в обучении условий для его самоопределения и самореализации как личности. Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является вторым этапом в изучении обществознания.

В учебнике в интересной и увлекательной форме освещаются вопросы человековедения. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

Сроки реализации программы: 1 год, 35 ч. в год (1 раз в неделю)

Тип рабочей программы - адаптированная.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить ребенка видеть историко-культурный контекст окружающих его вещей, оценивать их с точки зрения развития обществознания и культуры;

  • Обучать активным формам деятельности в обстановке информационной и творческой работы;

  • Мотивировать познавательную деятельность методом практического применения полученных знаний;

  • Обучать самостоятельной работе с библиографическими источниками;

  • Формировать систему ЗУН по предмету

  • Формировать навыки поиска информации в Интернете и электронных носителях;

Развивающие:

  • Развивать уверенность в реализации личностных качеств;

  • Содействовать раскрытию творческого потенциала, творческой самореализации;

  • Развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира

Воспитательные:

  • Воспитывать целеустремленность в овладении знаниями, самореализации, самосовершенствования;

  • Воспитывать культуру общения, чувств, творческого взаимодействия;

  • Воспитывать активную жизненную позицию.

Режим занятий: классно-урочная система.

Реализация программы обществоведческого образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет обучающимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознания и географии расширяет знания обучающихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет обучающимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание обучающимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Данная программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение обществознания способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса обществознания приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

На уроках обществознания обучающиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач обучающимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно - урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • беседа

  • домашняя самостоятельная работа (включает работу с текстом учебника и дополнительной литературой для учащихся, выполнение упражнений и решение задач разной сложности);

  • практикум,

  • рассказ.

При обучении учащихся по данной рабочей учебной программе используются следующие общие формы обучения:

  • индивидуальная (консультации);

  • групповая (учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах: по тему усвоения - при изучении нового материала, по уровню учебных достижений - на обобщающих по теме уроках);

  • фронтальная (работа учителя сразу со всем классом в едином темпе с общими задачами);

  • парная (взаимодействие между двумя учениками с целью осуществления взаимоконтроля).

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, группового обучения, программированного обучения, музейная педагогика, тестового контроля.

Исходя из целей и задач обществоведческого образования, контроль за уровнем ЗУН осуществляется тематически в следующих формах: тестирование, зачеты, контрольные и практические работы, собеседования, тематические диктанты, защиты сообщений, презентаций, проектов.

Основные объекты проверки знаний по обществознанию:

  • знание фактического обществоведческого материала;

  • понимание причинно-следственных связей фактов и явлений;

  • понимание роли личности в общественных процессах;

  • умение применять свои знания на практике и самостоятельно (приобретать новые знания);

  • правильность произношение и написание обществоведческих терминов.

Система оценки достижений обучающихся: пятибалльная система, портфолио.

Нормы оценки знаний за устный ответ обучающихся

Оценка 5: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание понятий, ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения.

Оценка 4: Ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении понятий, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

Оценка 3: Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия, затрудняется в самостоятельном объяснении, непоследовательно излагает материал.

Оценка 2: Ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя.


Нормы оценки знаний за выполнение теста по обществознанию

% выполнения

0-30

31-60

60-89

90-100

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»


Планируемые результаты освоения предмета

Результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию

Предметные результаты.

Семииклассник должен знать:

  • что такое общество и человек;

  • механизмы и регуляторы деятельности людей;

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;

  • основные нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  • особенности труда как одного из основных видов деятельности человека;

  • специфику познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

Уметь

  • описывать человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • объяснять взаимодействия человека и общества, общества и природы;

  • приводить примеры социальных отношений; деятельности людей;

  • оценивать поведение людей;

  • взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  • находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

Владеть

  • приверженностью гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

  • пониманием значения трудовой деятельности для личности и для общества;

коммуникативной;

  • отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

  • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности;

  • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • умении выполнять познавательные и практические задания на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

3) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

4) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

5) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

6) определение собственного отношения к явлениям жизни человека, формулирование своей точки зрения.

