- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочие программы по обществознанию
Рабочие программы по обществознанию
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чаткин В.М. |
Дата | 31.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы для среднего (полного) общего образования по обществознанию. Базовый уровень.
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 года № 1089;
Авторская программа по обществознанию для 6-11 классов общеобразовательных учреждений/составитель А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2007 г. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1313 от 09.03.2004;
Учебный план МБОУ «Дубенская СОШ» Дубенского района РМ.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Курс «Обществознание» для 10 класса является продолжением авторской линии учебников по обществознанию для 6 - 9 классов, выпускаемых в издательстве «Дрофа»
Как и в сновной школе работа с этим курсом направлена не только на получение учащимися знаний о человеке, обществе в целом и основных его сферах, но и главным образом на воспитание у старшеклассников черт гражданственности - социальной активности и ответственности, патриотизма
В содержании курса предусмотрено не только более глубокое и детальное осмысление проблем общественной жизни, затронутых в основной школе, но и рассмотрение ряда новых актуальных аспектов общественной проблематики, введение новых тем.
Программа курса создана в соответствии с основными направлениями школьной реформы, стандартами базового обществоведческого образования для 10 - 11 классов.
Цели обучения:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Место учебного предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание», из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов. Количество часов: Всего 68 часов; в неделю 2 часа. Плановых самостоятельных работ 4 ч., творческих и практических работ 14 ч. Административных контрольных уроков 1 ч.
Содержание учебного предмета
«Обществознание»
Глава 1 Человек. Познание (10 часов)
Человек - сложный объект познания. Природное и общественное в человеке.
Деятельность в жизни человека. Понятие деятельности. Деятельность - основа человеческого существования.
Смысл жизни. Отношение к смыслу жизни людей верующих, атеистов, интеллектуалов. Смысл и цель жизни.
Понятие сознания. Сознание как функция головного мозга. Общественная природа сознания. Формы сознания. Познание.
Формы человеческого знания. Истина и ее критерии. Виды истин. Науки изучающие общество. Особенности истории как социальной науки. Процесс познания общества в мировой истории.
Обобщающее повторение на тему: «Человек. Познание».
Глава 2 Общество (18 часов)
Что такое общество? Признаки общества. Функции общества. Взаимосвязь природы и общества.
Как общество развивается? Исторический процесс и его участники. Роль народных масс и личности в истории. Понятие общественного прогресса. Критерии общественного прогресса.
Общественные отношения, их виды: социокультурные, политические, производственные. Социальные общности. Социальная мобильность.
Понятие социальной нормы. Источники и характеристики социальной нормы. Виды социальных норм. Моральные нормы. Традиции, обычаи. Правовые нормы.
Обобщающее повторение на тему: «Общество».
Глава 3 Культура. Мораль. Духовность (15 часов)
Духовная жизнь человека. Понятие духовности. Душа и дух. Духовная жизнь общества. Духовные ценности.
Понятие культуры. Сложность и неоднозначность этого понятия. Народы и культура. Диалог национальных культур.
Понятие морали. Моральные ценности: нормы, принципы, идеалы. Добро и зло. Добродетель и порок.
Сущность феномна веры. Вера и знания. Вера и религия. Веротерпимость. Понятие религии. Функции религии. Многообразие религий.
Что предстовляет собой наука? Естественные и гуманитарные знания. Научная картина мира. Смысл научной деятельности.
Понятие образования. Образование и культура. Роль образования в жизни человека и обществаю Система образования в России.
Обобщающее повторение на тему: «Культура. Мораль. Духовность».
Глава 4 Политика (25 часов)
Власть и политика. Понятие власти. Виды власти. Понятие политики. Место политики в жизни людей. Политика и мораль.
Понятие государства. Идеология и отношение к государству, его роли в политической системе общества. Подходы к определению сущности государства. Внутренние и внешние функции государства.
Понятие политического режима. Классификация политических режимов.
Становление демократического государства в современной России. Политико - правовая культура россиян. Политическая элита. Перестройка и экономическая реформа. Переход к хозяйствованию в условиях рыночной экономики.
Понятие гражданского общества. Признаки гражданского общества. История возникновения гражданского общества. Понятие гражданина. Гражданин и гражданственность. Пинципы определения гражданства.
Политические партии. Их необходимость в демократическом государстве. Признаки партий. Типологии партий: массовые, кадровые и универсальные. Политический плюрализм. Партийная система в современной России.
Обобщающее повторение на тему: «Политика».
Итоговая контрольная работа по теме: «Человек и общество».
Тематическое планирование по дисциплине «Обществознание» 10класс
№ п/п
Наименование глав
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
Из них
Теоретическое обучение, ч.
Творческие и практические работы, ч
Контрольная работа, ч.
Экскурсии, ч.
Самостоятельная работа, ч
1.
Человек. Познание
10
8
1
1
2.
Общество
18
15
2
1
3.
Культура. Мораль. Духовность
15
11
3
1
4.
Политика
25
15
8
1
1
Итого
68
49
14
1
4
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Компьютер, мультимедийное оборудование.
Учебно-методическое обеспечение предмета
Учебно-методическая литература
1.Никитин А.Ф. Обществознание. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений/ А.Ф.Никитин. - М.: Дрофа, 2011 г.
