Программа элективного курса Человек и общество

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ СОШУИП № 3 г. Лабытнанги






Программа элективного курса

по обществознанию «Человек и общество»

8 класс












Учитель истории и обществознания: Ботева Н.А.




Пояснительная записка

к программе элективного курса по обществознанию «Человек и общество»

8 класс

Авторская рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» предназначена для учащихся 8-х классов и является вариантом обязательного курса по выбору учащихся.

Курс рассчитан на 70 часов, с недельной нагрузкой - 2 часа.

Цель курса «Человек и общество» в 8 классе заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни.

Цель курса определяется в первую очередь принципиальным подходом к пониманию гуманитарного образования. Это поэтапное усвоение учащимися ряда базовых понятий, обществоведческой терминологии, освоение учащимися базовых умений и типов деятельности.

Курс «Человек и общество» включает в себя темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные хрестоматийные тексты, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для рефератов, обсуждений и сообщений.

Задачами курса являются:

- формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах;

- актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания;

-выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития;

- повышение общего уровня культуры;

- формирование умения анализировать позицию автора текста.

Планируемые предметные умения:

- знать и использовать основные необходимые обществоведческие научные понятия и термины;

- называть изученные социальные явления и объекты и характеризовать их;

- сравнивать изученные социальные явления и объекты;

- приводить собственные примеры;

- давать собственную аргументированную оценку изученных социальных явлений и объектов;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Курс построен по модульному принципу, который позволяет успешно организовывать самостоятельную работу учащихся и различные маршруты освоения предложенного содержания.

Организация и проведение аттестации учеников:

Основными результатами освоения содержания элективного курса учащимися может быть определенный набор умений, приобретение опыта исследовательской деятельности. Может использоваться и форма итогового тестирования.

Литература:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. Учебник для 8 класса. Часть 1. 5-е издание. Допущено Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника по обществознанию для 8 класса общеобразовательных учреждений. М., «Русское слово» 2004.

  2. Кравченко А.И. Обществознание. Программы курсов для 8 - 9 и 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений. Допущено Министерством образования Российской Федерации. М., «Русское слово», 2009.

  3. Кравченко А.И. Тесты по обществознанию 8 - 9 классы. М., «Русское слово», 2002.

  4. Певцова Е.А. Обществознание. Книга для учителя. М., «Русское слово», 2000.

  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по «Обществознанию». М., «Дрофа», 2000

Литература для учителя.

  1. Алексеев С.С. Право. Аконы, правосудие, юриспруденция в жизни людей. - М.,1998.

  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В.. Основы государства и права. - М., 1998.

  3. Никитин А.Ф. Граждановедение. 8 класс. - М., 1997.

  4. Никитин А.Ф. Право и политика. - М., 1997.

  5. Мушинский В.О. Азбука гражданина. - М., 1999.

Дополнительная литература для учащихся.

  1. Андреев И.Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

  2. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета: этнографические очерки. Л. 1990.

  3. Бодалёв А.А. Личность и общение: Избранные психологические труды. 2-е издание, перераб. М.. 1995.

  4. Гофман А.Б.Мода и люди: Новая теория моды, модного поведения. М. 1994.

  5. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М. 1994.

  6. Липсиц И.В. Экономика без тайн. М.. 1993.

  7. Прикладная экономика. М., 1993.

  8. Русская нация: Историческое прошлое и проблема возрождения. М., 1995.

  9. Социальные реформы в России: История, современное состояние и перспективы. СПб., 1995.

  10. Социальные конфликты: Экспертиза, прогнозирование, технология разрешения. М., 1995.









Поурочное планирование элективного курса

№ урока

Название раздела, тема

Кол-во часов

Примерные сроки

Раздел 1. Общество.

12

1

Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Общественные отношения и их виды.

2

2

Взаимодействие природы и общества.

2

3

Социальные изменения и их формы. Эволюция и революция.

2

4

Развитие общества. Движущие силы общественного развития.

2

5

Традиционное, индустриальное, информационное общество.

2

6

Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современный мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма

2

Раздел 3. Социальная сфера.

14

7

Социальная структура общества. Социальные группы и общности. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы.

2

8

Социальное неравенство. Социальная мобильность. Социальное развитие России в современных условиях. Социальное страхование.

2

9

Социальный конфликт. Пути его разрешения. Значение конфликтов в развитии общества.

2

10

Межличностные отношения. Межличностные конфликты, их конструктивное решение. Пути достижения взаимопонимания.

2

11

Семья как малая группа. Брак и развод. Неполная семья. Межличностные отношения в семье. Этика семейных отношений. Семейный долг, забота о членах семьи.

2

12

Этнические группы и межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Межнациональные конфликты. Межнациональные отношения в РФ, в Мурманской области.

3

13

Урок обобщающего повторения по разделу: « Социальная сфера».

1

Раздел: «Экономика»

42

14

Экономика и ее роль в жизни общества.

2

15

Ресурсы и потребности. Ограниченность ресурсов. Альтернативная стоимость (цена выбора).

2

16

Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

2

17

Деньги. Функции и формы денег. Обменные курсы валют

2

18

Инфляция. Реальные и номинальные доходы.

2

19

Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.

2

20

Экономические системы и собственность. Главные вопросы экономики.

2

21

Роль собственности и государства в экономике.

2

22

Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

2

23

Заработная плата. Стимулирование труда.

2

24

Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Предпринимательская этика.

3

25

Рынок. Рыночный механизм.

2

26

Понятия спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Рыночное равновесие.

2

27

Семейный бюджет.

1

28

Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).

2

29

Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.

2

30

Экономические цели и функции государства. Экономическое развитие России в современных условиях.

2

31

Безработица как социальное явление. Экономические и социальные последствия безработицы. Борьба с безработицей. Профсоюз.

3

32

Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки. Пенсии, пособия, дотации.

2

33

Налоги, уплачиваемые гражданами.

2

34

Обобщающее повторение по теме « Экономика»

1

35

Занятие - практикум

2



© 2010-2022