- Преподавателю
- Обществознание
- Конспект урока Социальный конфликт и отклоняющееся поведение
Конспект урока Социальный конфликт и отклоняющееся поведение
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Елистратов С.А. |
Дата | 25.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема 14 . Социальный конфликт и отклоняющееся поведение
I. Отклоняющееся поведение и его типы
1. понятие
Девиантное (от позднелат. deviatio - отклонение) (отклоняющееся) поведение - социальное поведение, несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
2. формы девиантного поведения:
А)пьянство;
Б) наркомания;
В) преступность;
Г) проституция;
Д) самоубийство;
Е) гомосексуализм.
3. делинквентное поведение (лат. delinquens - совершающий проступок) (буквально - преступным) поведением. К последнему относят нарушения норм, подпадающие под категорию противоправного действия. При этом подчеркивается, что девиантное поведение относительно, ибо принадлежит к моральным нормам данной группы, а делинквентное - абсолютно, так как нарушает абсолютную норму, выраженную в юридических законах общества.
4. причин девиантного поведения.
А)Биологическое
Люди по своему биологическому складу предрасположены к определенному типу поведения. Причем биологическая предрасположенность человека к преступлениям отражается в его облике
Б)Психологическое
Девиантное поведение является следствием психологических качеств, черт характера, внутренних жизненных установок, направленности личности, которые имеют отчасти врожденный характер, отчасти формируются воспитанием и средой. В то же время сам поступок, нарушение закона может стать результатом психологического состояния девианта
В) Социологическое
Девиантное поведение вызывается ано-мическим состоянием общества (аномией), т.е. распадом существующей системы социальных ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. По Теории стигматизации (от гр. stigma - угол, пятно)
5. Виды
А) При первичной девиации индивид время от времени нарушает некоторые социальные нормы. Однако окружающие не придают этому особого значения, а он сам не считает себя девиантом. Б)Вторичная девиация характеризуется тем, что на человеке ставят клеймо «девианта» и начинают с ним обращаться не так, как с обычными людьми.
6. пути борьбы
А) в отношении преступного (делинквентного) поведения нужны жесткие запретительные меры, б) в отношении таких девиации, как алкоголизм, наркомания, суицид, психические расстройства и др., требуют организации разных видов социальной помощи - открытия кризисных центров, домов для бездомных, телефонов доверия и т. д.
II. Социальный конфликт
-
Понятие
Конфликты представляют собой особый тип социального взаимодействия, субъектами которого являются общности, организации и отдельные личности с реально или предположительно несовместимыми целями.
2. теории относительно причин и сущности конфликтов, возникающих в обществе.
А) Основателем конфликтологической традиции в социологии Герберт Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию человечества.
Б) социологи марксистской ориентации придерживались мнения, что конфликт - всего лишь временное состояние, периодически возникающее в обществе, и что это состояние может быть преодолено в результате революционной смены типа общественного строя. Эта классовая борьба, происходящая в капиталистическом обществе между буржуазией и пролетариатом, неминуемо ведет к диктатуре пролетариата, которая представляет собой переход к бесклассовому (т. е. социально бесконфликтному) обществу.
В)немецкий социолог Георг Зиммель доказывал тезис о том, что конфликты в обществе неизбежны, так как они предопределены: 1) биологической природой человека; 2) социальной структурой общества, которой присущи процессы ассоциации (объединения) и диссоциации (разъединения), господства и подчинения. Зиммель считал, что частые и не слишком длительные конфликты даже полезны, поскольку помогают различным социальным группам и отдельным членам общества избавиться от враждебности друг к другу.
Г) Современные западные социологи объясняют природу социальных конфликтов социально-психологическими факторами. Они полагают, что присущее обществу неравенство порождает стабильную психологическую неудовлетворенность его членов.
3. виды конфликтов:
а) по длительности: долгосрочные, краткосрочные, разовые, затяжные и повторяющиеся;
б) по источнику возникновения: объективные, субъективные и ложные;
в) по форме: внутренние и внешние;
г) по характеру развития: преднамеренные и спонтанные;
д) по объему: глобальные, локальные, региональные, групповые и личные;
е) по используемым средствам: насильственные и ненасильственные;
ж) по влиянию на ход развития общества: прогрессивные и регрессивные;
з) по сферам общественной жизни: экономические (или производственные), политические, этнические, семейно-бытовые.
4. Участники (субъекты) конфликта:
А) свидетели - это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны;
Б)подстрекатели - это те, кто подталкивает других участников к конфликту;
В) пособники - это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами;
Г)посредники - это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт
Д) активные участники - противоборствующие стороны
5. Стадии развития конфликта:
А) Предконфликтная - конфликтная ситуация. Стороны осознают существующее эмоциональное напряжение, стремятся преодолеть его, осознать причины конфликта, оценивают свои возможности; выбор способа воздействия на противника.
Б) Непосредственно конфликт - недоверие и отсутствие уважения к противнику; согласие невозможно. Наличие инцидента (или повода), т. е. социальных действий, направленных на изменение поведения соперников. Их открытые и скрытые действия.
В) Разрешение конфликта - завершение инцидента, устранение причин конфликта
6. Функции социальных конфликтов IX.
А)Позитивные
Б)Негативные
• Информирование о наличии
• Создание стрессовых ситуаций
социальной напряженности
• Стимулирование социальных
• Дезорганизация социальной жизни
изменений
• Снятие социальной
• Разрушение социальной
напряженности
системы
7. способы решения социальных конфликтов:
А) компромисс (лат. compromissum) - решение проблемы через взаимные уступки сторон;
Б) переговоры - мирная беседа обеих сторон по решению проблемы;
В) посредничество - использование третьей стороны в заочном решении проблемы;
Г) арбитраж (фр. arbitrage - третейский суд) - обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;
Д) применение силы, власти, закона - одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
III. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества
1) Социальная поляризация, т.е. расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации.
2. Процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.
3. Падение социального статуса интеллектуального труда.
4.Усложнение социальной структуры общества.
5. Размывание интеллигенции, которое проявляется в массовом уходе индивидов из сферы умственного труда, либо в смене ими места жительства («утечка мозгов»).
6. Быстрый рост социально-территориальных различий.
7. Маргинализация общества.
8. Криминализация части российской молодежи. Таким образом, социальные процессы в современной России отличаются сложностью и противоречивостью.
ДЗ. Баранов Раздел 7. Темы 8, 15, 17
Повторить весь раздел 7
3