Проектная работа на тему: Мал, да удал

  Все мы – дети одной большой страны России, а значит – ее будущее. И только от нас зависит ее дальнейшая судьба, ее счастье, которое заключается в словах «мир» и «культура». Актуальность моей темы продиктована тем, что идет сокращение численности  малых народов России, исчезновение их культуры и самобытности. По определению профессоров МГУ Н.В. Наглера и В.Ц. Худавердяна, «малочисленными народами России являются те российские коренные аборигенные народы, численность которых не превышает 50 тысяч ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная работа на тему: Мал, да удалПроектная работа на тему: Мал, да удалПроектная работа на тему: Мал, да удалПроектная работа на тему: Мал, да удалПроектная работа на тему: Мал, да удалПроектная работа на тему: Мал, да удал

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Некрасовская средняя общеобразовательная школа»

«Мал, да удал»

Проектная работа на тему: Мал, да удал

Работу выполнила ученица 7 класса

Реброва Татьяна

Научные руководители:

учитель истории и обществознания

Смирнова Надия Шамильевна,

Учитель технологии

Горских Ольга Викторовна



Некрасово, 2014


ОГЛАВЛЕНИЕ:

I. Введение………………………………………………………………………..2

1.1. Цель проекта………………………………………………………………….3

1.2. Задачи ………………………………………………………………………...3

II. Основная часть:……………………………………………………………...4

2.1. Негидальцы…………………………………………………………………..4


2.2. Ороки………………………………………………………………………..11

2.3. Удэгейцы…………………………………………………………………....16

III. Выводы……………………………………………………………………..20

IV. Заключение………………………………………………………………...21

V. Библиографический список………………………………………….…..22









I.Введение

Все мы - дети одной большой страны России, а значит - ее будущее. И только от нас зависит ее дальнейшая судьба, ее счастье, которое заключается в словах «мир» и «культура». Актуальность моей темы продиктована тем, что идет сокращение численности малых народов России, исчезновение их культуры и самобытности.

По определению профессоров МГУ Н.В. Наглера и В.Ц. Худавердяна, «малочисленными народами России являются те российские коренные аборигенные народы, численность которых не превышает 50 тысяч человек». Отдельную подгруппу внутри этой группы составляют народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Малочисленных народов в России более 70. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока создали в самой холодной части планеты среду обитания человека с уникальной духовной и материальной культурой. Отличительной ее особенностью является экологический и гуманистический характер взаимодействия человека с окружающей природой. Культура народов Севера, Сибири и Дальнего Востока - подлинная сокровищница, к сожалению, до сих пор малоизвестная мировому сообществу. Она представлена грандиозными эпическими полотнами, философски глубокой мифологией, редкими и исчезающими языками с изысканной поэзией, колоритными обрядами и экзотическими красивейшими образцами декоративно-прикладного народного творчества. Часть этого богатства сосредоточена в российских и зарубежных архивах и музеях, в государственных и частных коллекциях. Реликты и фрагменты культурного наследия, к счастью, до сих пор сохранились в отдельных очагах. И поэтому в своем проекте я хочу показать красоту культуры и самобытности малочисленных народов России.


  1. Цель работы:

  • Рассказать о малочисленных народах России, об их культуре, быте, об их условиях проживания, о тех проблемах, которые волнуют не только малочисленные народы, но и всю страну в целом.

1.2. Задачи:

  • дать представление о народах России;

  • сформировать более глубокие знания о народах России;

  • осознать важность и значимость даже самого малочисленного народа для России.







II. Основная часть.

2.1. НЕГИДАЛЬЦЫ.

Историко-этнографическая характеристика Негидальцев

Негидальцы относятся к тунгусо-маньчжурской группе (приложение рис.1). По данным переписи населения 1979 года их было около пятисот человек. Живут в Хабаровском крае , основная часть - в Ульчском районе в течении реки Амур, другая - значительно меньшая часть - расселена в районе имени Полины Осипенко. Кроме того, отдельные семьи живут в Нанайском, Курумийском и других районах Хабаровского края.

