Урок по обществознанию Деятельность

Цель: конкретизировать поня­тие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром, позволяющую че­ловеку познавать мир, создавать необходимые для собст­венного существования условия, духовные продукты, а также себя самого; познакомить с особенностями человече­ских потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность; кратко охарактеризовать структуру деятель­ности человека; углубить понимание многообразия дея­тельности;  раскрыть взаимосвязь деятел...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Деятельность -способ существования людей»

Цель: конкретизировать поня­тие «деятельность» как специфически человеческую форму взаимодействия с окружающим миром, позволяющую че­ловеку познавать мир, создавать необходимые для собст­венного существования условия, духовные продукты, а также себя самого;

познакомить с особенностями человече­ских потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность; кратко охарактеризовать структуру деятель­ности человека;

углубить понимание многообразия дея­тельности;

раскрыть взаимосвязь деятельности и сознания.

План изучения нового материала

  1. Деятельность человека и ее характер.

  2. Структура деятельности и ее мотивация.

  3. Многообразие видов деятельности.

  4. Взаимосвязь деятельности и сознания.

Работа с понятиями( учащиеся записывают слова, которые встречаются в данной теме, повторяют их формулировку).

  1. Работа с учебником(«Особенности деятельности человека» таблица)

Именно деятельности люди обязаны своим существовани­ем. Без нее не было бы ни человека, ни человеческого обще­ства, так как только в процессе деятельности человек по­знает мир и самого себя, создает все необходимое для жиз­ни. Предваряя новый материал, целесообразно сказать, что предметом изучения будут основные характеристики дея­тельности, непосредственно влияющие на саму жизнь чело­века, условия его существования и возможности развития.

Социология определяет деятельность как специфиче­скую форму отношения человека к окружающему миру и самому себе, выражающуюся в целесообразном изменении и преобразовании мира и человеческого сознания

Социальная психология определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на совершенствование окружающего мира и самого

Сравнение данных определений дает возможность,

-во-первых, заметить и в том и в другом определении слово «специфическая», т. е. свойственная только человеку фор­ма отношений или активности.

-Во-вторых, и то и другое определение одинаково обозначает направленность этой активности (или формы отношений) на преобразование че­ловеком окружающего мира и самого себя. Различия же в определениях связаны с предметом изучения данных наук. Социальная психология, изучая закономерности по­ведения людей, включенных в социальные группы, рас­сматривает деятельность как проявление активности че­ловека. Социология, изучая социальные факты, процессы, отношения, определяет деятельность как особую форму отношений.

Особенности деятельности человека



Характер деятельности

В чем проявляется

отличие от

поведения других

живых существ

Примеры

Сознательный

Сознательное вы­движение целей своей деятельности и предвидение ее результатов

Создание нового проекта здания, на основе которого впо­следствии будет вес­тись строительство

Продуктивный

Направленность на создание полезного продукта

Разведение домаш­него скота, произ­водство предметов потребления

Орудийный

Создание и даль­нейшее использова­ние орудий труда

Изобретение, произ­водство, использова­ние и обеспечение сохранности машин и оборудования

Преобразующий

Изменение челове­ком окружающего мира и самого себя

Строительство горо­дов; проведение со­циальных реформ; развитие воли, при­вычек, способностей

Общественный

Необходимость раз­нообразных отно­шений с другими людьми

Совместная обра­ботка земли; разде­ление труда; товар­но-денежные отно­шения

Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения его потребностей (учащиеся приводят примеры потребностей)






Урок по обществознанию Деятельность

3. Структура деятельности и ее мотивы ( рассказ учителя )

В структуре человеческой деятельности различают следующие элементы:

1. Субъект - тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государство).

  1. Объект - то, на что непосредственно деятельность направлена (при­родные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей).

  2. Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата, на достиже­ние которого направлена деятельность.

  3. Средства достижения - приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.

  4. Действия - составляющие компоненты (звенья) деятельности (напри­мер, учебная деятельность: запись лекций, чтение книг, решение задач). При возникновении вопроса о соотношении понятий «деятельность» и «поведе­ние» человека, следует учитывать, что если деятельность состоит из дей­ствий, то поведение - из поступков.

  5. Результат - соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятель­ности (результат может отклоняться от цели или не полностью ей соответ­ствовать, что определяется оптимальностью элемента в структуре деятельности).

Мотивы деятельности - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей. Мотивирующей силой обладают только не­удовлетворенные потребности. Следует отметить, что низшие потребности присущи всем людям в равной мере, а высшие - в неодинаковой.

Любая деятельность предстает перед нами как цепь действий: мотив- цель- методы и средства- процесс- результат.

Виды действий:

  • целенаправленное(рационально поставленная и продуманная цель);

  • Ценносто- рациональное действие( смысл не в достижении цели, а следует своим убеждениям о долге, достоинстве.

  • Аффективное действие- на основе эмоционального состояния( месть, наслаждение, преданность);

  • Традиционное действие- основанное на длительной привычке.

3.Многообразие деятельности

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде все­го отметим разделение деятельности на практическую и духовную.

1)Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объек­тов природы и общества и включает в себя:

а) материально-производственную деятельность (преобразование объек­тов природы);

б) социально-преобразовательную деятельность (преобразование обще­ства).

2)Духовная деятельность связана с изменением сознания людей и включа­ет в себя:

  • познавательную деятельность (отражение действительности в художе­ственной и научной формах);

  • ценностно-ориентировочную деятельность (определение отношений людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения);

  • прогностическую деятельность (планирование или предвидение воз­можных изменений действительности).

3) Можно также выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты первой - изделия ремесленников, машины, книги, кинофиль­мы, построенные города. Разрушительная деятельность - войны, убийства людей, разрушенные города, сожженные книги;

4) В соответствии с правовыми нормами: законная и незаконная; моральная и аморальная;

5) По форме объединения: индивидуальная , коллективная;

6) По характеру деятельности: однообразная, шаблонная, монотонная, творческая, инновационная, изобретательская деятельность.

7) В зависимости от общественных сфер: экономическая, социальная, политическая, духовная.

8) В становлении личности: игра ( правила, ситуация, воображаемая обстановка,) Учение (деятельность направленная на приобретение знаний), Труд (направлен на получение практически полезного результата);

9) Общение - установление и развитие взаимных отношений, контактов, обмен информацией, чувствами.

10) Особенности проявления человеческой активности: внешняя (Движения , мышечные усилия), внутренняя (умственные действия)

5. Сознание и деятельность

Сознание - способность воспроизводить действительность в идеальных образах.

Существуют разные подходы о природе сознания и особенностях его формирования:

-естественно- научный (сознание- проявление функции мозга, вторичный по сравнению с телесной организацией человека);

- религиозно- идеалистический ( первичным считают сознание, а человека «телесного» -его производной

Сознание формируется деятельностью, отечественные ученые выработали учение о деятельности и связали с возрастом человека: Игра- учение- общение-труд.

Литература в помощь учителю

Обществознание: пособие для поступающих в вузы Российской Феде­рации / под ред. М. Н. Марченко. - М., 2003. - Гл. 1 (§ 3-7), 2 (§ 3).

Социология: учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002. - Гл. 3 (§ 2, 3).

Философия: учебник для вузов / под ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. - М., 2002. - Разд. III. - Гл. 1 (§ 1.5), 8 (§ 8.3).

Человек и общество. Кн. 1. Что такое общество? / под ред. В. И. Куп­цова. - М., 1993. - Гл. 1, 4.

© 2010-2022