ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ

Особенностью современного российского общества является противоречивость, нестабильность и неравномерность в обеспечении устойчивого развития. Несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста, наблюдающегося с начала XXI в., социально-экономическая ситуация характеризуется неблагоприятными тенденциями: ростом дифференциации доходов населения, усилением социальной напряженности, ростом безработицы, в том числе молодежной. Молодежь, выступая в качестве инновационного потенциала общества, является одной из самых уязвимых групп на рынке труда в силу своих возрастных, социально-психологических и профессиональных особенностей. В России количество молодых безработных ежегодно увеличивается и составляет более половины от общего числа зарегистрированных безработных. Высокий уровень молодежной безработицы опасен своими экономическими и социальными последствиями, которые затрагивают интересы, как самой молодежи, так и всег...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

37

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НЯГАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»









ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ.

Учебно-исследовательская работа

Автор:

Григорьева Яна Юрьевна

студентка группы «Строительство и

эксплуатация зданий и сооружений» 2 курс

бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Няганский профессиональный колледж»

Научный руководитель:

Дмитриева Виктория Виталиевна

учитель обществознания

первой квалификационной категории

бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Няганский профессиональный колледж»




Нягань 2014

Оглавление


С.

Введение

3

Глава 1. Теоретический аспект молодежной безработицы.

6

  1. Сущность и содержание понятия.

6

1.2 Анализ рынка труда и теории безработицы.

10

Глава 2. Государственная политика в сфере занятости и трудоустройства.

17

2.1 Государственная поддержка безработной молодежи в ХМАО.

18

2.2 Трудоустройство выпускников «Няганского профессионального колледжа»

20

2.3 Перечень рекомендаций, способствующих трудоустройству молодежи.

21

Заключение

25

Список литературы

27

Приложение

29







Введение

Актуальность проблемы.

Особенностью современного российского общества является противоречивость, нестабильность и неравномерность в обеспечении устойчивого развития. Несмотря на достаточно высокие темпы экономического роста, наблюдающегося с начала XXI в., социально-экономическая ситуация характеризуется неблагоприятными тенденциями: ростом дифференциации доходов населения, усилением социальной напряженности, ростом безработицы, в том числе молодежной.

Молодежь, выступая в качестве инновационного потенциала общества, является одной из самых уязвимых групп на рынке труда в силу своих возрастных, социально-психологических и профессиональных особенностей. В России количество молодых безработных ежегодно увеличивается и составляет более половины от общего числа зарегистрированных безработных. Высокий уровень молодежной безработицы опасен своими экономическими и социальными последствиями, которые затрагивают интересы, как самой молодежи, так и всего государства. В связи с этим актуальным и стратегически важным становится осуществление государственного регулирования молодежной безработицы, направленного на решение проблемы безработицы молодежи и обеспечение ее занятости, социальной защиты, а также сохранение и развитие трудовых ресурсов страны.

Государственное регулирование молодежной безработицы должно реализовываться не только на федеральном, но и на региональном уровне. Особую значимость государственное регулирование молодежной безработицы приобретает в Ханты-Мансийском автономном округе, который переживает период формирования системы управления всеми сферами общественной жизни. Все это обусловливает необходимость исследования основных направлений государственного регулирования молодежной безработицы.

Безработице посвящено множество научных работ как российских, так и зарубежных авторов, рассматривающих данное явление с различных позиций. Исследование вопросов государственного регулирования молодежной безработицы в той или иной степени осуществляется представителями различных наук. В частности, можно выделить следующие направления:

- изучение безработицы как особого состояния бытия общества и индивида (А. Августин, Аристотель, М.А. Бакунин, Ж. Бодрийяр, Дж. Бруно, С.Н. Булгаков, Г. Гегель, Т. Гоббс, У. Джеймс, Г. Маркузе, Т. Мор, Ж-Ж. Руссо, К. Сен-Симон, К. Ясперс и др.);

- анализ безработицы как показателя состояния экономической сферы и сбалансированности рынка труда (В.В. Адамчук, Г.С. Беккер, Б.Д. Бреев, B.C. Буланов, М.Г. Гильдингерш, Дж. Кейнс, К. Маркс, А. Пигу, В.И. Плакся, Д. Риккардо, П. Самуэльсон, А. Смит, М. Фридмен и др.);

- рассмотрение влияния безработицы на психологическое самочувствие личности (Р. Лазарус, JI. Пельцман, Д. Сьюпер, П. Уорр, Н. Физер, Д. Фрайер, М. Яхода и др.);

- исследование безработицы как проявления дестабилизации социально-трудовых отношений в обществе (Д. Белл, М. Вебер, С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, О. Конт, В.Н. Кузнецов, Р. Мертон, Дж. Мид, П.А. Сорокин, Г. Спенсер, А.Н. Сухов, Дж. Хоманс и др.);

- изучение молодежи как особой социально-демографической группы общества (C.B. Алещенок, П.И. Бабочкин, С.Н. Иконникова, И.М. Ильинский, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, В.В. Павловский, В.И. Чупров и др.);

- анализ рынка труда и молодежного рынка труда (Л.С. Аникип, B.C. Боровик, К.И. Бредников, H.A. Дунаева, В.В. Колосовский, А.Э. Котляр, C.А. Кузьмин, A.A. Никифорова, Г.Г. Руденко, Л.Н. Руднева и др.);

- рассмотрение государственного регулирования занятости . и безработицы (А.И. Варьянов, O.A. Гордилова, А.З. Дадашев, Р. Джекмон, В.Н. Иванова, В.А. Кострюкова, Ф.Т. Прокопов, Ю.В. Ситникова, Л.И. Старовойтова, А.Р. Тумашев, Ф.С. Файзуллин и др.).