2.Обществознание. 6-9 классы: уроки учительского мастерства/ сост. Т.А.Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006 г.
3. Дианова Р.И. Тесты по обществознанию. 10-11 кл.: Учебно-метод пособие. - М.: Дрофа, 2006.
Схемы: «Наука», «Деятельность в жизни человека», «Религия», «Государственные режимы», «Гражданское общество», «Политические режимы», «Общественные отношения», «Правовая система», «Типы экономических систем», «Избирательное право в схемах», «Человек - объект познания».
CD
по курсу «Право в нашей жизни». Учебное электронное пособие «Основы правовых знаний».«Россия на рубеже третьего тысячилетия», «Экономика и право».
Интернет - ресурсы: swor56.ucoz.ru, ido.edo.ru, pravo48.narod.ru
«Согласовано»
Заместитель директора по
УВР МБОУ «Дубенская СОШ» Малыйкина И.И ___________________
«28» августа 2015 года
Муниципальное образовательное учреждение
«Дубенская средняя общеобразовательная школа» Дубенского района РМ
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по обществознанию
Класс: 10 класс
Учитель: Чаткин Виктор Михайлович
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы Чаткина Виктора Михайловича утвержденной на педагогическом совете №1 от 31.08.2015 г.
Дубенки 2015 г.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование разделов и тем
Вид занятия
Количество часов
Творческие и самостоятельные работы
Дата проведения занятия
Планируемая
Фактическая
1
Человек. Познание
10
2
1.1
Бытие человека
лекция
1
1.2
Личность и индивид
беседа
1
1.3
Деятельность в жизни человека
комбинированный урок
1
1.4
Смысл жизни
беседа
1
1.5
Счастье как смысл жизни
комбинированный урок
1
1.6
Нравственный выбор
семинар
1
1.7
Сознание
лекция
1
1.8
Самосознание. Познание. Объекты познания
изучение нового материала
1
1.9
Научное познание
лекция
1
1.10
Человек. Познание
тест
1
2
Общество
18
3
2.1
Что такое общество?
лекция
1
2.2
Подсистемы общества - сферы общественной жизни
беседа
1
2.3
Как развивается общество?
беседа
1
2.4
Общественный прогресс
лекция
1
2.5
Социальная эволюция. Принцип «маятника»
беседа
1
2.6
Общественные отношения
лекция
1
2.7
Социальная мобильность
беседа
1
2.8
Социальные конфликты и отклоняющее поведение
беседа
2
2.9
Социальная группа
лекция
1
2.10
Социальная структура общества
семинар
1
2.11
Молодежь как социальная группа
беседа
1
2.12
Семья как социальная группа
беседа
1
2.13
Люмпены и маргиналлы
лекция
1
2.14
Многообразие социальных групп
семинар
1
2.15
Национальные отношения
лекция
1
2.16
Глобальные проблемы человечества
беседа
1
2.17
Общество
тест
1
3
Культура. Мораль. Духовность
15
4
3.1
Духовная жизнь человека и общества
лекция
1
3.2
Понятие культуры. Диалог национальных культур
беседа
2
3.3
Цивилизация и культура
лекция
1
3.4
Мировые шедевры культуры
защита творческих проектов
1
3.5
Многообразие цивилизаций
беседа
1
3.6
Мораль и моральные ценности
творческая работа
1
3.7
Религия. Мировые религии
беседа
1
3.8
Роль православия в жизни современного человека России
«круглый стол»
1
3.9
Наука. Естественные и гуманитарные знания
беседа
1
3.10
Наука и мораль
комбинированный урок
1
3.11
Образование. Роль образования в жизни человека
лекция
1
3.12
Система образования в Российской Федерации
лекция
1
3.13
Гуманитаризация образования. Самообразование
беседа
1
3.14
Культура. Мораль. Духовность
тест
1
4
Политика
25
9
4.1
Политические отношения
лекция
1
4.2
Политическая система общества и ее элементы
семинар
1
4.3
Политика и мораль
лекция
1
4.4
Место государства в политической системе
семинар
1
4.5
Современные политические режимы
лекция
1
4.6
Формы правления
лекция
1
4.7
Формы территориально - государственного устройства
лекция
1
4.8
Социальное государство
семинар
1
4.9
Правовое государство. Признаки правового государства
беседа
1
4.10
Становление демократического общества в РФ
лекция
1
4.11
Перестройка и экономическая реформа
лекция
1
4.12
Опыт Японии и Испании в переходе от тоталитаризма и вавторитаризма к демократии
семинар
1
4.13
Перспективы демократического развития России
лекция
1
4.14
Гражданское общество
беседа
1
4.15
Гражданин и гражданственность
беседа
1
4.16
Принципы определения гражданства
семинар
1
4.17
Создание гражданского общества
лекция
1
4.18
Политические партии
беседа
1
4.19
Типология партий
лекция
1
4.20
Политический плюрализм
беседа
1
4.21
Партийная система в современной России
семинар
1
4.22
Молодежное движение в условиях современного российского демократического общества
«круглый стол»
1
4.23
Политическое участие в обществе
защита творческих проектов
1
4.24
Политика
тест
1
4.25
Человек и общество
контрольная работа
1
Итого
50
18