Рабочая программа по обществознанию 6-9 классы

Рабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена для преподавания курса по учебно-методическому комплекту под редакцией Боголюбова. Данная рабочая программа составлена на основе федерального базисного учебного плана 2004 года и рассчитана на преподавание обществознания из расчета 1 час в неделю в каждом классе. Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Раздел Обществознание
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка:

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др., без изменений и добавлений. Примерная программа предусматривает выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.

Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально - гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Цели курса:

- создание условий для социализации личности;
- формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
- формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
- содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования. В том числе: в VI, VII, VIII и IX классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Примерная программа рассчитана на 140учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 23 учебных часов (или 16%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Программа призвана помочь осуществлению вып45ускниками основной школы осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа составлена к учебникам:

  • Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- 2-е изд.- М., 2009.

  • Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М., 2009.

  • Обществознание: учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. И. Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова.- М.: Просвещение, 2008








Программа рассчитана на 1 час в неделю



Распределение учебного материала в 6 кл.


Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Как работать с учебником

1

2

Человек

10

3

Семья

4

4

Школа

3

5

Труд

5

6

Родина

6

7

Добродетели

5


Итого

34


Распределение учебного материала в 7 кл.


Наименование раздела

Количество часов

1

Введение. Как работать с учебником.

1

2

Человек среди людей

8

3

Человек и закон

14

4

Человек и экономика

8

5

Человек и природа

3


Итого

34


Распределение учебного материала в 8 кл.


Наименование раздела

Количество часов

1

Введение

1

2

Что такое человек.

8

3

Человек природа.

4

4

Человек среди людей.

7

5

Человек в обществе.

14


Итого

34


Распределение учебного материала в 9 кл.

Наименование раздела

Количество часов

1

Гражданин. Государство. Право 8 часов

8

2

Право человека и гражданина. 16 часов

16

3

Личность и мораль. 10 часов

10


Итого

34
















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 6 кл.


№ урока

Название урока

§ учебника

Сроки

Введение в курс

Как работать с учебником?

Глава I. Человек. 10 часов

Человек родился

§1


Человек - личность

§2


Особый возраст - отрочество

§3


Учимся общаться

с.36


Познай самого себя

§4


Учимся узнавать и оценивать себя

с. 45


Человек и его деятельность

§5


Учимся правильно организовывать свои занятия

с. 55


Что человек чувствует, о чем размышляет

§6


Учимся размышлять

с. 63

Глава II. Семья. 4 часа

Семья - ячейка общества

§7


Семейное хозяйство

§8


Учимся помогать вести семейное хозяйство

с. 85


Делу время - потехе час

§9

Глава III. Школа. 3 часа

Профессия - ученик

§10


Одноклассники, сверстники, друзья

§11


Учимся дружно жить в классе

с. 118

Глава IV. Труд. 5 часов

Труд - основа жизни

§12


Учимся трудиться и уважать труд

с. 131


Труд и творчество

§13


Учимся творчеству

с. 143


На пути к жизненному успеху

§14

Глава V. Родина. 6 часов

Что значит быть патриотом

§15


Символика России

§16


Гражданин - Отечества достойный сын

§17


Учимся быть достойными гражданами

с.180


Мы - многонациональный народ

§18


Учимся уважать людей любой национальности

с.188

Глава VI. Добродетели. 5 часов

Человек славен добрыми делами

§19


Учимся делать добро

с.198


Будь смелым

§20


Учимся быть терпимыми

с.207


Что такое человечность

§21




Обобщение курса «Обществознание»














КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 7 кл.


№ урока

Название урока

§ учебника

Сроки

Введение в курс

Как работать с учебником?