Проектная работа на тему: Мал, да удал Рис.1. Негидальцы

Этническая основа и исторические пути негидальцев тесно переплетались с историей живших по соседству нивхов, ульчей, нанайцев, эвенков. Как предполагается, предки негидальцев появились на Амгуни и Амуре уже со сложившейся родовой организацией. Это была небольшая группа охотников-тунгусов, кочевавшая ещё в эпоху раннего железа по обширным территориям Забайкалья. Впоследствии она обособилась, а когда достигла Охотского побережья, попала в географически обусловленную изоляцию. Здесь предки негидальцев осели, занялись рыбным промыслом, сохранив при этом свои хозяйственные и культурные традиции. Не потеряв родственных связей с Эвенками, они вступили в контакт с местными аборигенами и к концу XVII и началу XVIII века сформировались как этнос. С момента появления негидальцев на реке Амгунь, они постепенно заселяли долину реки Амгунь и её притоки, выходили к берегам крупных и мелких озёр. Амгунь связывала отдельные селения и родовые стойбища негидальцев.

Известно, что местные жители бассейна Амгуни называли себя «амгунбаюнын», что означает «амгуньский человек», а закрепившееся за ними название негидальцы - также местного происхождения.

В 1945 году с Чукчагирского селения (род Чукчагиль) и селения Каменка (рода муктегиров, альчакулов, тоёмконов и аюмканов) негидальцы были перселены в село Владимировка в связи с объединением мелких колхозов.

По данным переписи населения 1997 года на территории Дальнего Востока негидальцев было зарегистрировано 423 человека.

Жилище и хозяйство, средства передвижения.

Негидальское жилище как элемент цивилизации представляло собой древнюю постройку человека. Это шалаш, служивший временным нуждам сезонного охотника, дававший возможность ему укрыться от дождя и снега, согреться, отдохнуть, приготовить пищу, спрятаться от лесных хищников. Как временное сооружение его не берегли, не перевозили на новое место, его строили из стволов молодых деревьев, веток кустарника, коры крупных деревьев, иногда травы. Отличались шалаши небольшими размерами и имели минимум удобств.

Рис.2. Негидальское жилище

Бревенчатые избы появляются у негидальцев в конце XVIII века. Внутри домик застилался берестяными коврами. На некотором расстоянии от очага располагались лежанки, которые выстилались еловыми лапами и накрывались шкурами животных. Лежанка служила столом и местом отдыха. Весь хозяйственный инвентарь размещался по стенам хижины. Конструкция и использование негидальского дома следовало устоявшимся правилам и запретам, что делало национальное жилище устойчивой живой средой - прочным убежищем от тёмных сил и образцом равновесия и порядка.

В конце XIX и начале XX веков с приходом на Амгунь русских христианских миссионеров переход негидальцев от кочевья к оседлости завершается. Селения укрупнялись, появились избы русского типа, хозяйственные постройки.

Традиционным и основным видом охоты негидальцев был промысел на пушного зверя: соболя, колонка, лисицы, зайца, белки, выдры и т.д. В XVII-XVIII веках китайские сборщики приезжали за пушниной в негидальские стойбища, а маньчжурские купцы - частые гости этих мест. Соболиные и песцовые шкурки обменивали на китайские товары. Помимо охоты негидальцы занимались рыбным промыслом. Заготовляли рыбу впрок, чтобы прокормить семью.

Совершая краткий или длительный переход, охотник приобретал навыки переноски или перевозки вещей, добычи, снаряжения. Простейшим средством для переноски грузов являлось заплечное приспособление в виде суковатой палки с развилкой и перекладиной внизу, к которой привязывалась поклажа.

Одним из самых первых и простых видов транспорта, которым часто пользовались негидальцы, была временная волокуша - келчи. Чаще всего ею пользовались зимой для вывоза крупной добычи - лося или дикого оленя.

Позже стали пользоваться нартами, при помощи лямки - ала. Впрягали собак, специально тренированных и используемых только для транспорта.

В летнее время негидальцами использовались берестяные лодочки - оморочки, с которых ловили рыбу. Изготовлялась оморочка из бересты, швы которой замазывались смолой. Управлялась она при помощи вёсел. Оморочка являлась доступным и удобным видом транспорта.

Занятия Негидальцев.

Негидальцы были исконными рыбаками и охотниками. У верховскихнегидальцев рыболовство и охота дополнялись оленеводством (основное отличие от низовских). Однако их нельзя приравнять к кочевникам - оленеводам (эвенкам), так как они пользовались оленями только в транспортных целях и вели оседлый образ жизни.
Для рыболовства пользовались заездками, небольшими неводами, сетями, крючками, удочками, острогами. Каждая семья делала для себя большие запасы сушеного лосося - юколы. Использовали и кожу рыб разных пород для изготовления одежды, обуви, бытовых поделок. Женщины умели выделывать шкуры и кожи, шить из них одежду и обувь, украшать их затейливым тонким орнаментом, изготовлять утварь из бересты.
В конце XIX века в рацион негидальцев входит картофель, который они выменивали на рыбу у живших по соседству русских. Постепенно некоторые низовские негидальцы сами начали сажать картофель.