Новизна моей работы заключается в том, что раньше подобную тему в нашем колледже никто не изучал, несмотря на многообразие направлений исследований, до сих пор остаются мало изученными проблемы государственного регулирования молодежной безработицы на уровне региона.

Цель нашего исследования изучить проблемы государственного регулирования молодежной безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе.

Объект исследования - молодежная безработица.

Предмет исследования - основные направления государственного регулирования молодежной безработицы в регионе.
Перед началом изучения проблемы мы выдвинули гипотезу. Если провести исследование, то выяснится, что в Ханты-Мансийском АО проблема молодежной безработицы решается с помощью мер государственного регулирования.

задачи:

  • Изучить теоретический аспект молодежной безработицы;

  • дать характеристику государственной политики в сфере занятости и трудоустройства;

  • выявить эффективные решения государственной поддержки безработной молодежи в ХМАО;

  • выяснить роль колледжа в трудоустройстве выпускников;

  • составить перечень рекомендаций, способствующих трудоустройству студентов.

Методы исследования: анализ литературы, сравнение и сопоставление фактов, систематизация и обобщение полученных данных в соответствии с поставленными задачами.








Глава 1. Теоретический аспект молодежной безработицы.

  1. Сущность и содержание понятия.

Понятие занятости и безработицы неразрывно связаны друг с другом и с трудовой деятельностью населения страны - рынком труда. Рынок труда является органической составляющей любой рыночной экономики, выполняющей функции механизма распределения и перераспределения общественного труда по сферам и отраслям производства в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности, видам и формам занятости.

Проблема занятости населения является одной из важнейших социально-экономических проблем. Занятость неразрывно связана как с людьми и их трудовой деятельностью, так и с производством, распределением, присвоением и потреблением материальных благ. В силу этого критерия, занятость представляет собой всеобщую экономическую категорию, характерную для всех общественно-экономических формаций. Характеристики занятости, использования трудового потенциала общества представляют не только экономический интерес, они являются и основными показателями, отражающими политику государства в сфере труда, отношение к человеку и как к главной производительной силе общества, и как к личности.

Основные принципы занятости и государственная политика в области содействия занятости населения были введены в России с принятием Закона «О занятости населения в Российской Федерации», в котором сформулированы, в частности, принципы свободы в труде и занятости, запрещение принудительного, обязательного труда, а также создание государством условий для обеспечения права на труд, на защиту от безработицы, на помощь в трудоустройстве и материальной поддержке при безработице в соответствии с Конституцией РФ. п.2 ст.5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19.04.91г. (в ред.22.07.10)

По степени количественного и качественного соответствия между потребностью экономики в рабочей силе и потребностью населения в рабочих местах выделяют занятость полную, продуктивную, свободно избранную, рациональную, эффективную и оптимальную.

Занятость имеет ярко выраженный социальный характер. Она отражает потребность людей не только в доходах, но и в самовыражении посредством общественно-полезной деятельности, а также степень удовлетворения этой потребности при определенном уровне социально-экономического развития общества. В случае неудовлетворения этой потребности мы сталкиваемся с понятием безработицы.

Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике и возникает из-за несовершенства работы рыночного механизма. Несмотря на то, что согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы, п.3 ст.37 Конституции Российской Федерации это явление неразрывно связано с жизнью современного общества.

Безработица - социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

Безработные вместе с занятыми людьми формируют рабочую силу страны. Таким образом, рабочая сила представлена двумя группами населения: одна из них принимает участие в создании благ, другая не работает, т.е. является безработной.

Рабочая сила = Занятые + Безработные

В Российской Федерации существуют две методологии подсчета безработных:

В соответствии со стандартами Международной Организации Труда (МОТ) создана в 1919 году на основании Версальского мирного договора в качестве структурного подразделения Лиги Наций к безработным относятся лица в возрасте, установленном для измерения экономической активности населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно следующим критериям: а) не имели работы; б) были готовы начать работать; в) активно искали работу.

Согласно этой методике, сведения о безработных фиксируют в результате периодических выборочных обследований и опросов населения, осуществляемых Государственным комитетом по статистике1.

В соответствии с Законом «О занятости населения Российской Федерации» безработными признаются: «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней».

В соответствие с этим законом подсчитывается только количество официально зарегистрированных безработных, состоящих на учете в службе занятости.

Характеризуют картину экономической нестабильности на рынке труда следующие показатели, используемые в экономической теории: уровень безработицы и ее средняя продолжительность.

Показатель уровня безработицы используется для измерения масштабов безработицы и рассчитывается как отношение числа безработных к совокупной рабочей силе

Уровень безработицы = Число безработных/Совокупная рабочая сила*100

Естественный уровень безработицы (NAIRU) определяется в результате усреднения показателя уровня безработицы в стране за какой-то прошлый или будущий период времени.

Продолжительность безработицы характеризуется средним периодом времени перерыва в работе.

По продолжительности безработицы бывает:

Краткосрочная - до 4 месяцев

Продолжительная - 4-8 месяцев

Длительная - 8-18 месяцев

Застойная - более 18 месяцев

Структура безработицы включает четыре основные категории рабочей силы:

  1. потерявшие работу в результате увольнения;

  2. добровольно оставившие работу;

  3. пришедшие на рынок труда после перерыва;

  4. впервые пришедшие на рынок труда1.

Причины безработицы, как явления, разнообразны. Наиболее часто встречающиеся и основополагающие:

  1. структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

  2. трансформационные процессы, предполагающие переход от одной экономической системы к другой.

