- Преподавателю
- Обществознание
- Элективный курс по обществознанию Право в нашей жизни 9 класс
Элективный курс по обществознанию Право в нашей жизни 9 класс
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Тагильцева Н.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу составлена на основе авторской программы элективного курса «Право в нашей жизни» Каменчук И.Л., методиста кафедры философии и методологии науки ГОУ ДПО «СарИПКиПРО».
Программа элективного курса рассчитана на 12 часов, ориентирована на привлечение внимания к изучению вопросов права, перспективу профильного изучения в старшем звене, возможности получения по окончанию школы юридического образования.
Данный элективный курс подготовлен на основе материалов курса практического права В. Пронькина- «Живое право» в рамках проекта Санкт- Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского.
В процессе работы по изучению данного курса школьники ознакомятся не только с основами знаний о праве и государстве, но и получат практические умения и навыки, необходимые каждому человеку в современном обществе, ценностные ориентиры, позволяющие сформировать осознанное отношение к правовым и политическим реалиям.
Кроме того, эти знания, умения и ценности раскрываются также через следующие аспекты:
-
Обсуждение актуальных общественных проблем;
-
Формирование умения выявлять конфликт ценностей, который, как правило, присутствует в каждой жизненной ситуации, и обучение работе с ним;
-
Приобретение навыков разрешения конфликтов.
Предлагаемый пропедевтический курс права направлен на преодоление правового нигилизма школьников, формирование правовой культуры и правомерного поведения учащихся.
В значительной степени этому способствуют предлагаемые методы обучения. Основу занятий курса составляют интерактивные методы, среди которых стоит выделить:
-
Ролевые игры и имитации;
-
Деловые игры и моделирование (упрощенные судебные разбирательства);
-
Анализ казуса (элементы юридического дела).
Это обусловлено целями, задачами и содержанием курса, его практической направленностью. Интерактивные методы, как правило, предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, совместное решение проблем, что способствует не только усвоению знаний, но и овладению умениями и навыками, формированию жизненной позиции, создают атмосферу сотрудничества и взаимодействия. Такая атмосфера и есть настоящая суть права.
Содержание курса
Введение (1 ч).
Основные вопросы: Роль правил в жизни человека и общества. Какие правила изучаются в курсе «Право в нашей жизни». Практическая направленность курса, его связь с жизнью. Как работать с текстом учебной книги.
Практические умения, опыт деятельности. Совместный (в группе) поиск ответов на проблемный вопрос, участие в дискуссии.
Тема 1. Введение в право (4 ч).
Основные вопросы: Социальные нормы, их многообразие. Отличительные признаки норм права. Понятия «право», «закон». Как возникли государство и право. Взаимосвязь государства и права. Связь морали и права. Понятие «правомерное поведение». Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликта. Практика ведения переговоров
«Профессия - юрист». Юридическая помощь. Условия и порядок обращения граждан за юридической помощью.
Практические умения, опыт деятельности. Применять юридические понятия при анализе конкретных жизненных ситуаций. Отличать нормы права от других социальных норм. Оценивать действия и поступки с точки зрения их правомерности. Работать в группе, публично выступать. Занимать и аргументировать свою позицию Применительно к конкретным ситуациям «конфликта интересов», «нарушения прав человека» планировать правомерные способы их разрешения. Вести переговоры, соблюдая последовательность этапов. Определять условие и порядок обращения за юридической помощью.
Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты (7 ч.)
Права, свободы и обязанности человека и гражданина. Значение Всеобщей декларации прав человека. Виды прав человека. Положения философии прав человека.
Международные договоры о правах человека: Содержание Международного Билля о правах человека. Виды международных документов о правах человека.
Гражданские права. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Равенство перед законом. Принцип презумпции невиновности. Право на свободу передвижения. Право на свободу мысли, совести и религии.
Политические права. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство избранных представителей.
Экономические, социальные и культурные права. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право на образование. Право участвовать в культурной и научной жизни общества.
Права ребенка. Декларация прав ребенка. Конвенция о правах ребенка.
Учебно-тематический план
№
Содержание учебного материала
Количество часов
1
Введение
1
2
Тема 1. Введение в право
4
3
Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты
7
4
Итого
12
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения права на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;
уметь
-
использовать различные способы разрешения проблем (переговоры, обращение к юристу, ненасильственные способы защиты своих прав).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
-
анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
-
выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
-
изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения прав.
Литература и средства обучения
-
Гутников А.Б., Пронькин В.Н. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Методические материалы для преподавателя к тому 1. СПб., 2001;
-
Гутников А.Б., Пронькин А.Б., Элиасберг Н.И. Живое право. Книга для преподавателя: Учебно-методическое пособие, СПб., 2001.
-
Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. М., 1998
-
Введение в обществознание/ под ред. Л.Н.Боголюбова. М. 1998
-
Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9классов общеобразовательной школы. /Сост.Н.И.Элиасберг. Спб., 2000.
-
Конституция Р.Ф. - М., 2008.
-
Комментарии к Конституции РФ. - М., 2008
-
Семейный кодекс РФ. - М., 2002.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата проведения
Тема занятия
Форма деятельности
Домашнее задание
Примечание
план
факт
Введение (1 ч.)
1
Введение в курс «Право в нашей жизни»
Рассказ учителя. Дискуссия «Можно ли жить без правил?»
Изучить с. 14-18, приготовить сообщение учащегося «Знаменитые кодификаторы».
Тема 1. Введение в право. (4 ч.)
2
Что такое право?
Сообщение учащегося «Знаменитые кодификаторы». Дискуссия «Школа мнений»-поему правила становятся правовыми?
Изучить с. 27-42
3
Конфликт интересов и досудебные правомерные способы разрешения конфликтов
Рассказ учителя. Беседа на тему «Как успешно вести переговоры»
Изучить с. 53-73
4
Судебная защита прав и свобод граждан. Юридическая помощь.
Лекция
Изучить с.95-105, 113-126
5
Профессия- юрист
Беседа. Ролевая игра «На приеме у юриста»
Изучить с. 101-110,приготовить сообщение «Проблема прав человека в истории»
Тема 2. Права и свободы человека и механизм их защиты (7 ч.)
6
Естественное право и права человека
Рассказ учителя, сообщение учащихся «Проблема прав человека в истории»
Изучить с. 169,178,185
7
Государственное право. Конституционные права и обязанности граждан РФ
Урок-конференция: слушание и обсуждение выступлений
Изучить с. 142,152-163
8
Создаем Конституцию
Групповая работа-проектирование Конституции школьного сообщества
Изучить с. 164,
9
Права ребенка и необходимость их защиты
Рассказ-беседа
Приготовить презентацию по теме
10
Институт уполномоченного по правам человека
Рассказ учителя и групповая форма работы- проектирование «Если бы я был уполномоченным по правам человека»
Изучить записи в тетради
11
Общественные правозащитные организации
Урок-конференция- доклады учащихся от групп, собравших информацию о правозащитных организациях и выступление общественных организаций
Изучить с. 137, 287, 321-323
12
Защита прав и свобод правоохранительными органами и общественными организациями
Деловая игра «Дом права или кто поможет гражданину?»
Изучить с. 283-287, 473-474
6