Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Дубенская средняя общеобразовательная школа» Дубенского района РМ



Опыт разработки

православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Учитель географии и обществознания Малясова Татьяна Ивановна

Дубенки 2015 г.

Оглавление

Введение______________________________________________________ 3

1.Из истории православия______________________________________ 3

2.Истоки православия в селе Дубенки____________________________ 4

3.Современные тенденции религиозного аспекта Дубенского района на основе интервью с Благочинным Дубенского района отцом Андреем Николаевичем Зубановым______________________________________ 5

4.Социологический опрос среди учащихся МБОУ «Дубенская СОШ» об отношении к религии и православному воспитанию_______________ 7

Заключение____________________________________________________12

Литература____________________________________________________13

Приложение___________________________________________________14







Введение

Путь к возрождению России и Мордовии лежит через нравственное обновление всех входящих в нее народов, выросших в колыбели российской культуры и под сенью российской государственности.

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии Варсонофий

Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью повышения духовно-нравственной культуры современного общества, формирования у подрастающего поколения интереса к религии и основам возрождения православных традиций. Цель данного социального проекта: приобщение молодежи к православной культуре, духовному и нравственному просвещению. Объект исследования: Отношение к религиозно-нравственным элементам различных категорий общества. Методы исследования: интервью, социологический опрос, анализ документов.

1.Из истории православия

В современном энциклопедическом словаре слово «религия» в переводе с латинского означает «набожность», «святыня», «предмет культа», это мировоззрение и форма поведения, основанная на вере в существовании в Бога или богов, в существовании сверхъестественного. Мы обращаемся к Богу в страхе, в несчастье. Но проходят минуты страдания и скорби, люди возвращаются к привычной жизни и забывают о «нездешнем» опыте. В христианской религии вера - это не просто умствование или религиозные эмоции, это утоление духовной жажды человека встречей с Богом. Он открывается человеку, принимает его откровения и отвечает на него. Поэтому у веры нет доказательств - это мистический и таинственный опыт. Русская православная вера уходит корнями в 10 век. С тех времен она испытала немало потрясений, гонений и даже почти полного уничтожения. В середине 80-х годов прошлого века, с началом перестройки и распадом СССР в жизни русского православия наступил принципиально новый исторический этап. По всей стране возобновилось открытие церквей и монастырей. Эти явления получили в современном российском обществе название - «религиозное возрождение». Русская православная церковь на сегодняшний день самая крупная из всех существующих в мире. Она имеет 19 тысяч приходов. В их числе и Дубенский православный приход, который после возрождения получил название Никольского храма

2.Истоки православия в селе Дубенки

Село Дубёнки, как поселение Новые Дубёнки было основано несколькими мордовскими семьями во главе с Сайненеком Намановым в 1623-1624 годах, на берегу небольшого притока Сюксюрмы - Малолея, на освоенных землях татарской деревушки Ногаева, переехавших к этому времени в село Ломаты. Новосёлы - выходцы из деревушки Дубёнки, что на Соласлее (ныне Ичалковский район, село Парадеево). Мордва - язычники, преклонялись перед деревянными божествами- идолами, обличённые в женские названия. Бюсты этих божеств находились повсеместно, но основное моление происходило в Айгор латко (лошадиный овраг, где происходило жертвоприношение молодым жеребенком). В мае 1741 года дубёнцы, в составе алатырьской мордвы приняли новую веру - христианство. Добровольность объясняется большой миссионерской работой священнослужителей Русской православной церкви, посланных губернатором города Казани Сергеем Голицыным, и предоставления иноверцам, принявших христианство, права переселятся в русские сёла, иметь смежные браки, а также льготы от податей. Новокрещенные освобождались от рекрутской службы, а также получали денежное вознаграждение. Дубёнцы, став христианами, приняли новые имена, согласно церковному календарю, и фамилии, которые записывал церковный писарь по уличным прозвищам родов. А умерших стали хоронить, на новом кладбище, по христианскому обычаю - с крестами на которых писали родовой знак, фамилии, имена, отчества и годы жизни. В 1864 году Дубенскими прихожанами был построен деревянный храм. Престолов в нём было два: главный (холодный) во имя Живоначальной Троицы и в трапезе (теплый) во имя Святителя и Чудотворца Николая. Церковных земель: 2 десятиныусадебной,33 десятины пахотной. Притч состоял: из священника, дьякона и псаломщика. Дом для священника был церковный, у дьякона собственный на церковной земле, псаломщик жил на квартире. Прихожан в селе Дубенки (население мордовское) в 392-ух дворах числилось: 1576 мужчин и 1535 женщин. Церковно-приходское попечительство существовало с 1830-го года, имелась земская школа. Расстояние от Симбирска-145 верст, от Алатыря-50 верст. С 1918 года на Дубенскую церковь, как и по всей Советской России, начались гонения, выразившиеся в 1929 году закрытием храма. Вскоре из села в Симбирск уехал последний настоятель Никольской церкви протоирей Николай Введенский, а дьякон Федор Чаткин был арестован и пробыл в сталинских лагерях до 1933 года, а в 1937-ом году был расстрелян. Здание храма, после его закрытия было переоборудовано в районный дом культуры, в котором также были размещены - библиотека, Дом пионеров, ДОСААФ, а в последующее время филиал Саранского телевизионного завода. В середине 90-х годов прошлого года здание храма, как и дом священника, были возвращены церкви с помощью прихожан. Начавшаяся реставрация храма продолжается и по сегодняшний день. Очень много старания и настойчивости вкладывает в нее Благочинный района отец Андрей, в миру Зубанов Андрей Николаевич.