  3. экономические причины, как то: спад или депрессия, вынуждающие работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

  4. политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: при искусственном завышении заработной платы уменьшается спрос на рабочую силу;

  5. сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

  6. изменения в демографической структуре населения, рост или снижение численности населения.

Экономические причины, т.е. сами механизмы рынка.

Исходя из различных причин безработицы, принято выделять следующую классификацию ее основных форм:

Структурная безработица связана с технологическими сдвигами в производстве, изменяющими структуру спроса на рабочую силу. Это безработица среди лиц, профессии которых оказались "устаревшими" или менее необходимыми экономике вследствие научно-технического прогресса, при этом спрос на другие, новые, специальности может стремительно расти.

Структурная безработица имеет преимущественно вынужденный и более долговременный характер, так как у этой категории безработных нет "готовых" к продаже навыков к работе и получение рабочих мест для них связано с профессиональной переподготовкой, нередко сопровождающейся сменой места жительства.

Фрикционная безработица связана с текучестью кадров, перемещением людей с одной работы на другую, из одной местности в другую. Эта форма безработицы обычно ограничивается краткими сроками. Причина этой формы безработицы в том, что и люди, и рабочие места неоднородны, поэтому требуется определенное время для "взаимного поиска". Фрикционная безработица неизбежна в нормально организованной экономике, в ней отражается свобода выбора людьми места работы и она выше в тех странах, граждане которых предпочитают жить всю жизнь в одном и том же населенном пункте, то есть отличаются пониженной мобильностью.

Совокупность структурной и фрикционной безработицы принято называть естественным уровнем безработицы (или уровнем безработицы при полной занятости), соответствующим потенциальному объему ВНП или ситуации макроэкономического равновесия. При естественной безработице создается наилучший для экономики резерв рабочей силы и достигаются наиболее эффективные конкурентные условия рынка труда. Однако естественный уровень безработицы является величиной не постоянной и подвергается пересмотру вследствие различных изменений.

Циклическая безработица возникает в связи со спадом производства и представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. В период циклического спада циклическая безработица дополняет фрикционную и структурную; в периоды циклического подъема циклическая безработица отсутствует, т.е. ее наличие показывает, что экономика функционирует на уровне неполной занятости, не достигается потенциального уровня ВВП.

Институциональная - вид безработицы, которая может возникать как следствие недостаточно эффективной организации рынка труда и существующей в России пассивной позиции бирж труда. Поскольку в стране пока плохо развита система обязательной регистрации свободных вакансий на предприятиях и деятельность, направленная на переподготовку и переквалификацию работников, человек может предпочесть получать пособие по безработице, нежели работать1.

Сезонная - безработица, вызванная сезонным характером деятельности и неодинаковыми объемами производства в отдельных отраслях в различные периоды времени. К таким отраслям относится, прежде всего, сельское хозяйство.

Скрытая - безработица, вызванная снижением спроса на продукцию предприятия, когда части персонала, предоставляется возможность вместо увольнения перейти на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), взять вынужденные неоплачиваемые отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

Существуют также добровольная безработица, конверсионная, технологическая, региональная и маргинальная и мн. др. Всего различают более двадцати форм.

Рассмотрев основные формы безработицы, мы можем проанализировать, что для экономики современной России характерны: фрикционная безработица, структурная безработица и безработица циклическая. Наибольший интерес для подробного рассмотрения в данной работе представляет безработица структурная. Поскольку, фрикционная безработица вообще в экономической науке считается явлением нормальным и не вызывающим тревоги (тем более она обычно носит кратковременный характер), циклическая безработица присуща странам, переживающим общий экономический спад, где кризисные явления возникают практически на всех товарных рынках и общее число свободных рабочих мест оказывается меньше числа претендующих на них.

Избежать же структурной безработицы невозможно. Развитие технического прогресса сильно меняет структуру спроса на рабочую силу, людям приходится подстраиваться и осваивать новые профессии, а рынок труда, где требуются работники с минимальной специализацией становится слишком насыщенным. Таким образом, увеличивается конкуренция и многие вынуждены пополнять ряды безработных.

Далее рассмотрим основные предпосылки возникновения безработицы на примере общепринятых классификаций рынков труда.

1.2 Анализ рынка труда и теории безработицы

Очевидно, что безработица приводит к серьезным социальным и экономическим издержкам. Она сокращает экономический потенциал страны и ведет к недоиспользованию производственных возможностей посредством выведения трудоспособного населения из участия в создании и увеличении валового национального продукта.

До сих пор экономисты, политики и общественность в целом много дискутируют по поводу возможности и обязанности правительства сокращать уровень безработицы. Расхождение во мнениях в основном происходит из-за того, что на самом деле мы не знаем наверняка последствий той или иной политики. Здесь можно только прогнозировать события, а для этого нам нужно опираться на основные концепции экономических учений, каждое из которых имеет свой собственный подход к анализу рынка труда и по-своему объясняет причины возникновения безработицы.

Рассмотрим основные теории безработицы.

Классическая модель труда.

Согласно данной концепции, объем занятости в экономике определяется на основе средней ставки заработной платы работника, т.е. основным регулятором рынка труда служит цена рабочей силы, которая реагирует на потребности рынка, увеличиваясь или уменьшаясь в прямой зависимости от спроса и предложения.

Стремясь к равновесию, рынок труда достигает состояния, когда предложение труда и спрос на него становятся одинаковыми, таким образом, в состоянии равновесия на рынке безработица отсутствует.

Представители классической теории занятости утверждали, что полная занятость - это естественное состояние на рынке труда при капиталистическом пути развития и при ней невозможна ситуация, что уровень расходов будет являться недостаточным для приобретения продукции. Совокупное предложение рабочей силы на рынке труда постоянно, а совокупный спрос стабилен. Регулирование рынка посредством эластичности цен, заработной платы и ставки процента способно обеспечить полную занятость и не приводит к сокращению реального объема производства. Превышение естественного уровня безработицы сторонники данной концепции объясняют влиянием государства на рынок труда и таким образом считают помощь государства излишней.

