- Преподавателю
- Обществознание
- Урок по обществознанию Деятельность
Урок по обществознанию Деятельность
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Илюхина Е.Г. |
Дата | 10.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: «Деятельность -способ существования людей»
Цель: конкретизировать понятие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром, позволяющую человеку познавать мир, создавать необходимые для собственного существования условия, духовные продукты, а также себя самого;
познакомить с особенностями человеческих потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность; кратко охарактеризовать структуру деятельности человека;
углубить понимание многообразия деятельности;
раскрыть взаимосвязь деятельности и сознания.
План изучения нового материала
-
Деятельность человека и ее характер.
-
Структура деятельности и ее мотивация.
-
Многообразие видов деятельности.
-
Взаимосвязь деятельности и сознания.
Работа с понятиями( учащиеся записывают слова, которые встречаются в данной теме, повторяют их формулировку).
-
Работа с учебником(«Особенности деятельности человека» таблица)
Именно деятельности люди обязаны своим существованием. Без нее не было бы ни человека, ни человеческого общества, так как только в процессе деятельности человек познает мир и самого себя, создает все необходимое для жизни. Предваряя новый материал, целесообразно сказать, что предметом изучения будут основные характеристики деятельности, непосредственно влияющие на саму жизнь человека, условия его существования и возможности развития.
Социология определяет деятельность как специфическую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания
Социальная психология определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на совершенствование окружающего мира и самого
Сравнение данных определений дает возможность,
-во-первых, заметить и в том и в другом определении слово «специфическая», т. е. свойственная только человеку форма отношений или активности.
-Во-вторых, и то и другое определение одинаково обозначает направленность этой активности (или формы отношений) на преобразование человеком окружающего мира и самого себя. Различия же в определениях связаны с предметом изучения данных наук. Социальная психология, изучая закономерности поведения людей, включенных в социальные группы, рассматривает деятельность как проявление активности человека. Социология, изучая социальные факты, процессы, отношения, определяет деятельность как особую форму отношений.
Особенности деятельности человека
Характер деятельности
В чем проявляется
отличие от
поведения других
живых существ
Примеры
Сознательный
Сознательное выдвижение целей своей деятельности и предвидение ее результатов
Создание нового проекта здания, на основе которого впоследствии будет вестись строительство
Продуктивный
Направленность на создание полезного продукта
Разведение домашнего скота, производство предметов потребления
Орудийный
Создание и дальнейшее использование орудий труда
Изобретение, производство, использование и обеспечение сохранности машин и оборудования
Преобразующий
Изменение человеком окружающего мира и самого себя
Строительство городов; проведение социальных реформ; развитие воли, привычек, способностей
Общественный
Необходимость разнообразных отношений с другими людьми
Совместная обработка земли; разделение труда; товарно-денежные отношения
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей (учащиеся приводят примеры потребностей)
3. Структура деятельности и ее мотивы ( рассказ учителя )
В структуре человеческой деятельности различают следующие элементы:
1. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство).
-
Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей).
-
Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
-
Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
-
Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности (например, учебная деятельность: запись лекций, чтение книг, решение задач). При возникновении вопроса о соотношении понятий «деятельность» и «поведение» человека, следует учитывать, что если деятельность состоит из действий, то поведение - из поступков.
-
Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).
Мотивы деятельности - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Мотивирующей силой обладают только неудовлетворенные потребности. Следует отметить, что низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие - в неодинаковой.
Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий: мотив- цель- методы и средства- процесс- результат.
Виды действий:
-
целенаправленное(рационально поставленная и продуманная цель);
-
Ценносто- рациональное действие( смысл не в достижении цели, а следует своим убеждениям о долге, достоинстве.
-
Аффективное действие- на основе эмоционального состояния( месть, наслаждение, преданность);
-
Традиционное действие- основанное на длительной привычке.
3.Многообразие деятельности
Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную.
1)Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает в себя:
а) материально-производственную деятельность (преобразование объектов природы);
б) социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).
2)Духовная деятельность связана с изменением сознания людей и включает в себя:
-
познавательную деятельность (отражение действительности в художественной и научной формах);
-
ценностно-ориентировочную деятельность (определение отношений людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);
-
прогностическую деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).
3) Можно также выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты первой - изделия ремесленников, машины, книги, кинофильмы, построенные города. Разрушительная деятельность - войны, убийства людей, разрушенные города, сожженные книги;
4) В соответствии с правовыми нормами: законная и незаконная; моральная и аморальная;
5) По форме объединения: индивидуальная , коллективная;
6) По характеру деятельности: однообразная, шаблонная, монотонная, творческая, инновационная, изобретательская деятельность.
7) В зависимости от общественных сфер: экономическая, социальная, политическая, духовная.
8) В становлении личности: игра ( правила, ситуация, воображаемая обстановка,) Учение (деятельность направленная на приобретение знаний), Труд (направлен на получение практически полезного результата);
9) Общение - установление и развитие взаимных отношений, контактов, обмен информацией, чувствами.
10) Особенности проявления человеческой активности: внешняя (Движения , мышечные усилия), внутренняя (умственные действия)
5. Сознание и деятельность
Сознание - способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Существуют разные подходы о природе сознания и особенностях его формирования:
-естественно- научный (сознание- проявление функции мозга, вторичный по сравнению с телесной организацией человека);
- религиозно- идеалистический ( первичным считают сознание, а человека «телесного» -его производной
Сознание формируется деятельностью, отечественные ученые выработали учение о деятельности и связали с возрастом человека: Игра- учение- общение-труд.
Литература в помощь учителю
Обществознание: пособие для поступающих в вузы Российской Федерации / под ред. М. Н. Марченко. - М., 2003. - Гл. 1 (§ 3-7), 2 (§ 3).
Социология: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002. - Гл. 3 (§ 2, 3).
Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - М., 2002. - Разд. III. - Гл. 1 (§ 1.5), 8 (§ 8.3).
Человек и общество. Кн. 1. Что такое общество? / под ред. В. И. Купцова. - М., 1993. - Гл. 1, 4.