Сценарий учебного занятия Маргинал

       Данное учебное занятие для 11 класса, но оно проведено в системе 6-8-11 классы по теме "Социальная структура общества".        В основе лежит метапредметный подход. Ведущая технология РКМЧЧП.      Как часто мы сталкиваемся с проблемой, когда учащиеся испытывают затруднения с объясненим понятий. Это просходит по ряду причин: Во первых, учащийся не понял определения понятия; Во вторых, учитель не уделил должного внимания на уроке для отработки значения понятия; В третьих, работа над понятие...                   
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


ФИО

Сапогова Алла Анатольевна

должность

учитель истории и обществознания

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Комсомольская средняя общеобразовательная школа

Направление конкурса

Гуманитарное. Обществознание.

Тема урока. Метапредметная тема.

Маргинал.

О сложном просто.

Тип урока

Практикум

Класс

11

Цель урока

формирование понятия «маргинал»

Метапредметная цель

формирование умения идти от сложного к простому.

Задачи урока

Образовательная: освоить алгоритм создания термина маргинал;

Развивающая: способствовать развитию умения сравнивать, разрабатывать, применять, обобщать, делать выводы;

Воспитательная: создать условия для приобретения обучающимися опыта публичных выступлений, умения работать в команде, брать на себя инициативу.

В

Оборудование

Мультимедийный проектор, компьютер, тексты, плакаты, оценочные листы.



Сценарий учебного занятия

Когда государство управляется согласно с разумом,

постыдны бедность и нужда;
когда государство не управляется
согласно с разумом, постыдны богатства и почести.

Конфуций

Учитель: В V в. до н.э. в Афинах приговорили к смерти одного бродячего мудреца: по словам обвинителей, он не почитал богов и развращал молодежь, приставая к людям где попало с разговорами на темы морали, души, познания... Впоследствии окажется: мысли этого греческого чудака лежат в основе не просто классической античной философии - но и всей, пожалуй, истории западной философской мысли. Свободные диалоги, которые он вел на афинских площадях - на самом деле философский метод. Учеником бродяги стал первый величайший философ греков Платон, а его учеником, в свою очередь, Аристотель. Звали казненного Сократом.
Вы задумывались когда-нибудь о противопоставлениях и многогранности в нашем Мире, о противоположностях в нем? Простое и сложное. Мы живем в меняющемся мире, постоянно сталкиваясь со сложными проблемами. Научиться их решать- вот задача. Как идти от сложного к простому? Или наоборот?

Тема нашего занятия - о сложном просто. Цель нашего занятия: создание термина на базе имеющихся знаний. А термин я взяла - маргинал. И вспомнила Сократа не случайно. (Слайд 1)

I. Для достижения цели нам необходимо вспомнить, что такое социальная мобильность?

Предполагаемые ответы:

- Перемещение людей и целых групп по вертикали и горизонтали.

- Горизонтальная мобильность - переход человека в группу, расположенную на том же социальном уровне, что и прежняя. Например, повторный брак, переход из 11А в 11Б, смена гражданства и т.д..

- Вертикальная мобильность - это перемещение из одной социальной группы в другую, т.е. разные по уровню.

- Вертикальная мобильность бывает двух видов - восходящая и нисходящая.

Пример восходящей мобильности - бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой офицером. Нисходящая мобильность - офицера разжаловали в офицеры, инженер стал мастером на заводе.

II. 1. С помощью приёма условно-графической наглядности изобразить социальную структуру:

1 группа - западноевропейских стран (Приложение 1)

2 группа - латиноамериканских стран

3 группа - России

Представление своих работ и вывод к графическим изображениям.

Основными тенденциями развития социальных отношений в России являются:

а) возрастание социальной дифференциации;

б) падение статуса многих массовых интеллектуальных профессий;

в) появление новых социальных групп;

г) усиление маргинализации общества;

Учитель может предложить свои варианты. Слайд 2.