Из классического объяснения вытекает, что если заработная плата устанавливается выше рыночного равновесного уровня, это ведет к тому, что спрос на труд становится существенно меньше предложения и определенная часть населения теряет работу. Вследствие этого устанавливается большая конкуренция на рынке, способная вновь снизить размер оплаты труда до уровня, когда предприятия смогут нанять на работу большее число работников при более низкой заработной плате.

Марксистский подход.

Характерной особенностью признается наличие избытка предложения рабочей силы по сравнению со спросом. Причинами безработицы К. Маркс считал чрезмерный труд одной части рабочего класса, который высвобождает другую его часть, переводя ее в ряды безработных, если сохранение работников не влечет за собой факта возрастания капитала. Т.е., если уровень платы за труд поднимается выше стоимости рабочей силы, то исходя из понимания того, что для капиталиста труд - такой же фактор производства, как и любой другой, в этом случай он заменит часть работников машинами.

Потребность в рабочей силе является переменным капиталом и увеличивается медленнее, чем потребность в постоянном капитале - средствах производства.

При неизменной величине капитала повышение отношения «капитал труд» высвобождает рабочих, при неизменности этого отношения расширение объемов производства сопровождается ростом занятости.

Также в этой теории признается цикличность фаз рынка и утверждение, что в фазе депрессии и кризиса безработица возрастает.

Кейнсианская концепция.

Сторонники кейнсианской концепции рассматривают рынок труда как рынок, находящийся в состоянии перманентного неравновесия, поэтому, согласно этому подходу, не существует механизма, который бы обеспечивал полную занятость.

Кейнсианцы ставят под сомнение аксиому об эластичности цен и заработной платы и о возможности рыночного механизма восстанавливаться и саморегулироваться. Единственным регулятором рынка труда и занятости населения выступает государство, которое, увеличивая или уменьшая совокупный спрос, может способствовать ликвидации возникшего неравновесия на рынке. Например, достичь роста спроса и потребления можно путем снижения уровня налогообложения и таким образом увеличить рост производства и занятости. То есть согласно взглядам кейнсианцев, цена рабочей силы -- жестко фиксированная величина, ведь в реальной экономике есть множество факторов, препятствующих ее гибкому изменению, и в сущности, цена труда не выступает регулятором рынка труда. По их мнению, спрос на рабочую силу регулируется не изменениями рыночных цен на трудовые услуги, а совокупным спросом либо объемом выпуска продукции.

Исходя из этого, можно заключить, что уровень занятости -- функция эффективного спроса, которая включает в себя расходы на потребление плюс инвестиции и определяет, соответственно, экономическое поведение предпринимателей.

В тоже время, приверженцы кейнсианской концепции не гарантирует полную занятость на рынке и справедливого распределения доходов. Для решения этих задач и социальной защиты населения они основополагающую роль отводят государству, подчеркивая необходимость активного вмешательства последнего в устранении неравновесия на рынке труда.

Монетаристская модель.

Исходит из того, что рыночная экономика стремится к стабильности и способна к саморегулированию. Наличие определенных диспропорций монетаристы определяют причинами внешнего вмешательства. Эта концепция отрицает необходимость государственного вмешательства в экономику, поскольку, как они утверждают, это вмешательство нарушает экономическое развитие.

Монетаристская концепция рынка труда исходит из того, что обеспечить занятость можно посредством проведения денежно-кредитной политики. С целью установления равновесия на рынке труда монетаристы предлагают использовать учетную ставку Центрального банка, размеры обязательных резервов коммерческих банков на счетах Центрального банка. Это приведет к стимулированию инвестиционной и деловой активности, и, таким образом окажет положительное влияние на занятость.

Основными представителями этого направления теории рынка труда являются М. Фридмен, Ф. Кейген, А. Мольцер, К. Бруннер, и др. Они считают, что существует определенный уровень безработицы, который обозначается как «естественная норма безработицы», отклонения от него могут наблюдаться лишь в коротком периоде времени. Поэтому проблемы рынка труда - это проблемы борьбы с отклонениями уровня безработицы от ее естественной нормы.

Несмотря на то, что благодаря безработице в обществе есть некоторый резерв рабочей силы для новых производств и косвенно, за счет конкуренции, она влияет на производительность труда работающих граждан, все же безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные издержки. Среди негативных экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

* недоиспользование производственных возможностей, недовыпуск продукции. Зависимость между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП нашла выражение в законе Оукена (Okun's law): если фактический уровень безработицы выше естественного на 1%, то отставание фактического ВВП от потенциального составляет 2,5%;

* значительное снижение уровня жизни безработных людей, поскольку работа является основным источником средств существования;

* снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

* увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Зачастую, помимо экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, гораздо менее очевидные, но порой даже более серьезные, чем экономические:

* усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

* обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлении совершается неработающими лицами без средств существования;

* деформация личности безработного и его социальных связей, обострение семейных отношений и распад семей;

* всевозможные заболеваний, депрессии и смертность вынужденно незанятых граждан вследствие отрыва от привычной стабильной жизни;

* потеря квалификации и практических навыков работников, бывший безработный часто и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, таким образом, налицо необходимость в периоде адаптации.

Рассмотрев основные теоретические подходы к анализу теорий рынка труда и безработицы, можно прийти к выводу, что в рыночной экономике абсолютное отсутствие безработицы невозможно. А фрикционная и структурная безработицы - неизбежны, поскольку образуют естественный уровень безработицы (3-7% от числа занятых), соответствующий потенциальному объему ВВП и соответствуют ситуации макроэкономического равновесия.

