Статья «Инновационная политика РФ в области защиты прав несовершеннолетних»

"Описание материала: "В статье говорится о  защите прав несовершеннолетних детей как одной из важнейших задач деятельности органов исполнительной власти. "Дети являются самой незащищенной группой населения и для обеспечения их прав требуются дополнительные независимые механизмы. "Анализируя обязательства России перед ООН в данной области, возникает  необходимость введения специального института по охране прав детей - Уполномоченного по правам ребенка. "На уровне России с 1998 года, успешно работают 57 уполномоченных по правам ребенка.   "Например, в Ханты-Мансийском автономном округе 29.05.2009 Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принят закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» от 09.06.2009 № 85-ОЗ. "В настоящее время Уполномоченным по правам ребенка в ХМАО-Югре является Татьяна Дмитриевна Моховикова.  "
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


С.Н.Рослов, старший помощник прокурора города Когалыма,

младший советник юстиции,

Прокуратура города Когалым Ханты-Мансийского автономного округа


Человек начинается с детства, и уже в эту пору жизни он становится обладателем определенной совокупности прав. Однако до середины прошлого столетия ребенок не рассматривался в качестве носителя прав. Подтверждением тому является наблюдение выдающегося мыслителя ХХ века Марии Монтессори: «Ребенок является воспроизведением взрослого, который владеет им так, как если бы он был частью собственности. Раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок - родителей» [2].

Это говорит о том, что существуют проблемы, острота которых всегда остается неизменной. Одна из них - права ребенка и их защита. История показывает, что каждому поколению нужно защищать права личности, что человечеству еще неизвестна ситуация, при которой не требовались бы усилия для защиты прав индивида, и что лозунги о счастливом детстве, не подкрепленные законодательными актами и не основанные на справедливой и сильной политике государства в интересах детей, на всемерной материальной и финансовой поддержке, обеспечивающей нормальное развитие подрастающего поколения, так и остаются пустыми декларациями.

Зарубежная мысль по сравнению с российской раньше осознала важность проблемы прав детей, и международное право тоже раньше стало предусматривать меры специальной защиты наиболее уязвимых групп общества, всех тех, кто сам не имеет равных возможностей защищать свои права. В первую очередь, к данной категории относятся дети.

Международная защита прав детей - сравнительно молодое в историческом плане явление. Так, Конвенция о правах ребенка, называемая конституцией прав ребенка, была принята лишь в 1989 году. Более того, классический пример, упоминаемый в юридической литературе, о начале движения по защите прав ребенка - случай с 8-летней Мари Элен Уильсон из Балтимора, которую систематически избивала мать и на защиту которой пришли члены местного отделения Общества по борьбе с жестокостью в обращении с животными - свидетельствует о том, что общественные объединения по защите животных появились раньше, чем неправительственные организации по защите прав детей.

Сразу же после первой мировой войны в 1919 году в рамках Лиги Наций была учреждена Международная Ассоциация заботы о детях - Первая в мире организация по защите прав детей, в 1924 году была принята Женевская декларация о правах ребенка Лиги Наций. Причем, если в Декларации прав ребенка 1924 года дети рассматривались исключительно как объект защиты, то в Декларации прав ребенка 1959 года наметилась тенденция признания ребенка в качестве субъекта прав, о чем свидетельствуют ее отдельные положения.

В 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создала Детский Фонд ООН (ЮНИСЕФ). В 1959 году ООН провозглашена Декларация прав ребенка, 1979 год был объявлен Международным годом ребенка, и лишь десять лет спустя была принята Конвенция о правах ребенка.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка, закрепившую его в качестве субъекта прав. Конвенция о правах ребенка создала новую модель отношения к детям, послужила толчком для изменения положения ребенка в семье и обществе. Представляет интерес высказанное в связи с этим мнение, что «никто из современных правоведов не оспаривает более тот факт, что ребенок является самостоятельным носителем прав - специальным субъектом права» [7].