Сценарий учебного занятия Маргинал

(лимон с развитой центральной частью (средние слои), относительно невысокими полюсами высшего класса (элита) и группами беднейших слоёв);

Сценарий учебного занятия Маргинал

(это Эйфелева башня с широким основанием (беднейшие слои), вытянутой средней частью (средние слои) и верхушкой (элита);

Сценарий учебного занятия Маргинал

(это своеобразная придавленная к земле пирамида, основание которой составляет примерно 80% населения (бедные слои), около 3-5% -- её вершина; средний же класс, насчитывающий примерно 13% населения, занимает между ними очень тонкую полоску)

II.2. Что такое маргинализация? Кто такой Маргинал? Итак, исследуем термин маргинал. Предлагаю использовать прием работы с учебными вопросами. Определите, какие группы вопросов подойдут для определения признаков, выявление причин, приводящих к появлению маргиналов. (Приложение 2)

Самостоятельная работа. Предполагаемые группы вопросов:

  • На выделение сущности (что составляет основу, каковы главные признаки…)

  • На анализ (в чем причины, что послужило толчком к появлению…?)

  • Вопросы на обобщение (дать общую оценку, какой вывод можно сделать..)

По ходу ответов на вопросы учитель на доске заполняет таблицу, а ребята в тетради

База идей

Социальные явления, приводящие к появлению маргиналов

База идей

Признаки


  • Война

  • Техногенные катастрофы

  • Природные катаклизмы

  • Экономические кризисы


  • Выброшен из жизни

  • Отшельник

  • Беженец

  • Странный, не похож на других


Мы с вами определили признаки (левая колонка) и социальные явления. Давайте найдем ключевые слова, которые лягут в основу нашего определения

База идей

Социальные явления, приводящие к появлению маргиналов

База идей

Признаки


  • Война

  • Техногенные катастрофы

  • Природные катаклизмы

  • Экономические кризисы

потрясения


  • Выброшен из жизни

  • Отшельник

  • Беженец

  • Странный, не похож на других

  • _______________

выброшенные

II.3. Каково внутреннее состояние личности в ситуации перехода из одной культуры в другую. В состоянии не похожести на других, ощущение ненужности государству? Чтобы вам помочь я представлю вам видеосюжет. Или тексты. (Приложение 3)

Слайд 3. Специально представлены контрастные персонажи. Вам необходимо найти общие черты и различия и сделать вывод кто же такой маргинал? В центре вы можете изобразить графический символ и обязательно ваше определение.

Работа в группах над определением.

Выступление групп (Другие задают уточняющие вопросы)

Слайд 4. (Определение)

Какова разница между вашими определениями и этими? Анализируем.

Учитель обобщает выступления: Маргинал как бы вне социальной структуры, не принадлежит к тем ее элементам (или социальным группам), отношения между которыми в целом определяют характер общества. Маргинал также вне оценок. Быть маргиналом - ни «хорошо», ни «плохо». Не наполнено слово и постоянством: то, что сейчас вне системы - завтра может стать системой, а может не стать. Маргиналом может быть и тот, кто отстает от ценностей культуры, и кто опережает их. В культуре маргиналом можно назвать как человека будущего, чьи творения не принимаются современниками, но могут быть востребованы в будущем, так и представителя уже отжившей культуры, своего рода «атавизм». Часто маргиналов называют еще чудаками.

Учитель: Вернемся к нашим графическим изображениям. Покажите, где на ваших графических изображениях находятся маргиналы?

Предполагаемый ответ:

Маргиналы занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями. Безработные, инвалиды, лица без определенного рода занятий; переехал в город, но не перенял городского образа жизни…

III. Рефлексия

Какой этап учебного занятия понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Какой метод мы сегодня использовали дедукции или индукции?

Где можно применять алгоритм, с которым мы сегодня познакомились?

Оценивание (Приложение 4)

Домашнее задание Слайд 5

  1. Параграф 6 по учебнику Кравченко А.И.

На выбор:

1. Графически изобразить алгоритм - создание термина на базе имеющихся знаний.

2. Приведите примеры массовой маргинализации общества из курса истории.

3. Сравнить социальную структуру российского общества в начале XX века и в настоящее время.

4. Сочинение рассуждение «Опасны ли маргиналы для государства?»



Технологическая карта учебного занятия

Организационный момент

1 мин.

I этап «Вызов»

Форма организации - фронтальная. Прием «Я уже знаю».