Экономические и социально-психологические последствия безработицы свидетельствуют о том, что это достаточно опасное как для общества, так и для личности явление, требующее анализа и поиска методов решения, нацеленных не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого уровня.

Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой общества.

Вопросы занятости молодежи неразрывно связаны с безработицей молодежи, поэтому проблема занятости решается как проблема занятости - безработицы.

Для постиндустриального развития характерны такие параметры трудового процесса индивида, как обладание многими профессиями при постоянном обучении новым профессиям в различных областях знания; свобода перемещения (мобильность) и не только в пределах рынка труда (от одного работодателя к другому), но также в плане выбора различных сфер и форм занятости (наемный труд, самозанятость, занятость творчеством, предпринимательство и т.д.)

В основе модели индустриального типа общественного развития лежит идея регулирующей роли экономического (материального) стимула. Главная особенность, отличающая экономическое направление - это представление рассматриваемой проблемы через призму функционирования рынка труда, т.е. в рамках анализа наемного труда, определения цены (или стоимости) рабочей силы, выявления экономических условий занятости рабочей силы и ее незанятости (безработицы).

Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты.

Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются трудоустроиться, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы.

Значительные объемы молодежной безработицы (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) приводят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.

В марте 2013 года молодежь составляла 38,8% от общей численности безработных и 35,2% от численности официально зарегистрированных безработных.

Уровень экономической активности молодежи систематически снижается, и это связано пока с расширением занятости на учебе. В результате за последние три года как бы потеряны для официальной экономики почти 2,3 млн. человек в возрасте от 16 до 29 лет. Они перешли либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике.

В число первоочередных задач для ближайшей перспективы следует поставить создание условий для трудоустройства молодежи, впервые вступающей в трудовую жизнь, сокращение периода поиска работы для безработной молодежи.








Глава 2. Государственная политика в сфере занятости и трудоустройства.

Отношения в сфере занятости определяются международными и национальными нормативными правовыми актами.

Законодательство РФ о занятости населения состоит из Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Закона РФ № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», принятого 19.04.1991 года с последующими изменениями и дополнениями, других ФЗ и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере занятости населения.

В статье 37 Конституции РФ установлены базы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-нибудь дискриминации, о праве свободно распоряжаться возможностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Направления политики страны в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость сотворения государством критерий для более полного существования права на труд содержится также в Международном акте об экономических, социальных и культурных правах.

Основные направления политики страны по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 «закона о занятости».

В зависимости от содержания главных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два её вида:

1) активную государственную политику в сфере занятости;

2) пассивную государственную политику в сфере занятости.

Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, также на переобучение и профессиональное обучение безработных, другими словами правительство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пробует получить работу.

Пассивной политике свойственно наличие завышенных размеров пособий по безработице и других мер оказания материальной помощи безработным, другими словами поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы.

В Российской Федерации, беря во внимание резкое сокращение наибольшего и малого размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, потому что маленький размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы.

В упоминавшихся Конвенциях так же указывалось на то, что, политика страны обязана быть ориентирована на развитие общественного партнерства на всех уровнях, разработку механизма взаимодействия органов исполнительной власти, работодателей, профсоюзов и других представительных органов работников при решении проблем занятости населения на отраслевых рынках труда.

Закон о занятости также закрепляет право профсоюзов на роль в разработке государственной политики в области содействия занятости населения. В особенности принципиальным является роль профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовыми высвобождением работников.

Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, правительство воспринимает на себя обязательства по созданию завышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание особых программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства страны конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (также государственными органами субъектов Федерации) особых целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. Так, например, на основании «Рекомендаций по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», разработанных Министерством образования РФ и Министерством труда и социального развития РФ в 2000 году были созданы группа центров содействия занятости выпускников, информационная система, обеспечивающая обучающихся и выпускников данными о вакансиях, механизм корректировки программ обучения, номенклатуры специальностей в соответствии с потребностями промышленности, системы дополнительного профессионального образования профориентации и психологической консультации.

Таким образом, мы рассмотрели основные направления государственной политики РФ в сфере содействия занятости и трудоустройства. Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и действенного использования трудового потенциала.

Приведенные выше направления государственной политики, обычно, получают свое развитие в других нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), также в коллективных соглашениях.

2.2 Государственная поддержка безработной молодёжи в ХМАО.

В Ханты-Мансийском автономном округе на основании постановления Правительства действует государственная программа «Содействие занятости населения в ХМАО-Югре на 2014-2020 гг.», которая предполагает:

  1. Предупреждение безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

  2. Содействие улучшению положения на рынке труда не занятых трудовой деятельностью и безработных граждан, повышение качества и доступности оказываемых государственных услуг в области содействия занятости населения;

  3. Повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда;

  4. Содействие развитию предпринимательства и самозанятости безработных граждан;

  5. Содействие занятости коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

  6. Обеспечение государственных гарантий по социальной поддержке безработных граждан.

