- Преподавателю
- Обществознание
- "Гражданское образование в школе имеет целью достижение сле¬дующих задач: 1. создать основы для восприятия учащимися права как абсолютной и безусловной социальной ценности, необходимой каждому человеку и обществу в целом; 2. дать представление каждому учащем"
"Гражданское образование в школе имеет целью достижение сле¬дующих задач: 1. создать основы для восприятия учащимися права как абсолютной и безусловной социальной ценности, необходимой каждому человеку и обществу в целом; 2. дать представление каждому учащем"
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Молдахашева Г.А. |
Дата | 08.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Министерство образования и науки Республики Казахстан
Учебно-тематический план спецкурса
«Гражданское образование»
1 - 11 классы
Составила:
Молдахашева Г.А - учитель СШ №5
г.Экибастуз
Педагогические предпосылки
гражданского образования.
Осмысление социокультурных предпосылок и последствий осуществляемых в Республике Казахстан социально-экономических реформ составляет одну из основ гармоничного, по возможности перехода к новому состоянию общества.
Современные подходы в процессе общественного развития предполагают наиболее полное обеспечение личности. Личность требует для себя свободы и неприкосновенности. Личность выше государства. Если право в государстве обеспечивает права и свободы каждого человека, это закономерно приводит к самосовершенствованию самого гражданина.
Социально-экономические преобразования в РК сопровождаются сложными процессами перемен в сознании людей, требует переосмысления и значительного приращения фундаментальных и универсальных значений, их реализацию через систему образования.
Сегодня в обществе идет пересмотр традиционных представлений о подлинной роли образования.
Способом реализации социокультурной сути человека выступает гражданское образование, способствующее преодолению односторонности и фрагментарности развития личности, расширяющее возможности каждого индивида в раскрытии своего внутреннего потенциала, ведущее к обретению гражданской позиции.
Ставя целью формирование политической и правовой культуры общества, гражданское образование непосредственно влияет на социоэкономические поведение людей, состояние межэтнических, социально-групповых, межгосударственных отношений, формирует систему ценностных предпочтений и жизненных ориентиров граждан.
Задачи гражданского образования
Главная задача гражданского образования заключается в мобилизации всего комплекса воспитания, образования и культуры направленный на развитие самоуправления, толерантности, индивидуального творчества и стимулов к нему, а так же пониманию демократических ценностей.
Становление демократического государства, преодоление кризисных процессов в стране, ее развитие на основе традиции отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщение к содружеству цивилизованных государств, невозможно без правильного организованного гражданского правового образования и воспитания населения, и, прежде всего детей и подростков.
Вот почему гражданское образование становится одним из основных направлений развития гуманитарного образования в школе.
Все это позволяет построить такую вертикаль гражданского правового образования, которая позволит сформировать у школьников устойчивое правосознание, привить им правовую культуру и высокие нравственные качества личности.
Гражданское образование в школе имеет целью достижение следующих задач:
1.создать основы для восприятия учащимися права как абсолютной и безусловной социальной ценности, необходимой каждому человеку и обществу в целом;
2.дать представление каждому учащемуся о том, что он, как полноправный член гражданского общества, имеет и свои прирожденные, и определяемые государством и обществом права, свободы и обязанности;
3.ознакомить каждого учащегося с правовыми формами социальной жизни гражданского общества (общественные объединения, политические партии, творческие союзы и т.д.), с правилами, обеспечивающими бесконфликтное деловое и бытовое общение с другими людьми;
4.разъяснитьт каждому учащемуся его законные права и свободы, а также средства их защиты;
5.ознакомить учащихся с деятельностью юридической системы государства и со спецификой работы её отраслей;
6.сформировать у каждого учащегося умение внезапно анализировать сложные критические и экстремальные ситуации;
7.приучить его к толерантности(терпимости) к чужому мнению, характеру и нраву, а также менталитету и эстетическому вкусу других людей как условия межличностного взаимопонимания;
8.Способствовать воспитанию у учащихся таких качеств личности, как
патриотизм и законопослушность;
9.Обучить учащихся «науке побеждать» в любой жизненной ситуации, не нанося при этом урона ни себе, ни другим людям, ни животному, ни растительному миру.
