Обобщение опыта применения интерактивных методов в преподавании истории и обществознания

Обобщение  опыта применения интерактивных методов в преподавании истории и обществознания учителя Бакиной Олеси  Сергеевны Проанализировав педагогическую литературу, я выделила  несколько десятков типов нестандартных уроков, реализующих интерактивные методы. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализова...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение опыта применения

интерактивных методов в преподавании истории и обществознания учителя Бакиной Олеси Сергеевны

В XXI веке идет активный процесс формирования информационного общества, в котором выпускник школы должен обладать высокой информационной культурой поведения. Внедрение в учебный процесс инновационных методик и новых педагогических технологий позволят обеспечить индивидуализацию обучения и развивать самостоятельность в обучении. Интерактивные методы сполна отвечают этим требованиям.

Обществознание - сложная образовательная дисциплина. Ученикам, как показывает опыт, трудно понять функции и роль таких дисциплин, поэтому главная задача учителя сформулировать вопросы перед учениками и вместе с ними искать ответы, организуя педагогический процесс методом взаимодействия.

Обучение и учение взаимообусловлены, поэтому субъективные позиции учителя и ученика оказываются тесно связанные между собой: один пришел, чтобы научиться, а другой - чтобы поделиться своими знаниями, научить добывать новые знания, взаимодействуя с другими, и сделать этот процесс интересным. Самое главное заключается в том, что учитель и ученик ощущают себя носителями активного начала, организаторами и преобразователями процесса совместного познания. Интерактивное обучение, по сравнению с другими методами, меняет процесс взаимодействия: активность учителя уступает место активности учащихся, задача учителя - создавать условия для их инициативы. Учитель не дает готовых знаний, а побуждает к самостоятельному поиску. Именно такой подход в работе с детьми мне интересен. Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от преподавателя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. А это означает, что приоритет в работе педагога отдается диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения.

Проанализировав педагогическую литературу, я выделила несколько десятков типов нестандартных уроков, реализующих интерактивные методы. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенные из них: уроки-«погружения»; уроки-деловые игры; уроки-прессконференции; уроки-соревнования; уроки типа КВН; театрализованные уроки; уроки-консультации; компьютерные уроки; уроки с групповыми формами работы; уроки взаимообучения учащихся; уроки творчества; уроки-аукционы; уроки, которые ведут учащиеся; уроки-зачеты; уроки-сомнения; уроки-творческие отчеты; уроки-формулы; уроки-конкурсы; уроки-обобщения; уроки-фантазии; уроки-игры; уроки-«суды»; уроки поиска истины; уроки-лекции «Парадоксы»; уроки-концерты; уроки-диалоги; уроки «Следствие ведут знатоки»; уроки-ролевые игры; уроки-конференции; уроки-семинары; уроки-игры «Поле чудес»; уроки-экскурсии; межпредметные уроки.

Интерактивность - означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности школьников. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

Роль учителя в процессе интерактивного обучения постоянно меняется. В позиции лектора - эксперта, излагает новый материал, демонстрирует наглядность, отвечает на вопросы и т.д. В позиции организатора, налаживает взаимодействие участников с социальным и физическим окружением: разбивка на подгруппы, координация выполнения задания, подготовка мини презентаций и т. д. В позиции помощника - консультанта, учитель обращается к социальному опыту участников, побуждает их самостоятельно собирать новые данные, искать решения уже поставленных задач, самостоятельно ставить новые и т.д. Таким образом, моя задача, организуя интерактивное обучение, моделировать педагогическую ситуацию путем изменения направления информационного потока, что заметно расширяет возможности обучения.

Каким же образом, я пытаюсь строить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересен, значим и для педагога и для учащихся?

В русле этих поисков, примерно десять лет назад, в пространстве педагогики начало разрабатываться новое направление - учебный диалог. Сегодня это уже не новый подход, мы называем его интерактивным обучением.

Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса, но видоизменяет формы с транслирующих - на диалоговые, то есть основанные на взаимопонимании и взаимодействии.

Главная особенность данной методики заключается в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности.

Использование интерактивного подхода в обучении - это вариант далеко необлегченной педагогики. Результаты такого обучения проявляются не сразу, они зависят от решения основных задач организации групповой формы обучения.

При организации групповой работы эффективность обучения во многом зависит от благоприятного психологического климата микрогруппы.