В целях содействия занятости молодежи используют следующие меры и средства:

  • учет специфики молодежной рабочей силы при осуществлении государственной молодежной политики в сфере занятости, в том числе интересов наименее защищенных групп молодежи при определении мер социальной поддержки в период временной незанятости;

  • использование экономических стимулов, в том числе налоговых льгот, повышающих заинтересованность предприятий, учреждений и организаций в предоставлении молодежи бесплатных (льготных) услуг по трудоустройству, в приеме на работу и расширении рабочих мест для молодежи, в профессиональной подготовке, производственном обучении и переподготовке молодых работников;
    установление для предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и их организационно-правовой формы квот (с предоставлением работодателям налоговых и иных льгот) для приема на работу выпускников детских государственных воспитательных и специальных учебно-воспитательных учреждений; подростков, оставивших учебу; лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания; молодых граждан, особо нуждающихся в поддержке при поиске работы и других;

  • законодательное закрепление ответственности работодателей при невыполнении обязательств по выделению рабочих мест в рамках установленных квот;
    осуществление мер, облегчающих процесс перехода молодежи от учебы к труду, в том числе путем создания специализированных служб занятости, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки молодых работников, а также организации общественных работ и временных работ по специальным программам.

Кроме того, в округе действует «Концепция развития системы профессиональной ориентации ХМАО - Югры» от 28.02 2013 г., которая способствует последующему трудоустройству, социально-профессиональной адаптации, умение выстраивать профессиональную карьеру с учетом потребностей регионального рынка. В целях создания целостной системы взаимодействия между субъектами профориентационной работы разработана Программа Профессиональной ориентации в образовательных учреждениях ХМАО - Югры на 2011-2013 годы, утвержденной Коллегией от 20.05.2011 № 2. В соответствии с Программой осуществляется: комплекс мер, обеспечивающих перечень профориентационных услуг для каждого возрастного уровня обучающихся; формирование единой информационной среды профессиональной ориентации, психологической поддержки учащихся и студентов профессионального образования; создание мотивационных условий выпускникам для выбора ими рабочих профессий.

Об эффективности государственной молодежной политике свидетельствуют данные Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за исследуемый период 2008-2013 гг. число безработных граждан динамично уменьшается (Приложение 1). Согласно динамике показателей регистрируемого рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры поток обращений за содействием в поиске подходящей работы снизился незначительно, что свидетельствует о востребованности у населения государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы. В структуре безработных граждан увеличились доли женщин и инвалидов (удельный вес в общем числе безработных), снизились доли молодежи, безработных из числа народов Севера.

2.2 Трудоустройство выпускников «Няганского профессионального колледжа»

На основании «Рекомендаций по проведению организационно-методической работы в области содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования», разработанных Министерством образования РФ и Министерством труда и социального развития РФ, «Концепции развития системы профессиональной ориентации ХМАО - Югры» в бюджетном учреждении «Няганский профессиональный колледж» в 2010 году создан «Центр профориентации, сопровождения профессионального становления и трудоустройства», который занимается профессиональной ориентацией школьников и студентов, создает условия для их профессиональной ориентации, формирует практический опыт по основным видам профессиональной деятельности, для освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности, содействует трудоустройству, удовлетворяя потребности рынка труда города. Об эффективности деятельности Центра профориентации, сопровождения профессионального становления и трудоустройства свидетельствует, 100% трудоустройство выпускников «Няганского профессионального колледжа».

Чтобы узнать, насколько актуальна моя тема для студентов БУ СПО «Няганского профессионального колледжа» я провела социологический опрос студентов и выяснила следующее:

- 68% студентов осознают, что такое безработица (приложение 3);

-78% студентов считают уровень безработицы в России высоким (приложение 4);

-53% студентов периодически работают, а 4% живут уже самостоятельно без материальной

помощи родителей (приложение 5);

-63% студентов считают себя потенциально, подверженными риску безработицы из-за того, что они являются молодыми специалистами (без опыта работы) и только 31 % называет специалистов старшего звена (приложение 6);

-только 17% опрошенных верят в собственные силы в вопросе трудоустройства;

-53% считает, что их должен трудоустроить «НПК»;

-25% воспользуется помощью Центра занятости и только 5% думает, что не найдет работу по специальности (приложение 7);

-75% предпочитает остаться работать в Нягани, 15% предположительно покинет округ и переедет в мегаполис, 20% еще не определился, где будет жить, и работать (приложение 8).

В целом результаты исследования показали, что студенты колледжа осознают негативные последствия безработицы, многие бояться не найти работы по специальности самостоятельно и свои надежды на трудоустройство связывают с Центром профориентации, сопровождения профессионального становления и трудоустройства колледжа, а также с деятельностью Центра занятости, т. е. надеются на меры государственного регулирования (приложение 9).

2.3 Перечень рекомендаций, способствующих трудоустройству молодежи.

Сегодня работа для студента - получение практического профессионального опыта, новых знаний и ускоряющих процесс их профессионального становления и последующего трудоустройства. Ознакомление с условиями работы в различных организациях, помогает студентам формироваться как работникам, выбирать место постоянной работы после окончания учебы, заинтересовать собой работодателя. Для значительной части студентов работа - возможность самостоятельно зарабатывать деньги. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы.

Молодым специалистам предлагается ряд эффективных методов поиска работы:

1) Рассылка резюме потенциальным работодателям.

2) Объявление в СМИ или обращение по объявлениям фирм-работодателей.

3) Участие в ярмарках вакансий.

4) Обращение в службы занятости.

5) Использование рекомендаций родственников и знакомых.

6) Рассылка резюме потенциальным работодателям.

7) Коворкинг

Резюме - развернутая «визитная карточка» потенциального сотрудника, значение которой часто недооценивают. А ведь именно с чтения резюме начинается «знакомство» работодателя с претендующим на вакантную должность специалистом. Как говорится, «у вас не будет второго шанса произвести благоприятное первое впечатление». И только на двадцать девятом - «недостаточные знания по специальности». Чтобы свести к минимуму возможность получения отказа, задача соискателя - произвести самое благоприятное впечатление и дать максимально полное представление о себе: желаниях, интересах, способностях, не указанных в резюме. Документы: резюме, копии дипломов, свидетельства и сертификаты, подтверждающие квалификацию, и рекомендательные письма.