3.Современные тенденции религиозного аспекта Дубенского района на основе интервью с Благочинным Дубенского района о.Андреем Николаевичем Зубановым

Чем живет сегодня дубенское православие, какое место оно занимает в духовной жизни жителей села? Об этом поговорим с настоятелем дубенского православного храма отцом Андреем Николаевичем Зубановым.

1)Отец Андрей, скажите, когда произошло реальное возрождение Никольского православного храма?

Я думаю, что реальное возрождение нашего храма началось когда, в здании бывшего храма начала совершаться литургия на постоянной основе, так как любое для православного христианина возрождение начинается с осознания своей греховной жизни, если называть временной период, то это где-то 1995год. Но о полном возрождении храма говорить ещё рано много предстоит сделать. 2)Сколько прихожан можно отнести к числу постоянных посетителей храма?

Постоянных прихожан храма около 300 человек.

3)Каков их возрастной, профессиональный и социальный состав?

В основном в нашем храме люди среднего возраста от 30 до 65,но есть и старше. Их, правда, мало, так же есть и молодые ребята и девочки, которые в основном школьного возраста. Почти все они являются учениками воскресной школы. В составе прихожан есть учителя, врачи и обычные труженики различных организаций и предприятий района.

4)Открытие часовни Матроны Московской - это меценатство, благотворительность или что-то другое?

Открытие часовни при больнице - это и меценатство, и благотворительность, и горячая любовь к святой блаженной старице, которая является всем людям большим примером любви к ближним, любви бескорыстной и нетщеславной.

5) Какие первые итоги, вы как главный организатор этой беспрецедентной акции, можете подвести?

Об итогах пока говорить рано, но, то, что часовня востребована среди народа - это очевидно. Я это наблюдаю в каждую субботу, во время службы молебна с акафистом и последующей панихиды. В это время поступает очень много записок, как о здравии, так и об упокоении.

6) Можете ли вы сказать, что задачи по духовно-нравственному воспитанию решаются церковью и школой совместно?

Знаете, наверно я так не смогу сказать, хотя замечаю, что в нашей Дубёнской средней школе меня принимают хорошо, как руководство, так и преподавательский состав.

7) Если нет, то, какими должны быть совместные шаги в этой работе?

Ну, во-первых, надо пойти на встречу друг другу. Объединиться в воспитательных процессах. У церкви имеется большой положительный опыт духовно-нравственной работы с детьми. На мой взгляд, необходимо использовать педагогический опыт учителей и проповедь священства в образовательной системе.

8) Какую роль в формировании православной культуры должна играть семья?

Самую непосредственную. Для человека на земле самое главное - семья. Практически все привычки, традиции мы берём из своей семьи. Становясь взрослыми людьми, мы как бы проектируем то, чему научились в семье. Даже замечено учёными, что девочки выбирают будущего мужа похожего на своего отца. Ну вот представьте, если в семье дети воспитываются с любовью и верой в Бога, то уважение к родителям, а впоследствии всем людям принимается как данность. Только у ребенка воспитанного по религиозным заповедям есть шансы стать добропорядочным гражданином.

Вы можете возразить, что и в семье можно воспитать ребенка и без Бога. Но люди, живущие только по нравственным принципам, не подкрепляемым Божьей верой не так уж устойчивы в той самой нравственности, о которой говорят. Ибо нравственность не устойчива, потому что меняется по причинам духовного состояния человеческого общества. Например все мы читаем историю средневековья и ужасаемся обычаям и традициям того времени, за любой косой взгляд человека могли сжечь на костре как колдуна и нравственная сторона не вызывала каких либо препятствий этому. Все воспринималось как обыденность. Поэтому я считаю, что в семьях, в которых чтят Бога, больше сажают добрых семян для воспитания порядочных людей.