Личностными результатами семииклассников, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов.

Календарно - тематическое планирование по курсу обществознания 7 класса

п/п

Название разделов и тем уроков

Кол-во

часов

Дата проведения

Планируемые результаты


план факт

предметные

УУД (личностные и

метапредметные)


1.

Введение.

1

01.09

Представление о человеке и человеческом отношении ко всему окружающему

Осознавать какое значение и смысл имеет учение, извлекать информацию из текста, составлять целое из частей, работая в группах; составлять план своих действий

Общество и его структура

12


2.

Что такое общество

1

08.09

Давать определения понятиям: эволюция, Человек разумный, тотем, миф, Библия.

знать - что такое тотем;

пересказывать библейскую версию происхождения человека и подтверждать примерами то, что человек осознавал себя частью природы.

Воспроизводить информацию, содержащуюся в устном изложении учителя

Уметь высказывать свою точку зрения.

3.

Социальная структура общества

1

15.09

Давать определения: расы, европеоиды, негроиды, монголоиды.

Знать по каким признакам люди отличаются друг от друга;

Выявлять особенности внешнего облика представителей негроидной расы и чем они объясняются; какие факторы влияют на сохранение внешнего облика некоторых народов.

Уметь работать в паре и высказывать свое мнение.

Оценивать собственные действия и отношение других людей с позиции толерантности

4.

Мы - дети разных народов

1

22.09

Осознавать значимость биологического и социального в человеке, воспринимать себя как неотъемлемую часть общества;

Уметь при работе с текстом выяснить: как менялось отношение человека к природе и как человек обогащал свой опыт, наблюдая за инстинктивным поведением животных.

Уметь доказательно высказывать свою точку зрения.

5.

Этническая ситуация в современной России

1

29.09

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

6.

В мире религий

1

06.10

Знать, что такое психика и называть основные процессы психики; Понимать роль сознания в жизни человека; давать определения понятиям - сознание, самосознание, бессознательное;

Уметь работая с текстом, определить какую роль в процессе познания играет мозг и в чем различие ощущений и восприятий;

Работа в группе.

7.

Религиозные организации России

1

13.10

Понимать роль познания в жизни человека;

давать определения понятиям - познание, мышление, ощущение, восприятие, представление, умозаключение, понятие, суждение.

Уметь, работая с текстом, извлекать главные мысли, составлять план; работать в паре.

Уметь формулировать и аргументировать собственное мнение.

8.

Профессиональные группы

1

20.10

Понимать роль памяти; давать определения понятиям: память, внимание

уметь рассказывать, как работает память, почему внимание называют помощником памяти;

уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Выяснить, как сделать процесс запоминания более продуктивным;

Высказывать свою точку зрения и работать в группе.

9.

Роль профессии в жизни человека. Выбор профессии.

1

27.10

Осознать значимость эмоционально-чувственного познания мира; оперировать новыми терминами: эмоции, чувства, настроение; учиться самостоятельно контролировать свои эмоции.

Уметь объяснять: как в эмоциях проявляется внутренний мир человека и какими способами человек выражает свое эмоциональное состояние;

Работать в паре.

10.

Ваша семья.

1

10.11

Знать: что такое темперамент и какую роль он играет в жизни человека;

Выявлять: какие существуют типы темпераментов и как они проявляются в жизни;

Осознать важность воспитания в себе положительных черт характера, силы воли, критического отношения к себе и адекватного к окружающим.

Работая в группе, доказательно объяснять: почему характер каждого человека является уникальным.

11.

Ваш школьный класс.

1

17.11

Знать: что такое гениальность, задатки и способности; какие качества характера необходимы для развития способностей и талантов;

Выявить: факторы, влияющие на развитие способностей; способности, которые обусловлены физическими данными человека;

Характеризовать факторы, влияющие на формирование способностей.

