- Преподавателю
- Обществознание
- Урок обществознания для 6 класса по теме «Конституция — основной закон государства»
Урок обществознания для 6 класса по теме «Конституция — основной закон государства»
Раздел | Обществознание |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Галицкая В.М. |
Дата | 29.09.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Галицкая Вера Михайловна
Урок обществознания в 6 классе
Конституция - основной закон государства
учитель - Галицкая Вера Михайловна
КОУ «Тарская средняя общеобразовательная школа №3»
Цель урока: изучение особенностей основного закона государства - конституции; развитие учебно-исследовательских умений учащихся, критического мышления
Задачи урока:
-
Сформировать представление о Конституции, познакомить со структурой документа.
-
Развивать навыки и умения работать с документом, уметь воспользоваться им в необходимой ситуации.
-
Формировать чувства гордости и уважения к своей Родине.
Основные понятия: «право», «закон», «договор», «референдум», «ответственность».
Тип урока: изучение нового материала.
Вид педагогической деятельности: частично поисковая.
Педагогические средства: организация совместной учебной деятельности.
Универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные.
Форма организации взаимодействия на уроке: групповая, индивидуальная.
План изучения нового материала
-
Что такое конституция?
-
Конституция Российской Федерации (работа с источником).
-
Государственное устройство России.
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с правилами, по которым живут в нашем государстве.
-
Актуализация знаний
фронтальная беседа:
1. Как называется наша Родина?
2. Какие символы государства вы знаете?
-
Вспомните и объясните, что означает название нашего государства- Российская Федерация? ("федерация" - значит - договор, союз.)
-
Изучение новой темы
Учитель - Скажите, пожалуйста, кто изображён на картинке (люди, толпа...), спасибо.
Посмотрите на следующее изображение. Что изображено здесь? (границы нашей страны, РФ, Россия). Верно. Объясните, как могут быть связаны эти изображения? (люди проживают в стране, население). А по отношению к государству, кем являются люди? (Граждане - это политическая характеристика народа, проживающего в государстве). Подумайте, в чём каждый гражданин в государстве должен быть уверен? (в жизни, справедливости, в будущем). Хорошо.
Учитель - Ребята, прочитайте, притчу, которая находится на ваших столах.
Конфуцианская притча
Однажды к Конфуцию пришёл ученик и спросил:
- Каковы основные характеристики хорошего правительства?
- Еда, оружие и доверие народа, - ответил Конфуций.
- А если представить, что тебя попросили пожертвовать одним из них, что бы было?
- Оружие.
- А если пришлось бы отказаться и от второго?
- Еда.
- Но без пищи народ бы умер!
- С незапамятных времён смерть была участью человеческих существ. Но народ, не доверяющий своему правительству, действительно пропадёт.
Вопросы к классу:
Учитель - О чем рассказывает эта притча? В чем ее смысл? (ответы детей)
Учитель - Подумайте, где и как должна закрепляться уверенность народа в правительстве? (правила, законы)
Учитель - Как вы думаете законов должно быть много? Могут ли законы противоречить друг другу? Как сделать чтобы все законы действовали верно и без противоречий? (нужен один главный закон)
Учитель - Правильно. И таким законом стала Конституция Российской Федерации, принятая 12 декабря 1993 года
Учитель - Как вы думаете, почему Конституцию нашего государства называют «Основной закон нашего государства»? (ответы учащихся)
Учитель - Сегодня на уроке мы познакомимся с содержанием Конституции РФ, поработаем с текстом документа, проанализируем статьи основного закона. В ходе нашей работы мы сможем выяснить, почему Конституцию РФ считают основным законом.
Учитель - Какая тема нашего урока? (называют тему урока).Давайте откроем тетради и запишем тему нашего урока (открывают тетради, записывают).