Глава I. Человек среди людей. 8 часов

Отношения между людьми

§1


Отношения между людьми

§1


Ты и твои товарищи

§2


Ты и твои товарищи

§2


Зачем люди общаются

§3


Зачем люди общаются

§3


Почему надо быть терпимым

§4


Почему надо быть терпимым

§4

Глава II. Человек и закон. 14 часов

Что значит жить по правилам

§5


Что значит жить по правилам

§5


Права и обязанности граждан

§6


Права и обязанности граждан

§6


Почему важно соблюдать законы

§7


Почему важно соблюдать законы

§7


Защита Отечества

§8


Защита Отечества

§8


Что такое дисциплина

§9


Что такое дисциплина

§9


Виновен - отвечай

§10


Виновен - отвечай

§10


Кто стоит на страже закона

§11


Кто стоит на страже закона

§11

Глава III. Человек и экономика. 8 часов

Экономика и её основные участники

§12


Золотые руки работника

§13


Производство: затраты, выручка, прибыль

§14


Виды и формы бизнеса

§15


Обмен, торговля, реклама

§16


Деньги и их функции

§17


Экономика и семья

§18


Экономика и семья

§18

Глава IV. Человек и природа. 3 часа

Воздействие человека на природу

§19


Охранять природу - значит охранять жизнь.

§20


Закон на страже природы

§21




Обобщение курса «Обществознание»

















КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 8 кл.


№ урока

тема раздела, урока

кол-во

часов




дата

проведения

-ния

Материалы

и оборудование

основные

термины и понятия


Дом

Задание



Примеч.



1

Введение

1

учебник, схемы

гуманизм, мировоззрение, принцип

с.6-7

Раздел I. Что такое человек 8 часов

2

Что делает человека человеком?

1

учебник, схемы

мышление, речь, творчество, человек, самореализация, социальное, биологическое

§ 1

3

Что человеку нужно?

1

учебник, схемы

потребность, ценностные ориентации, материальное, духовное

§2

4

Ваши способности - в вашей власти

1

учебник схемы

талант, гениальность, характер, воля,

§3

5

Человек и человечность

1

Учебник

схемы

мораль, нормы морали, нравы, человечность

§4

6

Человек и культура

1

учебник, схемы,

культура, ценности культуры

§5

7

Человек познает мир

1

учебник, схемы

ощущение, восприятие, понятие, суждение, умозаключение, истина, самоанализ, самооценка, «образ Я»

§6

8

Вечные вопросы

1

учебник, схемы

индивид, индивидуальность, личность, смысл жизни

§1-7

9

Обобщение по теме «Что такое человек»»

1

Мультимедиа, схемы

См. выше

эссе

Раздел II. Человек природа 4часа

10

Природа, общество, человек.

1

учебник, схемы

ноосфера, биосфера

§8

11

У роковой черты

1

учебник, схемы

экологическое равновесие, деградация биосферы

§9

12

Природа под охраной закона

1

учебник, схемы

экологическая экспертиза, экологическое право

§8-10

13

Обобщение по теме «Человек и природа».

1

Мультимедиа, схемы

эссе

Раздел III. Человек среди людей 7 часов

14

Межличностные отношения.

1

учебник, схемы

симпатия, антипатия,

приятельство, товарищество

§11

15

Радости и сложности общения

1

учебник, схемы

конфликтная ситуация, стратегия поведения

§12

16

Малая группа

1

учебник, схемы

конформизм, групповой эгоизм, групповые санкции, групповые нормы

§13

17

Бесценный дружеский союз.

1

учебник, схемы

групповая солидарность, дружба

§14

18

«Самое утреннее из

чувств».

1

учебник, схемы

§15

19

Психологический климат в семье

1

учебник, схемы

семейный долг , психологический климат

§11-16

20

Обобщение по теме «Человек среди людей»

1

Мультимедиа, схемы

эссе

Раздел IV: Человек в обществе 14 часов

21

Человек и общество

1

учебник, схемы

общественные отношения, сферы жизни общества, социальные нормы

§17


22

От хозяйства

Робинзона к экономике

1

учебник, схемы

экономика, техника, технология, НТР, НТП, «ноу-хау»

§18


23

Человек в мире

экономических отношений

1

учебник, схемы

конкуренция, рынок, спрос, предложение, ресурсы, деньги, экономическая система

§19


24

Государство и экономика

1

учебник, схемы

налог, облигация, госбюджет

§20


25

Социальная сфера

жизни общества

1

учебник, схемы

социальные статус и роль, социальный конфликт

§21


26

Нации и

межнациональные

отношения

1

учебник, схемы

племя, народность, этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений

§22


27

Связь поколений

1

учебник, схемы

конвенция, поколение, возрастная когорта

§23


28

Политика и

политическая жизнь

1

учебник, схемы

оппозиция, многопартийность, политика, политическая власть

§24


29

Гражданин и

государство

1

учебник, схемы

государство, суверенитет, монархия, республика, унитарное и федеративное государство, авторитаризм, тоталитаризм, демократия, гражданство

