- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа для профессий естественнонаучного профиля
Рабочая программа для профессий естественнонаучного профиля
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Стокопёнова Е.В. |
Дата | 04.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Комитет образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Себряковский технологический техникум»
отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая учебная программа
дисциплины:
Обществознание
(экономика и право)
для профессий естественнонаучного профиля:
19.01.17 Повар, кондитер
г.Михайловка
2015г.
РАССМОТРЕНА
Протокол заседания ПЦК
№ _________
от «______» ____________ 20 _____ г.
_______________ О. И. Урюпинская
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по учебной работе
________________Т. Ю. Фролова
«______» ____________ 20 _____ г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС СПО) по профессии среднего профессионального образования и письма Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259 «О направлении доработанных рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования», а также примерной программы учебной дисциплины Обществознание (экономика и право), предназначенной для изучения обществознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008г.
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
"СТТ", отделение по подготовке квалифицированных рабочих и служащих
Разработчик:
Стокопёнова Екатерина Владимировна, преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ «Себряковский технологический техникум"
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ …………………………………………………………….4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………..8
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………16
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ………………18
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
-
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям СПО отделения ПКР,С естественнонаучного профиля:
- 19.01.17 Повар, кондитер
очной формы обучения, с нормативным сроком обучения 2 года и 10 месяцев
обучающиеся в учреждении ГБПОУ «СТТ», отделения ПКР, С по данным профилям изучают обществознание в объеме 256 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
-
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
-
воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
-
овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
-
овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
-
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
Основу примерной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального профессионального образования и среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание (экономика и право)» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального образования и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику рефератов, виды самостоятельных работ, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание (экономика и право)» обучающийся должен:
знать/понимать
-
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
-
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
-
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
-
особенности социально-гуманитарного познания;
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание (экономика и право)» обучающийся должен
уметь:
-
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
-
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
-
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
-
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
-
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
-
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
-
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
-
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности;
-
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
-
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
-
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
-
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
-
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
-
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
-
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -256 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -171 часов; самостоятельной работы обучающегося - 85 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
256
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
171
в том числе:
теоретические занятия
86
практические занятия
85
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
85
в том числе:
индивидуальные задания:
- реферат
- презентация
25
15
10
внеаудиторная самостоятельная работа
60
Итоговая аттестация
в форме дифференцированного зачёта в 4 семестре на 2 курсе и в 6 семестре
на 3 курсе
19.01.17 Повар, кондитер
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Обществознание (экономика и право)
-
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Max - 256ч
Обязательная
нагрузка-171ч
Самостоятельная работа -85ч
Уровень освоения
1
2
3
4
5
6
Раздел 1.Введение.
6
4
2
Тема 1.1
Обществознание как наука.
Обучающийся должен знать: о роли и месте обществознания в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Содержание дисциплины, ее цели и задачи. Основные обществоведческие термины.
уметь: употреблять обществоведческие термины в различных контекстах. Объяснять изученные социальные явления и процессы, приводить примеры. Устанавливать связь с другими дисциплинами.
Практическое занятие № 1:
составление таблицы «Общественные науки».
Самостоятельная работа № 1.
Составить схему "Методы исследования".
6
4
2
1
2
Раздел 2. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе
54
36
18
Тема 2.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества.
Обучающийся должен знать: что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле; примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; разработанные человеком способы защиты природы; организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями; стандарты антикоррупционного поведения человека; гражданин и коррупция.
уметь: высказать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; объяснять взаимосвязь человека, общества, природы, иллюстрируя ответ конкретными примерами из мировой истории; обладать элементарными умениями защиты природы (поведение в лесу, на улице).
Практическое занятие № 2: составить словарик по теме.
Практическое занятие № 3: решение задач по вопросам: 1) почему термин «социализация» редко используется? 2) как связаны смысл жизни и социализация?
Практическое занятие № 4: составление схемы: «Виды человеческих знаний»
Практическое занятие № 5: составить таблицу: «Свобода и произвол».