Методы гражданского образования.
Насущная необходимость введения в школьную программу курса «Гражданское образование» закономерность приводит к вопросу о соответствующих формах и методах работы с учащимися.
На начальной ступени это обучение и воспитание сосредоточенно на развитие положительного самоопределения личности школьника, его способности к усвоению демократических ценностей и богатого культурного наследия человеческого общества. На средних и высших ступенях - на модели интерактивного обучения, включающей такие формы и методы как сотрудничество в группе; урегулирование в процессе ролевых игр.
Некоторые из подобных форм и методов широко применяются в преподавании различных общественных дисциплин, но есть и специфические, используемые, главным образом, именно в преподавании курса прав человека. Помимо вышеназванных, это - фронтальное обучение; работа с картами и схемами; моделирование; обследование; составление вопросов; подбор аргументов; установление критериев; сравнительный анализ; «мозговая атака (штурм)»; написания эссе, сочинений, статей и докладов; подготовка комментариев с рисунками и диаграммами; интервью; сбор информации; работа с материалами СМИ; оценка личных достижений; малые проекты; исследование мировых проблем; школьные конференции, дискуссии, дебаты, суды, законодательные слушания; викторины, олимпиады, аукционы; посещение различных учреждений, встречи, экскурсии и другое.
Пояснительная записка к курсу
«Гражданское образование»
для начальной школы.(1-4 классы).
С началом школьного периода в жизни каждый ребенок сталкивается с проблемой социализации личности. Нарастает необходимость углубления и систематизации правил поведения человека в обществе, элементарных правовых знаний и навыков.
Курс «Гражданское образование» для начальной школы предполагает решение следующих задач в работе с учащимися:
1.помочь им адаптироваться в новых социальных условиях;
2.сформировать у них осознанное выполнение правил поведения;
3.раскрыть перед ними смысл и содержание нравственных понятий;
4.подготовить младших школьников к усвоению правовых знаний.
Содержание курса
«Гражданское образование» в начальной школе.
1 класс «Правила, которые окружают нас»
-
Что такое «правило»?
-
Правила поведения.
-
Жизнь - самая большая ценность.
-
Права и обязанности.
2 класс «Человек среди людей»
- Наши правила.
-
Человек - это звучит гордо.
-
Я и моя семья.
-
Я и мои друзья.
-
Я и моя школа.
3 класс «Право и общество»
-
Я и общество.
-
Закон. Обязанности граждан.
-
Казахстан - многонациональная республика.
4 класс «Права ребёнка
-
Преамбула. История образования ООН.
-
Основные положения конвенции «О правах ребенка».
-
Воспитание в семье
-
Взгляды ребенка. Свобода выражения мнения.
-
Свобода мысли, совести и религии.
-
Защита прав ребенка.
-
Здоровье и здравоохранение. Образование.
Формирование знаний и умений
К окончанию начальной школы учащиеся должны:
Ступень
Знания
Умения
1-4 классы
Знать конкретные правила поведения в семье, в своем доме, школе, на улице и т.д.
Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного
Знать, как пользоваться полученными правовыми знаниями на практике и уметь их применять.
Подробно, сжато и выборочно дать информацию по плану
Знать основные понятия по правам ребенка
Составить устное описание своих мнений
Знать, что такое ООН и структуру конвенции.
Уметь сравнивать свое поведение с поведением других людей и требованиями общества.
Знать основные права ребенка. Знать о некоторых видах наказания за нарушение правовых норм
Уметь объяснять свое поведение
1 класс «Правила, которые нас окружают» (34 часа)
№
Наименование темы
Кол-во час
1
Введение в курс «Гражданское образование»
1
2
Что такое «правило»?
1
3
Я -аккуратен, бережлив
1
4
Правила вежливости. Грубость - это плохо.
2
5
Права и обязанности учащихся.
2
6
Право на жизнь
2
7
В здоровом теле здоровый дух.
2
8
Почему все люди разные?
1
9
«Белые вороны» - кто они?