§25


30

Культура. Наука. Искусство

1

учебник, схемы

культура, наука, искусство, художественный образ

§26


31

Человек и выбор

жизненного пути

1

учебник, схемы

адаптация, индивидуализация, интеграция, выбор жизненного пути

§27


32

Современный мир

1

учебник, схемы

глобальные проблемы, демографический кризис, техногенная катастрофа

§17-28


33

Обобщение по теме

«Человек в обществе»

1

Мультимедиа, схемы

См. выше

эссе


34

Обобщение по курсу «Введение в обществознание»

1

учебник, схемы

См. выше

§1-28


















































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В 9 кл

№урока



Тема раздела, урока



Кол.часов



дата

провед



материалы и

оборудо-вание

основные термины и

понятия

дом.

задание

примечания


Раздел 1: Гражданин. Государство. Право 8 часов

1

Роль права в жизни человека, общества, государства

1

учебник, схема

гражданин, гражданство, государство, социальные нормы, правовой акт,

§29

2

Правовая ответственность

1

учебник, схема

правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность

§30

3

Правовое государство: право выше власти

1

учебник, схема

государство, власть, политический режим, права и свободы человека

§31

4

Гражданское общество и государство

1

учебник, схема

муниципальная собственность, местное самоуправление

§32

5

Конституция России.

1

учебник, схема

документ

закон, право, разделение властей, Конституция, права человек

§33

6-7

Основы конституционного строя России

2

Конституция РФ

См. выше

таблица

§33

8

Обобщение по теме «Конституция России»

1

схемы, тест

мультимедиа

См. выше

с.219

эссе

Раздел 2: Право человека и гражданина. 16 часов

9

Гражданин - человек свободный и ответственный

1

учебник, схема

Субъект федерации, гражданство, федерация

§35

10-11

Всеобщая декларация прав человека

2

учебник, схема

права человека, Декларация, право

§36

12-13

Международное гуманитарное право

2

учебник, схема

документ

вооруженный конфликт, военные преступления, жертвы войны

§37

14

Частная и публичная жизнь гражданина

1

учебник, схема

частная жизнь, частное право, публичное право, гражданский кодекс

§38

15

Труд и трудовое право

1

учебник, схема

трудовые отношения, трудовой договор, коллективный договор, дисциплина труда, тунеядство, профсоюз

§39

16

Собственность, предпринимательство, гражданское право

1

учебник, схема

собственность, имущественные отношения, предпринимательство, договор, аренда

§40

17

Духовная жизнь

1

учебник, схема

убеждение, человеческое достоинство, свобода мысли, слова, убеждений

§41

18

Свобода совести

1

учебник, схема

религиозные верования, свобода совести

§42

19

Семейное право

1

учебник, схема

семейное право, права ребенка, брачный договор

§43

20

Домашнее строительство

1

учебник, схема

личное, семейное потребление, домашнее хозяйство, досуг, семейный бюджет

§44

21

Социальные права человека

1

учебник, схема

приватизация жилья, медицинское страхование, социальные пособия,

§45

22

Политические права и свободы

1

учебник, схема

гласность, цензура, свободы: слова, собраний и ассоциаций

§46

23

Право на образование

1

учебник, схема

образование, самообразование, культурные ценности

§47

24

Обобщение по теме: «Право человека и гражданина».

