- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по праву 10-11 класс ( учебник Певцовой)
Рабочая программа по праву 10-11 класс ( учебник Певцовой)
Раздел | Обществознание |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Венидиктова Л.В. |
Дата | 06.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Рассмотрено на заседании ШМО Председатель _____________________
«__»_______2015г.
| Согласовано Заместитель директора ГБОУ Школа № 717 Селянина Ж.А. _____________________
«__»_______2015г.
| Утверждаю Директор ГБОУ Школа № 717 Леонтьева Н.В.
_____________________
«__»_______2015г.
|
Рабочая программа
по курсу « право »
10 -11 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по праву.
Автор курса Певцова Е.А.
Учебная литература Реализует программу: Венидиктова Л.В.
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: « Русское слово - РС», 2012.
2015-2016 учебный год
РАБОЧАЯ программа
среднего (полного) общего образования
ПО ПРАВУ
(профильный уровень)
10 - 11 классы
(по 2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа по праву составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной программы среднего (полного) общего образования по праву.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, уточняет распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, определяет минимальный набор практических работ, выполняемых учащимися.
Структура документа
Рабочая программа включает разделы: пояснительная записка; учебно-методическое сопровождение курса, требования к уровню подготовки выпускников, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса; учебно-тематический план, календарно-тематический план, контрольно-измерительные материалы.
Общая характеристика учебного предмета
«Право» как профильный учебный предмет старшей школы базируется на правовом содержании основной школы и предусматривает (с учетом принципов последовательности и преемственности) дальнейшее познание основ юриспруденции, усвоение правовых норм поведения, формирование правовой культуры и правовой компетентности личности.
Профильное правовое образование в старшей школе обеспечивает углубленное изучение права, создает условия реализации индивидуальных образовательных программ по интересам. Правовое профильное обучение в старшей школе более полно учитывает интересы, склонности и способности учащихся, создавая условия для образования старшеклассников в соответствии с их интересами к будущей профессиональной деятельности и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное правовое обучение направлено на реализацию личностно ориентированного учебного процесса.
Правовая информация, представленная в содержании примерной программы, расширяет возможности правовой социализации учащихся, обеспечивает преемственность между общим и юридическим профессиональным образованием, позволяет более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
«Право» как учебный предмет на профильном уровне обеспечивает углубленное изучение основ юриспруденции в соответствии с современными требованиями высших учебных заведений в части оценки уровня подготовки выпускников; знакомит с современным профессиональным юридическим образованием, основными юридическими профессиями, особенностями профессиональной юридической деятельности, что позволит выпускнику осознанно и целенаправленно выбрать профессию и специальность в будущем; изучить современные научные подходы к решению актуальных вопросов правоведения и государствоведения, в том числе в отношении характера эволюции основных общественных институтов, а также принять участие в осуществлении исследовательской, проектной и иной творческой деятельности. Учебный предмет «Право» на профильном уровне позволяет изучить не только ведущие нормы национального законодательства, но и важные правила и проблемы международного права.
Курс «Право и экономика» адресован учащимся 11-х классов. Цель его - сообщить старшеклассникам систему знаний о роли права в условиях рыночной экономики. Этот курс предназначен для тех учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный предмет, на достаточно высоком содержательно-методическом уровне, точно так же, как в школе принято изучать математику, физику, биологию, родной язык и др. Это прежде всего учащиеся профильных средних учебных заведений гуманитарного направления (право, экономика, политология, экология и т. д.) и учащиеся средних специальных учебных заведений. Однако работа по данному курсу вполне доступна и старшеклассникам общеобразовательных школ, особенно если они уже получили первоначальные базовые знания права (в пределах программ основной школы).
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса права для 10-11 классов общеобразовательной школы (профильный уровень) отражают ведущие и социально значимые проблемы юридической науки и практики, педагогически адаптированные к системе образования школьников. К ним относятся:
-
проблемы взаимоотношений права и государства;
-
система и структура права;
-
правотворчество и правоприменение;
-
правоотношения;
-
правонарушения и юридическая ответственность;
-
право и личность;
-
основные правовые системы современности;
-
конституционное право;
-
гражданское право;
-
семейное право;
-
трудовое право;
-
административное право;
-
уголовное право;
-
экологическое право;
-
международное право;
-
правосудие;
-
юридическое образование.
