110 лет российскому парламентаризму

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка внеклассного мероприятия

« 110-лет российскому парламентаризму».

Основные цели мероприятия:

-рассмотреть исторические этапы становления парламентаризма .

- способствовать закреплению информационного материала, связанного с вопросами общей политико-правовой культуры учащегося;

- способствовать закреплению информационного материала, связанного с историей становления системы российского федерализма;

- продолжать формирование у учащегося системы понятий, касающихся законодательного органа власти

- развивать аналитические умения учащегося, умения строить рассуждения, делать выводы, анализировать;

- повышать интерес к обучению за счет придания результатам образования социально и личностно значимого характера.

Форма - игра с элементами театрализации.

План:

1.Организационный момент

2.Вступительное слово учителя, правила игры, выбор жюри .

3.Прохождение этапов-конкурсов с элементами театрализации.

4.Подведение итогов, награждение.

Предварительная работа : необходимо подготовить костюмы эпохи Античности, Средневековой Англии, Средневековой России, Нового времени.

За 10 минут до начала игры на конкурс Красноречия подготовить речь по заданной теме.

Персоналии: СОЛОН, ТИТ ЛИВИЙ, Королева Англии, Джон ЛОКК.

Ведущий(учитель) :

Добрый день ! Мы рады приветствовать всех присутствующих в этом зале. Каждое третье воскресенье февраля по всей России проводится День молодого избирателя. 27 апреля мы будим праздновать 110-летие начала парламентаризма в России.

Парламентаризм может рассматриваться как система власти, предусматривающая наличие парламента как представительного органа, наделенного законодательными и контрольными полномочиями, и основанная на принципе разделения государственной власти на исполнительную , законодательную и судебную.

В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в современном понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году, когда начала работу Первая Государственная Дума в России.

Человеку (и человечеству) вообще свойственно выбирать. Мы начнём наш разговор с упоминания о том, насколько рано и активно люди использовали выборы для устройства самых важных своих дел. Но разговор сегодня пройдет в необычной форме - в форме игры. Суть её-2 команды проходят этапы-конкурсы по ленте времени . Всего у нас будет 5 этапов. На прохождение которых , командам будет предоставлено время. Ответ принимается после того, как команда поднимет флажок.

-На нашем мероприятии присутствуют гости:

Приветственное слово предоставляется…..

Ведущий(учитель):

Уважаемые гости, Вам поручается быть Жюри. Жюри следит за правильностью ответов, проставляют баллы, которые отмечаются в протоколе. Ответы принимаются только после поднятия флажка. Командам дается время на обсуждение.

В Афинах в 5 веке до н.э. Народное Собрание принимало законы тайным голосованием-подачей белых и черных камешков. Так и мы сейчас попросим участников взять по очереди камни из корзинки. Пожалуйста, те, у кого белые камни проходят за стол №1,Вы будите команда « Право», а ребята у кого камни черного цвета- проходят за 2-ой стол, Вы будите команда «История».

На сцену приглашаются 2 команды (название объявляются: «Право», «История»).

Ребята рассаживаются.(собрать камушки)

Истоки нынешней демократии лежат в Древней Греции и в Древнем Риме.

В пятом веке до н.э. В Афинах наблюдается расцвет демократии, совпавший с годами правления первого стратега Перикла. Этот «демократический взрыв» был подготовлен реформами Солона.

И так первый этап «Древняя Греция»

( Греческая музыка и выходит на сцену СОЛОН)(презентация слайд 2-3)

Я- Соло́н - афинский политик, законодатель и поэт, один из «семи мудрецов» Древней Греции. В 594 г.до н.э. стал архонтом (правителем) в Афинах

Горшечники, колбасники, каменщики и башмачники были людьми опытными в своем деле и могли бы ответить на многие связанные со своим ремеслом вопросы. Но те, что задавал я, были им непривычны. Почему бы и Вам не ответить на мои вопросы?

1. Что означали слова «Гражданин», «Демократия» в Древней Греции и сегодня?

Проверим правильность ответов, а жюри попросим отметить 1 баллом каждый правильный ответ.(презентация слайды 3-8)

Для решения важных государственных дел стали созывать Народное собрание, в котором участвовали все свободные афиняне (они назывались граждане). А гражданин сегодня-Отечества достойный сын.