Практическое занятие № 6: работа в группах: выработка памятки «Культура общения в юношеском возрасте».
Практическое занятие №7:составить словарик по теме
Самостоятельная работа № 2. Сообщение по одной из наук, изучающих человека.
Самостоятельная работа № 3. Составить таблицы: «Потребности человека»; «Способности человека».
Самостоятельная работа № 4. Составить словарик темы.
Самостоятельная работа № 5. Перечислить свои гражданские качества.
Самостоятельная работа № 6. Составить схемы: «Виды конфликтов»; «Способы разрешения конфликтов».
Самостоятельная работа № 7.Подготовить сообщение по одному из видов профессиональной деятельности.
36
24
12
1
2
2
2
2
2
2
Тема 2.2. Общество как сложная система.
Обучающийся должен знать: понятия темы; понимать тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы; коррупция как угроза национальной безопасности РФ; глобализация как процесс создания новой системы мира.
уметь: объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах. Решение проблемных вопросов: воздействие общества на природу экологические проблемы и их гибельные последствия для человечества. Работа с материалами СМИ.
Практическое занятие № 8: работа по таблице «Социальные институты»
Практическое занятие № 9: Составить схему: «пагубное и положительное влияние человека на природу»
Практическое занятие № 10: составить сравнительную таблицу «Прогресс и регресс».
Самостоятельная работа № 8. Составление плана «Особенности социальной системы».
Самостоятельная работа № 9. Составление плана «Взаимосвязь общества и природы».
Самостоятельная работа № 10. Составить схему «Критерии прогресса».
18
12
6
1
2
2
2
Раздел 3. Социальные отношения.
18
12
6
Тема 3.1. Социальная роль и стратификация.
Обучающийся должен знать: понятия: социальный статус, главный статус, приобретаемый статус, престиж, социальная роль, имидж, страта, класс, власть.
уметь: объяснять сущность социальной стратификации; объяснять положение моделей определенного социального класса; развитие умений, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой.
Практическое занятие № 11: составить таблицу «Виды социальной мобильности».
Самостоятельная работа № 11. Составить схему: «Типы стратификаций».
6
4
2
1
2
Тема 3.2 Важнейшие социальные общности и группы.
Обучающийся должен знать: определения понятий по теме; что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи и какова роль семьи в развитии общества; о гражданском совершеннолетии, начале трудовой деятельности, молодежной субкультуре; молодежь и коррупция; об этническом многообразии мира.
уметь: пояснять сущность брака как социального института общества; описывать жизненный цикл семьи; анализировать семейные взаимоотношения и находить грамотные варианты выхода из конфликтных жизненных ситуаций; дорожить своим менталитетом.
Практическое занятие № 12: составление схемы «Типы стратификации».
Практическое занятие № 13: выполнение заданий по группам: выделить проблемы современной молодёжи, и проработать пути их решения.
Самостоятельная работа № 12. Определение понятий.
Самостоятельная работа № 13. Составить схему «Виды молодёжной субкультуры».
12
8
4
1
Раздел 4. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.
42
28
14
Тема 4.1. Духовная культура личности и общества.
Обучающийся должен знать: о проблеме многообразии культур, субкультура и контркультура; знать о мировоззрении.
уметь: находить сущность духовного мира человека; разъяснять сущность понимания культуры у различных народов.
Практическое занятие № 14: Составить таблицу «Духовная и материальная культура»
Самостоятельная работа № 14. Составить таблицу «Функции культуры».
6
4
2
1
2
Тема 4.2. Наука и образование в современном мире.
Обучающийся должен знать: что такое наука; предназначение и функции науки; что представляет собой образование как институт общества; тенденции развития образования в современном мире.
уметь: характеризовать науку, пути ее связи с обществом; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней.
Практическое занятие № 15: составить схему «Функции науки».
Практическое занятие №16: работа с документом «Закон об образовании».
Самостоятельная работа № 15. Подготовить презентацию о деятелях науки.