3 мин.

II этап «Основной»

  1. Стадия «Развертывание ситуации»

  2. Стадия «Погружения»

  3. Стадия «Осмысление»

Форма организации - групповая.

Условно - графическую наглядность социальной структуры обществ.

Прием работы с учебными вопросами.

Прием «Сброс идей в корзину».

Просмотр видеоролика.

Командный проект.

Вывод

35 мин.

III этап «Рефлексия»

Форма деятельности - индивидуальная.

Восстановление логической цепочки достижения цели урока.

3 мин.

Оценивание

Рейтинговая система.

2 мин.

Домашнее задание

1 мин.







Приложения

Приложение 1

Данные для условно - графического изображения

1 группа: западноевропейские страны

Высший класс - 10%

Средние слои - 70%

Беднейшие слои - 20%

2 группа: латиноамериканские страны

Высший класс - 3%

Большое расслоение в среднем классе от 10% до 40%

Беднейшие слои 57%

3 группа: страны Восточной Европы и России

Бедные слои примерно 80% населения

Средний класс примерно 13%

Элита 3-5%





Приложение 2

ПАМЯТКА ДЛЯ ФОРМУЛИРОВАНИЯ ВОПРОСОВ




РЕПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ


  1. Какие события описываются, проигрываются (в статье, рассказе, документе, инсценировке…)

  2. Что называют…? (при условии, что в тексте было определение слова).

  3. Перечислите основных участников событий.

  4. Назовите этапы события.

  5. Назовите действия участников ситуации.










ПРОДУКТИВНЫЕ ВОПРОСЫ

I. Вопросы на анализ

  1. В чём причины?

  2. Каковы последствия?

  3. Что послужило толчком к событиям?

II. Вопросы на обобщение

  1. Каковы итоги?

  2. Какой вывод можно сделать?

  3. Дайте общую оценку.

III. Вопросы на прогнозирование

Как вы думаете, что будет, если…?

IV Проектные вопросы( вопросы на синтез информации)

  1. Что можно было бы сделать, чтобы ситуация не стала столь запутанной?

  2. Предложите свои пути выхода из кризиса, из создавшейся проблемы.

V. Вопросы на выделение сущности

  1. Что составляет основу?

  2. В чём смысл ситуации?

  3. Какова главная идея (мысль)?

VI. Вопросы на обоснование позиции, идеи

  1. Почему вы считаете, что…?

  2. Чем вы можете доказать?

  3. Приведите аргументы, подтверждающие…

  4. Обоснуйте свою позицию.





Приложение 3

Группа 1. РАЗМЫШЛЕНИЯ НА ПОЖАРИЩЕ В ПРЯМУХИНЕ

Трагическая гибель священника Андрея Николаева и его семьи столь тесно переплетена с самыми больными вопросами наших дней. Отец Андрей вынужден с оружием в руках стеречь церковную утварь и иконы от алкоголиков-односельчан. Виновны мужики или нет - выяснит следствие. Какой страх Божий может быть в деревне, которая почти столетие живет вне храма?! Священник в нем пока еще - чужак.

В деревню едут лишь те, кто выбрал для себя поприще, до сих пор не свободное от распределения - только не на три года, а на всю, если надо, жизнь. Молодые священники с женами безропотно принимают этот крест, надолго бросая друзей, библиотеки и музеи, бытовой комфорт, интернет. Не все сельское духовенство родом из города, но большинство.

Происшедшее слишком чудовищно, чтобы предаваться скорби и слезам. Но священники не приняты еще общественностью на селе.

