Проект «Экологическое воспитание и образование на уроках истории, обществознания, во внеурочной деятельности»

"Описание материала: Экологическому воспитанию в школе всегда уделялось недостаточно внимания. Место «Экологии» в системе учебных программ не определено. В большинстве школ занятия проводятся в форме факультатива или предмета по выбору. Как быть педагогу, перед которым поставлена четкая задача - «обучить» и «воспитать». тому же мы, педагоги, люди неравнодушные, понимаем, что если «не мы и не сейчас», то потом будет «поздно и некого». Поэтому сами осуществляем поиск форм и методов работы. Д...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экологическое воспитание и образование на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности.

Мошникова Т. В.,

учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №16»

Экологическому воспитанию и образованию еще не так давно не уделялось должного внимания. В советское время и термина такого не было. Человек покорял природу, поворачивая реки вспять и испытывая ядерное оружие. С начала 90-х годов разрабатывались и утверждались разные программы в области охраны окружающей среды. Но кому тогда до этого было дело?

Сегодня созданы предпосылки для развития системы непрерывного экономического образования и воспитания. Многие образовательные учреждения разных видов включили в свои учебные планы предметы экологического направления. Однако статус образовательной области «экология» еще не утвердился, в большинстве школ занятия проводятся в форме факультатива или предмета по выбору.

Как быть педагогу, перед которым поставлена четкая задача - «обучить» и «воспитать». К тому же мы, педагоги, люди неравнодушные, понимаем, что если «не мы и не сейчас», то потом будет «поздно и некого». Поэтому сами осуществляем поиск форм и методов работы.

На уроках истории и обществознания, во внеурочной работе, я ставлю перед собой первоочередную задачу - преодолеть равнодушие, делаю ставку на эмоции детей. Нужно их «разбудить», вызвать протест, негодование к явлениям, негативно влияющим на судьбу нашей природы и планеты в целом. Только когда дан эмоциональный толчок, необходимо запускать весь механизм.

В этом учебном году в 7-х классах было положено начало проекту «Природа и мы». Природа для школьников стала:

  1. Объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности и особенности взаимодействия с человеческим обществом на уроках, во внеурочной деятельности и дома;

  2. Реальным пространством, где протекает их жизнь;

  3. Окружающей средой, где они занимаются спортом и путешествуют;

  4. Объектом и предметом художественного изображения;

  5. Объектом заботы и труда, когда школьники преобразуют и охраняют природу.

Основные направления работы учителя:

Направления

Мероприятия

Теоретическое

Погружение обучающихся в проблему;

Изучение литературы и Интернет-ресурсов;

Определение форм, методов, технологий работы;

Подбор и разработка инструментария определения результативности;

Создание методических и дидактических материалов.

Прогностическое

Планирование реализации проекта;

Корректировка тематического планирования курса истории и обществознания;

Практическое

Разработка:

  • Поурочного планирования;

  • Заданий и тестов;

  • Мультимедийного сопровождения;

  • Перечня Интернет-ресурсов (Экология на уроках истории. ecolearn.ru/chapter/2.html).

Подготовка и проведение общешкольного мероприятия для 5-9 классов;

Создание сайта и размещение на нем материалов;

Участие в Интернет-конкурсах.

Аналитическое

Анкетирование обучающихся;

Обобщение опыта работы;

Представление опыта работы на заседаниях ШМО, всероссийских конференциях, фестивалях, конкурсах.

Основные направления работы обучающихся:

Направления

Мероприятия

Теоретическое

Погружение в проблему;

Ведение «Экологического дневника»;

Изучение Интернет-ресурсов, учебного и дополнительного материалов;

Определение темы исследовательских работ.

Практическое

Участие в мероприятиях краеведческой и экологической направленности;

Индивидуальные и коллективные творческие дела;

Посещение музеев, выставок, городских мероприятий.

Представление исследовательских работ;

Участие в конкурсах и фестивалях;

Просветительская работа.

Перспективы развития проекта:

  • Продолжение работы в 8 и 9 классах (по тем же направлениям, углубляя проблематику с учетом возрастных особенностей обучающихся);

  • Разработка дидактических материалов для уроков истории и обществознания в 7-9 классах, факультатива «Истоки»;

  • Участие в социальных проектах за пределами школьного уровня.

Что за полгода существования проекта было сделано?

  1. Обучающиеся 7-х классов ведут «Экологические дневники». Новые факты, которые они узнают на уроках, на факультативе, в СМИ и т.д. они записывают в тетрадь со своими комментариями.

  2. Изучены Интернет-ресурсы. Учащиеся, посещающие факультатив «Истоки» собирают и систематизируют материал для исследовательских работ по темам: «Усолье-Сибирское глазами людей разных поколений», «Красота, которую мы не замечаем», «10 дней на Байкале» и др.

  3. Выпустили бюллетень «Семья и природа»;

  4. Создали презентации о своих домашних животных;

  5. Изготовили кормушки для птиц, подкармливают их в зимний период;

  6. Организовали школьный экологический патруль;

  7. Посетили несколько выставок и мероприятий в краеведческом музее.

В учебнике 7 класса по обществознанию сформулированы три главных правила экологической морали:

  1. Я лично несу ответственность за сохранение природы и истории родного края;

  2. Я не причиняю зла живому;

  3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь.

Эти слова для детей стали своеобразной клятвой. Они заинтересовались этим делом и предложили написать «Экологическое послание» всем людям и распространить его через социальные сети в Интернете.

© 2010-2022