Методическая разработка по окружающему миру на тему «Ледовое побоище»

Раздел Обществознание
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Тема урока: «Ледовое побоище»

Класс: 3 «Б»

Цель: познакомить учащихся с историческими событиями, показать значение Ледового побоища.

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

  1. Формировать интерес к познанию окружающего мира;_

  2. Формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успеваемость своей деятельности;

  3. Формировать осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Учить вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки учета характера сделанных ошибок;

  2. Учиться осуществлять запись, указанную учителем информацию об окружающем мире;

  3. Научиться строить небольшие сообщения, пересказы в устной форме.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:


  1. Научиться соотносить научные исторические события с датами, конкретную дату с веком, пользоваться с историческими датами;

  2. Научиться выделять главное в тексте учебника;

  3. Научиться ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

  4. Узнать имя выдающегося российского государственного деятеля Александра Невского, связанные с ним события и его влияние на историю нашего Отечества.

Оснащение урока:


Материалы для учащихся:

Учебник, карточки для индивидуального задания

Материалы для учителя:

Учебник, ИКТ (презентация), доска, таблица с кроссвордом.

Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые

на данном этапе урока)

Коррекционно-развивающая работа

  1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Зовут меня Карина Андреевна.
Я рада нашей встрече!

Мы сегодня с вами будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Дружно включайся в работу, дружок!

-Приветствие.

-Учащиеся настраиваются на работу на уроке.

Формирование устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач (личностные УУД)


  1. Этап актуализации пробного действия.

Многие из вас знают, какое положение сложилось в Древней Руси в 12-13 веках.

1)-Какое несчастье обрушилось на русскую землю?( С востока на страну напали монголо-татары)

2)-Сколько лет государство вынуждено было находиться под игом? (240 лет)

Ребята, на доске вы видите карточки, если бы вы были учителем, какое бы вы задание придумали ученикам?

На карточках написаны слова:

Кистень

Шлем с бармицей

Кольчуга

Копье

Стрелы

Лук

Топор

Меч

Совня

Щит

Правильно, такое задание и я вам приготовила, соотнесите предмет с их названием.

Задаю вопросы:

  • Где на картине показана кистень?

  • Где показан шлем с бармицей?

  • А кто может найти пару к слову кольчуга? И т.д.

  • Чьи это доспехи?

  • Для чего использовали русские дружинники доспехи?

Выслушиваю индивидуальные ответы детей

Отвечают на вопросы учителя:

1.С востока на страну напали монголо-татары;

2.(240 лет)


Учащиеся стали учителями и придумывают задание, выслушивают коллег и корректируют их ошибки.

По одному выходят к доске и соединяют картинки со словом.

Отвечают на заданные учителем вопросы.

Развития познавательных интересов, учебных мотивов (личностные УУД)


  1. Этап выяснение места и причины затруднения.

.

- Ребята, посмотрите на доску, вам представлено другое задание, давайте посмотрим знаете ли вы ответы на вопросы:

- Какие государства воспользовались бедами Руси?

- Какие государства наибольшую угрозу создавали?

- Какое современное название Ливонии?

- Почему Новгород занимал особое место среди русских княжеств?

- Когда шведское войско на кораблях прошло из Балтийского моря в Неву?

- Кто сразил шведского воеводу?

- Как назвал народ князя Александра, за победу над шведами?

Правильно, это тоже задание на соотношений вопросов с ответами.

Выслушивают мнение коллеги, добавляют свои коррективы, выполняют его.

- Литва и Польша;

- Швеция и Ливония;

- Латвия и Эстония;

- Летом 1240 году;

-Дружинник князя Гаврила Олексич;

- Александром Невским;

-Граждане сами подбирали себе князя, и если он плохо исполнял свои обязанности то изгоняли из города.

Умение осознанно строить высказывания, поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД). Умение слушать и слышать друг друга (коммуникативные УУД).

4.Этап построения проекта выхода из затруднения

Но на этом несчастья в 13 веке не закончились.

-Как вы думаете, кто напал на Русь с запада? (шведы и немцы)

как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать на этом уроке?

Для того, чтобы вам помочь, прислали письмо с подсказкой.

А кто сможет прочитать его?

Ну что вы догадались, о чем мы с вами будем говорить?