9) Что, по вашему мнению, эффективнее: светское или религиозное воспитание в нашем обществе?

Вопрос очень сложный, но если их можно органично соединить, то думаю, результат будет положительным. Главное под светским образованием не подразумевать атеистическое. В государстве, которое само по себе является светским, развитие без религиозной составляющей может иметь тупиковый вариант. Истрия нашей страны это уже неоднократно подтверждала.

У нас в стране очень много светских людей, которым религия не помешала стать хорошими учеными, врачами, педагогами и т.д.

10) Какую часть прихожан вашего прихода составляют дети, молодежь?

К сожалению, малую часть нашего прихода составляют дети - это не более 1 %. В воскресную школу при церкви приходят от 15 до 20 ребят. Дело не в том, что наши дети пассивны, а в том, что у них зачастую отсутствует взрослый добрый пример. Хочется надеется, что в ближайшее будущее ситуация изменится к лучшему и воскресную службу будут посещать целыми семьями.

11) Ваши пожелания подрастающему поколению?

Самое главное моё пожелание: чтобы ребята как можно быстрее узнали Бога. Приходите в храм, приходите к своему священнику, который станет для вас духовным наставником. Поверьте, если вы по-настоящему почувствуете Бога, то никогда от него не отвернетесь, и тогда Бог тоже, не оставит вас. Только в Нём истинная свобода, истинная любовь, которая никогда не предаст и не остынет.

4.Социологический опрос среди учащихся МБОУ «Дубенская СОШ» об отношении к религии и православному воспитанию

В последнее время большую популярность для анализа социокультурного состояния различных категорий общества приобрели социологические опросы. По их результатам определяются наиболее ярко выраженные тенденции в духовно-нравственном состоянии общества. Интернет опросы позволяют узнать о том, чем сегодня живет молодежный социум. Одной из современных методик диагностики воспитательного аспекта школьного образования стало анонимное анкетирование в подростковых коллективах среди старшеклассников. Для изучения религиозно - мировоззренческого отношения к жизни современных подростков был проведен анонимный социологический опрос на тему: «Религия в моей жизни». Анкета включала 10 вопросов:

  1. Перечислите существующие в современном обществе мировые религии?

  2. Какой из них относимся мы?

  3. Ты верующий человек?

  4. Какое место в твоей жизни занимает религия?

А) религия для меня это все Б) незначительное В) почти никакое Г) я не задумывался над этим

5) Существуют - ли православные праздники в вашей семье? А) обязательно и всегда Б) от случая к случаю В) да, если они совпадают со светскими Г) нет

6) Обряд православного крещения для вас: А) важный ритуал Б) дань традиции В) духовная необходимость Г) одно из наставлений родителей

7) Вы знаете и соблюдаете Божьи Заповеди? А) знаю и живу по ним Б) знаю, но не соблюдаю В) стараюсь придерживаться их Г) для меня они ничего не значат

8) Вы считаете себя истинным православным христианином?

9) Посещаете - ли вы церковь?

10) Что, по вашему мнению, способно установить духовный стержень в нашем обществе? А) школа Б) семья В) церковь Г) совместные усилия Д) это невозможно

В опросе приняли участие 50 респондентов. Результаты оказались весьма неоднозначными, но прогнозицируемыми. Вопрос № 1 о мировых религиях не вызвал затруднений. Это говорит о том, что учащиеся 10-11 классов проявляют интерес к изучению общественных наук, предметом изучения которых являются мировые религии в том числе. Ответы на следующий вопрос показали, что большинство опрошенных знают религиозную принадлежность окружающего социума. Значительная доля определила не только принадлежность к христианству, но и указала православную ветвь христианской религии. Ответы на вопрос «Ты верующий человек?» можно отразить графически следующим образом:

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Вопрос о месте религии получил неоднозначные результаты. Оказывается, в жизни современного молодого человека религия, занимает незначительное место. Для кого-то совсем никакое, но печальнее всего, что многие даже не задумываются над этим.

. Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Православные праздники в семьях соблюдаются, особенно если они совпадают со светскими. Хотя - бы от случая к случаю, они имеют место в семейных традициях опрошенных. Особый интерес вызвал вопрос об образе православного крещения. Многие считают его важным ритуалом, но признаются в том, что это одно из требований родителей. И не для кого обряд православного крещения не является духовной необходимостью. Очевидно, что духовный уровень нашего общества не достиг той стадии, при которой становление личности невозможно без религиозных ценностей.

