- Преподавателю
- Обществознание
- Программа элективного курса Человек и общество
Программа элективного курса Человек и общество
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ботева Н.А. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МОУ СОШУИП № 3 г. Лабытнанги
Программа элективного курса
по обществознанию «Человек и общество»
8 класс
Учитель истории и обществознания: Ботева Н.А.
Пояснительная записка
к программе элективного курса по обществознанию «Человек и общество»
8 класс
Авторская рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» предназначена для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся.
Курс рассчитан на 70 часов, с недельной нагрузкой - 2 часа.
Цель курса «Человек и общество» в 8 классе заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.
Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. Это поэтапное усвоение учащимися ряда базовых понятий, обществоведческой терминологии, освоение учащимися базовых умений и типов деятельности.
Курс «Человек и общество» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.
Задачами курса являются:
- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;
- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;
-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;
- повышение общего уровня культуры;
- формирование умения анализировать позицию автора текста.
Планируемые предметные умения:
- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;
- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;
- сравнивать изученные социальные явления и объекты;
- приводить собственные примеры;
- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
- первичного анализа и использования социальной информации;
- сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.
Организация и проведение аттестации учеников:
Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений, приобретение опыта исследовательской деятельности. Может использоваться и форма итогового тестирования.
Литература:
-
Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Часть 1. 5-е издание. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по обществознанию для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2004.
-
Кравченко А.И. Обществознание. Программы курсов для 8 - 9 и 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М., «Русское слово», 2009.
-
Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 - 9 классы. М., «Русское слово», 2002.
-
Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2000.
-
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по «Обществознанию». М., «Дрофа», 2000
Литература для учителя.
-
Алексеев С.С. Право. Аконы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. - М.,1998.
-
Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Основы государства и права. - М., 1998.
-
Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. - М., 1997.
-
Никитин А.Ф. Право и политика. - М., 1997.
-
Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1999.
Дополнительная литература для учащихся.
-
Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.
-
Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.
-
Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995.
-
Гофман А.Б.Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М. 1994.
-
Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.
-
Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.
-
Прикладная экономика. М., 1993.
-
Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.
-
Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.
-
Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.
Поурочное планирование элективного курса
№ урока
Название раздела, тема
Кол-во часов
Примерные сроки
Раздел 1. Общество.
12
1
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.
2
2
Взаимодействие природы и общества.
2
3
Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция.
2
4
Развитие общества. Движущие силы общественного развития.
2
5
Традиционное, индустриальное, информационное общество.
2
6
Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма
2
Раздел 3. Социальная сфера.
14
7
Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.
2
8
Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.
2
9
Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.
2
10
Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Пути достижения взаимопонимания.
2
11
Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи.
2
12
Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ, в Мурманской области.
3
13
Урок обобщающего повторения по разделу: « Социальная сфера».
1
Раздел: «Экономика»
42
14
Экономика и ее роль в жизни общества.
2
15
Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).
2
16
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.
2
17
Деньги. Функции и формы денег. Обменные курсы валют
2
18
Инфляция. Реальные и номинальные доходы.
2
19
Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
2
20
Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики.
2
21
Роль собственности и государства в экономике.
2
22
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.
2
23
Заработная плата. Стимулирование труда.
2
24
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.
3
25
Рынок. Рыночный механизм.
2
26
Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.
2
27
Семейный бюджет.
1
28
Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
2
29
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
2
30
Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.
2
31
Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.
3
32
Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.
2
33
Налоги, уплачиваемые гражданами.
2
34
Обобщающее повторение по теме « Экономика»
1
35
Занятие - практикум
2