ЕГЭ обществознание методичка эссе

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Структура эссе

1. Цитата.

2. Проблема, поднятая автором; её актуальность.

3. Смысл высказывания.

4. Собственная точка зрения.

5. Аргументация на теоретическом уровне.

6. Не менее двух примеров из социальной практики, истории и/или литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.

7. Вывод.

Основные проблемы базовых социально-гуманитарных наук

Философия

• Соотношение материи и сознания.

• Пространство и время как формы бытия.

• Движение и развитие как способы существования.

• Проблема сущности сознания.

• Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного.

• Бесконечность процесса познания.

• Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм.

• Соотношение субъекта и объекта познания.

• Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы.

• Интуиция и ее роль в познании.

• Истина и ее критерии. Относительная и абсолютная истина.

• Эмпирический и теоретический уровни научного знания.

• Взаимодействие природы и общества.

• Экологическая проблема и пути ее решения.

• Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение.

• Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности.

• Культура как преобразовательная деятельность человека в целом.

• Многовариантность общественного развития.

• Сущность цивилизации.

• Основные подходы к изучению общества.

• Общественный прогресс, его критерии и основные этапы.

• Духовная жизнь общества.

• Общественное сознание, его структура и формы.

• Наука как форма общественного сознания.

• Эстетическое сознание. Философское понимание искусства.

• Религия как форма культуры, тип мировоззрения.

• Нравственное сознание. Философское понимание морали.

• Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения.

• Информационная революция как важнейшая составляющая НТР.

• Роль народных масс и личности в истории.

• Глобализация общественной жизни.

Социальная психология

• Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи.

• Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения.

• Внутриличностный конфликт - конфликт социальных ролей одного человека.

• Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений.

• Психологический климат коллектива.

• Человек среди людей.

• Сущностные характеристики малой группы.

• Взаимоотношения индивида и группы.

• Особенности формирования групп.

• Роли, нормы и статус личности.

• Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы.

• Самоопределение как выбор собственной позиции.

• Рассогласование между притязаниями и возможностями людей.

• Взаимосвязь основных сфер социализации личности.

• Национальная идентичность.

• Социальное взаимодействие.

• Значение коммуникационного процесса.

• Сущность социального конфликта.

• Взаимоотношения личности и коллектива.

• Источники социального прогресса. Социальное развитие.

• Семейные взаимоотношения.

• Конфликт «отцов и детей».

• Сущность толпы и стадный инстинкт.

• Социально-психологический портрет лидера.

• Семейные взаимоотношения.

• Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе.

Экономика

• Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей.

• Проблема экономического выбора.

• Факторы производства и их значение в экономике.

• Труд как вид деятельности и экономический ресурс.

• Капитал как экономический ресурс.

• Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности.

• Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике.

• Сущность и функции денег в экономике.

• Эффективность использования ресурсов.

• Значение общественного разделения труда.

• Две стороны общественного разделения труда - специализация и кооперация.

• Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.

• Эффективность в распределении имеющихся ресурсов.

• Роль торговли в развитии общества.

• Стимулы и эффективность производства.

• Справедливость в распределении социальных благ.

• Сущность рыночных отношений.

• Роль государства в регулировании экономики.

Социология

• Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы.

• Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей.

• Социальные неравенство и борьба.

• Сохранение стабильности общественной жизни.

• Поступательное изменение (прогресс) организации общества.

• Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей.

• Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин.

• Специфические качества города.

• Социальная природа знания, мышления, деятельности общества.

• Процессы передачи информации между социальными группами.

• Молодёжь как социальная общность.

• Особенности социализации вступающих в жизнь поколений.

• Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций.

• Социальная мобильность.

• Выполнение различных социальных ролей.

• Наука как социальный институт.

• Социальные функции науки.

• Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами.

• Взаимодействие религии и общества.

• Семья как социальный институт и малая группа.

• Структура и функции семьи, образцы семейного поведения.

• Отношение человека к труду, его социальная активность.

• Влияние глобализации на локальную жизнь.

• Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения.

• Национальное самосознание.

• Тенденции межнациональных отношений.

• Межэтнические конфликты.

• Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения.

Политология

• Политическая система общества и ее роль в жизни общества.

• Место и роль государства в политической системе общества.

• Партии и общественные движения в политической системе общества.

• Особенности современных политических отношений.

• Субъекты политики.

• Мировая политика и международные отношения.

• Типы отношения человека к политике.

• Регулирование политического поведения и политической деятельности.

• Соотношение целей и средств в политике.

• Политический прогресс и его критерии.

• Соотношение экономики, политики и права.

• Сущность и особенности политической власти.

• Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы.

• Политический режим: понятие и признаки.

• Сущность демократического режима.

• Авторитарный режим.

• Тоталитарный режим.

• Политическая система общества: понятие, функции и структура.

• Происхождение государства.

• Сущность и признаки государства.

• Государственный суверенитет.

• Государственная власть как особая разновидность социальной власти.

• Форма государства и ее элементы.

• Соотношение общества и государства.

• Гражданское общество: понятие, структура, признаки.

• Соотношение и взаимосвязь государства и права.

• Правовое государство: понятие и принципы.

• Разделение властей как принцип правового государства.

• Государство и личность: взаимная ответственность.

• Понятие, функции, виды и структура политических партий.

• Партийные системы.

• Общественно-политические движения, группы давления.

• Политические отношения.

• Политический плюрализм.

• Сущность и структура политического процесса.

• Революция и реформа как виды политических преобразований.

• Политическая модернизация.

• Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса.

