Рабочая программа по обществознанию 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе, примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004, программы Кравченко А.И. «Обществознание: программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений» М., «ТИД «Русское слово – РС», 2010,  методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края  в 2014-2015 учебном году СКИРОПКПРО. Данная программа ориентирована на учебник: 1)              ...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе, примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004, программы Кравченко А.И. «Обществознание: программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений» М., «ТИД «Русское слово - РС», 2010, методических рекомендаций по организации учебного процесса в образовательных учреждениях Ставропольского края в 2014-2015 учебном году СКИРОПКПРО.

Данная программа ориентирована на учебник:

  1. Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. М., «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа.



Обоснование актуальности программы

Изучение курса «Обществознание» было продиктовано потребностями современного общества. Сегодня необходимо создавать условия для социализации личности; формировать научные представления, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической, политической, экологической культуры; содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности; развивать умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.

Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой функции интеграции молодежи в современное общество: только этот предмет позволяет последовательно раскрывать учащимся различные аспекты взаимодействия в современных условиях людей друг с другом, с основными институтами гражданского общества и государства, регулирующие эти отношения социальные нормы. Курс содержит, обусловленный рамками учебного времени, минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире для реализации гражданских прав и обязанностей.

Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.

В основу содержания курса положены следующие принципы:
системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, направленности обучения на комплексные решения задач, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения, преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Цель курса: создание условий для формирования у учащихся 8 класса, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре и экономического базиса. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественной жизни.

Задачи курса обществознания для 8 класса заключаются в следующем:

  • обучить учащихся правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,

  • продолжить формирование аналитического мышления школьника, способности самостоятельно разбираться в существе вопроса,

  • воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение,

  • подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив информацию об окружающем обществе.

Курс состоит из 3 разделов: общество и человек, экономическая сфера, социальная сфера.

Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:

  1. Умения работать с текстовыми источниками:

    • по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию;

    • делать выводы;

    • ставить к источнику продуктивные вопросы;

    • оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.

  2. Умения работать с учебником:

    • объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника;

    • оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе;

    • самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа повествовательного или описательного характера, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения;

    • самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.

  3. Умения работать с вещественными и изобразительными источниками:

    • осуществлять отбор иллюстраций по заданной теме, давать им описание, извлекать информацию;

    • соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими данными;

  4. Речевые умения:

    • давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;

    • владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;

    • рецензировать сообщения одноклассников.

  5. Умение письменной фиксации материала:

    • делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты;

    • составлять развернутый план параграфа или иного текста.

  6. Интеллектуальные умения:

    • различать явления экономической и социальной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя;

    • относить новые факты и явления к известному понятию;

    • давать оценку фактов, явлений;

  7. Умения самостоятельной учебной деятельности:

    • готовить сообщение на основе источников разных видов;

    • выполнять художественно-творческие задания;

    • участвовать в ролевых играх-импровизациях, в проектной деятельности.

Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий: учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся.

Преобладающей формой текущего контроля выступает индивидуально - ориентированный учебный план (ИОУП), содержащий задания различного уровня сложности.

Сочетаются разнообразные формы занятий: игровые формы, моделирование ситуаций, «круглые столы», практикумы, дискуссия, работа в группах. Применяются разнообразные типы уроков: уроки сообщения новых знаний, комбинированные уроки, уроки лабораторного и семинарского типа, повторительно-обобщающие уроки.

Применяются разнообразные технологии: технология развивающего обучения, проблемное обучение, технология уровневой дифференциации, групповые технологии,

компьютерные (информационные) технологии, игровые технологии, педагогика сотрудничества, традиционная технология.


Планируемые образовательные результаты.

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать

  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

  • объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

  • приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм;

  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

- умении объяснять явления и процессы социальной действительности;

- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых социальных ролей;

- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

- умении выполнять познавательные и практические задания.

Основное содержание курса

34 часа

Раздел I. Общество и человек. (12 ч.)

Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.

Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных. Кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности. Городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.

Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности. Особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретаемые) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное 9деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное. Межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.

Раздел II. Экономическая сфера. (12ч.)

Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок - основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги - товар - деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».

Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.

Раздел III. Социальная сфера. (9ч.)

Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.

Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.

Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.

Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями - государственными. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.

Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Повторение. Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.

Итоговое повторение (1ч.)

Учебно - методический комплект

Литература

  1. Учебник Кравченко Обществознание. 8 класс. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

  2. Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 кл., М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

  3. Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, «Обществознание. 8 класс». М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2011.

  4. Е.А. Певцова Поурочные методические разработки к учебнику А.И. Кравченко «Обществознание. 8 класс». М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.

Календарно-тематическое планирование курса обществознание

для 8 класса (34 часа)

Дата

№ п/п

Тема урока

§ учебника

Тип занятия

Требования к уровню подготовки обучающихся

ЦОРы

Предметные умения

Универсальные учебные действия

Раздел I. Общество и человек. (12 ч.)


Введение. Что такое общество.

§1

лекция

Знает понятия: общество, страна, государство.

Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений.

Презентация «Что такое общество»


Что такое общество.

§1

Комбин.

Знает понятия: экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, социальный институт, глобализация, мировое сообщество.


Человек, природа, общество.

§2

Комбин.

Знает понятия: природа, Имеет представление о глобальных проблемах человечества, экологических программах.



Типология обществ.

§3

Лекция

Знает понятия: дописьменные общества, письменные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.

Презентация «Типология обществ»


§3

Комбин.


Социальный прогресс и развитие общества.

§4

лекция

Знает понятия: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Презентация «Социальный прогресс и развитие общества»



Личность и социальная среда.

§5

лекция

Знает понятия: личность, индивид, человек.

Презентация «Личность и социальная среда»


Потребности человека.

§6

Комбин.

Знает понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей.



Социализация и воспитание.

§7

Комбин.

Знает понятия: социализация, культурные нормы, воспитание.



Общение.

§8

лекция

Знает понятия: общение.

Презентация


Повторение раздела I «Общество и человек».

§1-8

Лабор.

Тест №1

Раздел II. Экономическая сфера. (12ч.)


Что такое экономика?

§9

лекция

Знает понятия: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль.

Презентация


Комбин.



Товар и деньги.

§10

лекция

Знает понятия: товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений.

Презентация


Спрос и предложение.

§11

лекция

Знает понятия: спрос, предложение, равновесная цена, маркетинг, закон спроса.



Комбин.



Рынок, цена, конкуренция.

§12

лекция

Знает понятия: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Презентация


Предпринимательство.

§13

лекция

Знает понятия: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Презентация


Роль государства в экономике.

§14

Комбин.

Знает понятия: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги.



Бюджет государства и семьи.

§15

Комбин.

Знает понятия: доходы, расходы. Бюджет, дефицит бюджета.



лекция

Презентация


Труд.

§16

Комбин.

Знает понятия: труд, заработная плата, досуг, безработица.



Повторение раздела II «Экономическая сфера»

§9-16

Лабор.


Раздел III. Социальная сфера. (9ч.)


Социальная структура.

§17

Лекция

Знает понятия: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль.

Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений.

Презентация


Социальная стратификация.

§18

Лекция

Знает понятия: социальная стратификация, класс, образ жизни.

Презентация


Богатые.

§19

Комбин.

Знает понятия: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские».



Бедные.

§20

Комбин.

Знает понятия: бедность, порог бедности, нищета.



Этнос: нации и народности.

§21

Лекция

Знает понятия: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Презентация


Межнациональные отношения.

§22

Комбин.

Знает понятия: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.



Конфликты в обществе.

§23

Лекция

Знает понятия: конфликт. Имеет представление о стадиях конфликта и способах его решения.

Презентация


Семья.

§24

Комбин.

Знает понятия: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семь, развод.



Повторение раздела III «Социальная сфера»

§17-24

Лабор.



Итоговое повторение

§1-24





© 2010-2022