- Преподавателю
- Обществознание
- Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию на тему Человек и общество
Теоретический материал для подготовки к ОГЭ по обществознанию на тему Человек и общество
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Вербицкая А.В. |
Дата | 16.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: Общество и человек.
Ученые считают, что общественная жизнь началась одновременно с появлением человека на Земле. Ещё древние люди объединялись в родовую общину, племя. Объединение и взаимодействие древних людей помогли выжить человеческому роду в сложных природных условиях, защищаться от врагов, осваивать новые территории. Отсюда и произошло понятия «сообщества» и «общество».
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество-это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле:
Общество- это совокупность людей по каким-либо признакам.
Понятие общество имеет много значений:
Этап в истории человечества
(первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)
(объединение)
Круг людей объединенных
общими целями, интересами
(спортивный клуб)
Регион, страна, государство
(Россия, Европейское общество)
Всё человечество
(мировое сообщество)ОБЩЕСТВО
Вопрос к ученикам.
Скажите, может ли человек развиваться вне общества?
-нет только в обществе человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения-это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.
Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество- это динамическая система.
Характерные черты общества, как динамической системы.
Саморазвитие, саморегулирования, способность к адаптации и интеграции, отмирание старых частей появление новых.
В обществе имеются подсистемы (части системы)
Сферы общественной жизни
Политическая
Государство и органы государственной власти
(президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы)
Духовная
(мораль, культура, наука, образование, искусство и религия)
Экономическая
(товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства.
Социальная
Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность.
Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
-
Доиндустриальное (традиционное или аграрное) -люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
-
Индустриальное - люди заняты в промышленном производстве ,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
-
Постиндустриальное - люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность-изменение положения человека или группы в обществе)
Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа-это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
Человек.
Человек-существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид-это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность - неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность-это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация - это процесс становления личности
Агенты социализации
-
Семья
-
Образование
-
Профессии
-
Социальное окружение
-
Государство
-
СМИ
-
Самовоспитание
Этапы социализации
-
Начальный
-
Средний (юношеский возраст)
-
Завершающий
Основные отличия человека от животного
-
Мышление и членораздельная речь
-
Сознательная целенаправленная творческая деятельность
-
Человек творец культуры
-
Способность изготавливать орудия труда и использовать их.
Деятельность человека.
Деятельность -это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1.Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).
Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель-то, что ожидается нами в результате деятельности.
Для того чтобы достичь цель нам нужно:
1.Средства
2.Действия
3.Результат
Мотив-то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).
Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
-
Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
-
Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
-
Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)
Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
-
Физиологические (пища, дыхание, движение)
-
Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 - врожденные потребности)
-
Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
-
Престижные (эгоистические) -в самоуважении, достижении успеха, признании
-
Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 -приобретенные)
Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.
Виды деятельности - практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.
Творческая деятельность-направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия , интуиция)
Трудовая деятельность - это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность- ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба-это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.
Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения - это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения- отношение между друзьями.
Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Функции социальной группы
-
Инструментальная-для выполнения какой либо работы(кафедра, декан, бригада рабочих)
-
Экспрессивная -для удовлетворения социальных потребностей в уважении, одобрении или доверии (общество анонимных алкоголиков)
-
Поддерживающая -для ослабления неприятных чувств. (защита интересов социальных групп (профсоюзы и т.д.))
Общение- связь между людьми в результате которой они обмениваются информацией.
Виды общения: речевое(вербальное), при помощи слов и звуков
неречевое(невербальное), при помощи мимики и жестов
Формы общения:
-служебное(деловое)
-повседневное (бытовое)
-убеждающее
-ритуальное (процесс соблюдения предписанного поведения)
-межкультурное
По содержания и смысловой направленности:
-рассказ
-сообщение
-разговор
-отчет
-комплименты
-обмен мнениями
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты - это столкновение различных точек зрения.
Способы разрешения конфликтов
1.Диалог-общение между людьми.
2.Компромисс-соглашение на основе взаимных уступок.
3.Консенсус -форма выражения согласия с аргументами противника в споре.