Урок обществознания в 8 классе

Урок обществознания по теме " Моральный выбор", конспект разработан в рамках системно-деятельностного подхода. Урок рассчитан на учащихся среднего уровня подготовленности. Работа на уроке строится в групповой форме, учащиеся сами ищут ответы на поставленные вопросы, анализируя жизненные ситуации и, в процессе коллективной работы, выдают вариант. Урок развивает умение мыслить самостоятельно, связывать теоретический материал с практическими жизненными ситуациями, способность прислушиваться к мнени...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План - конспект урока обществознания в 8 лассе

по теме «Моральный выбор и ответственность»

Конькова ГА

Учитель истории и обществознания


Цель урока:

Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого курса моральный выбор, свобода. Ответственность.

Задачи урока:

Учебные

1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.

2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.

Развивающие

Продолжить работу по развитию умений работать в группе, аргументировать свои суждения, применять полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.

Воспитательные

Воспитание мотивов самосовершенствования.

Обеспечение потенциала:

  • коммуникативного - общение в группах, оптимальное размещение в пространстве участников коммуникации;

  • познавательного - усвоение базовых понятий темы; выполнение заданий на анализ, синтез; определение учащимися зон своего ближайшего развития;

  • ценностного - создание ситуаций морального выбора; оценка поступков на основе общечеловеческих ценностей.

  • творческого - решение и анализ проблемных ситуаций; создание модели поведения на основе совместно выработанных социальных норм.






Ход урока.


  1. Организационный момент.

Сегодня мы поговорим о том, почему в одних ситуациях человек поступает правильно, а в других-совершенно иначе. Попытаемся разобраться, почему это происходит,с чем это связано. Как вы думаете ,что я имею ввиду? Да, человек волен выбирать,как себя вести. И этот выбор называется моральным выбором. Подумайте, что это означает? Вспомним притчу про буриданова осла,который умер,не сумев выбрать между абсолютно одинаковыми пучками сена. Он тоже совершал моральный выбор? Почему нет? Чем человек отличается от животного мира? А зачем вам лично подобные знания? Какую цель сегодня на уроке вы ставите для себя? А я помогу вам сегодня определиться с вашими задачами и вместе мы выясним критерии морального выбора. Не секрет, что в основе человеческих поступков лежат желания людей, а доведенные до абсолюта они называются страстями. Могут ли страсти управлять человеческим разумом, или в основе поведения человека должно быть что-то иное? На прошлом уроке мы говорили о морали, давайте вспомним основные понятия_слайды_ Дома вы писали синквейны на термины добро и зло озвучте их. Эти понятия лежат в основе морали. Итак мораль присуща только человеческому обществу, т.к. она связана с внутренним миром человека. Два мира есть у человека: один, который нас творил. Другой, который мы от века, творим по мере наших сил. Что означают эти слова? Какой мир мы творим? Хорошо ли всем в этом мире жить? Почему люди не всегда поступают правильно и как заставить всех подчиняться нормам морали. Возможно ли это? Попробуйте в группах смоделировать ситуации морального выбора, дать варианты развития событий и прокомментируйте их.

А теперь попробуйте сформулировать понятия:

1 гр.- Совесть,

2- долг,

3-ответственность.

Итак, мы выяснили,что свобода подразумевает ответственность.

Вспомните притчу о дровосеке, собиравшем хворост для костра инквизиции.

Вопросы: О чем идет речь в этой притче? Напомню, что притча иллюстрирует не конкретный реальный сюжет, а несет в себе философский смысл (ответы учащихся).

Что же такое «ответственность»? На основе текста учебника сформулируйте определение данного понятия. Сверьте свое самостоятельно составленное определение с определением из словаря и запишите его в рабочую тетрадь (Ответственность - способность действовать сознательно, всегда понимать, как отзовутся твои действия на других, предвидеть возможные последствия каждого своего шага.)А сейчас прочтем слова Патриарха Кирилла о свободе и ответственности и подумайте, что он имел ввиду под словами «обретать достоинство и ронять достоинство»? Как люди своими поступками это могут сделать?

Вот слову «карьеризм» придают отрицательный оттенок. Так ли это? Когда «карьеризм» плох, а бывает ли он хорошим? Может ли желание преуспеть на работе сочетаться с моралью? Я вам расскажу про Адольфа ЭйхманаУрок обществознания в 8 классе

Вот его портрет. Нравиться он вам? Симпатичный человек, отвечавший в третьем рейхе за исполнение так называемого окончательного решения. Оно было принято в 1940-х годах в нацистской Германии и говорило о том, что нужно уничтожить всех европейских евреев. И Эйхман, сотрудник Гестапо, отвечал за исполнение этого решения как менеджер. То есть он распределял, какое количество заключённых отправить в тот или иной концентрационный лагерь, сколько в лагере должно быть крематориев, сколько газовых камер для уничтожения людей и так далее. Когда Эйхмана арестовала израильская спецслужба Моссад (произошло это в Аргентине, позже Эйхман был доставлен в Израиль), над ним начался суд, который шёл с 1961-го по 1962 год. На суде Эйхман оправдывался тем, что сам не совершал никаких действий и даже не думал об этом, он никого не убивал и не мучил, а лишь исполнял свои обязанности. Он оправдывался тем, что только так мог достигнуть карьерных высот. Адольф прямо заявил, что если бы он отправился на Восточный фронт, то дослужился бы максимум до штандартенфюрера СС, а тут он мог бы дорасти до бригадефюрера СС, то есть до генерала. В конечном итоге Эйхман был приговорён к смертной казни и казнён. Это единственный человек в истории Израильского государства, который был официально казнён по приговору еврейского суда. Вот так иногда люди, исполняющие свои должностные обязанности, заканчивают жизнь. Как ,с точки зрения морального выбора можно оценить его действия?