1

схемы, тест

мультимедиа

с.312

эссе

Раздел 3: Личность и мораль. 10 часов

25

Личность и личный выбор

1

учебник, схема

моральный выбор, ценности, совесть, личность

§48

26

Что такое мораль

1

учебник, схема

гуманизм, моральная ответственность, нравы, моральный идеал, «золотое правило нравственности»

§49

27

Добро и зло

1

учебник, схема

этика, зло и добро, мораль, гуманизм

§50

28

Долг и совесть

1

учебник, схема

моральный долг, мораль, совесть

§51

29

Роль морали в жизни человека и общества

1

учебник, схема

общественное мнение, духовные убеждения личности

§52

30

Нравственные основы любви, брака и семьи

1

учебник, схема

брак, семья, любовь, семейный долг

§53

31-32

Нравственная культура. Современный этикет

2

учебник, схема

культура, культура внешняя, духовная, нравственная

§54

33

Обобщение по теме «Личность и мораль»

1

схема, тест

с.358

34

Итоговое обобщение по курсу.

1

схемы, тест

с.360-361










ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (140 час)

ПЕРВЫЙ ЭТАП (6 класс)

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ (35 час)

Человек и общество (6 час)

Отличие человека от животных. Потребности, способности, характер. Пол и возраст человека. Ребенок и взрослый.

Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Общение в детском коллективе. Учеба в школе.

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Сотрудничество. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения.


Духовная культура (4 час)

Культура общества и человека, ее проявления. Культура поведения. Образцы для подражания.

Образование, его значение в жизни людей. Образование и образованность. Необходимость самообразования. Право на образование.

Наука в современном обществе. Труд ученого. Ответственность ученых за результаты своих открытий.


Экономика (4 час)

Экономика как хозяйство. Экономические потребности и возможности. Ограниченность ресурсов. Необходимость соотносить потребности с имеющимися ресурсами.

Товары и услуги. Рынок. Купля - продажа. Деньги и их роль в экономике.

Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника.

Социальная сфера (6 час)

Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право.

Нарушение норм и их последствия. Ответственность человека за его поступки.

Здоровье людей. Опасные для человека и общества явления: наркомания, пьянство, преступность. Слагаемые здорового образа жизни. Занятия физкультурой и спортом.

Семья. Отношения в семье. Неполные семьи.


Политика и право (6 час)

Наше государство - Российская Федерация. Государственное устройство. Государственная символика. Россия - федеративное государство.

Роль права в жизни общества и государства. Традиции, обычаи и право. Отличие права от иных правил поведения людей в обществе. Что такое закон.

Права ребенка и их защита. Права и обязанности родителей и детей. Права и обязанности школьника.

Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Проступок и преступление. Ответственность за проступки и преступления.

Резерв учебного времени - 9 ч

ВТОРОЙ ЭТАП 7-9 класс

ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (105 час)

Общество (8 час)

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества.

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма.

Человек (10 час)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь.

Половозрастные роли в современном обществе. Феминизм и эмансипация. Особенности подросткового возраста

Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности.

Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.

Социализация индивида. Личность. Факторы ее формирования. Мировоззрение. Духовный мир человека. Мысли и чувства. Поиск смысла жизни. Жизненные ориентиры и ценности. Ценность человеческой жизни. Свобода и ответственность.

Сфера духовной культуры (8 час)

Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.

Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность.

Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.

Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование.

Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Экономика (22 час)

Экономика и ее роль в жизни общества. Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы. Обменные курсы валют.

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики. Роль собственности и государства в экономике.

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

Рынок. Рыночный механизм. Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации. Налоги, уплачиваемые гражданами.


Социальная сфера (14 час)

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

Социальная роль и социальный статус. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Взаимосвязь «Я» и социальной роли. Социальное неравенство.

Социальная мобильность. Школа как стартовая площадка для дальнейшей карьеры. Высокий уровень мобильности как признак современного общества. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

Человек и его ближайшее окружение. Человек в малой группе. Общение. Роли человека в малой группе. Лидер. Свобода личности и коллектив. Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение. Пути достижения взаимопонимания.

Образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Социальные нормы. Социальная ответственность. Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Профилактика негативных форм отклоняющегося поведения.

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Психологический климат в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи. Отношения между поколениями.

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Взаимодействие людей в многонациональном обществе. Межнациональные отношения в РФ.

.

Политика и социальное управление (10 час)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политической деятельности. Разделение властей.

Понятие и признаки государства. Государственный суверенитет. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Внутренние и внешние функции государства.

Политический режим. Демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире. Гражданское общество и правовое государство. Условия и пути становления гражданского общества и правового государства в РФ. Местное самоуправление.