Работая в группе, объяснить - почему гениев, как правило, плохо понимают их современники?

12.

Обобщение темы: Общество и его структура.

1

24.11

Формировать эмоционально положительное принятие своей личности, воспитывать уважение к личности, ее достоинствам;

формировать и развивать доброжелательное отношение к окружающим, адекватно оценивать себя и других, опираясь на нормы морали.

Человек в обществе

10

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность

13.

Наши статусы, или в какие группы общества мы входим.


01.12


14.

Какие роли мы играем.

1

08.12

Показать уровень усвоения материала по теме» Познавая мир и самого себя»

15.

Как мы переходим в другие группы

1

15.12

Знать: что такое поведение, поступок.

Уметь: давать характеристику непроизвольного и произвольного поведения и из курса истории Древнего мира, приводить примеры агрессии одного народа против другого.

осуществлять классификацию потребностей и приводить примеры, устанавливать причинно-следственные связи между потребностями и поступками человека.

Оценивать с позиции норм морали собственные потребности, формировать негативное отношение к неразумным потребностям человека; Работать в паре с текстом и отвечать на вопросы.

16.

Взаимоотношения и роли в группах.

1

22.12

Знать определение понятий «деятельность» и «творчество», виды деятельности.

осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность;

Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; оперировать новыми терминами; планировать свою деятельность

17.

Групповое поведение.

1

29.12

Выяснить: что необходимо для успешной деятельности, что мешает процессу творчества.

осознавать, что деятельность способствует развитию таких качеств личности как упорство, целеустремленность;

Формировать положительное отношение ко всем видам деятельности; понимать, что результат деятельности влияет на развитие человека, его самооценку; планировать свою деятельность

18.

«Я», «мы», «они».

1

12.01

Знать, что такое общение, основные средства общения.

Выявить формы речевого общения и другие.

приводить примеры различных средств и форм общения;

Использовать формы обращения к неизвестным людям.

Осознавать значимость общения для человека; уметь формулировать и аргументировать собственное мнение, осуществлять взаимоконтроль и взаимопонимание

19.

«Учимся быть толерантными».

1

19.01

Знать: что такое социализация личности, симпатия и антипатия.

Выявить: какую роль играет мотив поведения «делать как все» в становлении личности, какие качества необходимы человеку для жизни в обществе.

Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями; оперировать новыми терминами;

давать конструктивную оценку себе и окружающим

Работать в группе при обсуждении заданий.

20.

«Давай помиримся!»

1

26.01

Знать определения понятий «дружба», «любовь».

Выяснить, в чем проявляется дружба и любовь.

Формировать и развивать доброжелательные отношения к окружающим; формировать терпимое отношение к людям

Высказывать свою точку зрения и работать в группе

21.

Нормы поведения

1

02.02

Знать: что такое мораль, в чем сущность «Золотого правила» морали.

Осознать значимость морали для жизни общества; оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих;

оперировать новой терминологией

Обсуждая в группе жизненные ситуации, высказывать свою точку зрения. Уметь приводить примеры из жизни

22.

Обобщение темы: Человек в обществе

1

09.02

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

Общество и государство

8

Показать уровень усвоения материала по теме «Деятельность человека»

23.

Зачем обществу государство?

1

16.02


24.

Государство на службе общества.

1

02.03

Знать, что такое инфантилизм, как развивается новорожденный ребенок

Выяснить: почему у ребенка дошкольного возраста развито любопытство, почему подростковый возраст называют «переходным», какие особенности юношеского возраста.

внимательно относиться к своему здоровью; осознать значимость здорового образа жизни.

Высказывать свою точку зрения и работать в группе

25.

Как устроены государства

1

09.03

Знать, в чем заключаются особенности домашней работы, чем досуг отличается от домашней работы.

Выяснить: почему возраст 20-25 лет вполне благоприятен для создания семьи, каковы основные жизненные достижения сорокалетнего человека.

Осознать значимость периода зрелости и оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего возраста; давать определения новым понятиям; уметь строить диалог с людьми разного возраста.