Если не догадались, то послушайте стихотворение, оно вам подскажет тему нашего урока.

(смори приложение №2)

Отвечают на вопросы учителя.

Умение осознанно строить высказывания, поиск и выделение необходимой информации (познавательные УУД). Умение слушать и слышать друг друга (коммуникативные УУД) Умение слушать, получать необходимые сведения (коммуникативные УУД). Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу через самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы (личностные УУД).

5.Этап реализации построенного проекта.

нашествие монголо-татар на Русь

В конце 1237 года Батый двинулся на Северо-Восточную Русь. Один за другим исчезали в огне пожаров деревянные русские города - Рязань, Коломна, Москва... Вскоре пришел черед стольного Владимира. 7 февраля 1238 года после ожесточенного сражения город был взят татарами.
Незадолго до подхода Батыя князь Юрий Владимирский с дружиной покинул Владимир и ушел па северо-запад, в сторону Углича. Там, в глухих лесах за Волгой, он надеялся соединиться с братьями Ярославом и Святославом и вместе ударить на врага. Однако татары опередили его: 4 марта 1238 года они уничтожили дружины Юрия и Святослава в отчаянной схватке па берегах лесной речки Сить. Теперь перед ними открывался путь на Новгород.
В марте 1238 года Батый направил свои отряды на северо-запад, взял Торжок - южные ворота новгородской земли. Однако приступить к стенам великого города он так и не решился. Батый понимал, что его ослабевшая, потерявшая десятки тысяч воинов армия едва ли сумеет завоевать сильные, густонаселенные северозападные области Руси. К тому же и весенняя распутица со дня на день могла превратить новгородские леса и болота в западню для отяжелевшей от добычи монгольской армии.
Уходя на юг, Батый, как на степной облавной охоте, раскинул свои отряды в виде огромной петли, стремясь захватить этим арканом все живое, что оставалось на Руси. Завоевателям еще не раз
пришлось испытать на себе силу русского оружия. Семь недель бились с врагом жители Козельска, пока но полегли все до единого в последней рукопашной схватки под стенами родного города.
Прогнали незваных гостей жители Смоленска. В народе родилась красивая легенда о том, что победил татар и спас Смоленск всего один воин - прекрасный юноша по имени Меркурий.
Лето 1238 года Батый провел в Половецких степях. После тяжелых боев войскам необходим был отдых и пополнение. Лишь в 1239 году татары смогли возобновить активные действия против Руси. Они вновь вторглись во владимирские земли, разорили Муром и Гороховец, воевали по Клязьме. В Южной Руси отряды, посланные Батыем, захватили Чернигов и Переяславль, опустошили многие области по левому берегу Днепра.
Новое большое наступление монголо-татар началось в 1240 году. Перейдя Днепр, они поздней осенью осадили Киев. По словам летописца, даже в городе скрип тележных колес, рев верблюдов, ржание коней заглушали голоса людей.
Целые сутки длился решающий штурм. 19 ноября 1240 года татары взяли Киев.
Пройдя через Галицко-Волынское княжество, Батый двинулся дальше, на Венгрию, Чехию и Польшу. 11 апреля 1241 года в битве при Шайо монголы разгромили 60-тысячлую армию венгерского короля Белы IV. А за два дня до этого отдельный монгольский корпус, под командованием Бурундая действовавший в юго-западной Польше, уничтожил объединенные польские силы в битве при Легнице.
Путь на запад был открыт. Однако весной 1242 года Батый повернул войска обратно на восток.
Историков давно интересовали причины, заставившие внука Чингисхана прекратить поход на запад. При всем множестве больших и малых препятствий на пути Батыя главной причиной, затормозившей и остановившей продвижение монгольской армии, было героическое сопротивление народов Восточной Европы, и в первую очередь русского народа. Потеряв лучших воинов, Батый не имел сил двигаться дальше.
Именно на это указывал еще А. С. Пушкин: «России, - писал он, - определено было высокое предназначение... Ее необозримые равнины поглотили силу монголов и остановили их нашествие на самом краю Европы; варвары не осмелились оставить у себя в тылу порабощенную Русь и возвратились в степи своего востока. Образующееся просвещение было спасено растерзанной и издыхающей Россией...»
Сама же «растерзанная и издыхающая» Русь с середины XIII века становится «русским улусом», провинцией громадной монгольской империи, раскинувшейся от Черного моря до Тихого океана.