В старшей школе право, будучи важным компонентом социально-гуманитарного образования личности, относится к числу приоритетных дисциплин, обеспечивающих возможности правовой социализации подростков. Правовое образование направлено на создание условий для развития гражданско-правовой активности, ответственности, правосознания обучающихся, дальнейшее освоение основ правовой грамотности и правовой культуры, навыков правового поведения, необходимых для эффективного выполнения выпускниками основных социальных ролей в обществе (гражданина, налогоплательщика, избирателя, члена семьи, собственника, потребителя, работника). «Право» как профильный учебный предмет создает основу для становления социально-правовой компетентности обучающихся, в нем акцентируется внимание на проблемах реализации и применения права в различных правовых ситуациях, а также осознанного выбора модели получения образования в будущем.
Цели
Изучение права в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
-
развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;
-
воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;
-
освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;
-
овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;
-
формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Профильное обучение праву формирует целостный комплекс общеучебных умений и навыков, позволяющих школьникам овладеть важными способами деятельности. Изучение права на профильном уровне в старшей школе позволяет познакомиться со спецификой профессиональной юридической деятельности адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта; обеспечивает приобретение умений самостоятельного поиска, анализа и использования правовой информации; формирует умения сравнительного анализа правовых понятий и норм; объяснения смысла конкретных норм права, характеристики содержания текстов нормативных актов; позволяет оценить общественные события и явления, действия людей с точки зрения их соответствия законодательству; позволяет выработать доказательную аргументацию собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием норм права.
Школьники приобретают навыки использования норм права при решении учебных и практических задач; осуществлении исследований по правовым темам в учебных целях; представлении результатов самостоятельного учебного исследования, ведении дискуссии. В результате обучения выпускники могут самостоятельно составлять отдельные виды юридических документов; анализировать собственные профессиональные склонности, способы их развития и реализации, что формирует готовность и мотивацию на дальнейшее юридическое обучение в вузе.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСА.
Литература для учащихся:
-
Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебники для 10-11 классов. Базовый и профильный уровни: В 2 ч.-М.: « Русское слово - РС», 20012.
-
Справочно-правовая система «Консультант-плюс».
-
Ю. А. Кожин Практикум по праву К учебнику Е.А. Певцовой. «Право. Основы правовой культуры». Для 10 класса общеобразовательных учреждений М.: «РС», 2007.
Литература для учителя:
-
Основные кодексы и законы РФ («Российская газета» - архив).
-
Электронное издание «Экономика и право. 9-11 классы», серия « 1с: Школа», - М.: Дрофа, ВИТА-Пресс, 2004
-
Бабленкова И.И., Акимов В.В., Сурова Е.А. Обществознание: учебное пособие для поступающих в вузы.- М.: Эксмо,2006.-352с.
-
Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права: Пособие для поступающих в юридические ВУЗы.- М., 2004
-
Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.,1997
-
Кашанин А.В. Кашанина Т.В "Основы права 2. Учебник для 10-11 классов. Базовый уровень образования. - М.: Вита-Пресс, 2005.
-
Кашанин А.В. Кашанина Т.В. Методическое пособие по курсу "Основы права": Базовый уровень образования. - М.: Вита-Пресс, 2005.
-
Основы права: хрестоматия для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: Базовый уровень образования/Составители Кашанин А.В. Кашанина Т.В. - М.: Вита-Пресс, 2005.
-
Азаров А. Я., Болотина Т. В. Права человека: Пособие для учителя. - М., 1995.
-
Кашанина Т. В., Катании А. В. Основы российского права. - М., 1997
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения права на профильном уровне ученик должен:
Знать/понимать
-
систему и структуру права, современные правовые системы; общие правила применения права; содержание прав и свобод человека; понятие и принципы правосудия; органы и способы международно-правовой защиты прав человека; основные юридические профессии;
Уметь
-
характеризовать право как элемент культуры общества, систему законодательства, основные отрасли права, систему конституционных прав и свобод человека и гражданина, механизм реализации и защиты; избирательный и законодательный процессы в России, принципы организации и деятельности органов государственной власти, порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно-правовых споров; порядок заключения и расторжения трудовых договоров, формы социальной защиты и социального обеспечения, порядок получения платных образовательных услуг,
-
объяснять происхождение государства и права, их взаимосвязь, механизм правового регулирования, содержание основных понятий и категорий базовых отраслей права, содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, военнообязанного, работника, потребителя, супруга, абитуриента), особенности правоотношений, регулируемых публичным и частным правом,
-
различать формы (источники) права, субъектов права, виды судопроизводства, основания и порядок назначения наказания, полномочия органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса, международных органов защиты прав человека, объекты гражданского оборота, организационно-правовые формы предпринимательской деятельности; имущественные и неимущественные права и способы их защиты; отдельные виды гражданско-правовых договоров,
-
приводить примеры различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности, гарантий реализации основных конституционных прав, экологических правонарушений и ответственности за причинение вреда окружающей среде, общепризнанных принципов и норм международного права, правоприменительной практики
По результатам изученного материала у обучающихся должны быть сформированы компетенции использования приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
поиска, анализа, интерпретации и использования правовой информации;
-
анализа текстов законодательных актов, норм права с точки зрения конкретных условий их реализации;
-
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
-
применения правил (норм) отношений, направленных на согласование интересов различных сторон (на заданных примерах);
-
осуществления учебных исследований и проектов по правовой тематике;
-
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав; способов и порядка разрешения споров;
-
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью.