Я был избран архонтом(правителем) Афин в 594г. до н.э.

2 вопрос: Скажите, я заложил основы какого правления ? Правильно. Демократии «Демократия» по-гречески означает «Власть демоса». А сегодня ,что означает это слово? А сегодня демократия-политический режим , при котором установлены и осуществляются на практике народовластие.

Я как архонт (правитель) впервые учредил выборный суд и судьи выбирались по жребию из числа всех граждан не моложе 30 лет, не замеченные в дурных поступках. Народное собрание стало верховным органом власти и получило право принимать законы, решать вопросы о войне и мире, избирало должностных лиц и проверяло их работу. На собраниях(их было 40 в год) все вопросы тщательно обсуждались и каждый имел право высказать свою точку зрения. Так мои законы заложили основы демократии.

Вы справились с моими заданиями ,молодцы!

Ведущий(учитель) :

Греки прославились не только в политике, но и в духовной сфере. До сих пор греческий народ сохраняют традиции своих предков .

Музыкальный подарок с земли Греческой.(выступление ребят)

Ведущий(учитель): А сейчас мы отправляемся в Риме. Римская цивилизация во многих своих чертах было похожа на древнегреческую . Современные историки называют Рим республикой. В общественной жизни Рима большую роль играли народные собрания, собиравшиеся на Марсовом поле. Римское право определило поведение каждого гражданина: на первом месте стоял долг перед обществом, на втором -перед семьей и на последнем-забота о своем личном благе.

2-ой этап конкурс от Тита Ливия.

(Римская музыка) на сцене римский историк ТИТ ЛИВИЙ (презентация слайд 9-10)

Ежегодно в предрассветных сумерках одного из летних дней на Марсовом поле- широкой равнине за городской стеной сходились на Собрание граждане Рима. Каждый гражданин получал табличку, на которой писал имена тех, за кого он подает голос. Проходя через узкие мостики, голосующий опускал табличку в особую корзину. После подсчета голосов объявлялись имена двух победителей-консулов. Скажите….

А какие сегодня существуют избирательные системы?

Как сегодня называется человек который имеет право избирать и быть избранным?

Какие условия необходимы, чтобы осуществить эти права?

Какие 2 условия могут помешать осуществлению этих прав?

Прошу команды не торопиться, и совместно обсудить ответы на мои вопросы, а для Вашего удобства они на экране.

Проверим правильность ваших суждений!

Гражданин ,достигший 18 лет обретает статус ИЗБИРАТЕЛЯ. Может избирать и быть избранным.

Условия : гражданство

18лет (21 г. для депутатов парламента, для выборов в президенты -35 лет, 10 лет проживание в стране) Не имеет право избирать и быть избранным: признанный судом недееспособный и находящийся в местах лишения свободы по приговору суда.

Одним из важных достижений было появление первых письменных законов в Риме. В 449 г. до н.э. законы были написаны на 12 медных таблицах и выставлены на всеобщее обозрение на ФОРУМЕ-главной площади Рима. Скажите, а как называется сегодня главный закон государства?

Когда он принимается?

Правильный ответ: Конституция- закон, обладающий высшей юридической силой. Конституция РФ принимается 12 декабря 1993г. Принимается Конституция всенародным голосованием (референдумом).

Вы достойно справились с моими заданиями. Надеюсь те, кто выберет для себя профессию юриста и будит изучать РИМСКОЕ ПРАВО ещё услышит обо мне.(уходит со сцены)

Ведущий(учитель).Уважаемое жюри команды ждут ваших оценок, а мы переносимся в средневековую Англию.

3-ий этап - конкурс красноречия.

В калейдоскопе форм народного представительства обязательно следует упомянуть английский парламент. Первое его заседание состоялось в 1265г. ) Там в 1265 году граф Симон де Монфор, победив в гражданской войне с королем Генрихом III стал управлять Англией. Нуждаясь в широкой поддержке своей власти, Монфор впервые созвал собрание, на которое, кроме баронов и епископов, были приглашены представители рыцарства и городов. Это собрание получило название ПАРЛАМЕНТ.

Звучит средневековая музыка выходит королева Англии. .(презентация слайды16- 17)

Королева: «Скажите , что означает с французского

о слово «парламент»? Совершенно верно с французского «парле»-говорить.