Итак-моральный выбор-это всегда ответственность. А давайте определим, каковы критерии последствий морального выбора. -Последствия для себя, для окружающих и для будующего (вспомним-«мир, который мы творим»)

Вот сейчас вы в группах подумайте над ситуациями и с позиций морального выбора проанализируйте их. Не забывайте, что у каждого из нас своя роль в истории. Поэтому подумайте, как поступок одного человека может изменить ход событий. Сформулируйте главный вопрос, ответ на который позволил вам принять решение.

4. Организация работы в группах. Решение проблемных ситуаций.

Каждой группе предлагается совместно решить проблемную ситуацию и подготовить защиту, в которой учащимся необходимо раскрыть всевозможные варианты развития ситуаций в соответствии с рассмотренным теоретическим материалом (Приложение 2).

5. Защита результатов групповой работы.

6. Формирование понятия « Самосовершенствование».

Учитель: Но как научиться человеку поступать правильно, нравственно. Ведь одно дело знать нормы морали, а другое - действовать в соответствии с ними. Может быть, превратить нормы морали в законы? (ответы учащихся). Большинство всегда право. Может быть в этом выход? (ответы учащихся).

Лев Николаевич Толстой так отвечал на этот вопрос: «Упади раз, два, три, но поднимись. И еще раз упади, но все поднимайся» Как вы понимаете эти слова? Урок обществознания в 8 классе,т.е . человек, пройдя через ту или иную ситуацию меняется внутренне, осознает, как нужно поступать и оценивает свои возможности поступать так или иначе. Таким образом мы с вами определили критерии морального выбора-(слайд).

Каждый человек выбирает сам! Человек лишь то, что он сам из себя делает. (если останется время) А как соотносится представление о человеке со стороны и его личные о себе? Здесь возникает проблема-«быть» или «казаться». Что легче? В учебнике у вас приведен пример с римским императором Нероном. Вот кто был обуреваем страстями. Ему подвластно было все. Но всего было мало. И, наконец, прославился он своими пороками, исходящими из безнаказанного служения своим страстям и тем, что он поджог Рим! Вот результат его деятельности! Он хотел казаться великим. А был ли он им? Почему. Да, человека оценивают по его делам, а не по словам. И часто наша самооценка не совпадает с оценкой нас окружающими. А эта оценка исходит из основной категории морали-гуманизма.Так к чему должен человек стремиться? Потакать своим страстям или , исходя из понятий морали служить обществу? Что нужнее и как человек должен себя вести? И та чаша весов, где наши дела отражаются на судьбах мира перевешивает чашу личной значимости.

IV. Закрепление изученного материала.

Подведение итогов урока. учитель:

V. Домашнее задание.

перед вами высказывания известных людей. Выберите одно, которое, по вашему мнению, больше всего отражает ваше представление о моральном выборе, и объясните свой выбор (Приложение 3).напишите эссе на любое из данных высказываний.

Задание для совместного выполнения с родителями: На примере конкретной жизненной ситуации, которая произошла с вами или с вашими родными, покажите возможные варианты выбора и определите тот, который с точки зрения морали и ответственности предпочтителен.





Приложение 2

Ситуация для анализа 1.

В выходной день ты с друзьями собираешься в поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момента. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 2.

Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 3.

На уроке во время объяснения учителя, один из одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном проступке. Ты знаешь, кто это сделал. Как поступить в такой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4.К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

Ситуация для анализа 4.

Команда вашего класса выступает на туристическом слете. Но во время соревнований один из участников команды повреждает ногу и не может продолжить дальнейшее участие. Физорг класса выбирает в качестве замены именно тебя. Но вы знаете, что впереди препятствие «Бревно над пропастью», а ты боишься высоты. Как ты поступишь в этой ситуации?

Задание.

1. Прочитайте ситуацию.

2. Определите проблему выбора.

3. Определите варианты решения проблемы с точки зрения

- свободы

- ответственности

4. К какому решению, взвесив все «за» и «против» вы пришли?

Помните, что вы делаете моральный выбор!

5. Определите, кто будет выступать от вашей группы.

Рекомендации к защите.

При защите следуйте пунктам 1-4

приложение 3


Римский политический деятель, философ и писатель Сенека писал: «Стыд запрещает порой то, чего не запрещают законы».

  • О чем говорит автор?

  • Что такое стыд?

  • Как он влияет на поступки людей?

  • В чем его значение?



Теодор Ильич Ойзерман писал: «Человек не совершенен. Это, однако, означает, что он способен совершенствоваться. Без признания этих истин нет подлинного гуманизма.»


  • Что по этому поводу думаете вы?

  • Зачем человеку совершенствоваться и как это происходит?

  • Что это за истины, без которых нет гуманизма(дать определение)







В чём, по вашему мнению состоит предназначение золотого правила нравственности «поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы они поступали с тобой»

1) чтобы сделать нравственным того, кто таковым не является;

2) чтобы помочь найти нравственно точное решение тому, кто хочет его найти?

3) где еще есть созвучное этому высказывание?

«Мораль начинается там, где кончаются разговоры» (А. Швейцер).

«Даже в том случае, если я ничего не выбираю, я тем самым все- таки выбираю» (Ж-П. Сартр).

«Настоящая ответственность бывает только личной, человек краснеет один» (Ф. Искандер).

«Идеалы подобны звездам в небе: мы никогда не можем их достичь, но, как мореходы в плавании, ориентируемся по ним в жизни» (П. Бауст).

«Нравственность - это разум сердца» (Гегель). Человек, не бывший в сложных жизненных переделках, еще не знает силы своего «Я» (И.С. Кон).


© 2010-2022