Рабочая программа по обществознанию (10 класс – профильное обучение предмета)

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Рабочая программа по обществознанию

(10 класс - профильное обучение предмета)

1. Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию (10 класс - профильное изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании» 2012г.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;

  4. Приказ Минобрнауки от 09.12.2008 N 379 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год»

  5. Учебный план образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

  6. Годовой календарный график образовательного учреждения на 2015-2016 учебный год.

………………………………………………………………………..............

Уровень изучения учебного материала в соответствии с лицензией:

Общеобразовательные программы дополнительного (профильного) изучения предметов: - обществознание (10-11 классы) - повышенный уровень изучения - нормативный срок освоения - 2 года.

Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10 классах (профильный уровень) составлено по программе, разработанной под руководством Л. Н. Боголюбова (Просвещение, 2011), допущенной Министерст­вом образования и науки Российской Федерации. Данная программа составлена на основе Федерального компонента Госу­дарственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень).

Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования отводит 204 часов для изучения на профильном уровне учебного предмета «Обществознание». В том числе в 10 и 11 классах по 102 часов, из расчета 3 часа в неделю.

Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне пред­ставляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, чело­века в обществе, познание, социальные отношения, политику, духовно-нравственную сферу.

В курсе представлены основы важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии.

В программе учтено, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются эко­номика и право, с которыми осуществляется межпредметное взаимодействие.

Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к ос­новной школе, где изучался курс «Обществознание» путём углубленного изучения некоторых соци­альных объектов, рассмотренных ранее.

Содержательными компонентами курса, кроме знаний, являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отноше­нию к обществу и другим людям, система гуманистических и демократических ценностей.

Целями курса являются:

  • развитие личности в период ранней юности, её духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышле­ния, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентиро­ваться в её потоке;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Консти­туции РФ;

  • освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, соци­альной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и ус­пешного получения последующего профессионального образования и самообразования;

  • овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации по­лученных данных;

  • освоение способов познавательной, практической деятельности в характерных социальных ролях;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межлич­ностных отношений (включая отношения между людьми разных национальностей и вероиспове­даний), познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности; для самоопределе­ния в области социальных и гуманитарных наук.

Требования к уровню подготовки выпускников. Учащиеся должны1

знать/понимать:

  • социальные свойства человека, его место в системе общественных отношений;

  • закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

  • основные социальные институты и процессы;

  • различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

  • особенности различных общественных наук, основные пути и способы социального и гуманитарного познания;

уметь:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; проблемы человека в современном обществе;

  • осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

  • анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

  • сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

  • объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

  • раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

  • участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

  • формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

  • подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

  • осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выработки собственной гражданской позиции;

  • оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации;

  • самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

  • нравственной оценки социального поведения людей;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий субъектов общественных отношений;

  • ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формиро­вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю­чевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор крите­риев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; .

  • исследование реальных связей и зависимостей;

  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

  • объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ­ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра­фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

  • отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

  • передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

  • перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизу­ального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное воспри­ятие языка средств массовой информации;

  • владение навыками редактирования текста;

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

  • участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра­боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской дея­тельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если…»);

  • формулирование полученных результатов;

  • создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, яв­лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замыс­ла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

  • пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава­тельной и практической деятельности;

  • владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по­лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, круглых столах, тестировании; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

Итоговая аттестация может проводиться как в традиционной форме (в виде устного экзамена), так и в виде ЕГЭ.

Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

2. Содержание изучаемого курса

2.1 Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 3 часов в неделю (3часа ∙34 недели=102 часа).


Название раздела, темы

( № п/п )

Всего часов

10 класс


Введение в курс обществознания: цели, задачи, формы работы

1час

Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность

10 часов

Раздел 2. Введение в философию

50 часов

Тема 1. Общество и человек

23 часа

Тема 2. Деятельность как способ существования людей

10 часов

Тема 3. Сознание и познание

16 часов

Раздел 3. Введение в социальную психологию

33 часа

Вводный урок

1 час

Тема 1. Социальная психология личности

6 часов

Тема 2. Мир общения

6 часов

Тема 3.Психология социальных групп

20 часов

Обобщение по курсу

9 часов

Сумма

102



2.2 Содержание изучаемого курса2

Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность. (10 часов)

Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Фило­софия и наука. Социология, политоло­гия, социальная психология как обществен­ные науки.

Основные этапы развития социально-гуманитар­ного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

Взгляды на общество и человека в индустри­альную эпоху.