26.

Государственная власть в демократических странах.

1

16.03

Знать: в чем особенность пожилого возраста;

Выяснить, почему период жизни от 40 до 60 лет называют «золотой порой», каких людей называют пожилыми и в чем особенность этого возраста.

оценивать с нравственной позиции свое отношение к людям старшего преклонного возраста;

Уметь строить диалог с людьми преклонного возраста.

27.

Политика и политические партии.

1

06.04

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

28.

Социальные конфликты и политическое развитие.

1

13.04

Показать уровень усвоения материала по теме «Жизненный путь человека»

29.

Я - гражданин России.

Если бы я был губернатором (мэром).

1

20.04

Знать: что такое толерантность, что относится к вещественным памятникам культуры, что такое духовная культура.

Выяснить: посредством чего передаются ценности духовной культуры, основные ценности духовной культуры.

Уметь работать с текстом

уметь выражать собственную точку зрения, работать в группе.

30.

Обобщение темы: Общество и государство

1

27.04

Знать: что такое вера, атеизм, свобода совести; мировые религии.

Уметь выделять особенности религиозной веры.

знать мировые религии, оперировать новыми терминами: вера, свобода совести, атеизм, гуманизм.

Осознать значимость духовной свободы для человека;

Работать в группе, приводить примеры из истории, литературы, жизни, когда вера человека становится основой его благородных поступков.

. Современное общество

4



31.

Информационное общество

1



Знать определения понятиям «искусство», «наука, виды искусства, что и как изучают ученые.

Объяснять связь искусства и науки с творчеством.

Выяснить как создаются художественные произведения.

формировать бережное отношение к культурному наследию; уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель


32.

Лучше ли сейчас, чем раньше?

1




33.

Международные отношения и национальная безопасность.

1

11.05

Использовать умения работать над проектом, составлять план, проводить самооценку, слушать собеседника, излагать свое мнение, осуществлять практическую деятельность.

34.

Глобальные проблемы современности. Пути решения глобальных проблем

1

18.05

оценивать с позиции норм морали свое поведение и поступки, а также поведение и поступки окружающих; формировать терпимое отношение к людям с противоположными взглядами и убеждениями;

Осознать значимость духовной свободы для человека;

35.

Обобщение курса обществознания 7 класса.

1

25.05

уметь выражать собственную точку зрения, уметь ставить цель; устанавливать причинно-следственные связи

Содержание тем учебного курса

ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

ВВЕДЕНИЕ

Для чего и как молодому человеку следует изучать общество, общественные отношения и проблемы управления обществом?

ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА

Человек как часть природы и общества. Общество как форма жизни людей. Потребности человека и общество. Основные области общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения. Виды обществ.

Понятие социального. Строение общества. Социальная группа. Виды социальных групп. Вертикальная структура общества. Социальный слой, социальная лестница. Проблема общественного неравенства. Средний класс.

Многообразие народов. Этнические различия. Этническая ситуация в современной России. Межнациональные отношения. Мигранты и социальная напряжѐнность. Дискриминация. Национализм. Шовинизм.

Профессии, профессиональные группы. Роль различных профессий в жизни общества. Образование и профессиональная компетентность. Выбор профессии.

Виды религий. Мировые религии. Религиозные организации России. Роль религии в жизни современного общества. Взаимоотношения людей разного вероисповедания. Религия, атеизм, гуманизм.

Семья и брак. Виды семей. Роль семьи в жизни человека. Роль семьи в жизни современного общества. Проблемы создания и сохранения семьи. Классный коллектив как малая группа. Взаимодействия в классном коллективе.

Итоговое повторение.

ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ

Статус человека в обществе. Виды статусов. Влияние статуса на человека.

Социальная роль. Виды социальных ролей. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростков. Социальная роль и поведение. Ролевой конфликт. Возможности и способы изменения человеком своего социального положения.