1
10
Что такое красота?
1
11
Любовь и милосердие.
2
12
Надёжный и ответственный человек
2
13
С чего начинается Родина?
1
14
Кто такой патриот?
1
15
Мой город
1
16
Трудом славен человек.
1
17
Зачем человеку знания?
1
18
Физическая культура и спорт в жизни человека.
1
19
Как воспитать характер?
1
20
Целеустремлённость и общественное благо
1
21
Школьное самоуправление
2
22
Щедрость и расточительство.
2
23
Юридические нормы.
2
24
Почему правила нужно выполнять?
2
2 класс «Человек среди людей» (34 часа)
№
Название темы
Кол-во час.
1
Введение
1
2
Основные ценности жизни.
2
3
Душа, мысли, чувства человека.
1
4
Вредные привычки.
1
5
Миролюбие, дружелюбие.
1
6
Силы зла и добра.
1
7
Что такое «норма»?
1
8
Совесть - твой внутренний голос.
1
9
Страдание - это плохо или хорошо?
1
10
Мои предки
2
11
Семья - основа общества.
1
12
«Отцы и дети»
2
13
Обязанности детей и родителей в семье.
1
14
Я и мои друзья
1
15
Эгоизм и ответственность
1
16
Как воспитать чувство долга?
1
17
Права и обязанности ученика и учителя.
2
18
Человек и его семья
1
19
Дружба. Умение дружить, умение прощать.
2
20
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?
1
21
Что такое стыд?
1
22
Традиции гостеприимства.
1
23
Честь и достоинство.
1
24
Спор без конфликтов.
2
25
Точность - вежливость королей.
2
26
Режим дня.
1
27
Право человека
1
3 класс «Право и общество» (34 часа)
№
Название темы
Кол-во час
1
Введение
1
2
Человек - частица общества
2
3
Роль личности в обществе
2
4
Как стать гражданином Республики Казахстан?
1
5
Казахстан - наша Родина.
1
6
Герой и героизм.
1
7
Кто такой «патриот»?
2
8
Власть в обществе
2
9
Государственная власть. Президент
2
10
Демократия - власть народа.
2
11
Конституция - Основной закон государства.
2
12
Обязанности граждан в обществе.
1
13
Экологические проблемы.
2
14
Национальность человека.
1
15
Культура и традиции народов Казахстана.
2
16
Можно ли жить без конфликтов?
2
17
Межнациональные войны.
2
18
Человеколюбие.
2
19
«Красота спасёт мир»
1
20
Казахстан в 2030 году.
2
21
Итоговое повторение
1
4 класс «Права ребёнка» (34 часа)
№
Наименование темы.
К-во ч.
1
Права ребенка. Для чего необходимо знать свои права и обязанности.
1
2
Что такое ООН? Структура Конвенции ООН "О правах ребенка".
1
3
Что такое Конвенция? Когда она была принята? История принятия.
1
4
Что сказано о правах ребенка в Конвенции ООН?
2
5
Понятие "ребенок".
1
6
Обеспечение интересов детей.
2
7
Мое право на жизнь и развитие.
1
8
Право на имя и гражданство.
1
9
«Мама ,папа и я -наша счастливая семья».
1
10
Право ребенка на воссоединение с семьей.
1
11
Я имею право на свое мнение и свои взгляды
1
12
Мое право на свободу мысли и т.д.
1
13
Мое право на личную жизнь.
1
14
Родители вы отвечаете за …
2
15
Право детей на усыновление.
1
16
Дети беженцы, их права.
2
17
Мое право на лечение, отдых и т.д.
1
18
Мне надо учиться.
1
19
Хочу и могу отдыхать.
1
20
Защита ребенка от насильственного труда.
1
21
И вижу, и слышу, и понимаю, что защищаю.
1
22
Охрана детей во время военных действий.
1
23
Наши права защищает государство.
1
24
Доверяй, но проверяй.
1
25
Все люди доброй воли могут быть участниками этой Конвенции.
1
26
Конвенция может иметь поправки.
1
27
Контроль за выполнением международных прав.