Обществен­ная мысль России Философские искания XIX века. Русская фи­лософская мысль нача­ла XX века. Профессио­нальная деятель­ность в сфере социально-гуманитар­ного знания. Потребности современ­ного общества в специа­листах социально-гуманитарного профиля.

Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные об­разовательные учреж­дения.

Знать понятия: «соци­альные науки», философия, социология, политология, социальная психология; миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, кон­фуцианство. Идеальное государство, славянофилы, теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, лени­низм, гражданское общество, абсолютная идея, мар­ксизм, технократизм, ценности, экзистенциа­лизм, ревизионизм. Академия, университет, колледж, лицей, гимна­зия.

Уметь

- находить нужную информацию по заданной теме в ис­точниках различного типа;

- определять сущност­ные характеристики изучаемого объекта;

- извлекать необходи­мую информацию из источников

- переводить информацию из одной знаковой сис­темы в другую (из текста в таблицу, из аудио­визуального ряда в текст и т.д.);

- работать с текстами различных стилей;

- выступать с сооб­щениями;

- владеть основными видами публичных вы­ступлений.

Раздел 2. Введение в философию. (50 часов)

Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Смысл философских проблем Основные функции философии (1 часа).

Общество и человек. (23 часа)

Происхождение челове­ка и становление общества. Человечество как результат биологической и социо­культурной эволюции. Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышле­ния и языка. Понятие информации.

Общество, социальные взаимодей­ствия и об­щественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особая часть мира. Факторы изменения со­циума.

Системное строение общества. Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, со­циально-конкретный.

Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направлен­ность исто­рического развития. Формации и цивилизации. Цивили­зация и культура. Поня­тие культуры. Многообразие и диалог культур.

Историче­ский процесс и его участники. Типы социальной дина­мики. Факторы измене­ния социума.

Обществен­ный прогресс. Многообразие и нерав­номерность процессов общественного разви­тия.

Свобода и необходи­мость в че­ловеческой деятельно­сти. Свобода и произвол. Свобода и ответствен­ность. Свобода выбора. Свободное общество.

Знать понятия: антропогенез, социогенез деятельность, её струк­тура, мышление, язык. Социальная система, её структура, цивилизационный под­ход, формационный подход. Традиционная цивили­зация, индустриальная цивилизация, общест­венно-экономическая формация, культура. Прогресс, регресс, кри­терии прогресса, про­грессивные силы, реак­ционные силы.

Уметь:

- характеризовать с на­учной позиции основные явления;

- оценивать различные суждения, сопоставлять различ­ные научные подходов;

- находить нужную инфор­мацию по заданной теме в источниках различного типа систематизации изу­ченных фактов;

- переводить социаль­ную информацию из од­ной знаковой системы в другую, - объяснять внутренние и внешние связи (при­чинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие обще­ства и культуры);

- оценивать различные суждения о социальных объектах

- формулировать на ос­нове приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные су­ждения владеть основными видами публичных вы­ступлений;

- следовать этическим нормам и правилам ве­дения диспута

Деятельность как способ существования людей. (10 часов)

Многообра­зие дея­тельности. Потребности и интере­сы. Типология деятель­ности. Природа творческой деятельности.

Деятель­ность в сфе­ре духовной культуры. Сохранение и распро­странение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

Трудовая деятельность. Социология труда. Со­циальное партнерство и перспективы его разви­тия в России. Политиче­ская дея­тельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Политиче­ские отношения. Легитимность власти.

Знать понятия: потребности, интересы, творчество. Духовная культура, ду­ховные ценности, трудовая деятельность, социальное партнерство.

Уметь:

- проводить социологи­ческое мини-исследование;

- формировать раз­вернутый план ответа;

- оце­нивать различные суж­дения;

- раскрывать на приме­рах важнейшие теоре­тические положения и понятия;

- объ­яснять изученные поло­жения на самостоятель­но подобранных кон­кретных примерах.

Сознание и познание. (16 часов)

Онтология и теория познания. Проблема познаваемо­сти мира. Понятие об агностицизме. Познава­тельная деятельность. Чувственное и рацио­нальное познание.

Истина и ее критерии. Понятие научной исти­ны. Относительность истины. Истина и за­блуждение

Виды и уровни че­ловеческих знаний. Мировоззрение, его виды и формы. Мифологическое и ра­ционально-логическое знание. Религия. Мораль. Нравственная культура. Право. Искусство.

Жизненный опыт и здравый смысл.

Научное по­знание. Наука, основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и ин­теграция научного зна­ния.