Участие граждан в политической жизни. Выборы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации в политической жизни. Влияние на политические настроения в обществе и позиции избирателя. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Право (22 час)

. Право и его роль в жизни общества и государства. Принципы права. Субъекты права.

Система права. Понятие нормы права. Нормативный правовой акт. Виды нормативных правовых актов (законы, указы, постановления). Система законодательства. Правовая информация.

Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности.

Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации. Народовластие. Федеративное устройство России. Президент Российской Федерации. Органы законодательной и исполнительной власти в Российской Федерации.

Конституционные основы судебной системы РФ. Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Гражданство. Понятие гражданства РФ. Права, свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Международно-правовая защита прав человека. Декларация прав человека как гарантия свободы личности в современном обществе. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Правовые основы гражданских правоотношений. Физические и юридические лица. Правоспособность и дееспособность участников гражданских правоотношений. Дееспособность несовершеннолетних. Право собственности. Право собственности на землю. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей. Жилищные правоотношения.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Правовое регулирование отношений в области образования. Право на образование. Порядок приема в образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования. Дополнительное образование детей.

Право на труд. Трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Уголовное право. Преступление (понятие, состав). Необходимая оборона и крайняя необходимость. Основания привлечения и освобождения от уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Понятие и цели уголовного наказания. Виды наказаний. Пределы допустимой самообороны.

Резерв учебного времени - 14 часов

Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 25% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;

  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;

  • формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;

  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

  • оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения нравственности, права и экономической рациональности;

  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике;

  • конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и в реальной жизни;

  • совместная деятельность в процессе участия в ученических социальных проектах в школе, микрорайоне, населенном пункте.

Курс обществознания 8-9 классов включает в себя два раздела.


Первый раздел - «Человек, природа, общество» -

опирается на представление о человеке как биосоциальном существе, включенном в жизнь природы, малой группы, больших социальных общностей, в экономику, политику, культуру, общество в целом. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающая- ся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях. Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.

Введение к курсу призвано сформировать у учащихся положительную установку на изучение нового для них обществоведческого предмета, а также познакомить с его ключевой идеей - идеей гуманизма. Эта идея в дальнейшем рассматривается в развитии в самых разных связях и проявлениях.

В теме «Что такое человек?» с опорой на психологию, этику, философскую антропологию раскрываются важные сущностные признаки, отличающие человека от других живых существ. Важно, что изучение возможностей, потребностей, способностей и интересов человека совпадает у учащихся с возрастом, когда каждый ставит перед собой вопросы: кто я? Каков я? Кем я буду? и т. п. Содержание темы позволяет приобщить учащихся к вопросам самопознания, самоопределения.

Тема «Человек и природа» включает в себя два содержательных блока: первый - общефилософские аспекты взаимодействия человека с естественной природной средой; второй - вопросы социальной экологии, охраны окружающей природы, активного проявления человеческого отношения к живому и неживому в природе. Именно в этой теме целесообразно идти от местного материала, стимулировать учащихся к внимательному, вдумчивому и ответственному отношению к хрупкому миру вокруг нас. Тема позволяет раскрыть сущность человека через понимание им последствий собственного поведения в природе.

Тема «Человек среди людей» посвящена весьма значимым для старших подростков проблемам межличностных отношений, общения. Здесь дается взгляд на общество сквозь призму представлений различных малых групп, первичных коллективов, в которых реализует свой потенциал каждая личность. Тема не ограничивается семейным кругом, а дает возможность обсуждать отношения и между сверстниками, и между представителями разных поколений. В данной теме целесообразно идти от житейского опыта школьников, осмысливая его в ходе дискуссий, ролевых игр и других активных форм обучения, которые помогают развивать и обогащать практику учащихся, совершенствовать их компетентность в психологии общения. Большие возможности дает эта тема и для обсуждения актуальных молодежных проблем - моды, культуры поведения, выбора собственной линии во взаимодействии с живущими рядом людьми.

В теме «Человек в обществе» учащиеся знакомятся с основными сферами общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной), изучают многообразные общественные связи и отношения человека, получают представление о процессах, происходящих в современном обществе. При этом они осознают зависимость судьбы человека не только от состояния общества, но и от собственной социальной активности. На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые положения на актуальных примерах.