• Политические кампании: их стратегия и тактика.

• Популизм: понятие и признаки.

• Прямая и представительная демократия.

• Политическое решение.

• Сущность и функции политического лидерства.

• Политическое сознание: понятие, структура, функции.

• Роль идеологии в политике.

• Политическая культура: понятие и структура, типы.

• Взаимодействие личности, общества и государства.

• Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

• Взаимодействие института права с другими социальными институтами.

Правоведение

• Право как регулятор общественной жизни.

• Социальная ценность права.

• Сущность и специфические признаки государства.

• Политическая система и роль государства в ней.

• Право и мораль: сходства и различия.

• Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс.

• Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности.

• Государство и гражданское общество.

• Понятие, признаки социального государства.

• Правовой нигилизм и пути его преодоления.

• Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений.

• Сущность юридической ответственности.

• Правовая культура.

После формулировки проблемы необходимо указать актуальность проблемы в современных условиях. Для этого можно использовать фразы-клише:
Данная проблема является актуальной в условиях...

• ...глобализации общественных отношений;

• ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;

• ...обострения глобальных проблем современности;

• ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;

• ...развития международной интеграции;

• ...современной рыночной экономики;

• ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;

• ...жесткой дифференциации общества;

• ...открытой социальной структуры современного общества;

• ...формирования правового государства;

• ...преодоления духовного, нравственного кризиса;

• ...диалога культур;

• ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.

Формулировка основной мысли высказывания
Далее необходимо раскрыть смысл высказывания, но не стоит повторять дословно высказывание. В этом случае можно использовать следующие клише:

• «Смысл данного высказывания состоит в том, что...»

• «Автор обращает наше внимание на то, что...»

• «Автор убеждён в том, что...»

Определение своей позиции к высказыванию
Здесь можно согласиться с автором полностью, можно частично, опровергнув опредёленную часть высказывания, или поспорить с автором, высказав противоположное мнение. При этом можно воспользоваться фразами-клише:

• «Я согласен с автором в том, что... »

• «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания по поводу...»

• «Автор был прав, утверждая, что...»

• «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»

• «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»

• «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»

• «А не задумывались ли вы над тем, что...?»

Аргументация собственного мнения
Далее следует обосновать собственное мнение по данной проблеме. Для этого необходимо подобрать аргументы (доказательства), то есть вспомнить основные термины, теоретические положения.
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
1. Теоретический уровень - его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
2. Эмпирический уровень - здесь возможны два варианта:
а) использование примеров из истории, литературы и событий в обществе;
б) обращение к личному опыту.

Примеры для работы с выказывания

1. Цитата

«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны».

(Ф.Аквинский)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.

3. Смысл высказывания

Главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Способы сознательного регулирования поведения человека.
Свобода и ответственность в поведении человека.
Пределы, в которых осуществляется выбор.
Роль социальных санкций в формировании определённого типа поведения людей в обществе.

5. Примеры

1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора.
2. Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.

1. Цитата

«Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество».

(В.Г.Белинский)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Человек - живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты.
Понятие социализации, её этапы, механизмы, направления.
Агенты социализации.
Роль социального контроля в формировании личности.

5. Примеры

1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю.
2. Факты существования детей-маугли.

1. Цитата

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования».

(Лао-Цзы)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Какими качествами обладают правители - великие мудрецы?
При каких условиях государственная власть не раздражает общество?
Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных.
Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости.
Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение.
Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.

5. Примеры

1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников. В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми.
2. Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.

1. Цитата

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого».

(М.Бакунин)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие свободы.
Границы свободы.
Свобода и ответственность.
Социальные гарантии свободы.
Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.

5. Примеры

1. Право слушать громкую музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей.
2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определённых санитарных норм, установленных законом.

1. Цитата

«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества».

(Н.Бердяев)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

Проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования.
ИЛИ Проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.

3. Смысл высказывания

Автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

Понятие культуры в широком и узком смысле слова.
Виды культуры: индивидуальная, коллективная.
Типология культуры: народная, массовая, элитарная.
Проблема диалога культур.
Роль культуры в формировании личности индивида.

5. Примеры

1. Школьница пишет стихи, занимается живописью - она вносит свой вклад в культуру.
2. Проявления молодежных субкультур (эмо, готы, панки).

1. Цитата

«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

2. Проблема, поднятая автором, её актуальность

проблема социализации личности.

3. Смысл высказывания

Смысл его высказывания я вижу в том, что человек, не прошедший социализацию, не сможет стать полноценным участником общественных отношений.

4. Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия:

индивид - это любой представитель вида homo sapiens. Например, это новорожденный ребенок. Он не обладает языком, коммуникативными навыками, а, следовательно, не может самостоятельно жить в обществе.

Личностью мы называем полноправного активного участника общественных отношений, созидателя, труженика, деятеля. Личность обладает развитым мировоззрением, статусами и ролями. Яркими личностями были Пушкин, Достоевский, Суворов и многие другие деятели русской истории.

5. Примеры

Посмотрим на иной аспект проблемы. Что произойдет, если индивид не пройдет стадию социализации? Обратимся к литературе. Например, герой произведения Р. Киплинга «Маугли» не стал личностью, так как не прошел социализацию, его вырвали в младенчестве из социума. Напротив, герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», не смотря на вынужденную изоляцию от общества, остался личностью. Он применил те качества, навыки и умения, которые приобрел в рамках социализации и подчинил себе природу на своем острове. Именно он - деятель, труженик, личность.


© 2010-2022