Самостоятельная работа № 16. Реферат: «Система образования в РФ»; «Зарождение и развитие училищ».
12
8
4
1
2
2
Тема 4.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры.
Обучающийся должен знать: роль морали в жизни человека и общества; о сущности нравственной культуры; что такое религия; о роли религии в жизни общества; некоторые особенности мировых религий; что такое искусство; структуру, функции искусства.
уметь: анализировать нравственные категории; называть основные мировые религии; выявлять отличительные черты искусства; анализировать произведения искусства, определяя достоинства, которыми оно обладает.
Практическое занятие № 17: составить таблицу: «Роль морали в жизни человека и общества»
Практическое занятие № 18: Составить схему «Функции религии».
Практическое занятие № 19: работа с учебником: ответить на вопросы с.139
Практическое занятие № 20: дифференцированный зачёт.
Самостоятельная работа № 17. Сообщение «Роль морального идеала в нравственном развитии личности».
Самостоятельная работа № 18. Найти различные определения «Религии».
Самостоятельная работа № 19. Сообщение: «Современные течения христианства»; «Современные течения ислама».
Самостоятельная работа № 20. Презентация о деятелях искусства.
24
16
8
1
2
2
2
2
Раздел 5. Экономика.
91
62
31
Тема 5.1. Экономика и экономическая наук. Экономические системы. Экономика семьи.
Обучающийся должен знать: что такое экономика, какова её структура и какую роль она играет в человеческом обществе; тенденции развития важнейших социальных институтов.
уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; объяснять, в чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике; работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Практическое занятие № 1: составить таблицу «Разделы экономической науки».
Практическое занятие № 2: составить схему «Типы экономической системы».
Практическое занятие № 3: выполнить задание: «Как бы вы улучшили бюджет своей семьи?»
Самостоятельная работа № 1. Найти различные определения экономики.
Самостоятельная работа № 2. Реферат: «Экономические реформы в РФ»; «От экономики сырьевой к экономике инновационной».
Самостоятельная работа № 3. Составит схему «Права потребителей».
18
12
6
1
2
2
2
Тема 5.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.
Обучающийся должен знать: что представляет собой рынок; коррупция «рыночный ответ» на слабость государства; глобальная конкуренция и проблемы коррупции; что представляет собой фирма и почему она является основным институтом современной экономики; в чём заключается деятельность государства как экономического субъекта, какие существуют способы воздействия государства на экономику.
уметь: анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества; работать с текстами дополнительной литературы, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.
Практическое занятие № 4: составить таблицу «Формы рынка».
Практическое занятие № 5: тест по определениям.
Практическое занятие № 6: составить таблицу «Экономические функции государства»
Практическое занятие № 7: составить таблицу «Источники финансирования бизнеса».
Практическое занятие № 8: работа с Налоговым Кодексом РФ.
Самостоятельная работа № 4. Сообщение «Почему рынок иногда оказывается базаром».
Самостоятельная работа № 5. Составить схему «Виды эластичности спроса и предложения».
Самостоятельная работа № 6. Составить сравнительную таблицу «Профицит дефицит бюджета».
Самостоятельная работа № 7. Составить схему «Виды фирм».
Самостоятельная работа № 8. Дать характеристику основным видам налогов.
30
20
10
1
2
2
2
2
2
Тема 5.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция.
Обучающийся должен знать: основные понятия темы.
уметь: оценивать действия субъектов социальной жизни, формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; давать характеристику банкам и банковской деятельности; объяснять причины и последствия инфляции.
Практическое занятие № 9: понятийный диктант.
Практическое занятие № 10: понятийный диктант.
Практическое занятие № 11: составить схему «Структура банка».
Практическое занятие № 12: составить таблицу: «Трудности и перспективы государственного бюджета РФ»
Практическое занятие № 13: составить таблицу «Виды инфляции».
Самостоятельная работа № 9. Составить схему, поясняющую сущность ВВП.
Самостоятельная работа № 10. Найти определения основных направлений государственной политики в области занятости.