Формирование групповой общности я начинаю с ситуации вызова, либо с отсроченной отгадки, либо с своеобразной разминки. Предлагаю учащимся два - три упражнения на концентрацию внимания. Например, «Что тебе известно по этой теме?», «Подберите эпиграф к уроку», историческая разминка в форме блиц - вопросов, исторического лото и т.д.

Следующий этап интерактивного обучения - организация учебной деятельности учащихся в группе. Он включает несколько ступеней:

  • усвоение учебной задачи;

  • процесс поиска лучшего решения;

  • суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;

  • презентация группового решения.

Опыт показывает, та учебная задача, которую ставит перед группами педагог, по-разному воспринимается учащимися. Это обусловлено индивидуальными особенностями восприятия школьников. Содержание учебного задания должно отличаться нестандартной постановкой проблемы, вынуждающей школьников искать помощи друг у друга, обмениваться точками зрения. Задание может быть следующим: выбрать из предложенного множества качеств те, которые, по общему мнению, наиболее полно характеризуют предмет, явление, историческое лицо т.д.

В процессе поиска решения задачи происходит столкновение различных точек зрения учащихся, поэтому очень важно научить различать личность одноклассника и ту роль, которую он исполняет в процессе групповой работы (инициатор, контролер, критик, оппонент).

Учебное сотрудничество и взаимодействие, я организую в двух формах кооперации «Учитель - учащийся» и «учащийся - учащийся».

Обеспечение сотрудничества и взаимопонимания в процессе обучения основано на ряде педагогических техник: «Мозговой штурм», «Мозаика», «Аквариум», «Опорный конспект», «Хоровод», создающих условия для эффективного общения между всеми участниками учебного процесса по поводу изучаемого материала.

Особое внимание уделяю организации учебного пространства, так как взаимодействие предполагает, что собеседники обращены лицом к лицу. В зависимости от количества групп определяю оптимальные расстановки учебных мест. Изменение привычной организации учебного пространства дает возможность решать поставленные вопросы сообща, подготавливает учащихся к нетрадиционным формам обучения, таким образом, внутренняя готовность позволяет сокращать время, необходимое для настройки на форму и содержание интерактивного обучения.

На первом этапе применения интерактивных методов в своей работе, я предлагала четыре последовательных этапа деятельности, в технике «Мозаика» и «Опорный конспект» и др., чтобы организовать работу групп их четырех, пяти учеников.

I этап: Индивидуальная работа.

Мной предлагалось задание: изучить тему и составить конспект, продумать вопросы для обсуждения темы. На подготовку и выполнение этого задания дается 20 минут (это может быть и домашнее задание).

Важно, чтобы к концу контрольного времени, каждый член группы имел свой вариант выполненного задания.

II этап: Работа в парах по горизонтальным связям.

Я предлагала каждому участнику выбрать себе партнера. Задание по содержанию оставалось прежним, но цель данного этапа заключалась в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения - 10 минут.

III этап: Работа в парах по вертикальным связям.

Я предлагаю парам поменяться. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы. Время для обсуждения - 10 минут.

Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать иное мнение, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение.

IV этап: Принятие группового решения.

Я предлагаю членам группы собраться вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, таблицы, презентации и т.д.).

В данный период стараюсь апробировать адаптированные под современные тенденции развития и воспитания интерактивные методы и формы.

В результате такой работы, мои ученики накапливают опыт общения, отрабатывая умения и навыки организации конструктивного диалога.

Однако педагогика взаимодействия методом интерактивного обучения является только одним из средств обучения в системе моей работы, основой которой является доверительный, эмоционально-положительный фон и атмосфера взаимосотрудничества между мной и учениками.

Стремление к высокой мотивации в обучении, я добиваюсь также через актуализацию знаний, подводя учащихся к осознанию важности получаемой информации.

Использование в работе вышеперечисленных методов, приемов и средств обучения позволяет добиваться мне стабильных результатов в процессе обучения.

В процессе освоения технологий интерактивного обучения у учащихся вырабатываются определенные правила взаимодействия. Успех и результативность занятия обусловлены:

  • правильной постановкой учебной задачи;

  • организацией учебного пространства для поиска решения этой задачи;

  • подготовительной работой (сбор материала, своевременное оповещение и т.д.);

  • готовность настроиться на актуальное состояние собеседника (понять и принять);

  • соблюдения правила «Человека отличает не только умение говорить, но и умение слушать»;

  • использование «поддерживающих» приемов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы;

  • навыками анализа и самоанализа, необходимыми для понимания того, как проходила беседа, где и почему обсуждение «провисало», как этого можно избежать в будущем.