Виды деятельности:
-
работа с источниками права, в том числе новыми нормативными актами;
-
анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-
выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;
-
изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни;
-
решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
10 класс ( соц-эк профиль)
№
Раздел
Кол-во часов
1
Роль права в жизни человека и общества
8
2
Теоретические основы права как системы
10
3
Правоотношения и правовая культура
12
4
Государство и право
23
5
Правосудие и правоохранительные органы
6
Резервные уроки
10
ИТОГО
70
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 11 класс
(соц-эк. профиль)
№
Раздел
часы
1
Гражданское право
19
2
Семейное право
2
3
Жилищное право
1
4
Трудовое право
7
5
Административное право и административный процесс
4
6
Уголовное право и уголовный процесс
7
8
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
9
9
Международное право
9
10
Повторительно-обобщающий урок
2
11
Резерв
8
Всего
ИТОГО
68
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Планирование курса право
10 класс
70 часов ( 2 часа в неделю)
№ урока
Тема урока
Домашнее задание
Роль права в жизни человека и общества
Учебник:
Е.А. Певцова.
Право Основы правовой культуры ч.1, 2
1
Юриспруденция как важная область человеческих знаний
Часть 1.
Стр. 7-11
2
Юридические профессии. Информация и право
Стр. 11-19
3
Теории происхождения права
Стр. 19-24
4
Исторические особенности зарождения права в различных уголках мира
Стр. 24-35
5
Принципы, аксиомы и презумпции права
§ 3
6
Социальные нормы
Стр. 42-46
7
Механизмы правового регулирования
Стр. 47-52
8
Повторительно-обобщающий урок по теме «Роль права в жизни человека и общества»
Теоретические основы права как системы
9
Понятие системы права
Стр. 53-57
10
Структура правовой нормы. Отрасли права
Стр. 57-65
11
Правотворчество и процесс формирования права
§ 6
12
Понятие «источник права». Правовой обычай. Юридический прецедент. Нормативно-правовой акт
Стр. 76-83
13
Нормативно-правовой акт
Стр. 83-89
14
Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц
§ 9
15
Понятие реализации права и ее формы
§ 10
16
Сущность и назначение толкования права
Стр.105-111
17
Акты толкования права
Стр.111-117
18
Повторительно-обобщающий урок по теме «Теоретические основы права как системы»
Правоотношения и правовая культура
19
Юридические факты как основание правоотношений
Стр. 118-120
20
Виды и структура правоотношений
Стр. 120-128
21
Виды правового поведения
Стр. 128-131
22
Правонарушение, его состав, признаки
Стр. 131-139
23
Юридическая ответственность, ее функции
Стр. 139-142
24
Виды юридической ответственности
Стр. 142-150
25
Основания освобождения от юридической ответственности
Стр. 150-155
26
Правосознание и его структура
Стр. 155-158
27
Виды правосознания
Стр. 158-165
28
Правовые системы современности. Романо-германская правовая семья. Англо-саксонская правовая семья
Стр. 165-171
29
Правовые системы современности. Религиозно-правовая семья
Стр. 171-181
30
Повторительно-обобщающий урок по тем «Правоотношения и правовая культура»
Государство и право
31
Понятие государство и его признаки
Часть 2.