1
28
Итоговое занятие.
3
Задачи и содержание гражданского образования
в 5 - 9 классах
Особое внимание на уроках гражданского образования в 5-9 классах
следует уделять формированию уважения к правам других людей, воспитывать у ребят неприятие любых форм грубости, жестокости, насилия над другими. Учащиеся не только узнают, как государство защищает их достоинство, но и получают возможность социальной адаптации, реализуя своё право выбора той или иной модели поведения в конкретной ситуации, когда можно постоять за себя, отстоять свою честь, достоинство. Одновременно они получают информацию об ответственности за нарушение прав человека.
В 5 классе в программу вводится дополнительный компонент - «Из истории государства и права» В 6-9 классах вводится специальный курс «Гражданское право»
Спецкурс «Гражданское право» (6-9 класс) направлен не только на изучение вопросов права, но и способствует формированию определенных взглядов для познания своих прав, свобод и обязанностей.
5 класс «Из истории государства и права»
1.Особенности древнего государства.
2. Монархия.
3. Республика.
4. Классическое античное право.
Содержание курса «Гражданское право»
6 класс
-
Понятие Гражданское право.
-
История гражданского права.
-
Культура и гражданское право
-
Религия и гражданское право.
7 класс
-
Гражданское право как отрасль
-
Основные черты гражданского права зарубежных стран
-
Гражданское правоотношение
-
Собственность
-
Гражданское общество в РК.
8 класс.
-
Гражданское право как отрасль права.
-
Гражданское право как наука и учебная дисциплина.
-
Гражданин - как субъект Гражданского права.
-
Право собственности граждан
-
Гражданское общество.
9 класс
-
Семья
-
Избирательная система в РК
-
Права человека и международное право.
-
Гражданское общество
-
Зачем и как нужно быть активным.
Знания и умения
Ступень
Знания
Умения
5-9 классы
Знать характеристику гражданско-правовой системы
Анализировать, обобщать и применять эти знания.
Знать субъекты и объекты гражданских правоотношений.
Анализировать, обобщать, оценивать факты, устанавливать причино - следственные связи между явлениями, формировать определения отдельных понятий, давать сравнительную характеристику событий, процессов, деятелей.
Знать определение понятия субъектов и их разновидности
Составлять план - конспект по параграфу учебника, готовить доклад и выступать с ним.
Знать понятия культуры
Изучать сквозные вопросы темы
Участвовать в обсуждении, дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение.
"Гражданское право " 6 кл. 17 час.
№
Н а и м е н о в а н и е т е м ы.
К-во часов
1
Введение
1
2
Понятие гражданское право.
2
3
Определение прав человека.
2
4
Элементы гражданского общества.
2
5
Принципы гражданского права.
2
6
Гражданское право РК в прошлых веках.
2
7
Гражданское право в зарубежных странах.
2
8
Культура и гражданское право.
2
9
Религия и гражданское общество.
2
7 класс 34 ч. в год. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
№
Н а и м е н о в а н и е т е м ы
К-во час.
I Гражданское право как отрасль права
1
Понятие гражданского права .
1
2
Принципы гражданского права РК.
2
3
Определение прав человека.
2
4
Права женщин .
2
5
Казахское гражданское право прошлых веков.
2
II .Основные черты гражданского права зарубежных стран.
6
Основные гражданско-правовые системы.
2
7
Принципы гражданского права развитых стран.
2
8
Источники гражданского права зарубежных стран.
2
9
Международное право и права человека.
2
10
Итоговый урок.
1
III. Гражданское правоотношение.
11
Содержание гражданского правоотношения.
2
12
Субъекты и объекты гражданского правоотношения.
2
13
Виды гражданских правоотношений.
1
14
Основания гражданских правоотношений.
2
15
Имя и место жительство гражданина.
1
IV. Собственность.
16
Понятие и виды права собственности граждан.
2
17
Понятие права государственной собственности.
2
V. Гражданское общество РК.
18
Образование гражданского общества РК.
1
19
Культура и гражданское общество.
1
20
Религия и гражданское общество.
