Рабочая программа по экономике для учащихся 11 класса социально-экономического профиля

Раздел Обществознание
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по экономике для учащихся 10-11 класса социально - экономического профиля составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственных образовательных стандартов. (Приложение к приказу Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089) на основании программы рекомендованной Министерством образования РФ:

  • Сборник программно-методических материалов по экономике и праву для общеобразовательных учреждений.

Издательство Вита - пресс, Москва 2010 год

«Экономика: Основы экономической теории»

Программа для 10 -11 классов общеобразовательных учреждений

(профильный уровень)

Авторы программы: С.И.Иванов, М.А.Скляр

Изучение экономике на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации , фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

  • овладения умениями находить и самостоятельно применять информацию, содержащуюся в средствах массовой информации и статистических публикациях, выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с привлечением элементов научного анализа;

  • развитие экономического мышления, способности критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике и вырабатывать собственное аргументированное мнение; способности применять полученные знания для определения экономически рационального поведения в конкретных ситуациях;

  • воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

  • формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Общая характеристика учебного предмета:


Программа «Экономика: основы экономической теории для 10-11 классов рассчитана прежде всего на тех учащихся, у которых в 8-9 классах были сформированы начальные знания по экономике. Данная программа предусматривает ознакомление учащихся с основами микро-, макро- и мировой экономики. При этом учащиеся должны разбираться не только в природе важнейших законов и принципов экономики, не только в содержании тех или иных понятий, но и в проблемах экономической политики, возникающих в процессе функционирования и развития рыночной системы. Программа «Экономика: основы экономической теории» рассчитана на 140 часов (2ч в неделю), 2 года обучения. Данная программа не учитывает требования к уровню выпускников профильного социально-экономического класса. Учащиеся, наряду с теоретическими знаниями, должны уметь вычислять на условных примерах различные экономические параметры: величину рыночного спроса и предложения, равновесную цену и объем продаж, экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы и другие.


Место учебного предмета в учебном плане.

Рабочая программа по экономике для 10-11 класса составлена на 207 часов (3ч в неделю), включает блок практических занятий на вычисление количественных и качественных параметров, построение экономических графиков зависимости и их анализа по каждой теме раздела.

Учебно - тематический план.

Название раздела и темы

Количество часов рабочей программы

Рабочая программа

10 класс

11 класс

Т.

П.

Т.

П.

Т.

П.

Раздел I.

Введение.

Тема 1.

Предмет и метод экономической теории.

Тема 2.

Рыночная система хозяйствования.

Смешанная экономика.

Тема 3.

Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Тема 4.

Эластичность спроса и предложения.



6




5





8




4



3




1





6




2


6




5





3




2


3




1





4












5




2












2




2

Раздел II.

Микроэкономика.

Тема 5.

Поведение потребителя.

Тема 6.

Фирма. Производство и издержки.

Тема 7.

Конкуренция и рыночные структуры.

Тема 8.

Рынки факторов производства и распределения доходов.

Тема 9.

Предпринимательство.





6



10




8




19




5





2



5




5




6




1




6



7




4




7



5



2



3




2




3




1








3




4




12








2




3




3

Раздел III.

Макроэкономика.

Тема 10. Деньги и банковская система.

Тема 11. Валовый внутренний продукт и валовый национальный продукт.

Тема 12. Макроэкономическое равновесие.

Тема 13.

Экономический цикл, занятость и безработица.

Тема 14. Инфляция.

Тема 15. Экономический рост.

Тема 16. Экономика и государство.




10




4




14

3

3

6


8




4




4




7

1

2

2


3




3








6



3


3





8




3








4



1




2





3




7




4




8









6




1




4




3









2

Раздел IV.

Мировая экономика.

Тема 17. Международная торговля и валютная система.

Тема 18. Международное движение капиталов. Платежный баланс.


6

8


3

1






6



8




3



1

Раздел V. Заключение.

Тема 19.

Экономика России на современном этапе.


4


5





4



5

Решение тестов ЕГЭ



0

5

0

2

Итого



68

37

68

34


105

102


Методы и формы обучения:

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

Содержание курса (102 часов), 11 класс

Тема: «Валовой внутренний продукт и валовый национальный продукт» (9 часов)

Понятия валовой внутренний продукт и валовый национальный продукт. Валовой выпуск всех товаров и услуг. Промежуточный продукт и конечные товары и услуги. Как определить размер ВВП и ВНП. Чистый национальный продукт. Национальный доход. Номинальный и реальный ВВП. Методы исчисления ВВП методом суммирования потока доходов и потока затрат. Чистый национальный продукт и национальный доход. Амортизационные отчисления как фонд возмещения износа основного капитала и ЧНД. Расчет номинального и реального ВВП, индекса - дефлятора ВВП.