Социальное познание, его особенности. Со­временные проблемы социальных и гумани­тарных наук

Духовная жизнь людей. Знание и сознание Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание. Самопознание и само­оценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

Знать понятия: онтология, знание, по­знавательная деятель­ность, чувственное по­знание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпири­ки, ощущение, воспри­ятие, представление, понятие, суждение, умо­заключение. Истина, критерий исти­ны, объективная истина, абсолютная истина, научное познание, ме­тоды научного познания, научная теория, научная революция, общественное сознание, индивидуальное созна­ние, теоретическое соз­нание самопознание, самооценка, притязание

Уметь:

- сопоставлять различ­ные научные подходы;

- объяснять изученные положения на самостоя­тельно подобранных при­мерах;

- отделять основную информацию от второстепенной;

- критически оценивать достоверность получен­ной информации;

- обосновы­вать суждения, давать определения;

- приводить доказательства.

Раздел 3. Введение в социальную психологию. (32 часа)

Социальная психология как наука. Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение (1 час)

Социальная психология личности. (6 часов)

Индивид, индивидуаль­ность, личность. Струк­тура личности. Устойчи­вость и изменчивость личности.

Периодиза­ция развития личности. Понятие возраста в психологии. Становле­ние личности.

Направлен­ность личности. Социальная установка. Ценностные ориента­ции, убеждения. Соци­альная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение. Ролевое поведение. Гендерное поведение

Общение как обмен ин­формацией Средства межличностной комму­никации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном об­ществе.

Мир общения. (6 часов)

Общение как межлично­стное взаи­модействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкурен­ция. Общение в юноше­ском возрасте.

Общение как взаимопо­нимание. Механизмы взаимовос­приятия в процессе об­щения. Идентификация в межличностном об­щении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межлично­стного восприятия.

Психология социальных групп. (20 часов)

Малые группы. Группы условные. Ре­ферентная группа. Межличностные отно­шения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения. Группы условные. Референтная группа. Инте­грация в группах разно­го уровня развития.

Межлично­стная со­вместимость. Групповая сплочен­ность. Дружеские отно­шения. Конформность, нонконформность, самоопределе­ние личности. Групповая дифферен­циация. Стиль лидерства. Взаимоотношения в ученических группах.

Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Ген­дерное поведение. Вос­питание в семье.

Антисоциальные группы. Особая опасность криминальных групп.

Конфликт. Проблема межличност­ного конфликта. Струк­тура, функции, динами­ка конфликта. Пути кон­структивного разреше­ния конфликта.

Итоговое повторение.

Знать понятия: социальная психология индивид, индивидуаль­ность, личность социализация. Со­циальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, соци­альная роль. Гендерное поведение, общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение, идентификация, эмпатия, стереотип восприятия условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция. Толерантность, национализм бытовой. Социальная дифферен­циация, групповая дифференциация, ли­дер. Антисоциальные группы, дедовщина, криминаль­ные группы.

Уметь:

- решать проблемные, логические, творческие задачи;

- определять сущност­ные характеристики изучаемого объекта;

- характеризовать с на­учных позиций основ­ные социальные явле­ния, их место и значе­ние в обществе;

- анализировать и клас­сифицировать социаль­ную информацию;

- сравнивать социаль­ные объекты, выявляя их общие черты и раз­личия;

- участвовать в обучающих играх;

- взаимодействовать с дру­гими людьми;

- исследовать реаль­ные связи и зависимо­сти;

- создавать идеальные объекты.


Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися

Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:

- работу с различными педагогически неадаптированными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);

- критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений; формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;

- анализ явлений и событий, происходящих в современной социальной жизни, с применением методов социального познания;

- решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы социально-гуманитарного знания;

- участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни;

- участие в дискуссиях, диспутах, дебатах по актуальным социальным проблемам, отстаивание и аргументацию своей позиции; оппонирование иному мнению;

- осуществление учебно-исследовательских работ по социальной проблематике, разработку индивидуальных и групповых ученических проектов;

- подготовку рефератов, освоение приемов оформления результатов исследования актуальных социальных проблем;

- осмысление опыта взаимодействия с другими людьми, социальными институтами, участия в гражданских инициативах и различных формах самоуправления.

3. Календарно-тематическое планирование 10 класс3.


Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

(учащиеся должны знать/уметь)

Информ. сопровождение

Дата проведения

По плану

По факту

1

Курс обществознания:

цели, задачи,

формы работы

1

Вводный урок

Урок-практикум Работа над учебным по­собием. Тестирование

Краткая характеристика изучаемого курса. Ме­тодика работы с учеб­ным пособием

Знать понятие «соци­альные науки». Развивать умение поис­ка нужной информации по заданной теме в ис­точниках различного типа

Раздел 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (10 часов)

2

Социальные науки и их классификация. Естественно­научные и социально-гуманитар­ные знания, их общие черты и отличия

1

Урок изучения нового материала

Урок закрепления знаний

Урок-практикум

Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Фило­софия и наука. Социология, политоло­гия, социальная психология как обществен­ные науки

Знать понятия: философия, социология, политология, социальная психология. Развивать умения:

- определения сущност­ных характеристик изучаемого объекта;

- извлечения необходи­мой информации из источников

3-4

Основные этапы развития социально-гуманитар­ного знания. Древние мыслители о мире и человеке

2

Урок изуче­ния нового материала

Уроки обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум Сообщения учащихся

Тестирование

Работа с источниками

Мифы древности. Древ­неиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы. Конфу­цианство. Платон и Аристотель об общест­ве и государстве

Знать понятия:

миф, Веды, касты, брахманы, кшатрии, вайшья, из-дры, карма, буддизм, йога, инь, ян, дао, конфуцианство, идеальное государство.

Развивать умения:

- перевода информации из одной знаковой сис­темы в другую (из тек- ста в таблицу, из аудио­визуального ряда в текст и т.д.);

- работы с текстами различных стилей;

- выступления с сооб­щениями

5-6

Основные этапы развития социально-гуманитар­ного знания. Взгляды на общество и человека в индустри­альную эпоху

2

Урок изуче­ния нового материала

Уроки обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум Работа с документами

Теория общественного договора. Трудовое об­щество А.Смита. Впе­рёд к «золотому веку». Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к на­учной социологии. Мар­ксистское учение об обществе. Развитие обществознания в XX веке

Знать понятия: теория общественного договора, трудовая теория стоимости, утопизм, гражданское общество, абсолютная идея, мар­ксизм, технократизм, ценности, экзистенциа­лизм, ревизионизм. Развивать умения:

- поиска нужной инфор­мации по заданной теме в источниках различного типа и извлечения не­обходимой информации из источников, создан­ных в различных знако­вых системах;

- владения основными видами публичных вы­ступлений

7-8

Обществен­ная мысль России

2

Урок изуче­ния нового материала

Уроки обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум. Составить таблицу «Рус­ская философ­ская мысль XIX-XX в.»

Философские искания XIX века. Русская фи­лософская мысль нача­ла XX века. Бердяев

Знать понятия: славянофилы, лени­низм.

Развивать умение поиска нужной инфор­мации по заданной теме

9-10

Профессио­нальная деятель­ность в сфере

социально-гуманитар­ного знания Основные профессии

социально-гуманитарного профиля.

Профессиональные об­разовательные учреж­дения

2

Урок изучения нового материала

Уроки обобщения и за­крепления знаний

Урок-практикум

Потребности современ­ного общества в специа­листах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии

социально-гуманитарного профиля.

Профессиональные об­разовательные учреж­дения

Знать понятия: академия, университет, колледж, лицей, гимна­зия.

Развивать умения:

- получение и осмысле­ние социальной инфор­мации, систематизация полученных данных

11

Социально-гуманитар­ные знания и профес­сиональная деятельность

1

Итоговый урок

Контроль­ный урок

Тестирование.

Контрольный

опрос

Закрепление, углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы


Раздел 2. Введение в философию (50 часов)

12

Место философии в системе обществознанияФилософия и наука

1

Урок изуче­ния нового материала

Урок закре­пления знаний

Урок- лекция Урок-дискуссия: «Можно ли познать обще­ство, в кото­ром живешь»?

Место философии в системе обществознания. Фило­софия и наука.

Знать понятия: фило­софия, социология, по­литология, социальная психология. Развивать умения:

- определения сущност­ных характеристик изу­чаемого объекта;

- извлечения необходи­мой информации из ис­точников

Тема 1. Общество и человек (23 часа)

13-14

Происхож­дение чело­века и ста­новление общества Человечество как результат биологической и социо­культурной эволюции

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Урок-практикум. Составить таблицу «Теории про­исхождения человека»

Происхождение челове­ка и становление общества. Теории происхож­дения человека. Человечество как результат биологической и социо­культурной эволюции

Знать понятия:

Человек, антропогенез, социогенез

Развивать умения:

- характеризовать с на­учной позиции основные явления;

- оценивать различные суждения

15-16

Сущность человека как проблема философии Мышление и деятельность. Понятие информации

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятель­ность.