Правильная грамотная речь не только может воодушевить людей ,дать им надежду на будущее. Именно поэтому для политика важно овладеть искусством красноречия.

Я объявляю конкурс КРАСНОРЕЧИЯ. Уважаемое жюри ,это конкурс оценивается в 5 баллов.

За несколько минут до начала игры, команды получили задание составить речь по английской пословице.

«Аctions speak louder than words»-

Дела говорят громче слов.

На сцену по очереди приглашается представители первой команды «ПРАВО» и второй команды «История» . А я желаю Вам удачного выступления.

«Дела говорят громче слов», покажите, на что Вы способны!

Королева уходит.

После выступления учащихся

Ведущий(учитель):Уважаемое жюри .Прошу не забыть отметить оценками выступление ребят.

Выбирали и на Руси. Вспомним Новгородское вече- орган прямой демократии. В период Московского царства при государе возникла Боярская дума. А для решения особо важных вопросов собирался Земский собор. В состав Собора входили все чины .(презентация слайд 19)

4 конкурс « В гостях у славян»

Музыка ,Выход девушки в русском костюме.

Задание командам:

Существительное «выбор»(выборы») образовано от глагола «выбирать», что означает: отобрать, избрать голосованием .Чтобы справиться с моим заданием, Вам предстоит вспомнить историю. Итак….

Приведите из отечественной истории примеры выборов правителей различных уровней.

Посмотрим правильные ответы (слайд 21).

Спасибо! Вы справились с моим заданием.

Ведущий(учитель):

Развитие парламентаризма шло и в Новое время.

Объявляется 5 конкурс «Кроссворд»

Музыка (слайд 22) На сцене Джон Локк.

Я-Джон Локк. английский философ, политик.

«Я выдвинул идею разделения законодательной и исполнительной власти Позднее французский философ Ш. Монтескье сделал вывод о необходимости выделении третьей судебной власти.

Моё задание наверно Вам покажется легким, но не спешите так думать. Вам предстоит отгадать кроссворд. Как только Вы справитесь , не забудьте поднять флажок. А пока Вы будите выполнять задание(кроссворды раздаются командам) я хотел бы задать вопросы зрителям.

Вопросы для зрителей: Вопросы для зрителей:

Вопрос 1 Наступил день выборов. Вы идете голосовать. Куда?(ответ: избирательный участок)

Вопрос 2 Допустимо ли присутствие двух , трёх человек в одной кабинке (ответ: нет)

Вопрос 3 Кого по закону выбирают: министров, телеведущих, президента. (ответ: президента)

Вопрос 4 В кабинке для голосования закреплен карандаш. Является ли это нарушением? (ответ: да)

Вопрос 5 Как называется ящик, куда опускаются избирательные бюллетени?(ответ: избирательная урна)

Вопрос 6 Пожилая женщина ,придя на избирательный участок, не смогла самостоятельно заполнить бюллетень в связи с тем, что забыла очки. Тогда она попросила одного из избирателей помочь ей заполнить бюллетень и после самостоятельно бросила их в урну для голосования. Не нарушен ли в данном случае принцип тайны голосования? (ответ :нет)

А может ли она воспользоваться помощью члена избирательной комиссии ?(ответ: нет)

Самых активных можно отметить призами.

Молодцы! Я рад, что Вы справились с заданием.(уходит)

Ведущий(учитель):

Уважаемое жюри. Просим вас подвести итоги конкурсов и высказать свое мнение о игре команд.

Награждение команды набравшей наибольшее количество очков.

Примечание: Команду победительницу можно отметить вручением брошюрки КОНСТИТУЦИИ.

Ведущий(учитель):

Сегодня это была просто игра, но пройдет совсем немного времени и от Вашего участия в выборах будет зависеть судьба города, края, страны. Надеюсь, что все Вы будете достойными гражданами России.

Музыкальный подарок : «Россия- мы дети твои!»

Всем спасибо!

Общее фото с гостями,участниками,зрителями.

Литература:

В.П.Иванов Сто игр по истории .-М.: Просвещение.1983г.

В.М. Хачатурян История мировых цивилизаций.-М.: Дрофа,2002г.

Л. Н.Боголюбов Обществознание. Профильный уровень.-М.: Просвещение.2009г.

А.Ф.Никитин Избирательное право.-М.: Дрофа.2011г.

© 2010-2022