Тема: «Спрос, предложение и рыночное равновесие.

Эластичность спроса и предложения» (10часов)

Типы товаров и особенности формирования спроса. Индивидуальный, рыночный и совокупный спрос. Эластичность, ее виды и причины существования. Эластичность спроса по цене, дуговая и перекрестная эластичность. Индивидуальное, рыночное и совокупное предложение. Эластичность предложения. Цели деятельности фирмы. Расчет эластичности по формулам.

Раздел II. Микроэкономика. Тема: « Фирма. Производство и издержки» (5 часов)

Технологическая и экономическая эффективность. Показатели эффективности Рентабельность и платежеспособность. Максимизация прибыли конкурентной фирмы. Предельный доход и предельные издержки. Эффект масштаба производства.

Тема: «Конкуренция и рыночные структуры» (7 часов).

Экономическое значение конкуренции. Ценовая дискриминация. Типы рыночных структур: количество фирм на рынке данного товара, характер производимой продукции, наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в отрасль и выхода из нее, степень доступности экономической информации. Поведение фирм в условиях монополии. Барьеры, защищающие монопольный рынок. Методы антимонопольного регулирования.

Тема: «Рынки факторов производства» (15 часов)

Особенности рынков факторов производства. Рынки факторов производства и рынки услуг факторов производства: заработная плата как цена услуг труда; прибыль как цена услуг предпринимательской деятельности; рента как цена за пользование землей; процент как цена за пользование капиталом. Спрос на факторы производства как производный спрос. Устройство рынка капитала. Кредитный рынок. Рынок облигаций. Государственные инвестиции. Рынок акций. Формирование спроса и цен на рынке капитала. Дисконтирование. Частная собственность на землю и ее экономическое значение. Современные проблемы АПК. Особенности функционирования рынка земли. Рента. Рынок природных ресурсов. Рынок запасов и потоков природных ресурсов.

Раздел III. Макроэкономика. Тема: «Деньги и банковская система» (8 часов)

Принципы появления и виды банков. Функции банков. Принципы появления и виды банков. Банковские депозиты и текущие счета фирм. Наличные и безналичные деньги. Система безналичных расчетов. Денежные агрегаты и ликвидность денег. Коммерческие банки. Пассивные и активные операции банков. Баланс коммерческого банка. Деятельность национальной резервной банковской системы. Норма обязательных резервов банка. Доходы и расходы банка и банковская прибыль. Эффект мультипликатора. Роль ЦБ в регулировании кредитно-денежной политики.

Тема: «Макроэкономическое равновесие» (11часов)

Доход, потребление и сбережения. Автономное и индуцированное потребление. Функция потребления. Формирование сбережений. Автономные и индуцированные сбережения. Предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению. Зависимость роста потребления и сбережений от роста дохода. Функция потребления. Неравновесное и равновесное состояние экономики. Автономные и индуцированные инвестиции. Автономные затраты. Государственные затраты и равновесие. Мультипликатор. Равновесие на рынке товаров и услуг и процентная ставка.

Тема: «Экономический рост» (8 часов)

Содержание и измерение экономического роста. Экстенсивные и интенсивные факторы роста. Темпы экономического роста. Причины, порождающие необходимость в экономическом росте. Цикличность экономического роста и методы ее регулирования. Ограниченность ре­сурсов и ее значение для экономического роста. Факторы ускорения экономического роста. Человеческий капитал и его значение для обес­печения экономического роста.

Раздел IV. Мировая экономика. Тема: «Международная торговля и валютная система» (9 часов)

Международное разделение труда. Принципы абсолютного и относительного преимущества. Свободная торговля и протекционизм. Международные торговые организации (ГАТТ, ВТО). Валютный рынок. Конвертируемость валют. Внешняя торговля и проблемы ее развития.

Тема: « Международное движение капиталов. Платежный баланс» (9 часов)

Движение факторов производства. Экспорт капитала. Прямые и портфельные инвестиции. Межнациональные корпорации. Свободные экономические зоны. Европейский союз. Проблемы интеграции в СНГ. МВФ и ВБ.