Соотношение мышле­ния и языка

Знать понятия: деятельность, её струк­тура, мышление, язык. Развивать умения:

- сопоставление различ­ных научных подходов;

- поиск нужной инфор­мации по заданной теме в источниках различного типа

17-18

Социум как особая часть мира Факторы изменения со­циума Общество, социальные взаимодей­ствия и об­щественные отношения

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Урок-практикум

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.

Социум как особая часть мира.

Факторы изменения со­циума

Знать понятия: общество, социум, об­щественные отношения.

Развивать умения:

- объяснять внутренние и внешние связи изу­ченных социальных объектов;

- устанавливать соответствие

19-20

Системное

строение

общества

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда

Знать понятия: социальная система, её структура. Развивать умения:

- систематизации изу­ченных фактов;

- переведения социаль­ной информации из од­ной знаковой системы в другую

21-22

Типология обществ

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум

Уровни рассмотрения общества: социально-философский, истори-котипологический со­циально-конкретный

Знать понятия: цивилизационный под­ход, формационный подход.

Развивать умения; - сопоставлять различ­ные научные подходы

23

Восток и Запад

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум

Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций

Знать понятия: традиционная цивили­зация, индустриальная цивилизация.

Развивать умение:

- оценивать различные суждения;

- объяснять изученные положения на самостоя­тельно подобранных конфетных примерах

24-25

Смысл и направлен­ность исто­рического развития Формации и цивилизации. Культура и цивилизация. Многообразие и диалог культур

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления знаний

Урок-практикум Работа с учебником (знаковый анализ)

Смысл и направлен­ность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивили­зация и культура. Поня­тие культуры

Знать понятия:

общест­венно-экономическая формация, цивилизация, культура. Развивать умения:

-объяснять внутренние и внешние связи (при­чинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействие обще­ства и культуры);

- оценивать различные суждения о социальных объектах

26-28

Историче­ский процесс и его

участники

3

Урок изучения нового материала

Уроки обобщения и за­крепления знаний

Урок-исследование «Кого считать исторической личностью»?

Понятие об историче­ском процессе. Народные массы, социальные группы, общественные объединения как участ­ники исторического процесса.

Исторические личности. Типы социальной дина­мики. Факторы измене­ния социума

Знать понятия: исторический процесс, народные массы, исто­рические личности. Развивать умения:

- осуществлять поиск, систематизацию, и ин­терпретацию социальной информации по теме;

- формулировать на ос­нове приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные су­ждения по определенной теме

29-30

Обществен­ный прогресс Многообразие и нерав­номерность процессов общественного разви­тия

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и за­крепления знаний

Урок-практикум

Прогресс и регресс. Противоречивость про­гресса. Критерии про­гресса. Прогрессивные общественные силы. Многообразие и нерав­номерность процессов общественного разви­тия

Знать понятия: прогресс, регресс, кри­терии прогресса, про­грессивные силы, реак­ционные силы. Развивать умения:

- понимать закономер­ности развития общест­ва как сложной самоор­ганизующейся системы;

- оценивать обществен­ные изменения с точки зрения демократических и гуманистических цен­ностей

31-32

Свобода и необходи­мость в че­ловеческой деятельно­сти

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Круглый стол на тему: «Это сладкое слово «свобода»

Свобода и произвол. Свобода и ответствен­ность. Свобода выбора. Свободное общество

Знать понятия:

свобода, свободное об­щество.

Развивать умения:

- владеть основными видами публичных вы­ступлений;

- следовать этическим нормам и правилам ве­дения диспута

33-34

Общество и человек

2

Итоговый урок

Контроль­ный урок

Выполнение проблемных заданий

Тестирование

Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний


Тема 2. Деятельность как способ существования людей (10 часов)

35-36

Многообра­зие дея­тельности Потребности и интере­сы. Мотивация деятельности и социальные приоритеты.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

социологиче­ское мини-исследование «Ведущие мо­тивы учебной деятельности моих одно­классников»

Потребности и интере­сы. Типология деятель­ности. Игра. Учеба как деятельность

Знать понятия: потребности, их виды, интересы, творчество. Развивать умения:

- проводить социологи­ческое мини-исследование

37-38

Деятель­ность в сфе­ре духовной культуры

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обобщения и за­крепления знаний

Урок-практикум

Сохранение и распро­странение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры. Духовное потребление

Знать понятия: духовная культура, ду­ховные ценности. Развивать умения:

- формирование раз­вернутого плана ответа

39-40

Трудовая деятельность Социология труда. Со­циальное партнерство и перспективы его разви­тия в России

2

Комбиниро­ванный урок

Работа в группах: мини-проект «Пер­спективы раз­вития соци­ального парт­нёрства в Рос­сии»

Социология труда. Со­циальное партнерство и перспективы его разви­тия в России

Знать понятия: трудовая деятельность, социальное партнерство.