Стр. 3-10
32
Теории происхождения государства
Стр. 10-18
33
Признаки государства
Стр. 18-22
34
Сущность государства
Стр. 22-26
35
Функции государства
Стр. 27-37
36
Форма государства
Стр. 37-45
37
Государственное устройство
Стр. 46-49
38
Политический режим
Стр. 49-61
39
Государственный механизм и его структура
Стр. 61-65
40
Президент
Стр. 65-68
41
Законодательная власть
Стр. 68-71
42
Исполнительная власть
Стр. 72-76
43
Местное самоуправление
Стр. 76-86
44
Гражданское общество - основа правового государства
Стр. 86-89
45
Правовое государство
Стр. 89-100
46
Конституция как нормативный акт
Стр.101-110
47
Основы конституционного строя России
Стр.110-114
48
Гражданство как правовая категория
Стр. 115-125
49
Правовой статус человека. Права человека и гражданина
Стр. 125-131
50
Обязанности гражданина
Стр. 131-143
51
Избирательная система, ее виды
Стр. 144-148
52
Избирательный процесс
Стр. 148-159
53
Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство и право»
Правосудие и правоохранительные органы
54
Судебная система
Стр. 160-168
55
Порядок осуществления правосудия
Стр. 169-180
56
Правоохранительные органы РФ
Стр. 180-189
57
Прокуратура и ее деятельность
Стр. 189-198
58
Повторительно-обобщающий урок по теме «Правосудие и правоохранительные органы»
59-60
Итоговое повторение
61-70
Повторение по разделам курса
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Планирование курса право
11 класс
68 часов ( 2 часа в неделю)
№ урока
Тема урока
Домашнее задание
Гражданское право
Учебник:
Е.А. Певцова. 11 класс
Право Основы правовой культуры ч.1, 2
1
Гражданское право как отрасль российского права
Часть 1.
Стр. 6-13
2
Субъекты (участники) гражданско-правовых отношений
Стр. 13-20
3
Формы юридических лиц
Стр. 20-22
4
Сделки: понятие, виды, формы
Стр. 24-35
5
Доверенность и ее виды
Стр. 29-34
6
Обязательственное право
Стр. 34-41
7
Понятие и сущность договора. Виды договоров
Стр. 42-45
8
Отдельные виды обязательств
Стр. 46-57
9
Право собственности
Стр. 57-63
10
Виды права собственности
Стр. 63-72
11
Общая собственность и порядок защиты права собственности
Стр. 73- 79
12
Защита неимущественных прав
Стр. 79-86
13
Гражданско-правовая ответственность и способы защиты гражданских прав
Стр. 86-94
14
Предпринимательство и предпринимательское право
Стр. 94-99
15
Государство как субъект экономических отношений
Стр. 99-107
16
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Стр.107-112
17
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности
Стр.112-119
18
Права потребителей
Стр. 122-133
19
Наследственное право
Стр. 134-143
Семейное право
20
Правовые нормы института брака
Стр. 144-153
21
Родители и дети: правовые основы взаимоотношений
Стр. 153-158
Жилищное право
22
Жилищные правоотношения
Стр. 159-167
Трудовое право
23
Трудовое право в жизни людей
Стр. 168-180
24
Занятость и трудоустройство
Стр. 180-189
25
Порядок взаимоотношений работников и работодателей
Стр. 189-197
26
Трудовые споры
Стр. 198-200
27
Дисциплинарная ответственность
Стр. 201-205
28
Рабочее время и время отдыха
Стр. 206-213
29
Правовое регулирование труда несовершеннолетних
Стр. 214-222
Административное право и административный процесс
30
Административное право и административные правоотношения
Часть 2.
Стр. 3-14
31
Административные правонарушения и административная ответственность
Стр. 14-23
32
Как разрешить административный спор
Стр. 23-27
33
Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях
Стр. 27-33
Уголовное право и уголовный процесс
34
Понятие и сущность уголовного права
Стр. 40-44
35
Понятие преступления
Стр. 44-53
36
Основные виды преступлений
Стр. 54-62
37
Уголовная ответственность
Стр. 63-67
38
Уголовная ответственность несовершеннолетних
Стр. 67-73
39
Уголовный процесс
Стр. 73-78
40
Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних
Стр. 78-93
Правовое регулирование в различных сферах общественной жизни
41
Пенсионная система и страхование
Стр. 94-99
42
Правовое регулирование денежного обращения
Стр. 99-106
43
Экологическое право
Стр. 106-116
44
Экологические правонарушения и юридическая ответственность
Стр. 116-119
45
Правовое регулирование отношений в области образования
Стр. 120-131
46
Профессиональное юридическое образование
Стр.132-144
47
Юридические профессии: судьи и адвокаты
Стр.144-161
48
Юридические профессии: прокуроры, нотариусы, следователи
Стр. 161-184
49
Особенности профессиональной юридической деятельности
Стр. 184-191
Международное право
50
Международное право как основа взаимоотношений государств. Понятие, источники и принципы
Стр. 192-200
51
Субъекты международного права
Стр. 200-205
52
Международная защита прав человека: роль ООН
Стр. 204-208
53
Развитие системы защиты прав человека
Стр. 208-217
54
Международные споры и международно-правовая ответственность
Стр. 218-224
55
Международное гуманитарное право и права человека
Стр. 224-233
56
Практикум
57
Практикум
58
Практикум
59
Повторительно-обобщающий урок
60-68
Резервные уроки