Методическая разработка по теме Общество как система

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель МБОУ СОШ № 17г. Твери Абдрашитова Юлия Витальевна



Тема

ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (2 ч)

Тип уроков

Изучение нового материала; комбинированный

Дата проведения

13, 17 сентября 2014 года

Образовательные
ресурсы

Используемые учебники и учебные пособия:

  • Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

  • Боголюбов, Л. Н. Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] / Л. Н. Боголюбов. - М. : Просвещение, 2011.

  • Баранов П. А. Обществознание в таблицах. 10-11 классы. - М.: АСТ, Астрель, 2009.

  • Боголюбов Л.Н. Обществознание. 10 класс. - М.: Просвещение, 2010.

 Презентация «Общество как система» [Электронный ресурс]. - режим доступа : proshkolu.ru/user/Abdrashitova1/file/5812157/

Цель уроков

Создавать условия для формирования представлений об обществе как сложной динамической системе

Задачи уроков

Образовательные:

- обогащение словарного запаса учащихся;

- формирование умений: выделять особенности социальной системы, описывать ее подсистемы, раскрывать на примерах важнейшие понятие «социального института», формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по проблеме взаимосвязи сфер жизни общества.

Развивающие:

- реализация системно - деятельностного подхода;

- развитие критического мышления;

- развитие внимания;

- формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

• развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

• развивать умение применять новые знания;

• формирование логических умений;

• развитие умения работы в группе.

Воспитательные:

- воспитание интереса и уважения к изучаемому предмету;

- способствовать выработке гражданской позиции учащихся;

- развитие коммуникативных УУД: создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества; взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Формы и методы
обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, методы самостоятельной работы учащихся, методы контроля и самоконтроля, рефлексивные методы

Основные понятия

Социальные системы, сферы жизни общества, взаимосвязь сфер жизни общества, социальные институты, институализация и дисфункция социальных институтов, общественные отношения

План

  1. Понятие «система» и «социальная система»

  2. Черты общества как системы

  3. Динамичность общества

  4. Подсистемы общества

  5. Понятие социального института

  6. Признаки и функции социальных институтов

  7. Институциализация и дисфункция социальных институтов

  8. Общественные отношения

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного
опыта / приобретенная компетентность

Научатся: определять особенности социальной системы общества; выделять подсистемы и элементы социальной системы; характеризовать главные социальные институты общества.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное; работать с документами; работать в группе;

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять понятия, вступать в речевое общение; работать с книгой; определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предметам и сферам деятельности



ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА


Этапы
урока

Методическая разработка по теме Общество как система

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

Планируемый результат

1

2

3

4

5

6

7

8

9

I. Мотивация
к учебной деятельности

5

Подготовка класса
к уроку

Проверяет готовность учащихся к уроку, озвучивает тему и план урока. Подводит учащихся к формулированию цели
урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи
в тетради

Создание положительной мотивации

II. Актуализация знаний

10

Беседа по теме «Общество как сложная динамическая система»

Вопросы:

- Существует ли связь между разнообразными событиями и явлениями в жизни общества?

- Что придает устойчивость
и предсказуемость развитию общества?

Высказывают свое мнение

Фронтальная

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения.

Познавательные:

общеучебные - выявляют особенности и признаки общества как системы;

логические - приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений

Устный опрос

Сформулировать диагностические цели урока. Формирование ожиданий ученика.

III. Изучение нового

матери-ала

45

1.Презентация «Общество как система»

2. Работа
с текстом учебника,

с. 18-24.


3. Работа
с документом.




4. Работа
по заданиям учебника, с. 27

1. Комментирует информацию презентации.


2. Формулирует задания,
определяет группы учащихся:

1-я группа - изучают особенности социальной системы и вносят данные в таблицу (см. Приложение 1);

2-я группа - изучают социальные институты и вносят данные в таблицу (см. Приложение 2 ).

3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам:

- Какие компоненты, по мысли Э. Шилза, входят в общество?

- Укажите, к каким сферам жизни общества относится каждый из них.

- Выделите из перечисленных компонентов те, которые являются социальными институтами.

- Опираясь на текст, докажите, что автор рассматривает общество как социальную систему.

4. Нацеливает учащихся
на обсуждение сложных дискуссионных вопросов

1. Просматривают презентацию, делают
записи в тетради.

2. Читают текст, делают записи в тетради, отвеча-

ют на вопросы.


3. Знакомятся
с документом, анализируют его, отвечают
на вопросы, высказывают собственное мнение.


4. Аргументированно отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения

1. Групповая

работа.


2. Индивидуальная работа, фронтальная работа.


3. Фронтальная

Познавательные:

общеучебные - устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами;

логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об общественной системе и общественных институтах; строят логические цепочки рассуждений; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные: оформляют диалогические высказывания, понимают позицию партнера, в том числе
и отличную от своей, согласовывают действия с партнером; вступают в коллективное учебное сотрудничество.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности

1. Записи в тетради,

устные
ответы.


2. Устные

ответы.


3. Устные

ответы

Наладить учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, актуализация знаний. Сформированность готовности применять знания и умения в новой ситуации.

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

15

Творческая работа (написание эссе)

Поясняет задание: написание эссе по высказыванию русского философа В. С. Соловьева «Человек - существо социальное, а высшее дело его жизни, окончательная цель его усилий лежит не в его личной судьбе, а в социальных судьбах всего человечества».

определяет ориентиры действия по написанию эссе (рекомендуется использовать презентацию «Обществоведческое эссе»), обобщает результаты работы, резюмирует, дает оценку деятельности

Пишут сочинение-рассуждение по заданной теме

Индивидуальная

Познавательные:

общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют цели;

логические - осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника, по воспроизведению в памяти)

Письменное задание

Смена видов деятельности, переключение внимания, активизация умственной деятельности.

V. Итоги урока.

Рефлексия

10

Обобщающая беседа

Вопросы:

- Что означает понятие «система»?

- Чем социальные системы отличаются от природных?

- Каковы основные черты социального института?

Отвечают
на вопросы.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, заполняя листы самооценки:

- Достиг ли я поставленной на уроке цели?

- Доволен ли я своей работой на уроке?

- Что было самым интересным на уроке?

Что было наиболее трудным?

- Чью работу на уроке я хочу выделить? Почему?

- Как я оцениваю свою работу на уроке?

Фронтальная

Индивидуальная

Личностные: определяют границы собственного знания и незнания.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Самоопределение и самокоррекция.

Осознание успешности восприятия и осмысления объектов изучения.

VI. Домашнее задание

5

§ 2, подготовить характеристику социального института (см. Приложение 3)

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная

















Приложение 1

Характерные черты общества как системы

Ряд отличий

Характеристика отличий

1-е отличие

2-е отличие

3-е отличие


Приложение 2

Развитие социальных институтов

Примеры социальных институтов

Качественные характеристики

Род

Семья

Государство

Институт науки



Приложение 3

Характеристика социального института (домашнее задание)

Дайте характеристику выбранного Вами социального института. Напишите признаки, которые вы будете характеризовать, и подтвердите наличие этих признаков конкретными фактами.


Признаки социального института

Качественные характеристики






© 2010-2022