Самостоятельная работа № 11. Составить таблицу «Функции современных банков».
Самостоятельная работа №12. Составить таблицу «Проблемы и перспективы Финансовой системы России на современном этапе»
Самостоятельная работа № 13. Перечислить средства борьбы с инфляцией.
Самостоятельная работа № 14.Написать сообщение «Известные российские предприниматели»
33
22
11
1
2
2
2
2
2
Тема 5.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.
Обучающийся должен знать: понятия по теме; основы государственной политики в области международной торговли.
уметь: характеризовать глобальные экономические проблемы.
Практическое занятие № 14: составить схему «Проблемы экономики России».
Практическое занятие № 15: составить таблицу: «Плюсы и минусы международной торговли»
Самостоятельная работа № 15. Составить хронологическую таблицу «Экономическая история России с 1917 по 1985 г.г.»
Самостоятельная работа № 16. Подготовить информацию о ВТО.
12
8
4
1
2
2
Раздел 6. Право.
Тема 6.1 Правовое регулирование общественных отношений.
Обучающийся должен знать: о роли и месте права в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы по специальности. Содержание дисциплины, ее цели и задачи. Понятие правового государства. Понятие правовых норм, систему права; источники права; понятие права, его роль в жизни общества.
уметь: устанавливать связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Определять значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. Различать правовые нормы, находить источники права.
Практическое занятие № 1: работа с источниками права.
Самостоятельная работа № 1. Составить схему «межпредметные связи».
6
4
2
1
2
Тема 7.2. Основы конституционного права Российской Федерации.
Обучающийся должен знать: определение Конституции; принципы Конституции; конституционные нормы. Основное содержание преамбулы Конституции РФ. Высшую ценность в РФ, согласно Конституции РФ. Прямое действие Конституции. Структуру государственной власти. Конституцию РФ 1993г. о правах и свободах человека и гражданина. Группы прав, составляющие содержание Всеобщей декларации. Статус избирателя. Участие гражданина в выборах. Избирательные права граждан. Виды избирательных прав граждан. Принципы избирательной системы. Порядок выборов в России. Характеризовать избирательную систему в России.
уметь: ориентироваться в содержании Конституции РФ, конституционных принципах. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Соотносить права и свободы человека и гражданина с той или иной группой прав. Характеризовать избирательную систему в России.
Практическое занятие № 2: тест в формате ЕГЭ.
Практическое занятие № 3: составление таблицы: группы конституционных прав граждан РФ.
Самостоятельная работа № 2. Составить таблицу «Конституции России».
Самостоятельная работа № 3. Составить таблицу «Права и обязанности».
12
8
4
1
2
2
Тема 7.3.
Отрасли российского права.
Обучающийся должен знать: Гражданское право. Отношения, регулируемые гражданским правом. Источники гражданского права. Особенности гражданского кодекса РФ. Участников гражданско-правовых отношений. Физические и юридические лица. Договор. Последствия невыполнения договоров. Обязательственное право. Виды договоров. Стороны договора. Содержание понятия «собственность», правомочия собственника. Формы собственности, закрепленные в Конституции РФ. Содержание понятия «семья». Члены семьи по семейному законодательству. Семейные отношения. Источники семейного права.
уметь: работать с источниками гражданского права. Различать физические и юридические лица. Различать виды договоров, составлять гражданско-правовые договоры. Защищать права собственности. Работать с семейным кодексом РФ. Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Высказывать свою точку зрения или обосновывать известные. Пользоваться данной информацией при поиске работы.
Практическое занятие № 4: составление договоров.
Практическое занятие № 5: составление образцов заявлений.
Практическое занятие № 6: решение задач по вопросам: 1) порядок заключения трудового договора; 2)основания и порядок прекращения трудового договора.
Практическое занятие № 7: дифференцированный зачёт
Самостоятельная работа № 4. Составить схему «Источники гражданского права».
Самостоятельная работа № 5. Составить таблицу «Условия вступления в брак».
Самостоятельная работа № 6.Составление трудового договора.