1
21
Итоговый урок по курсу.
1
8 класс 34 ч. в год. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
№
Н а и м е н о в а н и е т е м ы
К-во час.
I Гражданское право как отрасль права.
1
Введение.
1
2
Гражданско-правовой метод регулирования общественных отношений.
2
3
Система гражданского права.
2
II. Гражданское право как наука и учебная дисциплина.
4
Наука гражданского права.
1
5
Гражданское право как учебная дисциплина.
2
6
Действие гражданского законодательства.
2
7
Основные институты гражданского права зарубежных стран.
2
8
Заключение по первому разделу.
1
III. Граждане как субъекты гражданского права.
9
Правоспособность граждан.
2
10
Дееспособность граждан.
2
11
Исчисление сроков.
2
12
Способы защиты гражданских прав.
2
13
Международная правомерная практика по правам человека.
2
IV.Право собственности граждан.
14
Субъекты права собственности.
2
15
Объекты права собственности.
2
16
Субъекты права государственной собственности.
2
17
Объекты права государственной собственности.
2
VГражданское общество.
18
Гражданское общество и общественные объединения.
2
19
Заключение.
1
9 класс 34 ч. в год. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
№
Н а и м е н о в а н и е т е м ы
К-во час.
I. Семья.
1
Типы семьи.
2
2
Функции семьи.
2
3
Семья и собственность.
2
4
Нравственные ценности и семейное право.
2
II. Избирательная система РК.
2
5
Права избирателей и процедуры голосования.
2
6
Результаты.
2
7
Как проводятся выборы.
2
III. Права человека и международное право.
2
8
Определение прав человека.
2
9
Международное право и права человека.
2
10
Международная правомерная практика по правам человека.
2
IV.Гражданское общество.
2
11
Определение гражданского общества.
2
12
Гражданское общество и общественные объединения.
2
13
Элементы гражданского общества.
2
V. Зачем и как нужно быть активным.
2
14
Зачем надо оказывать помощь действием?
2
15
Как мы можем помочь?
2
16
Виды участия.
2
17
Итоговый урок по теме «Гражданские права»
2
Задачи и содержание гражданского образования
в 10-11 классах
Начиная работу, направленную на формирование активной гражданской позиции, ответственности и самостоятельности мышления, необходимо учитывать, что этим качествам невозможно научиться с помощью бездумного заучивания формулировок и статей декларации, конституции, указов и постановлений.
Демократия для гражданина должна быть не просто суммой знаний, но и мировоззрением, навыки должны использоваться, а отношение - находить свое выражение в действиях и поступках человека - гражданина.
Из вышесказанного вытекают несколько аксиом лежащих в основе гражданского образования:
-
Политические убеждения и пристрастия не закрепляются генетически. Нельзя родиться монархистом или социал-демократом, то есть отношение личности к политике и правительству является результатом воспитания, а не врожденным качеством.
-
Демократия, как форма правления выдержит испытание временем, будут укрепляться и совершенствоваться, только если каждое поколение поймет его ценность и смысл.
В 10-11 классах вводится курс «Гражданская позиция»
Структура и содержание курса «Гражданская позиция»
Цель курса - познакомить учащихся с системой государственного управления.
Этот курс призван побудить юных граждан РК реализовать заложенные в них способности, стать полноправными членами общества.
Каким образом каждый гражданин становится активным субъектом гражданского общества? Как приобрести серьезное отношение к участию в политических процессах общества. На эти и многие другие вопросы вы найдете ответы в программе спецкурса «Гражданская позиция».
Содержание курса
«Гражданская позиция» 10-11 класс.
10 класс.
-
Семья. Собственность.
-
Экономическая и политическая свобода.
-
Государство и политическая власть.
-
Структура государственной власти.
-
Законодательные органы различных стран.
11 класс.
-
Законотворческий процесс в РК
-
Избирательная система РК
-
Роль женщины в демократических государствах.
-
Женщины и политическая жизнь в РК
-
Права человека и международное право.
-
Гражданское общество в РК
-
Неправительственные организации в РК.