Развивать умение оце­нивать различные суж­дения

41-42

Политиче­ская дея­тельность Политиче­ское лидер­ство

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и за­крепления знаний

Урок-практикум Решение про­блемных за­даний

Политика как деятель­ность. Субъекты и объ­екты политики. Соотно­шение целей и средств в политике. Власть и политика

Знать понятия:

власть, политика, субъ­екты, объекты политики. Развивать умения:

- раскрывать на приме­рах важнейшие теоре­тические положения и понятия

- объ­яснять изученные поло­жения на самостоятель­но подобранных кон­кретных примерах

43-44

Деятель­ность как способ су­ществова­ния людей

2

Итоговый урок

Контроль­ный урок

Тестирование. Выполнение проблемных заданий

Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний


Тема 3. Сознание и познание (16 часов)

45-46

Онтология и теория познания Проблема познаваемо­сти мира. Наука, основные особенности методологии научного мышления.

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Урок-практикум

Проблема познаваемо­сти мира. Понятие об агностицизме. Познава­тельная деятельность. Чувственное и рацио­нальное познание

Знать понятия: онтология, знание, по­знавательная деятель­ность, чувственное по­знание, рациональное познание, агностики, рационалисты, эмпири­ки, ощущение, воспри­ятие, представление, понятие, суждение, умо­заключение. Развивать умения:

- сопоставлять различ­ные научные подходы;

- объяснять изученные положения на самостоя­тельно подобранных при­мерах

47-48

Понятие научной исти­ны и её критерии Относительность истины

2

Урок изучения нового материала

Урок обоб­щения и закрепления знаний

Урок-практикум на отделение основной информации от вторичной

Понятие научной исти­ны. Относительность истины. Истина и за­блуждение

Знать понятия: истина, критерий исти­ны, объективная истина, абсолютная истина, от­носительная истина, заблуждение.

Развивать умения:

-отделять основную информацию от второстепенной;

- критически оценивать достоверности получен­ной информации

49-50

Виды и уровни че­ловеческих знаний Теоретическое и обыденное сознание. Мировоззрение, его виды и формы. Философия. Религия. Искусство. Право. Мораль. Нравственная культура.

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и за­крепления знаний

Урок-практикум Решение про­блемных за­даний

Мифологическое и ра­ционально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл

Знать понятия: мифология, народная мудрость, здравый смысл, паранаука. Развивать умения:

- развернуто обосновы­вать суждения, давать определения;

- приводить доказательства

51-52

Научное по­знание Дифференциация и ин­теграция научного зна­ния

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Урок-практикум Работа с источниками. Понятийный диктант

Основные особенности методологии научного мышления.

Дифференциация и ин­теграция научного зна­ния

Знать понятия:

научное познание, ме­тоды научного познания, научная теория, научная революция, научный закон.

Развивать умения:

- сопоставлять различ­ные подходы;

- формировать собст­венные суждения

53-54

Особенности социального познание

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Урок-практикум Анализ мате­риалов СМИ, словарик те­мы

Социальное познание, его особенности. Со­временные проблемы социальных и гумани­тарных наук

Знать понятия: социальное познание, конкретно-исторический подход, социальный факт, интерпретация социального факта. Развивать умение ана­лизировать явления и события, происходящие в современной социаль­ной жизни с применени­ем методов социального познания

55-56

Знание и сознание Общественное и индивидуальное сознание.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум Решение про­блемных заданий

Общественное и инди­видуальное сознание

Знать понятия: общественное сознание, индивидуальное созна­ние, теоретическое соз­нание

Развивать умения:

- развернуто обосновы­вать суждения;

- объяснять изученные положения на самостоя­тельно подобранных конкретных примерах

57-58

Духовная жизнь людей. Самосознание и его роль в развитии личности.

Самопозна­ние

2

Урок изучения нового ма­териала Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум Решение про­блемных, ло­гических, творческих задач

Самопознание и само­оценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя

Знать понятия: самопознание, самооценка, притязание, самоисповедь.