Группа 2. Размышления о том, почему в России возникают конфликты на национальной почве и как можно снизить их вероятность

В конце 2006 года в публикациях стабильно присутствовала позиция, что русское население очень не любит представителей других народов, и с этой проблемой надо что-то делать. Кого, собственно, в современной России можно назвать русским? То, что в нашей стране веками жили бок о бок представители самых разных национальностей, сделало невозможной трактовку понятия «русский» с чисто биологических позиций - за это время народы, живущие в России, просто перемешались. Однако, как показывают опросы, определение «русского» носит в массовом сознании совершенно конкретный характер. С подавляющим отрывом первое место тут занял вариант ответа «Тех, кто вырос и воспитан в российских традициях». В стране существует базовая, общая для большинства культура и те, кто в эту культуру по каким-то причинам не вписывается. Это достаточно красноречиво подтверждают результаты серии опросов, которые проводила петербургский социолог З.В. Сикевич в конце 90-х годов. Почти половина опрошенных (48%) отметили, что на национальность окружающих людей обращают внимание только в том случае, если эти люди им несимпатичны своими поступками [15; 175]. Следовательно, людям зачастую вообще не свойственно воспринимать представителей другого народа как чужих, если поведение последних не идет вразрез с их нормами. Таким образом, напряженность в отношениях русских и нерусских в России действительно есть. Но носит она немного неожиданный характер. Идет противостояние не народов, а культур, характерных для этих народов. Очевидно, то есть, что противоречие «русские - нерусские» в России есть, но трактовать следует как «вписывающиеся в российскую культуру - невписывающиеся».

Группа 3. Размышления о жизни инвалидов-колясочников в Росси

Думали ли вы, как выглядит жизнь в глазах человека сидящего в инвалидном кресле? Наверное, нет, потому, что большинство людей, не испытывающих этих проблем, эгоистично отталкивают их от себя. Разговоры о том, что в России нет пандусов и других приспособлений для инвалидных колясок, ведутся всеми газетами, освещаются многими телевизионными каналами. И такие разговоры, конечно нужны, но, на мой взгляд, не это главное. А главное то, что у нас в стране нет реальной заботы государства об инвалидах -колясочниках.
Наступили новые времена, но для инвалидов на дворе так и стоит 20 - й век. В их жизни мало что изменилось. А ведь люди в инвалидных колясках, как никто другой, нуждаются в реальной помощи государства.
Сейчас я хочу напомнить о том, что государство должно воспитать у народа уважение к людям, которые сидят в инвалидном кресле. Я вспоминаю моего друга из Америки: он мне рассказывал, что 20 лет назад, когда Америка начала менять свое отношение к инвалидам - колясочникам, специальных пандусов для этой категории граждан было, в общем - то достаточно. Но, понимая, как инвалидам - колясочникам непросто жить среди здоровых людей, государственные структуры начали проводить разъяснительную компанию в их поддержку. И теперь, по словам моего друга, «когда тебя подбирает транспорт, а это всегда задержка, никто даже бровью не поведет». Люди понимают, что инвалидам нужна не только помощь, но сочувствие, понимание и терпение со стороны окружающих.
Можем ли мы представить себе такую картину, даже во сне? Нет.






Приложение 4

Лист самоконтроля


Приёма условно-графической наглядности

  • Принимал участие в обсуждении

  • Графически изображал

  • Представлял и защищал

  • 3 балла

  • 5 баллов

  • 10 баллов

Прием работы с учебными вопросами

  • Правильно представил 3 вопроса

  • Правильно представил 2 вопроса

  • Правильно представил 1 вопрос

  • 10 баллов

  • 5 баллов

  • 3 балла

Работа с ассоциациями

  • Назвал 2 признака и 2 причины. Определил ключевые слова.

  • Назвал 1 признак и 1 причину. Определил ключевые слова.

  • Назвал 1 признак и 1 причину или определил ключевые слова.

  • 10 баллов

  • 5 баллов

  • 3 балла

Работа с плакатами

  • Предлагал общие черты и различия (не менее 2-х). Изображал символ и вывел определение. Представлял группу при защите.

  • Предлагал общие черты и различия (не менее 2-х). Вывел определение или придумал символ.

  • Принимал участие в обсуждении.

  • 10 баллов

  • 5 баллов

  • 3 балла

Обсуждение плакатов

  • Задавал продуктивные вопросы двум группам.

  • Задал продуктивный вопрос одной группе.

  • Задавал репродуктивные вопросы.

  • 10 баллов

  • 5 баллов

  • 3 балла


Баллы переводим в оценки: 45-50 баллов «5»

16 -44 балла «4»

3- 15 балла «3»



Сценарий учебного занятия МаргиналСценарий учебного занятия Маргинал

© 2010-2022