Моим ученикам очень нравятся активные и интерактивные формы работы. В своих отзывах об уроках они пишут: «На таких уроках повышается настроение», «Нет обычного урока, где мы только слушаем учителя и быстро-быстро записываем за ним», «Эти уроки похожи на игры. А на самом деле нас учат получать информацию не только по предметам, но и из своего опыта», «Диалог положительно влияет не только на знания, но и на всю обстановку в классе».

В качестве примера использования интерактивной методики в обучении, хочу предложить конспекты уроков обществознания в 5,6 и 7 классах, оформленный в форме диалогового общения между учителем и учеником.

Цель демонстрации моих конспектов - показать методику организации конструктивного диалога между учителем и учеником, применяя интерактивные формы обучения, для формирования социальной ответственности и правового сознания в курсе обществознания. (См. Приложение 1, 2, 3)

Применение интерактивных методов преподавания решает задачи формирования социальной ответственности и правового сознания, мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся. Так же данные методы способствуют развитию их творческих способностей, умения анализировать и интерпретировать изучаемый материал в с соответствии с поставленными задачами. В представленных разработках представлен опыт изучения трёх тем в 5 классе «Юные граждане России», в 6 классе «Что значит быть гражданином России», в 7 классе «Подросток в обществе риска», в рамках курса Обществознание, на основе учебников А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой, с просмотром отрывка из мультфильма по сказке Ю.Коваля «Евстифейка- волк» (2001г.). Наличие рабочей гипотезы задает проблематизацию материала, презентация представляет визуальный логический ряд главных терминов и понятий с выделением ключевых вопросов темы. Просмотр и обсуждение мультфильма дает возможность использования элементов дискуссии на уроке, создают атмосферу психологической и интеллектуальной заинтересованности учащихся. Кроме того, просмотр сюжета может сопровождаться выполнением определенного задания, что позволяет формировать исследовательские навыки учащихся.

Создавая проблемную ситуацию и предлагая детям найти выход из нее, я стараюсь давать задания, обогащающие личный опыт учащихся. Таких проблемных заданий на уроках обществознания может быть много. Например, это проблема «лишних», свободных денег. Еще великий Шекспир предупреждал: «Зарытый клад ржавеет и гниет, лишь в обороте золото растет». Иначе говоря, деньги должны работать. Эта проблема может быть поставлена, например, при изучении темы «Ценные бумаги». Например, рассказывая учащимся о таком виде ценных бумаг, как акция, я знакомлю детей с тем, что такое АО, какие виды акций существуют, каковы преимущества того или иного вида акций. Затем я ставлю проблему: Представьте, что вы решили стать акционером, какой либо компании. Какие акции вы предпочтете приобрести - простые или привилегированные?

Эта же проблема свободных денег может быть поставлена при изучении темы «Деньги». Здесь она звучит так: «Помещая деньги на банковский счет, в какой валюте вы будете их хранить - в рублях, в долларах или в евро?» Решение проблемы происходит в группах. Учащимся дается время для оценки всех возможных последствий и принятия решения. Дети после бурных споров и обсуждений обычно приходят к правильным выводам.

1.Надо покупать акции всех видов (и простые, и привилегированные).

2. Свои деньги, чтобы обезопасить себя от всевозможных рисков, нужно разделить на части, перевести в разные виды валюты (в доллары, в евро, в рубли) и разместить вклады в разные банковские учреждения.

Таким образом, учащиеся самостоятельно приходят к сути принципа разумного финансового поведения «Нельзя класть все яйца в одну корзину». Мне остается лишь привести им его формулировку, как совет на все случаи жизни. Ведь этот совет хорош, прежде всего, тем, что любой человек, как бы он ни был далек от экономических вопросов, задумываясь о вложении своих денег, вспомнит его и примет правильное решение, т.е. знания, полученные на таком уроке, могут пригодиться моим ученикам в их будущей самостоятельной жизни.

Через интерактивное обучение я выхожу на решение следующих задач: практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают, либо не знают, каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, мнениями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивное обучение благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной нагрузки.


© 2010-2022