- Преподавателю
- Обществознание
- Разработка занятия по обществознанию на тему Сущность и организация государства. Местное самоуправление (10 класс)
Разработка занятия по обществознанию на тему Сущность и организация государства. Местное самоуправление (10 класс)
Раздел | Обществознание |
Класс | 10 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Макеева Д.В. |
Дата | 14.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Сущность и организация государства. Местное самоуправление.
Мотивация изучения темы:
Мы живем в государстве, поэтому тема важна для каждого.
Тем более, необходимо знать термины, касающиеся государства, чтобы разбираться в политической ситуации.
Цели занятия:
Учебные:
а) познакомиться с понятиями «государство», «федерация», «унитарное государство», «конфедерация» и т.д.;
дать представление о различных процессах, идущих в государстве;
показать роль познавательной деятельности в жизни человека и общества;
б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
-
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
-
раздаточный материал ;
-
учебник;
-
тетради.
Основные этапы занятия :
1) организационный момент;
2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
3) повторение изученного материала;
4)изучение нового материла;
5) закрепление изученного материала ;
6) инструктаж д/з;
7) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Проверка домашнего задания.
Найти верный вариант ответа (устно).
1) общественная власть проявляется …
А)в освоении человеком природы;
Б)в управлении машинами и механизмами;
В)в управлении своими эмоциями и желаниями;
Г)в руководстве старейшинами общиной.
2)политическую власть на уровне государства осуществляет…
А)глава компании, продающей нефть;
Б)председатель банка;
В)старейшины рода;
Г)судья Конституционного суда.
Да/нет?
-
Сила - один из источников власти.
-
Человек может получить власть разными способами.
-
Господство, руководство, регуляция - это одни из функций власти.
-
Харизматическая власть не может быть легальной.
-
Традиционная власть существует только в Китае.
-
Комбинация типов власти не возможна.
Какой бы Вы составили план своего ответа на вопрос «Что такое политическая власть?»
С понятием «государство» вы знакомы из курса истории.
Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых государств связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством.
Оно призвано было организовать людей, проживающих на определённой территории, для решения важных для всего общества дел.
-
Когда было создано Древне Русское государство?
-
С какими именами и событиями оно связано?
Государство - Это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти(монархия, республика),органы и структуру правления.
Государство - это…
-
Народ, проживающий на данной территории.
-
Политическая организация общества.
-
Верховная власть, стоящая над обществом.
Вспомним теории происхождения государства, общества и права.
Признаки государства:
-
Территория
-
Население
-
Независимость (суверенитет)
-
Система сбора налогов
-
Система права и т.д.
Правовое государство.
Задание №1. Работа с документом «Понятие и признаки правового государства». Прочитайте данный Вам текст.
Письменно ответьте на вопросы:
1)Когда и где появились первые представления о том, что такое «правовое государство»?
2)На что ориентированы были экономические и политические отношения, сложившиеся в Новое время?
3)Перечислите признаки правового государства.
4)Какие шаги сделала Россия на пути к установлению правового государства?
5)Что необходимо, чтобы правовое государство было создано?
Формы организации государств.
Федерация - государство, в котором существует самостоятельная власть на местах, которая контролируется центром. При этом части государства имеют право отделиться (РФ).
Унитарное государство - то, в котором центральная власть контролирует всё (Украина).
Конфедерация - союз независимых государств (в случае войны, например).
Местное самоуправление.
-
Что это?
-
Для чего оно существует?
-
Какие плюсы и минусы местного самоуправления можно назвать?
Задание .
-
Прочтите статьи Конституции РФ о местном самоуправлении (ст.130-133).
-
Определите и перечислите (с указанием статей):
-
А)Функции местного самоуправления в РФ;
-
Б)Как осуществляется местное самоуправление в РФ. (Приложение 1)
К собственным доходам местного бюджета могут относиться:
-
доходы от местных налогов и сборов
-
доходы от региональных налогов и сборов
-
доходы от федеральных налогов и сборов
-
безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
-
доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности
-
штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления
-
добровольные пожертвования
-
Государственные вложения на развитие региона.
Итак…
Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям.
Участие в местном самоуправлении развивает в жителях самостоятельность, активность,
Распределяет общественную жизнь по всему государству,
Связывает администрацию с народом.
-
Могут ли органы местного самоуправления изменить жизнь населения?
-
Какое управление более эффективно- «сверху вниз» или «снизу вверх»?
Закрепление изученного.
Эссе «Какое гос. устройство больше всего подходит для РФ?»
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
-
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
-
Да, но я уже всё знал раньше
-
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: §17, 18 тетрадь.
Список литературы:
-
Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
-
Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
-
Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2010г.
-
Кравченко. Обществознание. 10 кл., М., 2011г.
-
Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных уч.заведений. М. 2001.
Приложение 1.
Конституция РФ.
Глава 8. Местное самоуправление
Статья 130
1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 133
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.