Проектная работа на тему: Мал, да удалРис.3. Ловля рыбы

Современные негидальцы проживают в основном в Ульчском районе и районе им. Полины Осипенко. Жизнь их не отличается от других народов. Все находятся в одном положении, но при этом внутреннее содержание в характере негидальцев несколько отличается. Они имеют приусадебное хозяйство, содержат крупный рогатый скот, свиней, птиц, имеют приусадебные участки, сажают овощи. На зиму заготавливают впрок консервы.

Народная одежда.

Одежда как элемент этнической специфики является выражением привычек, вкусов, характера народа и составляет часть национальной культуры.

В зависимости от назначения негидальская одежда XIX века делилась на три группы - промысловую, праздничную, ритуальную.

Проектная работа на тему: Мал, да удалРис.4. Головные уборы

Для промысловых безрукавок предпочитали шкуру из лосиных голов - мета, охотничью одежду шили из оленьей шкуры - нана. Покрой охотничьей шубы давал возможность негидальцу использовать её как подстилку во время ночлега.

Обувь шили из сохатиных камусов - оса, дополняя меховыми чулками деоктэон. Межсезонная промысловая обувь чаще всего шилась из рыбьих кож, что позволяло выходить на промысел во время оттепели. Рыбья кожа обладает незаменимыми качествами: легкостью, прочностью, непромокаемостью. Праздничная обувь шилась из оленьих лап и украшалась аппликациями или рельефной вышивкой.

Повседневная одежда негидальцев почти не отличалась от промысловой. По праздникам надевали просторный шелковый халат на соболином и лисьем меху. Особенностью празднично-ритуального халата была широкая поперечная полоса, соединявшая в талии две его части. Халат был вышит разноцветными шелковыми нитками и оленьим волосом. Он был практически единственным для всех торжеств.

Празднично-ритуальная обувь отличалась аккуратностью. Это ровдужные невысокие сапоги с орнаментированными отворотами. Дополняли праздничный костюм расшитый тканевый нагрудник и металлические предметы в виде браслетов и колец.

Религия Негидальцев.

По религиозным воззрениям негидальцы были анимистами. Они считали, что мир населён духами, которых делили на обыкновенных - свен - и злых - амбан. Посредниками между людьми и духами выступали шаманы.

Надо сказать о том, что анимистические воззрения негидальцев были связаны с концепцией трёх стихий.

Духи неба ниспосылали удачу при охоте на копытного зверя - лося и дикого оленя, а также на пушного - соболя, лисицу, хорька, колонка, белку, зайца. Местом приношения жертв духам неба с просьбами об удачной охоте и здоровье являлись родовые мольбища - алачинки, которые каждый отдельный род устраивал недалеко от селения. Среди изображений различных духов на мольбище имелись деревянные человекообразные фигурки духа-хозяина солнца - тыйгани - и духа - хозяина луны - омнанкан, которые передавали хозяину неба - бохга - просьбы охотников и их жертвы.

Хозяин водной стихии - му - влиял на успешную рыбную ловлю. Если в роду были утонувшие сородичи, которые становились помощниками хозяина воды, то осенью, после ледостава, и весной, перед ледоходом, совершались моления у проруби. Центральное место в отношении влияния на судьбу всего рода и каждого его члена отводилось духам четырёх стихий: неба - бохга, тайги - хуяан, воды - му, огня - подя, среди которых главенствовала дух Небесной старухи - бохгаэденин.

Негидальцы верили, что дух того или иного животного (дух тайги - хуяан) скрывается в определённой части тела самого животного и что именно он помогал охотнику в его нелёгком промысле, защищал его в тайге или на реке, отводил болезни и приносил удачу. Поэтому каждый охотник имел при себе амулет - синкэн: перо или коготь, кусочек кожи или пучок волос. В этом амулете скрывался дух - хозяин почитаемого животного, - так считал абориген - негидалец. Божества делались из дерева, их почитали, угощали. До сих пор традиционно сохранились угощения хозяину воды - му, хозяину огня - подя, которых просят удачной рыбалки, охоты, здоровья, благополучия в семье. С обрядовой фольклорной областью были связаны также представления о рождении детей, нормы поведения при беременности, воззрения, касающиеся смерти и загробного мира, отношения к овдовевшей женщине и т.д.