Знания и умения
Ступень
Знания
Умения
10-11 классы
Знать происхождение государства и национализма
Анализировать, сравнивать, обобщать факты современности
Знать взаимосвязь между экономической и политической свободой
Работать с источниками знаний, анализ документов (критический разбор, сопоставление данных источников, обоснование своего отношения)
Знать структуру государственной власти
Сопоставлять различные точки зрения, обосновывать свое мнение, участвовать в дискуссии.
Знать структуру избирательной системы
Применять исторические знания при анализе различных проблем развития современного общества: социальных, экономических, экологических и др.
Знать права человека и международные права.
СПЕЦКУРС «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ»
10 класс 34ч. в год
№ уро-
ка
Н А И М Е Н О В А Н И Е
Т Е МЫ
Кол-во
часов
1
В чём состоит цель гражданского образования?
1
С Е М Ь Я
2
Типы семьи. Функции семьи
1
3
Семья и собственность. Семейное право.
1
СОБСТВЕННОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
4
Собственность. Заинтересованность. Сотрудничество
1
5
Экономический рост
1
СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ СВОБОДОЙ.
6
Экономическая свобода граждан и процветание страны.
1
7
Сложности приватизации. Экономические и политические свободы
1
8
Приватизация в РК. Конституционная гарантия частной собственности.
1
9
Банковская система РК.
1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И НАЦИОНАЛИЗМ
10
Легитимность. Революция
1
11
Нации, национальность и национализм
1
12
История государственности в Казахстане.
1
13-14
Государственность независимой Республики Казахстан.
2
ГОСУДАРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ
15
Национальные государства: унитарные и федеративные системы.
1
16
Формы политической власти. Типы демократических государств.
1
17-18
Почему страны выбирают демократические системы. Международные организации.
2
СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ.
19
Организация государственных служб.
1
20
Отношения между государственной службой и гражданами.
1
21
Президент. Премьер-министр.
1
22-23
Парламент.
2
24
Местные органы самоуправления.
1
ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РАЗЛИЧНЫХ СТРАН И ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В РК
25
Законодательные формы. Зарождение парламента.
1
26
Процедура парламентской работы.
1
27
Законодательные органы в демократических странах
1
28
Законотворческий процесс в РК
1
29-30
Итоговое повторение
2
31-34
Практикум: «КАК НАПИСАТЬ КОНСТИТУЦИЮ?»
4
Спецкурс «ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ»
11 класс 34ч. в год
№ уро-
ка
Н А И М Е Н О В А Н И Е
Т Е МЫ
Кол-во
часов
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
1
Права избирателей и процедура голосования.
1
2
Как проводятся выборы?
1
3-6
Практикум: ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ВЫБОРОВ
4
РОЛЬ ЖЕНЩИНЫ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ
7
Права женщин в демократических странах
1
8
Женщины в законодательных органах
1
9
Женщины а современном Казахстане
1
10
Женщины и гражданское общество в Казахстане
1
ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА В РК
11-12
Верховенство закона
2
13
Верховенство закона и гражданское общество
1
14
Судебная система
1
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
15
Международное право и права человека
1
16
Международная практика по правам человека
1
17-20
Практикум: ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
4
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
21-22
Гражданское общество
2
23
Образование гражданского общества в РК
1
24
Культура и гражданское общество. Религия и гражданское общество
1
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РК
25
Организационно-правовая форма НПО
1
26-27
Задачи НПО. Объединения НПО.
2
28-32
Практикум: СОЗДАНИЕ НПО
5
33-34
ЗАЧЕМ И КАК НУЖНО БЫТЬ АКТИВНЫМ
2
Литература
-
Конвенция «О правах ребенка»
-
Введение в экономику. Начальные классы.
-
Познание мира. Начальные классы.
-
Средство массовой информации
-
Введение в гражданское образование (учебное пособие для учащихся)
-
Методическое пособие для учителей старших классов средних общеобразовательных школ.
-
Основы государства и права
-
Хрестоматия Основы государства и права.
-
Человек П.С. Гуревич (учебное пособие для общеобразовательных учреждений)
-
История права А.В. Ильин, С.А. Морозова.