Раздел V. Заключение. Тема: «Экономика России на современном этапе» (9 часов)

Государство как основа Российской экономики. Рыночные преобразования в России в 90 годах XX века. Содержание рыночных преобразований на современном этапе развития. Потенциал России. Экономический рост. Формирование экономики переходного типа в Российской Федера­ции. Что такое либерализация экономики и как она осуществлялась в России. Современная экономика России: особенности и основные пробле­мы. Уровень жизни в России в сопоставлении с другими странами. Экология и экономика. Глобальные экономические проблемы. Политика экономической стабилизации.

Тема: «Решение тестов по обществознанию (блок экономика)» - 2 часа.

Cистема оценки достижений учащихся.

  • Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

  • Одним из важнейших результатов освоения образовательной программы является успешное выполнение единого государственного экзамена по обществознанию, включающего все три типа заданий (А, В, С) в части вопросов, касающихся экономических знаний.

Инструментарий для оценивания результатов.

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины - есть составляющие учебного процесса.

Критерии выставления отметок.
1.Основой для определения уровня знаний являются критерии оценивания - полнота знаний их обобщённость и системность.

2.При выставлении отметок необходимо учитывать классификацию ошибок и их количество: грубые ошибки, однотипные ошибки, негрубые ошибки.
3.Шкала отметок:

Отметка "5" -ответ соответствует учебной программе, допускается один недочёт, объём
ЗУН составляет 90-100% Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на
практике, приводит собственные примеры, применяет знания в новой ситуации.

Отметка "4"-устный, письменный ответ соответствуют требованиям учебной программы
и объём ЗУН составляет 70-90% Ответ правильный ,но не совсем точный. знания
применяются в стандартной ситуации.

Отметка "3"-устный ответ, письменная работа в основном соответствуют требованиям программы однако имеется набор грубых ошибок и недочётов. Объём ЗУН составляет 50-70% . Ученик недостаточно обосновывает свои суждения, непоследовательно излагает материал.

Отметка"2"-устный ответ, письменная работа только частично соответствует требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объём ЗУН составляет 20-50%

Отметка"1"-выставляется в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причин.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение.

  • Основы экономической теории: учебник для 10-11 кл. под ред. С.И. Иванова. М.: Вита - Пресс,2014.

  • «Экономика», учебник И. Липсица, Москва. Вита Пресс. 2014

  • «Экономика и бизнес» Е. Фрейнкмана Москва. Вита Пресс. 2010.

  • Бизнес. Энциклопедия для детей /под ред. М. Аксенова. М.: «Мир энциклопедий», 2010.

  • Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс. Учебник для 10, 11 классов. М.: Вита - Пресс, 2010 г.

  • Неровня Т.Н. История экономики. Ростов н/ Д.: «Феникс» 1999 г.

  • Райзберг Б.А. Введение в экономику. М., 1993.

  • Рыбин Н.И. Введение в элементарную экономику. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

  • Савицкая Е.В. Рабочая тетрадь по экономике в 2 частях. М.: Вита - Пресс, 2010 г.

  • Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе. М.: Вита - Пресс, 2004 г.

  • Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс. Учебное пособие для учащихся 10 - 11 классов. М.: «Начала - Пресс», 1995 г.

  • Элементарная экономика. /под ред. В.И. Крышки. Барнаул: Алт.кн.изд-во, 1996.

  • "Экономика, модуль 1 - 2 макроэкономика" C.С.Носова. Москва. РосНоу, 2003.

  • "Популярная Экономика часть 1- 2 -3 " Москва. 2003.

  • Сборник практических заданий: "Сборник дач по экономике" С.Равичев, С.Григорьев, Москва. Вита Пресс. 2012

  • Интернет-ресурсы

    • nsportal.ru$

    • kopilkaurokov.ru

Требования к уровню подготовки обучающихся:

В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен:

Знать/понимать

  • смысл основных теоретических положений экономической науки;

  • основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а так же международных экономических отношений;

уметь

  • приводить примеры: взаимодействия рынков, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли;

  • описывать: предмет и метод экономической науки, факторы производства, цели фирмы, основные виды налогов, банковскую систему, рынок труда экономические циклы, глобальные экономические проблемы;

  • объяснять: экономические явления с помощью альтернативной стоимости, выгоды обмена, закона спроса, причины неравенства доходов, роль минимальной оплаты труда, последствий инфляции;

  • сравнивать/ различать: спрос и величину спроса, предложение и величину предложения, рыночные структуры, безработных и незанятых, организационно- правовые формы предприятий, акции и облигации;

  • вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса и предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж, экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд, реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы.

  • применять для экономического анализа: кривые спроса и предложения, графики изменений рыночной ситуации в результате изменения цен на факторы производства, товары - заменители и дополняющие товары;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • исполнения типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования экономической информации.














© 2010-2022