- Преподавателю
- Обществознание
- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 78 ч
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 78 ч
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Фролова И.В. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Колледж автоматизации
и информационных технологий № 20»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета_ОДБ.02 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ _
код специальности/специальность 43.02.10 ТУРИЗМ
уровень подготовки: углубленный
Москва
2014
ОДОБРЕНО
на заседании ПЦК «Право и организация социального обеспечения», «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Протокол № 1 от «__» августа 2014 г.
Председатель
__________________ (Мартынова Е.В.)
Программа предмета разработана в соответствии с требованиями ФКГОС среднего общего образования, примерной программой предмета «Обществознание» для специальностей среднего профессионального образования О.В. Кишенкова (ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 г.)
и на основе учебного плана
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель учебного структурного подразделения «БТМ»
_____________________________/Т.И. Стеняева/
«_____» ________________________20__ г.
СОГЛАСОВАНО
Зав. учебно-методическим отделением
_____________________________/С.Е. Коваленко/
«_____» ________________________20__ г.
Разработчик (автор): ___Фролова И.В., преподаватель, высшая квалификационная категория___
Ф.И.О., должность, квалификационная категория
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРЕДМЕТА
4
-
СТРУКТУРА и содержание ПРЕДМЕТА
8
-
условия реализации ПРЕДМЕТА
15
-
Контроль и оценка результатов Освоения ПРЕДМЕТА
19
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
-
Область применения программы учебной дисциплины
Программа предмета Обществознание предназначена для реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 43.02.10 Туризм.
Программа предмета Обществознание составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня (2004 г.), примерной программы предмета Обществознание для специальностей среднего профессионального образования (автор О.В. Кишенкова, ФГУ «ФИРО» Минобрнауки, 2008 г.) с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.
-
Место предмета в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Предмет относится к общеобразовательному циклу - блок предметов общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
Изучение предмета «Обществознание» направлено на формирование общеучебных компетенций по четырем блокам: самоорганизации, самообучения, информационному, коммуникативному, а на их основе общих компетенций (ОК 1-12) согласно ФГОС по специальности 43.02.10 Туризм:
OK1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
OK 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Цели:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
-
получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
знать:
-
структурную систему об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
1.4. Профильная составляющая предмета «Обществознание»
Специалист по социально-культурной деятельности должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности (по углубленной подготовке):
ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.
ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности.
ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.
ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.
ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.
ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения.
ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.
ПК 4.3. Оформлять отчетно-планирующую документацию.
ПК 4.4. Анализировать эффективность работы подразделения и предлагать мероприятия по совершенствованию работы.
ПК 5.6. Оформлять отчетную документацию по выполнению программы экскурсии.
Таким образом, при изучении предмета «Обществознание» профильными дидактическими единицами являются дидактические единицы разделов 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества и 4. Социальные отношения.
Профилизация обучения реализуется, прежде всего, посредством организации самостоятельной работы обучающихся по выполнению учебных задач профильной направленности, запланированных при изучении данных тем.
В ходе аудиторных занятий внимание обучающихся акцентируется на способах хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставлении информации.
Профильная направленность образования обучающихся в рамках предмета «Обществознание» осуществляется также в ходе реализации межпредметных связей с предметами цикла общеобразовательных предметов «Мировая художественная культура», дисциплин общего гуманитарного и социально-экономического цикла «Основы философии», «Психология общения», «История» и другими дисциплин общепрофессионального цикла.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
-
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часов;
-
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
-
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
-
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
В том числе:
Лабораторные занятия
-
Практические занятия
-
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
В том числе:
Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение таблицы, заполнение пропусков в таблице.
39
Итоговая аттестация в форме
зачета
2.2. Тематический план и содержание учебного предмета Обществознание
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень усвоения
1
2
3
5
Введение.
Содержание учебного материала
1
Значимость социального знания
2
1
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение таблицы
1
Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.
31
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Содержание учебного материала
10
1
Человек, индивид, личность
2
2
Цель и смысл человеческой жизни
3
Проблема познаваемости мира
4
Гражданские качества личности
5
Межличностное общение и взаимодействие
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
1, 2. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение таблицы
5
Тема 1.2. Общество как сложная система
Содержание учебного материала
10
1
Представление об обществе как сложной динамической системе
2
2
Общество и природа
3
Многовариантность общественного развития
4
Цивилизация и формация
5
Особенности современного мира.