Второй раздел - «Гражданин, мораль, право» -

знакомит с системой социальных норм (прежде всего моральных и правовых), гражданских качеств личности. Отображение нормативных требований, социальных норм в сознании человека позволяет ему полнее и адекватнее осознать социальную действительность, ориентироваться в ней, вырабатывать стратегию и тактику, планы и цели деятельности, сознательно регулировать свое поведение. С помощью социальных норм человек формирует собственные оценки и отношение к себе и другим, к своему поведению и поведению других членов общности или группы, к партнерам в непосредственном общении, к обществу в целом. Они являются и условием, и продуктом, и средством познания социальной действительности. Овладевая ими, человек вырабатывает отношение к фактам и процессам социальной жизни, социальным условиям своего существования и поведения, благодаря им оценивает эти условия и возможности. Только имея целостное представление о социальных нормах и следуя им, человек способен выработать высшие формы и средства регуляции поведения - ценностные системы и критерии, убеждения, идеалы, понимать взаимосвязь прав, свобод личности и ее гражданской ответственности.

В первой теме - «Личность и мораль» - характеризуются моральные ценности как критерий оценки нравственного поведения гражданина. При этом мораль понимается как изначально - по своей природе и сути - общечеловеческий феномен, как одно из проявлений культуры, духовной жизни наряду с другими (правом, искусством и т. д.).

Моральное добро рассматривается как точка отсчета в мире высших человеческих ценностей; оно обозначает то духовное пространство, внутри которого все общественные связи индивидов приобретают разумный человеческий смысл. При изучении темы важно избежать опасности педагогически необоснованной назидательности и излишнего морализаторства, не навязывать учащимся однозначные, готовые оценки человеческих поступков, а, напротив, представить школьнику возможность выработать собственное отношение к нравственному выбору в той или иной ситуации, рассмотреть его возможные последствия.

Во второй теме - «Гражданин, государство, право» - дается целостное представление о гражданине как свободном и ответственном члене общества.

В третьей теме - «Права человека и гражданина» - характеризуются важнейшие стороны его частной и общественной жизни, которые раскрываются с позиций частного и публичного права, а также во взаимосвязи норм права и морали.

При изучении второй и третьей тем привлекается текст Конституции Российской Федерации как для конкретизации общих положений курса, так и для расширения знаний учащихся о правах и свободах граждан, о конституционном строе России.

Настоящая программа полностью соответствует Обязательному минимуму содержания обществоведческого образования для основной школы, утвержденному Министерством образования Российской Федерации.

Преподавание курса в основной школе обеспечивается учебным пособием «Введение в обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, А. Т. Кинкулькина, А. И. Матвеева. Его содержание, изложенное в 52 параграфах, может быть изучено в рамках того минимума учебного времени (2 ч в неделю, всего 68 ч), который отведен базисным учебным планом для изучения курса. Однако этот минимум не позволяет полностью реализовать педагогические возможности нового курса. Его экспериментальная проверка показала особое значение самостоятельной работы учащихся, связанной с изучением разнообразных источников, решением познавательных задач, выполнением практических заданий. Развернуть эту учебную деятельность можно, располагая дополнительным временем. Наличие различных вариантов учебного плана, права школы разрабатывать свой собственный учебный план на основе предложенных примерных планов позволяют, увеличив время на изучение курса, создать более благоприятные условия для эффективной работы.

Важно также разумно разместить курс в учебном плане. Он может быть изучен только в 8 или только в 9 классе, но может быть развернут и на оба года. Однако нежелательно превращать его в одночасовой предмет, поскольку это значительно снизит эффективность его изучения. Учебное время целесообразно использовать так, чтобы иметь 2 ч в неделю (например, при наличии минимального количества часов можно разместить их во втором полугодии 8 и в первом полугодии 9 класса).

ПРОГРАММА
РАЗДЕЛ 1.

ЧЕЛОВЕК. ПРИРОДА. ОБЩЕСТВО

34 часа

Введение( 2 час)

Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество.

Тема 1. Что такое человек (8 час.)

Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь - специфические свойства человека. Способность человека к творчеству.

Деятельность человека, ее виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учет - условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.

Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность - степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание.

Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека.

Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре - необходимое условие человеческого существования. духовность и бездуховность.

Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Человек и природа (5 час.)

Что такое природа. Биосфера и ноосфера. Взаимодействие человека и окружающей природной среды.

Место человека в мире природы. Человек и Вселенная. Человек звено в цепи эволюции или «вершина пирамиды?

Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Прогрессирующий процесс загрязнения окружающей среды. Экологические кризисы в прошлом человечества. Особенности современного экологического кризиса. Есть ли пределы хозяйственной деятельности человека? Пути выхода из экологического кризиса. Природа - источник прекрасного. Природа и нравственность. Значение личного участия каждого человека в охране окружающей среды.

Тема 3. Человек среди людей (9 час.)

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях.

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции.

Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм,

конформизм. Свобода личности и коллектив.

Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт,

приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность - пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 4. Человек в обществе (10 час.)

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни. Изменение положения человека в процессе развития общества. Пути к подлинно гуманному обществу. Нормы, регулирующие общественные отношения. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное об - щество.

Экономическая жизнь общества: понятие и основные элементы.

Техника и технология. Научно-технический прогресс. НТР и ее социальные последствия.

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства.

Рыночная экономика. деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Цена товара. Прибьтль. Издержки производства. Предприятие.

Роль государства в экономике. Госбюджет. Налоги. Экономика переходного периода в России.

Социальная структура. Социальные группы и общности. Проблемы социального равенства. Социальные роли. Социальный статус. Социальный конфликт и пути его разрешения.

Нации и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Проблемы межнациональных отношений в современном обществе.

Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений? детство - особый период в жизни человека. Защита прав ребенка.

Политика, ее роль в жизни общества. Политическая власть. Политические организации. Многопартийность. Политическая дея - тельность: основные условия успеха.

Происхождение и развитие государства и права. Государство, его формы. Политические режимы. Государство, в котором мы живем. Национально- государственное устройство. Местное самоуправление.

Наука в современном обществе. Искусство и его виды. Место искусства в жизни человека.

Многообразие и единство современного мира. Глобальные проблемы человечества. Перспективы развития общества.

РАЗДЕЛ II

ГРАЖДАНИН. МОРАЛЬ. ПРАВО.

34часа

Тема 1. Личность и мораль (6 час.)

Личность и моральная ответственность. Что такое личность? Мораль и право - величайшие общечеловеческие ценности. Моральный выбор, моральный контроль.

Что такое мораль? Нравственность, мораль, этика. Моральная ответственность. Моральные ценности и идеалы. Добро и зло - основные понятия этики. Добро - выражение положительных моральных явлений. Зло -нарушение морали. Критерий морального поведения.

Роль морали в жизни человека и общества. Моральная оценка. Мораль - регулятор деятельности. Человек не раб обстоятельств. Роль внутренних духовных убеждений. Воспитательная роль морали.

долг и совесть. Объективные обязанности и ответственность. долг общественный и долг моральный. Совесть - внутренний самоконтроль человека.

Нравственные основы любви, брака и семьи. Любовь и мораль. Брак, семья и мораль. Моральный долг мужчины и, моральный долг женщины в семье.

Нравственная культура. Мораль и выгода. Человек - творец самого себя. Моральные знания и практическое поведение человека. Критический анализ собственных помыслов и поступков.

Тема 2. Гражданин. Государство. Право (14 час.)

Роль права в жизни человека, общества, государства. Гражданин, гражданство и государство. Потребность людей в порядке и справедливости. Право - особый регулятор общественных отношений. Право - мера свободы. Нормы права, отрасли права. Соотношение права и закона.

Правовая (юридическая) ответственность. Признаки и значение юридической ответственности. Правонарушение, его признаки и виды. Административный проступок. Преступление. Правоохранительные органы.

Власть и право: право выше власти. Развитие учения о правовом государстве. Соединение силы государства и справедливости права.

Гражданское общество и государство. Общественные объединения граждан.