В 1990 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах ребенка и тем самым взяла на себя обязательство уважать, обеспечивать и защищать все права ребенка, предусмотренные этим международным договором.

Конвенция о правах ребенка, в которой Россия участвует в порядке правопреемства после СССР, имеет прямое действие на территории нашего государства, и Россия приняла на себя обязательства, предусмотренные ею, в полном объеме. Поэтому сейчас в стране проводится ряд мероприятий, направленных на то, чтобы поднять уровень жизни детей, обеспечить их правовую защищенность, и реализующих таким образом, требования Конвенции о правах ребенка. Иначе говоря, наступило время, когда стало крайне важно воплотить в нормах права идею последовательной, основанной на принципах подлинного человеколюбия защиты прав несовершеннолетних, составляющих в Российской Федерации четверть всего населения. Мало того, необходимо усилить правовые гарантии подобного рода защиты.

История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия. Подобная ситуация характерна сегодня для России. Согласно данным статистического сборника, подготовленного Федеральной службой государственной статистики и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) "Дети в России", который, совместно с Независимым институтом социальной политики предпринял попытку оценить положение детей на основе концепции социальной исключенности, предполагающей анализ возможностей и ограничений в доступе к материальным благам, неденежным ресурсам развития и правам человека. На основе проведенного анализа сформулирован обзор положения детей и семей с детьми, а также даны рекомендации по совершенствованию системы защиты детей и семей с детьми.

Так, в России зарегистрировано более 26 млн. детей в возрасте от 0 до 17 лет. В 1995 году этот показатель составлял более 38 млн., в 2013 - 33,5 млн. Около 714 тыс. детей остались без родительского попечения, из них более 136 тыс. воспитываются в интернатных учреждениях; более чем у 74 тыс. детей родители лишены родительских прав (с 1995 года это число увеличилось в 2,3 раза); более 506 тыс. детей имеют инвалидность; число детей, оставшихся без попечения родителей и воспитывающихся в интернатных учреждениях, составляет более 140 000. За последние 10 лет оно практически не снижалось. Для этих детей крайне высок риск социальной дезадаптации и противоправного поведения.

Быстрое реформирование общества, обострение проблем занятости, резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков далеко не полный перечень факторов, гибельно сказывающихся на детях. Серьезные проблемы в основных сферах жизнедеятельности детей вызывают озабоченность как государственных органов, так и широкой общественности, так как Российская Федерация, взявшая на себя обязательства уделять первостепенное внимание правам детей, их выживанию, защите и развитию, на деле оказывается не в состоянии эффективно выполнять эту задачу.

Нарушения прав детей приобрели в России масштаб национальной катастрофы. По словам Уполномоченного по правам ребенка в г. Москве, «сейчас в России, какую сферу ни возьми, везде нарушаются права ребенка... Мы столкнулись с чудовищным парадоксом: детей приходится защищать от их же защитников»[7].

Еще одна «самая острая проблема современной России» отмечена в Послании Президента Федеральному Собранию РФ [9], главной формулой которого является сбережение народа, и, прежде всего, поддержка детей и их родителей. Констатировав, что «в среднем число жителей нашей страны ежегодно становится меньше почти на 700 тыс. человек», Президент обозначил демографию как своего рода национальный мегапроект, основной приоритет социально-экономической политики на ближайшее десятилетие, ибо «положение в этой сфере критическое». Он предложил целый комплекс административных, финансовых, социальных мер, связанных с улучшением жизни детей и повышением рождаемости.

Все это говорит об особой остроте и запущенности в государственном масштабе проблем, связанных с положением детей в обществе, о крайне серьезном противоречии между стремлением укрепить правовой статус ребенка и реальными условиями его существования.

Обеспечение защиты прав несовершеннолетних - одна из основных задач деятельности органов исполнительной власти. Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка (к примеру, в нашем городе - органы образования, здравоохранения, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства) в Российской Федерации, в основном, давно сложилась.

Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого действия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Существующий контроль в подавляющем большинстве случаев означает контроль, осуществляемый органами исполнительной власти за собственными действиями, а функции защиты прав несовершеннолетних возложены на органы опеки и попечительства, прокуратуру (помощника прокурора по защите прав несовершеннолетних), инспекцию по делам несовершеннолетних, комиссию по делам несовершеннолетних.

Поскольку дети являются самой незащищенной группой населения, для обеспечения их прав требуются дополнительные независимые механизмы. В сложившейся ситуации, учитывая международные обязательства России в данной области, возникает вопрос о необходимости введения специального института по охране прав детей - Уполномоченного по правам ребенка - омбудсмена.

Анализируя защиту прав ребенка в деятельности омбудсменов, можно отметить, что за последние годы в России приобрели силу закона многие международные принципы в области прав и свобод граждан. Но правовая сфера во многих гуманитарных аспектах еще не соответствует нормам Совета Европы, особенно с учетом реализации провозглашенных гражданских прав в практике российских государственных структур. Поэтому создание омбудсменовской службы в России не дань политической моде или европейской традиции, а потребность российской жизни: отставание в гуманитарной сфере влияет на скорость политических и экономических реформаторских преобразований.

Несмотря на то, что институт Уполномоченного имеет государственные атрибуты, по своей сути это элемент гражданского общества. Он позволяет государству иметь отчетливое представление об индивидуальных интересах и интересах общества в их взаимоотношениях с государственными структурами. Омбудсмен выражает точку зрения гражданского общества и доводит ее до сведения исполнительных органов и законодателей.

Однако, Институт УпПР как на федеральном, так и на региональном уровнях пока не интегрирован в систему федерального законодательства, что ограничивает его возможности осуществлять защиту прав детей, например, в суде или детей, находящихся в пенитенциарных учреждениях. К примеру, Федеральный Закон «Об уполномоченном по правам ребенка в Российской Федерации» пока не принят, Уполномоченный по правам ребенка в субъектах РФ руководствуется Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26.02.1997 № 1-ФКЗ и назначается Указом Президента РФ № 1518 «Об уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка». Так, в Ханты-Мансийском автономном округе 29.05.2009 Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принят закон «Об Уполномоченном по правам ребенка в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 09.06.2009 № 85-ОЗ. В настоящее время Уполномоченным по правам ребенка в ХМАО-Югре является Татьяна Дмитриевна Моховикова.

На уровне Российской Федерации, начиная с 1998 года, успешно действуют, расширяясь и закрепляясь в различных, приемлемых для территорий моделях, 57 уполномоченных по правам ребенка. Их деятельность уже общепризнанна в регионах. О необходимости защиты прав и интересов ребенка с привлечением новых независимых технологий говорят в последние годы на разных уровнях власти и гражданского общества. Но все новое пробивается трудно. Однако, детские проблемы и беды - это совсем старый вопрос, давно требующий своего решения. И оно должно быть найдено.


  1. Абрамов, В. И. Права ребенка и их защита в России: Общетеоретический анализ. Саратов, 2007-56 с.

  2. Антология гуманной педагогики. Монтессори М. / Сост. М.В. Богуславский, Г.Б. М., 1999.

  3. Витрук, HB. Основы правового положения личности в социалистическом обществе. М., 1979. С. 25-34.

  4. Кобилова, CA., Леонтьева, Е.А. Права ребенка и гарантии их зашиты в международном и российском законодательстве / Публичное и частное право: проблемы развития и взаимодействия, законодательного выражения и юридической практики: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (23-24 апреля 1998). Екатеринбург, 1999. C.2I9.

  5. Кучинский, В.А. Личность, свобода, право. М., 1978. С. 119-135.

  6. Матузов, НИ. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 75.

  7. Мастыкина, И. Проблемы защиты прав детей в Poccии //htpp.://hro.org/editions/chiIa72004/07/26.php// 26 июля 2004.

  8. Общая теория прав человека / Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор Е.А. Лукашева. М., 1996. С. 29-30.

  9. Послание Президента Федеральному Собранию РФ / Российская газета. 2006. 11 мая.

© 2010-2022