Проектная работа на тему: Мал, да удал Рис.5. амулет - синкэн

Язык.

Язык: негидальский, русский

Негидальский язык относится к северной (тунгусской) подгруппе тунгусо-маньчжурских зыков, т.е. они отличаются от других амурских народов, языки которых образуют южную (маньчжурскую) подгруппу. По языку к ним ближе всего орочи.



2. 1.ОРОКИ.

Историко-этнографическая характеристика.

Численность - менее 200 человек. Расселение - Сахалинская область.

К середине XIX в., а возможно, и много ранее, сформировались две территориальные группы: одна из них, северная, заселяла срединную часть северного Сахалина, а другая, южная, включала 12 селений ороков, находившихся в южной части острова среди айнов, от залива Терпения до залива Анива. На острове Хоккайдо также проживает очень небольшая группа южных ороков.

Проектная работа на тему: Мал, да удал Рис.6. Ороки

В формировании культур обеих групп многое зависело от их контактов с другими аборигенными народами - нивхами, айнами, амурскими народами и др.Начиная с середины XIX в., для добычи уникального местного соболя на Сахалин ежегодно приезжали жители Нижнего Амура, поддерживавшие с ороками давние связи, вплоть до совместно организуемой охоты. В тот же период северная группа переселилась на Амур, в район, где проживали ульчи.

Средства передвижения и занятия Ороков.

Хозяйство народа имело комплексный характер. Северные занимались оленеводством, охотой, рыболовством, морским зверобойным промыслом. Оленеводство имело транспортное направление. Оленей доили. Каждая семья держала 20-30 оленей (вьючных, верховых или запрягаемых в нарты). Зимой отправлялись на оленях в тайгу, охотились с луками, копьями, позже с огнестрельным оружием на медведя, северного оленя, с петлями на соболя, с давящими ловушками на мелких зверей, с самострелом на лисиц. С наступлением весны перебирались на оленях на восточное побережье Сахалина, жили здесь до осени. Промышляли нерпу, сивуча, ларгу, др., а также рыбу, прежде всего лососевых. Морского зверя добывали гарпунами с костяной головкой и железным вкладышем, а также острогами с очень длинными - до 15 м древками и "рулем" - насадкой на переднем конце. С конца XIX в. в морском промысле стало широко применяться огнестрельное оружие. Для лова рыбы, особенно лососевых, пользовались разнообразными сетями, неводами строили запоры-заездки. Некоторые породы рыб ловили удочками, острогами.

Рис.6. Средство передвижения

На зиму запасали сушеную рыбу, рыбий жир, мясо лесных и морских зверей (сало последних употреблялось зимой для освещения), а также шкуры морских зверей и диких оленей для пошива одежды, обуви, др. Было распространено собирательство.

Южные ороки поначалу имели небольшое количество оленей, но из-за неподходящих природных условий стали безоленными. Основными их занятиями были рыболовство, морской зверобойный промысел и пешая охота в тайге, с ручной нартой и одной-двумя собаками. В начале ХХ в. некоторые южные ороки нанимались рабочими на промысловые предприятия японцев. В обмен на пушнину получали муку, крупы, ткани, металлические инструменты (ножи, пилы, копья), огнестрельное оружие и боеприпасы.

Средством передвижения служили нарты, причем у северных ороков была оленья нарта с широкими полозьями трехгранного сечения, а копылья на них устанавливались так, чтобы верх нарт был значительно уже низа. На нарту садились верхом, поставив ноги на полозья. Нарты были грузовые и ездовые для одного-двух оленей. В каждом хозяйстве был необходимый набор вьючных и верховых седел, переметных сум. Южныеороки использовали ручную нарту амурского типа, узкую с двусторонне загнутыми полозьями и прямыми копыльями, либо сохранившуюся старую оленью нарту, в которую припрягали одну-двух собак. Лыжи были аналогичны амурским - голицы и подволоки, подклеенные снизу камусом или нерпичьей шкурой. Для передвижения по воде использовали лодки, которые изготовляли, а чаще приобретали у нивхов долбленки, у айнов - плоскодонки.

Жилище Ороков.