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Вопрос о Заповедях Божьих можно назвать сугубо личными, но все респонденты ответили на это откровение. О том, что они составляют основную сущность православной веры, знают все. В том, что живут по Законам Бога признались двое опрошенных, большая часть респондентов призналась, что не соблюдают эти основные устои православной веры. Четвертая часть старается задумываться и соблюдать. Для 5% они ничего не значат. Печально осознавать, что даже в числе 50 опрошенных оказались подростки, воспитываемые без понятия о религиозных, а значит и нравственных устоев нашего общества.

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Анализируя, вопрос об отношении к Заповедям Бога, результаты следующего вопроса оказались ожидаемы. Никто не смог признаться в том, что является истинным православным христианином. Эта самокритичность дает надежду, что в будущем у этих молодых людей должно измениться отношение к этой важной составляющей сущности человеческого бытия. Из всех опрошенных не оказалось ни одного постоянного прихожанина нашего местного православного храма, хотя двери посещения этой духовной обители всегда открыты для молодежи. Их посещение всегда радует настоятеля Благочинного отца Андрея. Он всегда повторяет, что «молодой поклон - это золотой поклон». Никаких препятствий для этого сегодня нет. И школа, семья и общество только поощряют приобщение к религиозной вере подростков. Завершающий вопрос должен был подвести итоги опроса. Результаты ответов оказались весьма неожиданными. Большинство опрошенных не видят определяющую роль школы в становлении духовного стержня общества. Церковь и семья, по их мнению, должны взять основную воспитательную функцию в духовной сфере. Даже, если это мнение оказалось субъективным, нам педагогам и тем, кто «вершит образовательный процесс страны» есть над, чем задуматься…



Заключение

Анализируя результаты социологического опроса можно придти к следующим выводам. Во - первых, учащиеся старших классов компетентны в вопросах касающихся духовной подсистемы нашего общества, а именно в знании религиозных основ духовной жизни.

Во - вторых, подавляющее большинство из них считают себя верующими людьми, и мотивы приобщения к религиозным началам у молодых людей имеются. В - третьих, подростки весьма самокритичны в вопросах соблюдения веры и они готовы признать, что православные традиции должны иметь место в нашей жизни. В - четвертых, они понимают необходимость становления духовного стержня нашего общества и готовы участвовать в этом. Но и главное, что мы должны усвоить как взрослый социум нашего общества, - это то, что подрастающее поколение ждет от нас помощи в вопросах религиозного просвещения, духовно-нравственного воспитания. Ждет от семьи, церкви и от общества в целом - совместных усилий. Современная школа должна признать, что она не имеет определяющей роли в процессе не только религиозного воспитания, но и социокультурного и нравственного становления личности. А между тем только обращение к духовным основам нашей жизни может привести к настоящему возрождению страны и народа. Школа должна возглавить эту миссию. Какими путями и методами? Конечно, не факультативным предметом ОПК в 7 классе. А обязательным введением предметного курса для изучения основных религиозных элементов православной веры. Ведь мы изучаем великих русских писателей и поэтов, познаем труды знаменитых ученых нашей страны в обязательном порядке. Между тем не следует забывать, что почти все великие умы России были глубоко набожными людьми, выходцами из семей патриархального и нравственного уклада. Многие известные литературные произведения созданы на нравственных основах, соответствующих религиозным заповедям христианства. Россия стоит перед великим историческим выбором. Не только мы, как великий русский народ, а весь мир ждет от нас по какому пути мы пойдем. Если есть надежда на будущее нам необходимо вернуться к вере!

Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека - Залог величия его.

Животворящие святыни! Земля была б без них мертва; Без них наш тесный мир - пустыня, Душа - алтарь без Божества.

А.С.Пушкин



Литература

Илюшин Г. Дубенское Присурье / Новая жизнь. Дубенский район, 1997 г. 29 ноября. Инжеватов И. Топонимический словарь Мордовской АССР. С. 1968 год. Православная Мордовия в лицах. Автор составитель С. Бахмустов. С.2003 г. «Православная Мордовия». Автор-составитель С. Б а хмустов.С.2003 год. Переписная книга Алатырской мордвы 1667-го года. С.1975 год. Статистическое описание соборов, монастырей и церквей Симбирской губернии по данным 1900-го года. Автор-составитель Н.Баженов. С. 1903 год.



Приложение

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Колокольный звон

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

«Золотые купола»

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Таинство венчания

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Часовня Матроны Московской

Опыт разработки православно-социального проекта, как средство формирования духовно-нравственной культуры

Под сводами храма

© 2010-2022