-Почему шведы и немцы выбрали именно это время для наступления?

(Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)

-Кто был в это время князем новгородским?

(Александр Ярославович)

-Что вы о нём можете сказать?

(На тот момент ему было всего 19 лет, но он уже был опытным воином, умным и образованным)

В 20 лет в 1240 году победил шведов на реке Неве)

-А сейчас мы отправляемся в Великий Новгород 1242 года.

Нам предстоит стать свидетелями знаменательного события, произошедшего там.

На доске картинка кого? (свиньи) и фотографии великих людей России. Знаете ли вы их имена? (Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов, жившие в 18веке;

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, 20-21 век )

-Какое отношение имеют фотографии людей, живших в разное время, и иллюстрация свиньи к Новгороду в 1242 году? На эти и другие вопросы, думаю, мы найдем ответы к концу нашего урока.

1. После Невской битвы прошло всего 2 года.

-Какая новая беда пришла на русскую землю? (немецкие крестоносцы напали на Русь)

-С какой целью? (Цели: захват территорий, захват богатых новгородских земель) Одна из целей религиозная: искоренение православия, насаждение своей религии.

Итак, 1242 год…

-Какое же событие стало самым значимым в 13-м веке?

-Смотрим фильм (2.13- 06.56) - 4.43 мин.

-Как называлась битва, произошедшая 5 апреля 1242 года? (Ледовое побоище)

- Ребята перед вами слово "побоище". Подберите синонимы к этому слову. (Сражение, битва, сеча)

-Именно этому сражению и посвящен наш сегодняшний урок.

Работают с текстами.

Отвечают на вопросы учителя.




























(Русь была ослаблена нашествием монголо-татар)

(Александр Ярославович)

(На тот момент ему было всего 19 лет, но он уже был опытным воином, умным и образованным)


(свиньи)

Михаил Илларионович Кутузов, Александр Васильевич Суворов, жившие в 18веке;

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, 20-21 век )




(немецкие крестоносцы напали на Русь)

(Цели: захват территорий, захват богатых новгородских земель)


(Ледовое побоище)

(Сражение, битва, сеча)


Умение слушать и слышать друг друга (коммуникативные УУД)

Умение слушать, получать необходимые сведения (коммуникативные УУД). Развитие учебно-познавательного интереса к новому материалу через самостоятельный поиск ответов на поставленные вопросы (личностные УУД).

6. Этап первичного закрепления с проговариванием речи.

Провожу работу с учебником.

- Кому могут принадлежать эти слова? "Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля" ? (Александру Невскому)

-Задайте вопросы, наиболее заинтересовавшие вас или зачитайте самые интересные для вас строки из учебника.

А теперь мой вопрос:

-Как строились немецкие рыцари во время нападения? (клином, или как называли русские «свиньёй»)

Рассказываю историю:

Закованные в доспехи всадники на сильных лошадях подобно тарану раскалывали строй противника надвое, затем дробили на более мелкие группы и уничтожали по частям. Характеру такой тактики соответствовал и боевой порядок, получивший у русских название, как образно пишет летописец, «великая свинья». «Свинья» строилась следующим образом: в первую шеренгу становились, три-пять конных рыцарей; во вторую вставали уже пять-семь, таким образом, фланги второй шеренги увеличивались на два человека и т. д. Число таких постепенно увеличивающихся шеренг доходило до десяти, а всего рыцарей могло насчитываться до полутораста. Остальные рыцари строились колонной, имевшей ширину последнего ряда «свиньи».

Во главе «свиньи» обычно вставали командоры и наиболее известные рыцари; здесь же, под охраной, везли знамёна. Пока реет знамя, никто из «братьев» не имел права бежать с поля битвы. На случай, если неприятель свалит знамя, имелось запасное, которое немедленно водружалось, дабы «братья» не спешили обратиться в бегство. Пешими в бою шли оруженосцы, слуги, кнехты, представители покорённых народов. Главная цель пехоты состояла в том, чтобы помогать рыцарям тогда, когда их конная атака разбивала строй центрального полка противника. Первыми в бой вступали рыцари, а пехота стояла под отдельными знамёнами. Если в бой вводили пехоту, то её строй замыкал ряд рыцарей, ибо пехота была ненадёжной.