В течение многих лет жили в небольших летних и зимних поселениях. Некогда зимой ороки жили в землянках, отрытых в склонах сопок, а при передвижениях возводили временные конические жилища из жердей и коры. Летние жилища двускатной формы сооружали из крупных хвойных деревьев. На расстоянии нескольких метров ставили две бревенчатые треноги, а на них укладывали сверху горизонтальную перекладину, "конек". Наклонные жерди от конька до земли составляли каркас стен, который покрывали корой хвойных деревьев. Вокруг сооружали хозяйственные постройки - амбары на сваях, лабазы - помосты на сваях, вешала. Зимними жилищами служили конические чумы, основой конструкции которых была тренога из массивных бревен со связанными верхушками. По кругу, диаметром до шести метров, к треноге крепили тонкие жерди. Сверху чум покрывали покрышками из нерпичьих, оленьих шкур, рыбьих кож, бересты. В центре был очаг. В самые суровые три-четыре месяца северные ороки перебирались с оленями в верховья горных незамерзающих рек, перевозили туда и вновь ставили свои чумы которые в конце зимнего сезона разбирали, жерди складировали в лесу, а покрышки сворачивали и увозили с собой. В отличие от северных, южные иногда оставляли свои зимники на местах. Зимой жили также в четырехугольных каркасных домиках с двускатной крышей, покрытых берестой.

Рис.7. Жилище ороков

Народная одежда.

Одежда у Ороков - распашной халат (из ткани, рыбьей кожи, оленьей замши), у охотников - юбка, безрукавка с ременными завязками на груди. Зимой надевали поверх кожаный передник. Летний головной убор - большая берестяная в форме невысокого конуса шляпа, а зимой мужчины носили круглую шапочку с меховыми наушниками. Обувь - унты из рыбьей кожи поверх ноговиц, торбаса из оленьих или нерпичьих шкур.

Рис.8. Одежда ороков

Пища Ороков.


Традиционная пища - сырая, вяленая, мороженая, вареная, копченая и соленая рыба и мясо сухопутных и морских животных, ягоды, орехи, съедобные растения, морская капуста и др. Ритуальным блюдом считалось мясо собаки, которое ели отварным перед уходом на промысел.


Религия Ороков.

Религиозные верования близки верованиям народов Амура. Стараниями православной миссии в конце XIX в. ороки были обращены в христианство, посещали церкви, крестили детей, хранили иконки, сохраняя при этом прежние анимистические представления, промысловый культ: почитали духов-покровителей, духов-хозяев зверей, рек, тайги, сопок, обращались к ним с просьбами о благе, здоровье, об успешной охоте.

Язык.


Язык ороков принадлежит к тунгусо-маньчжурской языковой группе. . В настоящее время из сахалинских ороков им владеют 64 человека , также все ороки владеют русским языком.




2.3. УДЭГЕЙЦЫ.


Историко-этнографическая характеристика Удэгейцев.


Удэгейцы относятся к народам севера, но вот интересный факт: северная граница их территории находится на той же широте, что и Киев, а лето теплее московского. Удэгейцы - один из коренных малочисленных народов Дальнего Востока, антропологически относятся к байкальскому типу монголоидов. Территория компактного проживания удэгейцев издавна находится на северо-востоке Приморского края и юго-востоке Хабаровского края, в основном, в горах и предгорьях Сихотэ-Алиня или у правых притоков Уссури и Амура. Всего удэгейцев, примерно, 2000 человек. В основном они селились в тех местах, где были река и тайга.

Проектная работа на тему: Мал, да удал Рис.9 Удэгейцы

Занятия Удэгейцев.


Удэгейцы, проживающие в Приморском крае, занимаются промыслом женьшеня и пантов (в последнее время добыча пантов временно запрещена, так как уменьшилось количество изюбров из-за интенсивной вырубки тайги).

Проектная работа на тему: Мал, да удалПроектная работа на тему: Мал, да удал

Рис.10. Занятия Удэгейцев

Фольклор удэгейцев богат: мифы о создании Вселенной, о духах, волшебные сказки о животных, загадки, пословицы, поговорки. Своеобразен музыкальный фольклор, песни складываются "на ходу". Помимо шаманского бубна используются музыкальные инструменты кункай и кенгола (дудочка).

В настоящее время среди удэгейцев есть своя интеллигенция: врачи, учителя, юристы, экономисты, инженеры, известные писатели: Н.С. Дункай, В.Т. Кялундзига, ДжансиКимонко; художник И.И. Дункай; кандидат математических наук П.Б. Суляндзига.

Проектная работа на тему: Мал, да удал Рис.11. Художник И.И. Дункай

Жилище Удэгейцев.


Поселения делились на летние, с легкими шалашеобразными постройками и зимние, стационарные, с землянками.