Ярмарка вакансий - мероприятие, на котором происходит непосредственный контакт работодателей и тех, кто может быть заинтересован в работе. Одно из преимуществ ярмарки - возможность установить визуальные контакты с несколькими работодателями. Ярмарки вакансий проводятся и в малых городах и учебных заведениях.

Одной из возможных является обращение в государственные службы занятости.

Государственное отделение занятости дает право безработному стать на учет, и даже получать ежемесячное пособие. Городские отделения занятости населения располагают большим объемом информации о наличии вакантных мест на предприятиях с соответствующими, заработной платой, условиями работы, условиями профессионального роста. Система профессиональной ориентации стала неотъемлемой частью государственной политики занятости, поскольку в современных условиях очень важны быстрое реагирование на потребности рынка труда и индивидуальный подход к каждому безработному.

Еще одним ресурсом являются социальные сети - использование деловых связей родственников и знакомых. Старый, но приносящий результаты способ. До сих пор в нашей республике некоторые организации приглашают новых сотрудников по протекции. Наш свободный рынок труда отличается от западного по многим параметрам. В частности, как отмечают специалисты, у российских молодых соискателей рабочего места по сравнению с их, скажем, европейскими сверстниками, сильно завышены личные амбиции. Если на Западе большинство хочет устроиться в небольшую компанию, чтобы там набраться опыта и, если удастся, обеспечить плацдарм для карьеры, то россияне мечтают сразу о крупной корпорации, где, как им кажется, гарантированы высокие зарплаты и быстрое карьерное продвижение.1

Существуют специализированные сайты, на которых можно опубликовать свое резюме, такие как «nsk.erabota.ru», «job.ngs.ru», «job-list.ru», «zarplata.ru» и др. При размещении резюме в Интернете, информация получается довольно краткой, на данном этапе важно заинтересовать работодателя, чтобы он захотел поговорить более подробно. Важно представить как можно более полные сведения по профессиональному опыту, личные качества, которые могут быть полезны для данной вакансии. Увлечения также помогают создать более полный образ. Важным механизмом просвещения является СМИ.

Сегодня существует несколько изданий, помогающих людям найти работу. Самые крупные и эффективные из них - «Работа для Вас», «Работа сегодня». Объявления в газетах полезно читать, так как они сообщают, какие вакансии открыты в настоящий момент, во вторых они могут дать дополнительную информацию об интересующей Вас работе. Если Вы встречаете заинтересовавшее Вас объявление, проанализируйте его. Прежде всего, нужно ориентироваться на требования, предъявляемые к кандидату на работу, и соотносить их со своими возможностями.

В 2005 году молодой программист Бред Ньюберг создал новую схему организации рабочих мест, которую назвал коворкингом. Коворкинг (англ. co-working - совместно работающие) - это модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. В частности, коворкинг популярен среди удаленных сотрудников: переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Коворкинг занимает промежуточное место между работой из дома и использованием отдельного офиса.

Также коворкингом называют каждое отдельное пространство для совместной работы. Всего за несколько лет это явление стало весьма популярным и распространилось по всему миру. Сегодня коворкинг-офисы, есть в любом крупном городе, в том числе и в России.

Правительства многих государств осознают остроту проблему молодежной безработицы и направляют огромные финансовые средства на адаптацию молодых работников к рынку труда. Затраты на содействие занятости молодежи осуществляются в первую очередь в целях совершенствования качественно состава рабочей силы и носят в основном долгосрочный характер, они определяют развитие национальных экономик на многие десятилетия вперед. Общепризнанно, что недовложения в образовательный, культурный и нравственный потенциал молодого поколения могут быть чреваты крайне негативными и тяжелыми последствия и как для отдельной личности, так и для нации в целом.

Одним из способов решения создавшейся проблемы вокруг безработицы молодежи является появление новых форм занятости, связанных с развитием информационных технологий. Основными программными мероприятиями со студентами вузов и ссузов должны стать:

- сбор статистических данных о количестве выпускников по различным специальностям, особое внимание уделяется неперспективным в плане трудоустройства профессиям;

- организация дней открытых дверей на предприятиях;

- работа молодежных бирж труда;

- проведение дней интенсивного консультирования для молодежи;

- информирование об услугах, оказываемых безработным гражданам службой занятости.

Заключение

Проблема молодежной безработицы заинтересовала меня как студентку, которая вскоре станет выпускницей «Няганского профессионального колледжа» и окажется на рынке труда. Рыночная ситуация в России характеризуется неблагоприятными тенденциями: ростом дифференциации доходов населения, усилением социальной напряженности, ростом безработицы, в том числе молодежной. И тогда я написала работу «Изучение проблемы государственного регулирования молодежной безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе».

В своей исследовательской работе я изучила теоретический аспект молодежной безработицы и выяснила, что молодежь - самая экономически активная часть общества. Но в, то, же время, одной из главных ее проблем, выделяемых социологами Научно-исследовательского центра при Институте молодежи, является занятость. Высокий уровень молодежной безработицы опасен своими экономическими и социальными последствиями, которые затрагивают интересы, как самой молодежи, так и всего государства. Поэтому главной задачей государства в сфере реабилитации и оказания помощи безработной молодежи является обеспечение условий для достижения экономической самостоятельности и реализации права молодых граждан на труд при структурной перестройке экономики и высвобождении работников, размещении производительных сил и создании новых рабочих мест, организации служб занятости и помощи в трудоустройстве, создания системы профессиональной ориентации и подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров.

