Урок обществознания на тему

Урок "На страже закона" является завершающим в изучении главы "Человек и закон". Цель урока: 1. ознакомить учащихся справоохранительными органами Российской Федерации; 2.развивать у учащихся мыслительные способности, умение работать с документами; 3. воспитывать чувство гражданственности, способствовать лучшей социализации подростков. Повторение домашнего задания проходит в форме игры "Крестики- нолики", что вызывает интерес у учащихся. К уроку прилагается отрывок из фильма "Следствие ведут знат...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Кто стоит на страже закона.

Цель : 1) ознакомить учащихся с правоохранительными органами РФ ;

2) развивать у учащихся мыслительные способности, умения работать с

документами.

3) воспитывать чувство гражданственности, способствовать лучшей

социализации подростков.

План урока:

1. Повторение изученного материала.

Игра «Крестики- нолики»

- ребята, давайте вспомним:

Что такое закон? (нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

Правило поведения, принятое государством ).

- почему нужно соблюдать законы?

( порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)

- А что такое правонарушение?

- Назовите два вида правонарушений (преступление, проступок). Что такое преступление ? проступок?

2. Изучение нового материала.

- Ребята я предлагаю Вам посмотреть фрагмент фильма и подумать какая тема будет сегодня на уроке.

(фрагмент фильма)

Формулирование темы: Правоохранительные органы.

- А давайте подумаем, что мы сегодня должны будем узнать?

(перечисление целей урока - вывод слайда на экран)

- В Конституции РФ (статья 1) говорится, что Российская Федерация - правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона. Охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. В статье 2 Конституции права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы.

(работа с учебником стр. вывод схемы на доске)

В тетрадь записать:

Правоохранительные - это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).

Ход урока.

Слайд 2.

1) Вопросы для повторения:

- назовите основные группы прав человека.

(гражданские, политические, экономические, социальные, культурные)

- что такое закон?

(нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определённом, особом порядке органом законодательной власти или референдумом и регулирующий наиболее важные общественные отношения;

Правило поведения, принятое государством ).

- почему нужно соблюдать законы?

( порядок нужен, чтобы люди могли реализовать свои права)

Слайд 3.

2) Работа со схемой у доски.

Урок обществознания на темуУрок обществознания на темуУрок обществознания на темуПравонарушения

Преступления Проступки

1) против жизни и здоровья ч-ка; 1) мелкое хулиганство;

2) пр-в чести и достоинства ч-ка; 2) нарушение различных правил

3) пр-в собственности; общественного порядка;

4) пр-в прав и свобод граждан; 3) вред чужому имуществу;

4) нарушение дисциплины по

месту работы или учёбы;

Слайд 4.

Какие органы называют правоохранительными. (схема)

Слайд 5.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением законов, возбуждает уголовные дела, поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном порядке.

В нач. 18 в. в период правления Петра1 была введена должность генерал - прокурора.(«око государево»).

Слайд 6.

Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу.

Вопрос: как вы считаете, действительно необходимы таможенные

пункты на границах нашего государства?

( на таможне чувствует себя спокойно тот, кто не

нарушает закон)

Слайд 7.

Федеральная служба безопасности (ФСБ) борется с терроризмом,

шпионажем и другими преступлениями против государства.

Слайд 8.

Суды осуществляют правосудие и обеспечивают законность в обществе.

Долгое время роль судьи, как правило, выполняли уважаемые люди, правители территорий, которые имели и другие обязанности, что значительно затрудняло судопроизводство. Поэтому обязанности правителя и судьи были разделены, и появилась особая должность - судья. Во все времена был вопрос: как же судить по праву, по совести?

Работа с текстом учебника (стр. 78-79), рубрика «Уроки прошлого».

Вопрос: - что вам понравилось в Афинском суде?

Слайд 9.

Фемида - символ правосудия.

В древнегреческой мифологии богиня правосудия. Фемиду иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках. Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые человеком при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.

Слайд

10

Все государства в разные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Со временем был выработан принцип правосудия - презумпция невиновности :

« …обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке».

Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Это налагает особую ответственность - от решения суда всегда зависит человеческая судьба.

Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твёрдым характером и развитым чувством справедливости. Но даже тому, кто соответствует перечисленным качествам, не удастся стать судьёй, если он совершил «порочащие его поступки».

( Вспомним слова одного литературного героя: «Береги платье с

нову, а честь с молоду» ).

Ст. 120 Конст. РФ гласит: «Судьи независимы и подчиняются только

Конституции РФ и закону».

Это означает, что при рассмотрении конкретного дела никто и ничто не может заставить судью принять решение, которое противоречит закону и принципам справедливости. Вмешательство в деятельность суда, даже с добрыми намерениями ведет к нарушению законности.

В настоящее время в нашей стране по Конституции РФ в судебную систему возвращен суд присяжных. ( Вводился по реформе 1864г. имп. Александром II; стремление водворить на земле «суд скорый, правый, милостивый и равный для всех подданных»).

Суд присяжных состоит из профессионального судьи и 12 представителей народа, которых называют присяжными заседателями.

Суды присяжных рассматривают уголовные дела по тяжким и особо тяжким преступлениям. Выносят вердикт «виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает смягчения наказания». И только после этого судья определяет меру наказания. Особенность суда присяжных состоит в том, что решение по делу присяжные выносят, опираясь прежде всего на здравый смысл и жизненный опыт.

Слайд 11

Органы внутренних дел - милиция осуществляет охрану общественного порядка, защиту прав и свобод граждан, общественных организаций.

Слайд 12

Милиция в РФ подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

Задачи криминальной милиции:

- предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений;

- розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов.

Задачи милиции общественной безопасности:

- обеспечение личной и общественной безопасности;

- охрана общественного порядка;

- предупреждение и пресечение правонарушений.

Слайд 13

В состав криминальной милиции входят следующие подразделения:

- уголовный розыск;

- подразделение по борьбе с экономическими преступлениями;

- подразделение по борьбе с незаконным оборотом наркотиков;

- криминалистические лаборатории и др.

Слайд 14

В состав милиции общественной безопасности входят:

- подразделения патрульно-постовой службы;

- дежурные части;

- ГАИ;

- паспортно-визовые службы;

- участковые инспектора;

- подразделения по делам несовершеннолетних и др.

Слайд 15

Подразделение по делам несовершеннолетних.

Как работает подразделение. (выступление инспектора)

Работа с документом

Фрагмент Закона РФ «О милиции»:

- ст.14. Применение специальных средств.

- ст. 15. Применение и использование огнестрельного оружия.

Слайд 16

- Закрепление материала.

Работа с кроссвордом.

(г)1. Деяние, нарушение норм права. (правонарушение)

(в) 1. Осуществляет надзор за исполнением за­конов. (прокуратура)

(г) 2. Всегда подразумевает то, что подлежит безусловному выполнению.

(обязанность)

(г) 5. Осуществление действий на законных, честных основаниях.

(справедливость)

(в) 3. Охраняет общественный порядок, борется с прес­тупностью.(милиция)

(в) 6. Возможность делать все, что не нарушает закон. (свобода)

(г) 10. Опре­деленный порядок поведения людей, отвечающий сложив­шимся в обществе нормам права и морали или требова­ниям какой-либо организации. (дисциплина)

(г) 8. Представляет интересы обвиняе­мого в суде.(адвокат)

(в) 4. Руководящее начало, правило, образец. (норма)

(г) 9. Вооруженные силы государства. (армия)

(в) 11. Выражение недовольства, объявление вы­говора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом (одним словом). (санкция)

(г) 12. Регулирует наиболее важные общественные отношения, обладает высшей юри­дической силой. (закон)

(в) 13. Удостоверяет всевозможные сделки (до­говоры), оформляет права на наследство. (нотариус)

(в) 7. Они характеризуют признаваемую законом определенную независимость, самостоятельность человека по отношению к государству. (права)

(в) 5. Разрешает конкретные правовые споры на основе закона. (суд)

Выставление оценок за работу на уроке.

Дом./задание: параграф №7.






















Урок обществознания на тему

© 2010-2022