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
3, 4. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение таблицы
5
Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества
27
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Содержание учебного материала
6
1
Понятие о культуре
2
2
Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров
3
Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
5. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение пропусков в таблице
3
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире
Содержание учебного материала
6
1
Наука в современном мире
2
2
Образование как способ передачи знаний
3
Система образования в Российской Федерации
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
6. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение пропусков в таблице
3
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Содержание учебного материала
6
1
Основные принципы и нормы морали
2
2
Мировые религии
3
Искусство и его роль в жизни людей
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
7. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение пропусков в таблице
3
Раздел 3. Социальные отношения
27
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация
Содержание учебного материала
6
1
Социальные отношения и социальная стратификация
2
2
Социальная роль
3
Социальный статус и престиж
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
8. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение пропусков в таблице
3
Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты
Содержание учебного материала
4
1
Социальный контроль
2
2
Социальный конфликт
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
9. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение пропусков в таблице
2
Тема 3.3. Важнейшие социальные общности и группы
Содержание учебного материала
8
1
Особенности социальной стратификации в современной России
2
2
Молодежь как социальная группа
3
Этнические общности
4
Семья как малая социальная группа
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
10, 11. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение таблицы
4
Раздел 4. Политика как общественное явление
32
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе
Содержание учебного материала
10
1
Политика как общественное явление
2
2
Политическая система, ее внутренняя структура
3
Внутренние и внешние функции государства
4
Формы государства
5
Правовое государство, понятие и признаки
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающихся
12, 13. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение таблицы
5
Тема 4.2. Участники политического процесса
Содержание учебного материала
8
1
Личность и государство
2
2
Гражданское общество и государство
3
Отличительные черты выборов в демократическом обществе
4
Современные идейно-политические системы
Практические занятия не предусмотрено
Лабораторные работы не предусмотрено
Контрольные работы не предусмотрено
Зачет
2
Самостоятельная работа обучающихся
14, 15. Установление соответствия между понятиями и определениями, определение недостающих понятий, исправление ошибок в предложениях, анализ предложенных высказываний, составление логических схем, заполнение таблицы
5
Всего:
117
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.
Оборудование учебного кабинета:
Карты, таблицы, иллюстрации (в т. ч. на электронных носителях).
Технические средства обучения:
Система мультимедиа
-
Информационное обеспечение обучения:
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.
Основные источники:
-
Важенин, А.Г. Обществознание: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.
Дополнительные источники:
-
Боровик, В.С. Обществознание: учебник / В.С. Боровик, С.С. Боровик - М., 2004.
-
Важенин, А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.Г. Важенин. - М.: Издательский центр «Академия»,2008
-
Кишенкова, О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл./ О.В. Кишенкова.- М., 2005.
-
Кишенкова, О.В. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля / О.В. Кишенкова, Т.Е. Лискова. - М., 2006.
-
Кравченко, А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2001-2005.
-
Кравченко, А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2001-2005.
-
Мушинский, В.О. Обществознание. 10-11 кл. - М., 2002.
-
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2003.
-
Смирнов, И.П. Введение в современное обществознание: учебник. - М., 2005.
-
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2003-2006.
-
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - Ч. 2. - 11 кл. - М., 2002.
-
Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. - М., 2001-2006.
-
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2002.
Нормативные правовые акты
-
Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993 г. - М., 2005.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4552.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
-
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
-
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
-
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ст. 1.
-
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 1. - Ч. 1. - Ст. 3.
-
Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2001. - № 52. - Ч.1. - Ст. 4921.
-
Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992 . № 3266-1 (в ред. ФЗ от 21.07.2007 № 194-ФЗ) / СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-Ф (в ред. ФЗ от 13.07.2007 № 131-ФЗ) // СЗ РФ РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4135.
-
Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ (в ред. ФЗ от 22.08.2004 № 122-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 52. - Ст. 5880.
-
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 30.06.2007 № 120-ФЗ)) // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3802.
-
Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 1999. - № 26. - Ст. 3177.
-
Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 9 января 1996 г. № 2 -ФЗ (в ред. от 25.11.2006 № 193-ФЗ) // СЗ РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
-
Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ (в ред. ФЗ от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. - 2002. - № 22. - Ст. 2031.
-
Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ (вред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. - 2003. - № 2. - Ст. 171.
Интернет-ресурсы
history, standart. edu. ru/
wikipedia.org/wiki/Обществознание
openclass. ru/ communities/
festival. 1 september. Ru/ subjects /7/
nauki-online.ru/filosofija
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, презентаций, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Общие компетенции
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
-
получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
Оценка выполнения индивидуальных самостоятельных работ, исследований рекомендуемой литературы.
Устный опрос.
Тестирование.
-
применять полученные знания и умения для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Оценка выполнения индивидуальных самостоятельных работ, исследований рекомендуемой литературы.
Устный опрос.
Знания:
структурной системы общества, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Устный опрос.
Тестирование.