В Ханты-Мансийском автономном округе действует государственная программа «Содействие занятости населения в ХМАО-Югре», в которой обозначены меры государственного регулирования безработицы на уровне региона. И как показывает статистика предпринимаемые меры в период с 2009-2013 гг. способствуют регулярному снижение безработицы.

Также для изучения мнения молодежи об этом вопросе, я провела опрос студентов 1 курса (100 человек) своего колледжа.

Заканчивая свою работу по теме «Изучение проблемы государственного регулирования молодежной безработицы в Ханты-Мансийском автономном округе», я пришла к следующему заключению:

  • Молодежь является одной из самых уязвимых групп на рынке труда в силу своих возрастных, социально-психологических и профессиональных особенностей;

  • Государственное регулирование молодежной безработицы должно реализовываться не только на федеральном, но и на региональном уровне;

  • Государственная политика в сфере занятости и трудоустройства осуществляется посредством нормативно-правовых и организационно-управленческих механизмов;

  • В Ханты-Мансийском автономном округе решается проблема молодежной безработицы с помощью мер государственного регулирования;

  • Центр профориентации, сопровождения профессионального становления и трудоустройства, созданный в Няганском профессиональном колледже весьма успешно трудоустраивает студентов и выпускников.











Список литературы

  1. Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» № 1032-1 от 19 апреля 1991 года.

  2. О занятости населения в Российской Федерации: закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 22.08.2004, с изм. от 31.12.2005) // Консультант Плюс. Версия Проф. 2008.

  3. Государственная программа «Содействие занятости населения в ХМАО-Югре на 2014-2020 гг.» // mngz.ru/

  4. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского района до 2020 года.// hmrn.ru/raion/ekonomika/strategy/

  5. Бабушкина, Т.Н.Молодежь на рынках труда и образовательных услуг / Бабушкина, Т.Н.// Гарсия-Исер. - Человек и труд. - 2009. - №6.-С.43-45

  6. Багаев, В.С.Занятость молодежи - задача государственная /Багаев, В.С. //Человек и труд. - 2008. - №12.-С.45-46.

  7. Безработица: теория и современная российская практика / В.И. Плакся, В.И. / Плакся, В.И. - М.: РАГС, 2009. - 384 с.

  8. Бреев,Б.Д.«Безработица в современной России»/ Б.Д. Бреев, Б.Д. - М.: Наука, 2-е издание,2008. - 269 с.

  9. Герций, Ю.А. Занятость и рынок труда / Ю.А. Герций. - М, 2009. - 156 с.

  10. Долгова, А.Я. Полная и эффективная занятость молодежи - условие повышения конкурентоспособности страны / Долгова, А.Я.,Жукова, И.Л. // Человек и труд. - 2008. №8.-С.38-41

  11. Дубова, О.Б. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / Дубова, О.Б.,Рахматуллина, З.Ф.,Маслова, И.К. // Человек и труд. - 2008 . - № 1.-37-39с.

  12. Колосницына,М. Г., Ракута,Н.В.,Хоркина,Н.А. Экономика труда. Задачи, вопросы, тесты : учеб. пособ.д/ высшей школы(ВУЗы)./ Колосницина, М.Г.,Ракута, Н.В.,Хоркина,Н.А. - М.: «Издательство: Высшая школа экономики Министерства науки,выс.школы и технич.политики Росс.Фед.», 2009. - 225с.

  13. Кононова,И.А.Молодежь на рынке труда / И.АКононова. - 2008. - 124 с.

  14. Крылова, Н.Е. Молодежь и безработица/ Крылова, Н.Е. // businesspress.ru.

  15. Молодежь и безработица - проблема выбора профессионального пути // http: press-line.ru

  16. Никифорова, А.А. Рынок труда: занятость и безработица/ А.А Никифорова. - 2009. - 436 с.

  17. Понятие занятости, порядок и условия признания граждан безработными // http//: for-expert.ru

  18. Раковская, О. А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы /О.А. Раковская. - М., 2009. - 387 с.

  19. Селиванова, О.М. Занятость молодежи - стратегическая проблема/ Селиванова, О.М. // Человек и труд. - 2008. - 290с.

  20. Таюрская, Е.Т. Как улучшить положение с трудоустройством молодежи/ Е.Т. Таюрская//-М.,2009.-125с.

  21. Чупров, В.И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве, проблемы и перспективы/ Чупров, В.И.,Ю.А. Зубок, Ю.А. - М., 2008.-С.45-56

  22. rosbalt.ru/business/html.[дата обращения 05.05.2012г.]

  23. rodoslav.wordpress.com/[дата обращения 01.05.2012г.]

  24. forexaw.com/TERMs/Exchange_Economy/Macroeconomic_indicators/Employment/[дата обращения 15.04.2012г.]

  25. financial-lawyer.ru/[дата обращения 20.04.2012г.]

  26. orel.gks.ru/digital/region9/[дата обращения 19.01.2012г.]

  27. vestnik57.ru/page/orlovshhina-bezrabotica-zverstvuet[дата обращения 10.05.2012г.]





Приложение 1






Приложение 2







Приложение 3





Приложение 4






Приложение 5







Приложение 6





Приложение 7






Приложение 8







Приложение 9

Приложение 10

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ.

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ.


ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ.

1 Остапенко Ю.М. «Экономика труда: Учебное пособие, 2-е издание». - изд. ИНФРА-М, 2007 - 44с.

1 Государственное регулирование экономики: Конспект лекций. Новиков М.В. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2008

1 Экономика для юристов: учебник. Ефимова Е.Г. изд. ФЛИНТА, 2009г..

1 Герций, Ю.А Занятость и рынок труда / Ю.А. Герций. - М, 2009.-156 с.

© 2010-2022