Социальная мобильность. Виды социальной мобильности. Социальные лифты. Социальная мобильность в современной России. Этапы развития группы. Коллектив. Роли в группах.

Лидер. Типы лидерства. Взаимоотношения в группе. Особенности подросткового возраста. Гендерные особенности воспитания и подросткового поведения.

Групповое поведение. Человек и толпа. Формирование образа Я. «Я», «мы», «они». Сущность общения. Способы общения. Восприятие людей и общение. Самопрезентация. Типы человеческих взаимоотношений: сотрудничество, соперничество, индивидуализм, дружба, любовь. Сущность конфликта. Причины конфликтов. Участники конфликта. Социальный конфликт. Способы разрешения конфликта. Роль конфликтов в жизни че-ловека и развитии общества.

Социальные нормы. Виды социальных норм. Социальный контроль. Виды социального контроля. Социализация. Нарушение норм. Роль социальных норм в жизни общества. Свобода и ответственность личности.

Итоговое повторение.

ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Государство как политическая организация общества. Признаки государства. Легитимность власти. Политика. Основные направления государственной политики. Формы организации государственной власти: формы правления, формы государственного устройства, политические режимы.

Формирование органов власти в демократическом государстве. Избирательные системы. Разделение властей. Государственная власть в субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление.

Политические партии и движения, их роль в современной жизни. Политические лидеры. Политический экстремизм и его последствия. Пацифизм. Политическая культура.

Причины социальных конфликтов. Виды социальных конфликтов. Социальные конфликты и общественное развитие. Революция и эволюция - пути общественного развития.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на повседневную политическую жизнь. Влияние СМИ на общественное сознание. Коммуникация. Манипулирование сознанием.

Гражданин. Права и обязанности граждан России. Государственная власть и граждане. Текущие задачи развития России.

Итоговое повторение.

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО

Общественный прогресс и его результаты в начале XXI века. Достижения в науке, культуре, производстве. Информационное общество.

Противоречия общественного развития. Глобальные проблемы человечества и пути их решения. Проблемы Перенаселения. Проблемы ресурсов. Экологические проблемы. Проблема бедности. Кризис духовности и нравственности. Угроза термоядерной войны. Опасность локальных военных конфликтов п угроза международного терроризма.

Международная безопасность. Национальная безопасность России. Необходимость преодоления разрыва в уровне развития стран. Необходимость борьбы с голодом, нищетой, эпидемиями и неграмотностью. Предотвращение загрязнения окружающей среды и борьба с его последствиями. Обеспечение человечества необходимыми ресурсами.

Взаимосвязь народов в современном глобальном мире. Влияние глобализации на культуру. Глобальные противоречия в современном мире. Глобальный характер угрозы терроризма. виртуальная реальность. Многообразие и глобализация. Интернет в политической и экономической сферах жи3ни.

Итоговое повторение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Роль человека в современном обществе. Значение индивидуальной и коллективной деятельности человека в развитии общества.






Перечень учебно - методического обеспечения:


I. Учебник

Соболева О. Б., Корсун Р.П. Обществознание : Человек в обществе : 7 класс / под общ. ред. Г. А. Бордовского. - 2-е изд., испр. и дораб. - М. : Вентана-Граф, 2015 г.

II. Рабочие тетради

Соболева О.Б. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 класс. М.: Вентана -Граф, 2015 г.

III. Тестовые задания:

IV Методическая литература для учителя

Соболева О.Б. Проектирование учебного курса М.: Вентана -Граф, 2014 г.

V. Мультимедиа - ресурсы.

VI. Нормативные документы.

  1. Стандарт основного общего образования по обществознанию

  2. Примерная программа основного общего образования на базовом уровне по обществознанию

  3. Авторские рабочие программы по курсу обществознания

VII. Дидактические, тестовые материалы по основным разделам обществознания:

1. Человек- часть природы

2. Познавая мир и самого себя

3. Деятельность человека

4. Жизненный путь человека

VIII. Оборудование:

Компьютер

Мультимедийный проектор

Презентации по темам уроков

Интернет

Закон об образовании РФ

Конституция РФ

Декларация прав ребенка;

Конвенция о правах ребенка.