Развивать умение решения проблемных, ло­гических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы со­циально-гуманитарного знания

59-60

Сознание и познание

2

Итоговый урок

Контрольный урок

Выполнение проблемных заданий. Тестирование

Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы. Контроль знаний


Раздел 3. Введение в социальную психологию (32 часа)

61

Социальная психология как наука

1

Урок изучения нового ма­териала

Урок-лекция

Предмет социальной психологии. Задачи и методы социальной психологии, ее практическое значение

Знать понятия: социальная психология

Тема 1. Социальная психология личности (6 часов)

62-63

Человек. Индивид. Личность

2

Урок изуче­ния нового материала

Комбиниро­ванный урок

Урок-практикум Выполнение

творческих

работ

Индивид, индивидуаль­ность, личность. Струк­тура личности. Устойчи­вость и изменчивость личности

Знать понятия: индивид, индивидуаль­ность, личность. Развивать умения:

- решать проблемные, логические, творческие задачи;

- определять сущност­ные характеристики изучаемого объекта

64-65

Периодиза­ция

развития личности

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум Модели­рование си­туаций по те­ме, их анализ

Понятие возраста в психологии. Становле­ние личности

Знать понятия: детство, отрочество, юность, возраст, зре­лость, старость, социо­логия, социализация. Развивать умения:

- определять сущност­ные характеристики изу­чаемого объекта;

- объяснять изученные положения на самостоя­тельно подобранных конкретных примерах

66-67

Направлен­ность личности Социальная установка Ролевое поведение. Гендерное поведение

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб- щения и за­крепления знаний

Групповая ра­бота: критерии социального поведения школьника

Социальная установка. Ценностные ориента­ции, убеждения. Соци­альная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение

Знать понятия: социальная сфера, со­циальная установка, социальное неравенство, ценности, класс, социальный статус, соци­альная роль Гендерное поведение Развивать умения:

- уверенно работать с текстами различных сти­лей;

- определять сущност­ные характеристики изучаемого объекта

Тема 2. Мир общения 6 часов

68-69

Общение как обмен ин­формацией Особенности общения в информационном об­ществе

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум Решение про­блемных за­даний

Общение. Средства межличностной комму­никации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном об­ществе

Знать понятия: общение, коммуникация, вербальное общение, невербальное общение. Развивать умения:

- характеризовать с на­учных позиций основ­ные социальные явле­ния, их место и значе­ние в обществе

70-71

Общение как межлично­стное взаи­модействие Конформность, нонконформность, самоопределение личности. Общение в юноше­ском возрасте

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Работа в группах: вы­работка па­мятки «Куль­тура общения в юношеском возрасте»

Типы взаимодействия: кооперация и конкурен­ция. Общение в юноше­ском возрасте

Знать понятия: кооперация, конкурен­ция, конформность, нонконформность общение как взаи­модействие. Развивать умения:

- анализировать и клас­сифицировать социаль­ную информацию;

- сравнивать социаль­ные объекты, выявляя их общие черты и раз­личия

72-73

Общение как взаимопо­нимание Идентификация в межличностном общении.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Работа в группах: ана­лиз материа­лов СМИ (факты и мне­ния)

Механизмы взаимовос­приятия в процессе об­щения. Идентификация в межличностном об­щении.

Эмпатия. Эффекты и стереотипы межлично­стного восприятия

Знать понятия: общение, взаимопонимание, идентификация, эмпатия, эффект, стереотип восприятия. Развивать умения:

- различать в социаль­ной информации факты и мнения;

-устанавливать соот­ветствия между существенными чертами и при­знаками социальных явлений и общество­ведческими терминами,

Тема 3. Психология социальных групп (20 часов)

74-75

Группы условные. Референтная группа. Межличностные отно­шения в группах. Инте­грация в группах разно­го уровня развития

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Груп­повая работа: разработка памятки «Пра­вила общения в малых груп­пах»

Группы условные. Ре­ферентная группа. Межличностные отно­шения в группах. Инте­грация в группах разно­го уровня развития

Знать понятия: условные группы, малые группы, референтная группа, интеграция.

Развивать умения:

- участия в обучающих играх;

- осмысления опыта взаимодействия с дру­гими людьми

76-77

Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок-дискуссия

Межличностные отношения в группах. Этнические и религиозные взаимоотношения

Знать понятия: толерантность, национализм бытовой Развивать умение ведения дискуссии

78-79

Межлично­стная со­вместимость Групповая сплочен­ность. Дружеские отно­шения.

2

Урок изуче­ния нового материала

Уроки обоб­щения и за­крепления знаний

Участие в де­батах по за­явленной проблеме

Групповая сплочен­ность. Дружеские отно­шения. Самоопределе­ние личности

Знать понятия: межличностная совмес­тимость, групповая сплоченность, самооп­ределение.