«Клин» врезался в центр боевого порядка противника, прорывал фронт и разобщал его силы, что способствовало охвату и разгрому флангов. Если удар был неудачен, то колонна, сохраняя свой строй, превращалась в каре. Таким образом, немецко-рыцарские ордена имели самую лучшую для того времени в Западной Европе военную организацию.

Но у этого построения были и свои недостатки. Сохранить боевой порядок после нанесения главного удара было почти невозможно. Этому препятствовала громоздкость и жёсткость рыцарского построения. Да и совершить манёвр при внезапно изменившейся ситуации в таком строю было очень сложно.

-Как обычно строилось русское войско? (по прямой)

-А как построил войско Александр Невский? (чело-немногочисленная часть лучников; усилил боковые фланги: полк правой руки и полк левой руки; засадный отряд - конница)

Орден Александра Невского

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра Невского как святого, позднее он был официально канонизирован Русской православной церковью.

В 1724 году Петр I основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадского мира со Швецией.

Орден св. Александра Невского с девизом «За труды и Отечество» был задуман Первым Императором Всея Руси Петром I после подписания Ништадского мирного договора как чисто военный. Государь полагал дать ему имя князя, прославленного ратными подвигами на поприще защиты Отечества. Но поскольку Россия в тот период уже не воевала, Петр не спешил с разработкой устава ордена и по этой причине никого пожаловать этой наградой при жизни не успел.

В 1725 году, императрица Екатерина I, выполняя волю супруга, учреждает орден в честь св. Благоверного Великого князя Александра Невского.

Орден Александра Невского является единственной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.

-А теперь вернемся к нашим фотографиям.

-Как вы думаете, так что объединяет людей разных эпох на этих фотографиях? (Все они награждены орденом Александра Невского: только сначала он назывался орден святого Александра Невского, а затем без слова святой, орден Александра Невского)

Читают текст учебника, выделяют главную мысль.

Задают вопросы интересующие их. Отвечают на мой вопрос.

(Александру Невскому)


(клином, или как называли русские «свиньёй»)















(по прямой)

(чело-немногочисленная часть лучников; усилил боковые фланги: полк правой руки и полк левой руки; засадный отряд - конница)











(Все они награждены орденом Александра Невского: только сначала он назывался орден святого Александра Невского, а затем без слова святой, орден Александра Невского)

7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

Коллективная работа «Найди ошибки в историческом тексте»

Давайте, посмотрим на слайд, там есть не достоверная информация, я предлагаю вам исправить ошибки.

Кто уже нашел ошибки?

5 апреля 1240 года шведские рыцари построились клином на льду реки Невы. Впереди находились пешие рыцари. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в центре. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный мартовский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовая битва».

Вчитываются в текст и ищут ошибки.

Затем коллективно проверяют их на слайде.

5 апреля 1242 года немецкие рыцари построились клином на льду Чудского озера. Впереди находилась конница. Новгородский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил по флангам. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный апрельский лёд треснул, и многие рыцари стали уходить под воду. Это сражение вошло в историю как «Ледовое побоище».

. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного (регулятивные УУД)

8. Этап включения в систему знаний и повторения.

Учитель готовит детей к серьезнейшей работе над кроссвордом, задавая вопрос, просит по одному выходить и записывать его на доске.







По горизонтали:

  1. Город, который был отбит у Ордена силами двух братьев.(Псков)

  2. Фамилия предводителя русской дружины.(Невский)

  3. Андрей … - один из командующих в русской дружине.(Отчество)(Ярославич)

По вертикали:

  1. Озеро, на котором произошла битва.(Чудское)

  2. Какой город немецкие рыцари пытались захватить?(Новгород)

  3. Орден немцев, рыцарей - крестоносцев из Ливании, принимающий участие в битве.(Ливанский)

Слушают внимательно вопрос, после чего идут и записывают ответ на доске.

Умение слушать, получать необходимые сведения (Коммуникативные УУД).

9. Этап рефлексии учебной деятельности.

"Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля"

Это девиз Александра Невского.

- На уроке мы доказали справедливость этих слов. (Является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений. На это нацелена государственная политика и России XXI века, России - в которой нам жить!