Образовательные сайты:


  1. Яndex-энциклопедии. encycl.yandex.ru

  2. Рубрикон. rubricon.ru/

  3. Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU. megabook.ru/

  4. Lib.ru Библиотека Максима Мошкова

  5. rsnet.ru - Официальная Россия (сервер органов

  6. государственной власти РФ)

  7. president.kremlin.ru/ - Президент РФ

  8. ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и

  9. обществознания"

  10. alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы

  11. Интернета - Обществознание

  12. hpo.org - Права человека в России

  13. chelt.ru - журнал «Человек и труд»

  14. fw.ru - Фонд «Мир семьи»










Приложение к программе


  1. Основные понятия курса:

тотем, миф, Библия, эволюция, человек разумный, среда обитания, природная и искусственная среда, труд, расы, европеоиды, негроиды, монголоиды, сознание, самосознание, познание, мышление, ощущение, восприятие, представление, умозаключение, понятие, суждение, память, внимание, эмоции, чувства, настроение, характер, темперамент, самовоспитание, задатки, способности, талант, гениальность, индивид, индивидуальность, личность, смысл жизни, ценность жизни, поведение, мотив, агрессия, альтруизм, эгоизм, поступок, ответственность, потребности, интересы, деятельность, игра, труд, общение, диалог, монолог, полемика, этикет, партнерские отношения, сотрудничество, соперничество, симпатия, антипатия, дружба, любовь, мораль, долг, совесть, милосердие, благотворительность, инфантилизм, семья, брак, долгожители, вера, атеизм, гуманизм, толерантность и др.

2. Примерная тематика рефератов (сообщений):

1. Жизнь и деятельность Ч. Дарвина

2. Расы людей

3. Феноменальные возможности животных

4. Необычные способности памяти человека

5. Трудно ли быть гением?

6. Героизм в наше время

7. Опасные продукты

8. Детские благотворительные фонды в России

9. Мифы о любви

10. С. Михалков, жизнь и творчество.

11. Врач - кардиолог М.Э. Дебеки

12. Обряды народов России

3. Темы творческих работ:

  1. Мифы народов мира о происхождении человека

  2. Коллективный проект «Самый лучший рассказ»

  3. Рассказ или презентация «Мои интересы» (на выбор)

  4. Описание картины (стр. 42 учебника)

  5. Памятка «Как лучше запомнить информацию»

  6. Исследование «Как жизненные обстоятельства влияли на характер героя (литературного или исторического)»

  7. Характеристика талантливого человека (по памятке 3)

  8. Проект «Познаю себя»

  9. Сочинение «Влияет ли моя внешность на мой характер?»

  10. Мини - исследование « К каким непридвиденным последствиям приводят наши поступки»

  11. Соц. опрос «Легко ли быть героем сегодня?

  12. Презентация «Домашние питомцы»

  13. Проект «Мой идеал»

  14. Презентация Я должен делать это каждый день»

  15. Сочинение «Мой кумир»

  16. Проект «Три возраста»

  17. Презентация «Традиции народов России»


4. Алгоритм действий при решении познавательной задачи по обществознанию.

  1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.

  2. Запомните вопрос.

  3. Соотнесите вопрос с условием задачи. Для этого сделайте следующие действия.

  4. Определите информацию, содержащуюся в условии, которая могла бы быть полезной для решения задачи.

  5. Определите, не противоречат ли друг другу данные условия задачи.

  6. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи. Для этого сделайте следующие действия.

  7. Определите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи.

  8. Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо применить.

  9. Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

  10. Продумать предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.

  11. Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.

  12. Убедитесь в правильности вашего ответа. Для этого сделайте следующие действия.

  13. Определите, соответствует ли ответ сути вопроса.

  14. Определите, нет ли противоречий между вашими аргументам



© 2010-2022