Развивать умения:

- отстаивания и аргумен­тации своих позиций;

- участия в обучающих играх

80-81

Групповая дифферен­циация Стиль лидерства Взаимоотношения в ученических группах.

2

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Участие в ро­левой игре

Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства

Знать понятия: социальная дифферен­циация, групповая дифференциация, ли­дер.

Развивать умения:

осмысления опыта взаимодействия с дру­гими людьми

82-84

Семья как

малая

группа Психология семейных взаимоотношений. Ген­дерное поведение. Вос­питание в семье

3

Урок изуче­ния нового материала Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум Моделирова­ние ситуаций по теме, их анализ

Психология семейных взаимоотношений. Ген­дерное поведение. Вос­питание в семье

Знать понятия:

семья, тендерное пове­дение.

Развивать умения:

- исследования реаль­ных связей и зависимо­стей;

- создания идеальных объектов

85-86

Антисоциальные группы Особая опасность криминальных групп

2

Урок изучения нового ма­териала

Комбиниро­ванный урок

Работа в группах: ма­териалы СМИ, их анализ

«Дедовщина» и другие формы насилия в груп­пе. Особая опасность криминальных групп

Знать понятия: социальные нормы, Антисоциальные группы, дедовщина, криминаль­ные группы. Развивать умения: - анализа явлений и со­бытий, происходящих в современной социаль­ной жизни

87-89

Конфликт

3

Урок изуче­ния нового материала

Урок обоб­щения и за­крепления знаний

Урок-практикум Решение про­блемных за­даний

Проблема межличност­ного конфликта. Струк­тура, функции, динами­ка конфликта. Пути кон­структивного разреше­ния конфликта

Знать понятия:, конфликт, структура и функции конфликта. Развивать умения:

- использования эле­ментов причинно-следственного анализа;

- осуществления конст­руктивного взаимодей­ствия с людьми различ­ных убеждений, куль­турных ценностей

90-91

Личность. Межлично­стные отно­шения

2

Итоговые уроки

Урок-практикум Решение про­блемных, ло­гических, творческих задач

Закрепление и углубление знаний, умений и навы­ков, полученных при изучении темы


92-93

Личность. Межлично­стные отно­шения

2

Уроки кон­троля зна­ний

Тестирование, выполнение проблемных заданий

Контроль знаний


94-96

Итоговое повторение: Основные философские проблемы

3

Итоговые уроки

Семинар. Тестирование в форме ЕГЭ, выполнение проблемных заданий

Контроль знаний


97-99

Итоговое повторение Социум как особенная часть мира

3

Итоговые уроки

Семинар. Тестирование в форме ЕГЭ, выполнение проблемных заданий

Контроль знаний


100

-

102

Итоговое повторение Социальная психология личности, социальных групп

3

Итоговые уроки

Семинар.

Тестирование в форме ЕГЭ, выполнение проблемных заданий

Контроль знаний









4. Ресурсное обеспечение.

4.1 Основная литература.

В преподавании курса используется учебно-методический комплект, в который входят: учебники:

  1. Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде­ний / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2008;

2) Обществознание: профильный уровень: учебник для 11 кл. общеобразовательных учрежде­ний /Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2008

4.2 Дополнительная (методическая) литература

  1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2008;

  2. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2008;

  1. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подго­товки. - М.: Экзамен, 2005;

  2. Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тести­рования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  3. Единый государственный экзамен 2008. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2008;

  4. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному эк­замену. ЕГЭ- 2008. Обществознание. - М.: Федеральный центр тестирования, 2008.

  1. Дидактические материалы по курсу «Человек и общество» / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М.: Просвещение, 2007;

  2. Школьный словарь по обществознанию / Под редакцией Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М.: Просвещение, 2007;

  1. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подго­товки. - М.: Экзамен, 2005;

  2. Тесты. Обществознание. 11 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тести­рования. - М.: ООО «РУСТЕСТ», 2006;

  3. Единый государственный экзамен 2007. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр, 2007;

  4. Единственные реальные варианты заданий для подготовки к единому государственному эк­замену. ЕГЭ- 2007. Обществознание. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.

4.3 Медиаресурсы

1 В соответствии со стандартом основного общего образования по обществознанию (Профильный уровень)

2 В тексте подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

3 В календарно-тематическом планировании шрифтом выделено содержание государственного образовательного стандарта по обществознанию (профильный уровень)

1

© 2010-2022