Учитель - Может кто-то из вас знает, в каком году была принята ныне действующая Конституция? (ответы)Итак, 12 декабря 1993 года состоялся референдум, в результате которого юридическую силу приобрел новый Основной закон страны. Давайте запишем в тетради дату принятия Конституции.(записывают в тетради 12 декабря 1993 год принятие Конституции)
Учитель - Скажите, пожалуйста, а откуда закон должен появиться в государстве? Чьи интересы в нём, прежде всего должны быть учтены? (интересы государства, граждан, народа)
Учитель - на ваших столах находятся тексты конституции, откройте их и скажите: с чего начинается Конституция? (ответы учащихся).
Учитель - Прочитайте преамбулу (вводную часть). Прочитайте ее про себя и скажите: что устанавливает преамбула? (Преамбула устанавливает, что единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. В Преамбуле говорится о целях принятия Конституции в РФ)
Учитель - Верно, граждане РФ проголосовали за введение основного закона государства на референдуме. Запишите термин. Референдум. А, что такое РЕФЕРЕНДУМ, в результате которого была принята Конституция. Может кто-то знает из вас значение данного слова? Где мы можем узнать о значении этого слова, с помощью чего? (дети перечисляют: интернет, энциклопедии, словари, учебник. Предложить детям воспользоваться словарями и найти значение данного слова. Можете поработать в паре, можете индивидуально.
Так же можете воспользоваться учебником. В содержании найдите, на какой странице находится тема урока, и в материале параграфа найдите данное определение).
Учитель -Конституция - это основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, флаг, гимн, столица
Конституция выступает как «общественный договор», заключенный между гражданами и государством. Принимаемая народом, она закрепляет общественное согласие, без которого невозможна совместная жизнь людей. Конституция, выступает основой всего законодательства. Записанные в Конституции законы - это крепкие сваи, на которых держится все общественное здание. Если Конституционные нормы будут то и дело меняться, вся система правопорядка в стране зашатается.
Нынешняя Конституция Российской Федерации принималась в очень сложный обстановке, в условиях политического и экономического кризиса.
Долго обсуждались различные проекты нового закона, представители законодательной и исполнительной власти никак не могли договориться о том, на каком варианте остановиться. Но Конституция была принята.
Учитель - поработаем с текстами конституции. Определите самостоятельно
1 ряд - количество разделов в Конституции РФ
2. ряд - количество глав
-
ряд - количество статей.(ответы)
Учитель - В первой главе Конституции РФ дается характеристика нашего государства. Пользуясь статьями 1, 7, 14, дайте характеристику нашему государству. (ответы)
IV. Закрепление материала
Учитель -Вторая глава Конституции посвящена правам и свободам гражданина Российской Федерации. Мы с вами проведем сказочную викторину и попытаемся определить с помощью Конституции, какие права были нарушены у сказочных героев, а кто из них смог воспользоваться своим правом.
-
Лягушка из сказки В.Гаршина "Лягушка-путешественница" отправилась в путешествие, воспользовавшись своим правом на ... (свободное передвижение).
-
Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил её право на : (личную неприкосновенность).
-
Полицейский из сказки А.Толстого "Золотой ключик", силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на : (неприкосновенность жилища).
-
Балда из сказки А.С.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде", нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на ... (труд).
-
Царевич Иван из сказки "Иван-царевич и серый волк", украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на : (владение имуществом).
-
В сказке "Иван-царевич и серый волк" братья убили Ивана, нарушив его право на : (личную неприкосновенность, или жизнь).
V. Рефлексия
Подумайте, какие еще умения вы приобрели сегодня уроке? Чему научились?
(ответы учащихся: вместе учились ставить цели, определяли тему урока, учились работать со справочной литературой)
-
Домашнее задание: параграф и записи в тетради изучить.
Дополнительно:
*Вспомнить и записать в тетрадь литературные произведения где нарушены права героев.
*Мини-сочинение «Как я пользуюсь своими правами»
* Реклама на тему «Конституция - основной закон страны»