- Преподавателю
- Обществознание
- Право в системе социальных норм
Право в системе социальных норм
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Николаева А.С. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Социальные нормы. Отклоняющееся поведение.
Цели урока:
1) Личностные: продолжить формирование у учащихся принципов гражданственности и активной жизненной позиции.
2) Метапредметные: продолжить развитие способностей к анализу и логическому мышлению, в том числе и работу по формированию умения анализировать информацию, составлять опорный конспект. Развивать у обучающихся способность к взаимодействию на уроке (работа в группах).
3) Предметные: помочь учащимся понять, что такое социальные нормы, какова их роль в повседневной жизни личности и общества в целом, рассмотреть понятие «девиантное поведение», его положительные и отрицательные аспекты, причины возникновения.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Используемые технологии:
- информационно-коммуникационная;
- интенсификации обучения;
- технология сотрудничества;
- здоровьесберегающая.
Средства обучения:
- УМК: Обществознание. 10 класс. Под общей редакцией академика РАО Г.А. Бордовского. Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2013. § 13.
- мультимедийная слайд-презентация;
- схемы, таблица как элементы опорного конспекта;
- раздаточный материал.
Ход урока:
I этап:
Время: 5 мин.
1. Организационный момент.
2. Мотивация и актуализация знаний.
Сегодняшний урок я бы хотел начать вместе с вами с просмотра следующего слайда (Слайд №1). Как вы думаете, какая проблема станет главной целью на сегодняшнем занятии?
Ученики отвечают: Социальные нормы, право, закон. Их нарушение. Последствия нарушения социальных норм и др.
Записываем тему: Социальные нормы. Отклоняющееся поведение» (запись в тетради темы, даты).
II этап:
Время: 30 мин. ИНМ (изучение нового материала).
Итак, какие, на ваш взгляд, вопросы мы сегодня рассмотрим?
Ученики дают свои ответы, и мы после обсуждения записываем план занятия (Слайд №2).
-
Социальные нормы, их виды и значение.
-
Социальный контроль.
-
Отклоняющееся поведение, его причины.
-
Наиболее опасные проявления отклоняющегося поведения.
Что же такое социальные нормы? Социальные нормы - это правила определённого вида поведения (необходимые правила совместного человеческого бытия, указывающие границы должного и возможного поведения. Именно с их помощью регулируются взаимоотношения между людьми). [1] (Слайд №3).
Существуют различные виды социальных норм. Для начала, используя текст учебника (стр. 70-73), предлагаю вам разделиться на группы (по 3-4 чел.) и заполнить следующую таблицу:
Виды социальных норм
Содержание, примеры социальных норм
Обычаи
Унаследованные стереотипные способы поведения, которые воспроизводятся в определённом обществе или социальной группе и являются привычным для их членов.
Примеры: утренний туалет, ритуал приветствий и др.
Моральные нормы
Нравственные правила, требования определённого поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, о должном либо непозволительном.
Примеры: почитание родителей, уважение старших, помощь слабым, недопущение предательства и клятвопреступления и др.
Правовые нормы
Общеобязательные правила, установленные или признанные государством, регулирующие общественные отношения и обеспеченные возможностью государственного принуждения.
Примеры: ПДД, оплата проезда в общественном транспорте и др.
Проверка таблицы, ответы, предложенные учащимися, корректировка.
А как же человек может регулировать соц. нормы? (Ответы, предложенные учащимися).
Для этого у него существуют определенные рычаги - это социальный контроль и самоконтроль. (Слайд №4).
Социальный контроль - это совокупность методов и приёмов, гарантирующих выполнение ролевых требований к индивиду. [2]
По тексту учебника составляем таблицу «Элементы социального контроля» (стр. 73-76).
Элементы социального контроля:
-
Социальные нормы.
-
Социальные санкции.
Основные понятия [3]:
Санкции - это реакция на поведение индивида со стороны социального окружения.
Формальные санкции - налагаемые официальными лицами или органами.
Неформальные санкции - налагаются неофициальными лицами, обычно ближайшим окружением.
Позитивные санкции - поощрения за социально одобряемые действия.
Негативные санкции - наказания за социально неодобряемые действия.
(Слайд №5)
Виды санкций
формальные
неформальные
негативные
Наказание за преступление закона или нарушения административного порядка: штраф, тюремное заключение, исправительные работы и др.
Окружение человека за поступок со стороны общества: оскорбительный тон, ругань или выговор, демонстративное игнорирование человека и др.
позитивные
Поощрение деятельности или поступка человека со стороны официальных организаций: награждения, свидетельства о профессиональных академических успехах и др.
Благодарность и одобрение неофициальных лиц (друзей, знакомых, коллег): похвала, одобрительная улыбка и др.
Формы социального контроля
Внутренний (самоконтроль)
Внешний
Форма социального контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами.
Совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов.
(Слайд №6)
Механизм социального контроля
Через формирование личности
Через групповое давление
Через принуждение
Очень важную роль регуляции поведения человека играет самоконтроль. (Слайд №7).
Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний.
В нашей жизни, конечно, можно встретить людей, которые отличаются от общей массы и выделяются в обществе своим «ненормальным», как мы можем его назвать, поведением.
Такое поведение называется отклоняющимся (девиантным). (Слайд №8).
Девиантное (от лат. deviation - «отклонение») поведение - такое поведение, которое демонстрируют индивиды или группы и которые не соответствуют общепринятым нормам. [4]
Основные формы
Алкоголизм
Преступность
Наркомания
Проституция
Самоубийство (суицид)
Игромания (геймблинг)
В особую группу выделяют деликвентное (от лат. delinquens - «совершающий проступок») - нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. В отличие от девиантного поведения деликт нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества. [5]
Давайте рассмотрим причины такого отклонения. (Слайд №9).
Объяснение девиации
Его сущность
Несоциологическое (физиологи и психологи)
Люди по своему биологическому складу предрасположены к определённому типу поведения. Причём биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике. Психологические качества, черты характера, внутренних жизненных установок также могут объяснить девиантное поведение.
Социологическое
Теория нарушения процесса формирования личности.
В основании поведенческих отклонений лежит неправильное формирование личности в семье (грубость со стороны родителей, недостаток любви и внимания, вредные привычки).
Теория «навешивания ярлыков» или социального клеймения.
«Ярлык» навешивается на человека или группу другими людьми сознательно, с целью закрепить социальную структуру и тем самым подтвердить своё привилегированное положение в обществе (богатые и бедные, старшие и младшие, мужчины и женщины).
III этап:
Время: 10 мин.
Учитель делит класс на группы и дает задание.
Составьте план по теме (Слайд №10):
1 группа. Опасность организованной преступности.
2 группа. Опасность наркомании.
3 группа. Опасность алкоголизма.
Затем каждая из групп предлагает свой составленный план.
Подведение итогов. Выставление оценок.
Домашнее задание. Слайд №11.
Прочитать § 13.
Ответить на вопросы к параграфу.
Составьте кроссворд по теме:
(тема на выбор)
1) Социальный контроль и его виды.
2) Социальные нормы и социальные санкции.
3) Отклоняющееся поведение.