Правовое государство: сущность и основные признаки. Верховенство права. Незыблемость прав и свобод человека. Разделение властей. Структура высшей государственной власти в Российской Федерации: законодательная, исполнительная, судебная власть в РФ, институт президеитства. Становление правового государства в РФ.

Конституция Российской Федерации. На пути к Конституции. Структура Конституции РФ. Основы конституционного строя РФ. Высший смысл и назначение Конституции РФ. Основные задачи Конституции РФ. Закрепление общепринятых международных стандартов прав человека. Федеративное устройство РФ.

Тема 3. Права человека и гражданина (14 час.)

Гражданин - человек свободный и ответственный. Гражданин - человек, имеющий права и ответственный за свои поступки. Высшие проявления гражданственности. Обязанности гражданина.

Исторический путь утверждения прав человека. Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека как идеал современного права. Права человека мера его свободы.

Международное гуманитарное право. Необходимость защиты жертв вооруженных конфликтов. Задачи Международного комитета Красного Креста. Женевские конвенции о защите жертв войны. Основные нормы и значение международного гуманитарного права.

Частная жизнь гражданина. Основные стороны частной жизни. Право на неприкосновенность частной жизни. Частное право.

Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность и предпринимательство. Предпринимательская деятельность. Предпринимательская этика.

Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу. духовно богатый человек. Человеческое достоинство.

Свобода совести. Религиозное верование. Притягательная сила и гуманистический смысл религии. Право на свободу совести.

Правовые основы брака и семьи. Потребность человека в семье. Правовые основы семейно-брачных отношений. Принцип наилучшего обеспечения прав ребенка.

домашнее строительство. Личное и семейное потребление. Личный и семейный бюджет, деловая жилка. Справедливое распределение хозяйственных обязанностей в семье. Потребитель и его права.

Публичная жизнь. Участие граждан в политике и управлении. Выборы. Реферевдумы. Публичное право. Политическая и правовая культура гражданина.

Гражданские и политические свободы. Свобода собраний. Свобода ассоциаций. Свобода слова. Правовые ограничения гражданских и политических свобод.

Труд. Трудовые отношения и их правовое регулирование. Трудовой договор. дисциплина труда. Охрана труда. Трудовая этика. Безработица. Рынок труда.

Социальные права человека. Право на жилье. Здоровье под ох- раной закона. Право на социальное обеспечение. Социальное государство. Социальная политика.

Право на образование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Гуманизация образования. Самообразование. Основные звенья системы образования России. Право на доступ к культурным ценностям.

Заключение. Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть? Овладение умением совершенствовать самого себя.



Проверка и оценка знаний и умений учащихся по обществознанию

Нормы оценки знаний предполагают учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к обучению, проверке знаний и умений.

В развернутых и кратких ответах учащихся на вопросы, в их сообщениях и докладах, а также в письменных ответах оцениваются знания и умения учеников по пятибалльной системе. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При этом учитываются: глубина и полнота знаний, владение необходимыми умениями (в объеме программы), осознанность и самостоятельность применения знаний и способов учебной деятельности, логичность изложения материала, включая обобщения, выводы (в соответствии с заданными вопросами), соблюдение норм литературной речи.

Критерии оценивания

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение - основная часть - заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2. Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3. Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания


Критерии и нормы оценивания ЗУН учащихся

Оценка устного ответа учащихся

Отметка «5» ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.

Отметка «4»:

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка «2»:

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка «3» ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»;

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка «5» ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

ЛИТЕРАТУРА:
Учебно-методический комплекс по всему курсу «Обществознание»
Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. Лазебникова А. Ю. Рабочии тетради по курсу «Обществознание»: 6,7,8,9 кл.- М., 2009.
Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 9 кл.- М., 1998.

Обществознание. 6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- 2-е изд.- М., 2009.

Обществознание. 7 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.- М., 2009.

Обществознание: учебн. для 8-9 кл. /Под ред. Л. Н. Боголюбоаа.- 13-е изд.- М., 2008.
Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.- М., 2002.
Итоговая аттестация по обществознанию. Основная школа.- М., 2000.
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова.- М., 2002.
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по обществознанию/ Сост. Л. Н. Боголюбов.- М., 2000.


© 2010-2022