Разработка занятия по обществознанию на тему Сущность и организация государства. Местное самоуправление (10 класс)

Мы живем в государстве, поэтому тема важна для каждого.   Тем более, необходимо знать термины, касающиеся государства, чтобы разбираться в политической ситуации. С понятием «государство» вы знакомы из курса истории. Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых государств связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством.   Оно призвано было организовать людей, проживающих на определённой территории, для решения важных для...
Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина, специальность: обществознание.

Тема: Сущность и организация государства. Местное самоуправление.

Мотивация изучения темы:

Мы живем в государстве, поэтому тема важна для каждого.

Тем более, необходимо знать термины, касающиеся государства, чтобы разбираться в политической ситуации.

Цели занятия:

Учебные:

а) познакомиться с понятиями «государство», «федерация», «унитарное государство», «конфедерация» и т.д.;

дать представление о различных процессах, идущих в государстве;

показать роль познавательной деятельности в жизни человека и общества;

б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;

в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;

г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.

Воспитательные:

- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.

Развивающие:

- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.

Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.

Оснащение (средства обучения):

  • компьютер с проектором для демонстрации презентации;

  • раздаточный материал ;

  • учебник;

  • тетради.

Основные этапы занятия :

1) организационный момент;

2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;

3) повторение изученного материала;

4)изучение нового материла;

5) закрепление изученного материала ;

6) инструктаж д/з;

7) итог урока.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.

Проверка домашнего задания.

Найти верный вариант ответа (устно).

1) общественная власть проявляется …

А)в освоении человеком природы;

Б)в управлении машинами и механизмами;

В)в управлении своими эмоциями и желаниями;

Г)в руководстве старейшинами общиной.

2)политическую власть на уровне государства осуществляет…

А)глава компании, продающей нефть;

Б)председатель банка;

В)старейшины рода;

Г)судья Конституционного суда.

Да/нет?

  1. Сила - один из источников власти.

  2. Человек может получить власть разными способами.

  3. Господство, руководство, регуляция - это одни из функций власти.

  4. Харизматическая власть не может быть легальной.

  5. Традиционная власть существует только в Китае.

  6. Комбинация типов власти не возможна.

Какой бы Вы составили план своего ответа на вопрос «Что такое политическая власть?»

С понятием «государство» вы знакомы из курса истории.

Государство сложилось в ходе длительного исторического развития. Появление первых государств связано с переходом к производящему хозяйству, к занятиям земледелием и скотоводством.

Оно призвано было организовать людей, проживающих на определённой территории, для решения важных для всего общества дел.

  • Когда было создано Древне Русское государство?

  • С какими именами и событиями оно связано?

Государство - Это политическая организация данной страны, включающая определенный тип режима власти(монархия, республика),органы и структуру правления.

Государство - это…

  • Народ, проживающий на данной территории.

  • Политическая организация общества.

  • Верховная власть, стоящая над обществом.

Вспомним теории происхождения государства, общества и права.

Признаки государства:

  • Территория

  • Население

  • Независимость (суверенитет)

  • Система сбора налогов

  • Система права и т.д.

Правовое государство.

Задание №1. Работа с документом «Понятие и признаки правового государства». Прочитайте данный Вам текст.

Письменно ответьте на вопросы:

1)Когда и где появились первые представления о том, что такое «правовое государство»?

2)На что ориентированы были экономические и политические отношения, сложившиеся в Новое время?

3)Перечислите признаки правового государства.

4)Какие шаги сделала Россия на пути к установлению правового государства?

5)Что необходимо, чтобы правовое государство было создано?

Формы организации государств.

Разработка занятия по обществознанию на тему Сущность и организация государства. Местное самоуправление (10 класс)

Федерация - государство, в котором существует самостоятельная власть на местах, которая контролируется центром. При этом части государства имеют право отделиться (РФ).

Унитарное государство - то, в котором центральная власть контролирует всё (Украина).

Конфедерация - союз независимых государств (в случае войны, например).

Местное самоуправление.

  • Что это?

  • Для чего оно существует?

  • Какие плюсы и минусы местного самоуправления можно назвать?

Задание .

  1. Прочтите статьи Конституции РФ о местном самоуправлении (ст.130-133).

  2. Определите и перечислите (с указанием статей):

  • А)Функции местного самоуправления в РФ;

  • Б)Как осуществляется местное самоуправление в РФ. (Приложение 1)

К собственным доходам местного бюджета могут относиться:

  1. доходы от местных налогов и сборов

  2. доходы от региональных налогов и сборов

  3. доходы от федеральных налогов и сборов

  4. безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований

  5. доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности

  6. штрафы, установление которых отнесено к компетенции органов местного самоуправления

  7. добровольные пожертвования

  8. Государственные вложения на развитие региона.

Итак…

Местные нужды лучше всего знакомы самим жителям.

Участие в местном самоуправлении развивает в жителях самостоятельность, активность,

Распределяет общественную жизнь по всему государству,

Связывает администрацию с народом.

  • Могут ли органы местного самоуправления изменить жизнь населения?

  • Какое управление более эффективно- «сверху вниз» или «снизу вверх»?

Закрепление изученного.

Эссе «Какое гос. устройство больше всего подходит для РФ?»

Подведение итогов. Формулирование выводов.

Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):

  • Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое

  • Да, но я уже всё знал раньше

  • Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось

Домашнее задание: §17, 18 тетрадь.

Список литературы:

  1. Артемова О. Ю. Личность и социальные нормы в раннепервобытной общине. М., 1986.

  2. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.

  3. Баранов П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ. М., 2010г.

  4. Кравченко. Обществознание. 10 кл., М., 2011г.

  5. Никитин А.Ф. Основы государства и права. 10-11 кл.: Пособие для общеобразовательных уч.заведений. М. 2001.









Приложение 1.

Конституция РФ.

Глава 8. Местное самоуправление

Статья 130

1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Статья 133

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.


© 2010-2022