Вспомните то, о чем мы вели речь на уроке и выскажите свое мнение,

ответ начинайте с фразы:

Мне было интересно…

Я сегодня понял, что…

Мне было трудно…

Я узнал…

Я понял, что могу

Мне понравилось…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Давайте составим синквейн о человеке, снискавшем славу среди многих поколений,

о великом русском полководце Александре Невском.

1) 2 самых красивых прилагательных,

2) 3 глагола,

3) Короткое, но ёмкое предложение об этом человеке

4) Назови одним словом, вбирающим в себя всё)

-Ответы детей

Пример учителя:

А. Невский (синквейн)

Мужественный, православный.

Сражается, побеждает, верует.

Защитник земли русской.

Победитель.

Записываю домашнее задание на доске, выучить тему «Ледовое побоище» с. 31 - 33.

.






-Выбирают фразу и рефлексируют себя



Составляют свой синкквейн, озвучивают другим учащимся.





Записывают домашнее задание в дневники, с. 31 - 33.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы (коммуникативные УУД)

СХЕМА МЕТОДИЧЕСКОГО САМОАНАЛИЗА УРОКА


1. Ледовое побоище, программа Н.Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова.

2. Характеристика особенностей класса -многие учащиеся практически владеют материалом, активно участвуют в ходе урока. В классе отсутствует научная речь, к доске стараются выходить все. В данном классе было работать очень комфортно. дети активно вступают в диалог с учителем. учебные навыки сформированы.

3. Место данного урока в разделе, четверти. Как связан урок с предыдущим.

4. Познакомить учащихся с историческими событиями, показать значение Ледового побоища.

5. На уроке решались конкретные задачи на достижения личностных, метапредметных и предметных результатов:

Направленные на достижение личностных результатов:

1.Формировать интерес к познанию окружающего мира;_

2.Формировать предпосылки для готовности самостоятельно оценивать успеваемость своей деятельности;

3.Формировать осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России.

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

1.Учить вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки учета характера сделанных ошибок;

2.Учиться осуществлять запись, указанную учителем информацию об окружающем мире;

3.Научиться строить небольшие сообщения, пересказы в устной форме.

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

1.Научиться соотносить научные исторические события с датами, конкретную дату с веком, пользоваться с историческими датами;

2.Научиться выделять главное в тексте учебника;

3.Научиться ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;

4.Узнать имена выдающихся российского государственного деятеля Александра Невского, связанные с ним события и его влиянию на историю нашего Отечества.

Задачи, направленные на достижение личностных результатов решались на этапе: мотивации к учебной деятельности; актуализации пробного действия; построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта; рефлексия учебной деятельности.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов решались на этапе: выявление места и причины затруднения; построение проекта выхода из затруднения; реализация построенного проекта; проверка домашнего задания; этап включения в систему знаний и повторения.

Задачи, направленные на достижение предметных результатов решались на этапе: выявление места и причины затруднения; построение проекта выхода из затруднения; самостоятельной работы с проверкой по эталону; рефлексия учебной деятельности.

6. Мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока, они работали как самостоятельно так и совместно со мной.

7. Личностные УУД формировались с использованием методов:

  • Словесного: диалог с учителем.

  • Практического: работа по учебнику (письмо по памяти)

Познавательные УУД формировались с использованием методов:

  • Словесный: формирование проблемы, выбор способа решение задачи, смысловое чтения.

  • Практические: составление пары слов предмет с названием, соединение вопроса и ответа на него, диалог с учителем, выделение основной мысли с учебника.

  • Наглядные: работа с презентацией.

Регулятивные УУД формировались с использованием методов:

  • Практический: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, выявление и осознание того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД формировались с использованием методов:

  • Словесный: умение с достаточной полнотой и точностью, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

8. Считаю что урок достиг поставленных целей. Критериями данной оценки являются: в конце урока дети смогли рассказать о чем мы проходили сегодня на уроке, они могут полноценно рассказать о Ледовом побоище, домашнее задание не вызвало затруднений, на рефлексии дети оценили свои знания как полные, я выслушивала предложение каждого ребенка, чтобы убедится в том, что всем понравился мой урок, и все поняли и осознали тему.



© 2010-2022