Самостоятельная работа № 7. Составить схему «Источники административного права».
25
17
8
1
2
2
2
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1.- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2.- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Обществознание (экономика и право).
Оборудование учебного кабинета:
-
посадочные места по количеству обучающихся;
-
рабочее место преподавателя;
-
комплект учебно-наглядных пособий по обществознанию.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Справочные учебные пособия кабинета (энциклопедическая литература, словари)
2.Таблицы:
- «Характерные признаки политических режимов»;
- «Задачи государства»;
- «Основные элементы политической системы»;
- «Признаки правового государства»
- «Государство и политическая власть»,
- «Основы конституционного строя России»,
- «Система органов государственной власти РФ»,
- «Рабочее время и время отдыха»,
3.Технические средства обучения:
Телевизор, персональный компьютер, видеопроектор, экран.
4. Компьютерные программы:
- интерактивный курс подготовки к ЕГЭ.
5.Дидактические средства обучения:
- методические разработки к урокам,
- комплекты контрольных и проверочных работ.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Основная литература
1. Никитин А.Ф. Обществознание 10 кл., М. : Дрофа, 2007. - 238 с.
2. Никитин А.Ф. Обществознание 11 кл., М. : Дрофа, 2008. - 237 с.
3. Никитин А.Ф. Правоведение: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2009. - 352 с.
Дополнительная литература
1. Корнева Т.А.Рабочие программы по обществознанию, экономике, праву. 10-11классы. - М.: Глобус, 2008. - 192 с. - (Новый образовательный стандарт)
2. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.- М., 2005.
3. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека.- М., 2007.
4. Лазебникова А.Ю., Боголюбова Л.Н. Человек и общество: учебник для 10-11классы. - М., 2008.
5. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ.- М., 2009.
6. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право. - М., 2007.
7. Гражданское право. - М., 2007.
8. Гражданское процессуальное право. - М., 2007.
9. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. - М., 2007.
10. Законодательная техника / Под ред. Тихомирова Ю.А. - М., 2000.
11. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы государства и права: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Вита-Пресс, 2010. - 256 с.
12. Коллективный договор: законы и законодательные акты. - 2-е изд., - М., 2006.
13. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры (9 кл.). - М., 2007.
14. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры 10-11 (в 4 частях). - М., 2007.
15. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права (уч. пособие для УСПО). - Ростов-на-Дону, 2006.
16. Право социального обеспечения: Вопросы и ответы. - М., 2007.
17. Прокурорский надзор. - М., 2007.
18. Заславская Т. Социально-трансформационная структура России//Общество и экономика.2005.
19. Левашов В.К. Социополитические стратегии развития России. 2009. № 7.
20. Расстригина Ирина Александровна. Заработная плата: удержания и выплаты/ Ирина Александровна Расстригина. - М., 2007.
21. Семейное право - М., 2007.
22. Стецовский Ю.И., Мирзоев Г.Б. Профессиональный долг адвоката и его статусю. - М., 2005
23. Теория государства и права. - М., 2007.
24. Трудовое право. - М., 2007
Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.
history, standart. edu. ru/
25. Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. openclass. ru/ communities/
26. Интернет-ресурсы: Преподавание истории и обществознания. Форма доступа. festival. 1 september. Ru/ subjects /7/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Индивидуальная самостоятельная работа
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Внеаудиторная самостоятельная работа
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
Индивидуальная самостоятельная работа
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
Внеаудиторная самостоятельная работа
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Индивидуальная самостоятельная работа
оценивать действия субъектов социальной
Индивидуальная самостоятельная работа
жизни, включая личность, группы, организации,
с точки зрения социальных норм, экономической
рациональности;
формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
Индивидуальная самостоятельная работа,
внеаудиторная самостоятельная работа
применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Самостоятельная работа обучающихся
Знания:
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Внеаудиторная самостоятельная работа
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Индивидуальная самостоятельная работа
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
особенности социально - гуманитарного познания.
Внеаудиторная самостоятельная работа
1