Народная одежда

Женская и мужская одежда Удэгейцев в общих чертах была сходна: тканевый халат покроя кимоно с застёжкой на правом боку, употреблялись халаты из рыбьей кожи. Под халатом - штаны с ноговицами, у женщин - длинные нагрудники эвенкийского типа, расшитые бисером, с металлическими подвесками. Праздничная мужская и женская одежда украшалась орнаментом. Обувь короткая с отдельной головкой амурского типа и эвенкийского в виде сапожка.

Проектная работа на тему: Мал, да удалПроектная работа на тему: Мал, да удал Рис.12. Народная одежда

Пища Удэгейцев.


Рыба и мясо - основные продукты питания. В результате контактов с русскими и китайцами удэгейцы стали активно осваивать новые земли, и пища стала более разнообразной, но до сих пор не исключаются из рациона рыба и мясо в сыром виде.

Религия Удэгейцев.


Традиционное верование - шаманизм. Религиозные верования существенно различались у Удэгейцев разных территориальных групп. У приморских и амурских Удэгейцев среди духов-хозяев значительное место занимали духи воды - касатка (ей приносили жертвы), дух-хозяин рыб, хозяйка лососевых Мамасадавани и др. Повсеместное распространение имело почитание Буа - духа-хозяина вселенной; духа тайги, гор Онку. Удэгейцы почитали тигра, молились его следу. Добыв медведя, непременно устраивали всеобщую трапезу, во время которой соблюдалось множество табу. Множеством запретов сопровождался культ духа огня Пудя. Духу-хозяину гор, тайги приносили жертвы в горах, на перевалах. Покровительнице охоты Сангия мама устраивали жертвенник у дерева близ селения; в жертву приносились кусочки рыбы, жгли багульник.


Язык.


Удэгейцы говорят на удэгейском языке южной (амурской) подгруппы тунгусо-маньчжурской группы язык алтайской языковой семьи. . Наибольшее родство удэгейского языка прослеживается с орочским языком. Удэгейский язык имеет письменность на основе кириллицы.

III. Выводы.

  1. Как и все представители коренных малочисленных народов, удэгейцы, ороки, негидальцы в настоящее время переживают экономическую нестабильность. Гибнет культура народа, теряется язык. Уменьшается численность из-за снижения рождаемости и увеличения смертности, распространения заболеваемости туберкулезом, ассимиляции (преобладание смешанных браков).

  2. География расселения отразилась в этнокультурных особенностях каждого народа, в контактах с соседними народами, так например отдаленность проживания приводила к тому, что формировались изолированные языки.

  3. Влияние современного общества можно характеризовать как многостороннее, есть как негативные моменты, (ассимиляция, безработица, незнание родного языка, особенно в городах), так и положительные (формируются ассоциации малочисленных народов, которые занимаются вопросами возрождения культуры, языка).







IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В третьем тысячелетии в человеческом сообществе появился новый взгляд на место и роль Арктики и Севера в мировых процессах. Сегодня рождается концепция развития арктических и субарктических территорий, диктуемая их уникальным природно-экологическим и стратегическим положением. Она предусматривает совершенно иное отношение к глубоко самобытной культуре северных народов. Прежний, идеологизированный, формальный взгляд на арктические народы определял их как носителей архаической отживающей культуры. В результате этого коренные народы Севера превратились в районах своего расселения в национальное меньшинство, а самобытность их развития оказалась под серьезной угрозой исчезновения. Осознание и озабоченность этим положением нарастают во всем мире и особенно в России. Для сохранения уникальных культур малочисленных народов правительству Российской Федерации необходимо проведение целенаправленной государственной политики.




V. Источники:


  1. Демографический энциклопедический словарь /Редкол.:Валентей Д. И. (гл. ред.) и др. М., 1995. 608 с.

  2. Районы проживания малочисленных народов Севера. Сб. научных трудов / Отв. ред. А. И. Чистобаев. Л., 2001. С. 162-182.

  3. В. Ц. Худавердян, Н.В. Наглер «Ксенофобия и пути ее преодоления»

  4. ethnography.omskreg.ru

  5. lingsib.iea.ras.ru/

  6. mosgu.ru/nauchnaya/publications/professor.ru/Hudaverdjan&Nagler

  7. narodru.ru/peoples1252.html

  8. rangifer.org/qumilev

  9. finam.ru/dictionary/wordf0181 B/default.asp?n=21




© 2010-2022