Зачет по теме: «Социальная структура и социальные отношения» для 8 класса

Обязательная часть. 1.  Социальная мобильность — это: а)  изменение места того или иного социального субъекта  в социальной структуре б) переход людей из одних общественных групп и слоев  в другие (социальные перемещения) в)  движение к позициям с более высоким (соци­альное восхождение) или более низким (социаль­ное нисхождение)  престижем г) все перечисленное выше 2.  В какой из стран процессы социальной мобильно­сти   были затруднены в наибольшей степени? а) в Древнем Египте                 б)...
Раздел Обществознание
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Зачет по теме: «Социальная структура и социальные отношения»

Вариант 1

Обязательная часть.

1. Социальная мобильность - это:

а) изменение места того или иного социального субъекта в социальной структуре

б) переход людей из одних общественных групп и слоев в другие (социальные перемещения)

в) движение к позициям с более высоким (социальное восхождение) или более низким (социальное нисхождение) престижем

г) все перечисленное выше

2. В какой из стран процессы социальной мобильности были затруднены в наибольшей степени?

а) в Древнем Египте б) в Древней Индии в) в Древнем Китае

3. Социальный статус - это:

а) степень признания достоинств личности;

б) оценка обществом статуса личности

в) положение человека в обществе, определяемое его правами и обязанностями

4. Что из перечисленного характеризует прирожденный статус человека?

а) национальность, квалификация

б) социальное происхождение, национальность

в) образование, квалификация

5. Совокупность функций, выполняемых индивидом в обществе, образует содержание:

а) социального статуса б) социальной роли в) личного статуса г) авторитета

6. Под социальной справедливостью понимают:

а) прекращение всякой дискриминации личности, а также равенство в правах и возможностях

б) уравнительное распределение всего того, чем располагает общество (эгалитаризм)

в) обеспечение обществом жизненно важных потребностей людей независимо от их трудового вклада и решение проблемы социальной защищенности

7. Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально:

1) «хорошо»; 2) «право, порядок, поведение»; 3) « правило, образец»; 4) «ответственность».

8. Как называются социальные нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости?

1) нормы морали;2) нормы права;3) эстетические нормы.

9. Каким образом обеспечивается исполнение религиозных норм?

1) сознанием и верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;2) силой привычки людей при помощи общественного авторитета;3) авторитетом или принудительной силой государства;4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.

10. Каким образом обеспечивается исполнение норм традиций и обычаев?

1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;

2) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;

3) авторитетом или принудительной силой государства;

4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.

11. Как называются социальные нормы, регулирующие отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами?

1) нормы традиций и обычаев; 2) нормы морали; 3) религиозные нормы; 4) политические нормы.

12. В реальности поведение людей в обществе:

1) далеко не всегда соответствует установленным социальным нормам;

2) всегда соответствует установленным социальным нормам;

3) никогда не соответствует установленным социальным нормам.

13. Что может послужить примером позитивного отклоняющегося поведения?

1) свержение старых устоев; 2) проявление творческих наклонностей; 3) помощь ближнему в беде.

14. Социологическое объяснение причин отклоняющегося поведения состоит в следующем:

1) зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии;

2) зависимость отклоняющегося поведения от природных и климатических явлений;

3) зависимость отклоняющегося поведения от конфликта между господствующей культурой и культурой субкультурой, отрицающей общепринятые нормы;

4) зависимость отклоняющегося поведения от внутреннего психологического состояния и стресса.

15. Субъектами социального конфликта являются:

1) индивиды; 2) социальные общности; 3) оба ответа верны.

16. Разделение общества на группы - это

1) маргинализация 3) демократизация

2) глобализация 4) стратификация


Дополнительная часть.

«4».


«5»

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.


Социальный статус

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин -- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Яркий пример - известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на раз- нообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека.

По материалам сайта: anriintern.com/ind shtm]

(сервер бесплатного дистанционного образования)



С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.






















Зачет по теме: «Социальные отношения»

Вариант 2

Обязательная часть.

1. Приведите в соответствие тип социальной мобильности и его признаки:

1) изменение профессии

2) переезд из одного города в другой без изменения профессии

3) повышение квалификации в рамках одной профессии (инженер - ведущий инженер)

4) повышение уровня образования (техник, получив высшее образование, стал начальником цеха)

5) понижение в должности

Вертикальная мобильность - ?

Горизонтальная мобильность - ?

2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, называется:

а) корпоративным б) социальным в) нормативным

3. Социальный статус личности - это:

а) имущественное положение человека

б) совокупность юридических прав и обязанностей

в) общепризнанное влияние какого-либо лица

г) определенное положение в системе общественных отношений

4. Оценка обществом должности, профессии, вида деятельности - это:

а) престиж б) социальный статус в) авторитет

5. Какие из приведенных определений характеризуют понятие социальной роли?

а) совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус

б) модель поведения, ожидаемое поведение, ассоциируемое с определенным статусом

в) совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом

6. Определение «Установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь» относится к понятию:

1) социальные системы; 2) социальное взаимодействие; 3) социальные нормы; 4) социальные связи.

7. Основное назначение социальных норм состоит в там, что они:

1) направляют поведение, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать;

2) способствуют возникновению социальных связей, которые превращаются со временем в социальные отношения;

3) предусматривают санкцию за неисполнения социально значимых требований.

8. Как называются социальные нормы, закрепляющие представления о прекрасном и безобразном в художественном творчестве и в поведении людей?

1) нормы морали; 2) нормы права; 3) эстетические нормы.

9. Каким образом обеспечивается исполнение правовых норм?

1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;

2) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;

3) авторитетом или принудительной силой государства;

4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.

10. Как называются социальные нормы, в которых закрепляются привычные образцы поведения?

1) нормы традиций и обычаев; 2) нормы морали; 3) религиозные нормы; 4) политические нормы.

11. Определение «Исторически сложившееся правило поведения, ставшее общеобязательным в результате его многократного повторения» относится к понятию:

1) социальная традиция; 2) социальный обычай; 3) социальное взаимодействие; 4) социальная норма.

12. Как называется поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм?

1) противоправное; 2) отклоняющееся; 3) ненормальное; 4) ненормативное.

13. Негативное отклоняющееся поведение проявляется, прежде всего, в:

1) нарушении религиозных норм;2) отказе от повиновения старшим; 3) преступлениях и иных правонарушениях.

14. Выберите верный вариант ответа:

1) радикальные социальные перемены способствует возникновению отклоняющегося поведения;

2) неожиданный экономический подъем может способствовать возникновению отклоняющегося поведения;

3) верного ответа нет;

4) оба ответа верны.

15. Объектом социального конфликта является:

1) то, по поводу чего произошло столкновение интересов;

2) социальные общности;

3) участники конфликта.

16. К социальным классам и слоям можно отнести:

1) группы, выделяемые по половозрастным признакам; 2) расы, нации, народности, племена;

3) группы, выделяемые по социальным признакам и сходным функциям в системе общественного разделения труда; 4) группы людей, постоянно проживающих на определенной территории, обладающих сходным образом жизни.

Дополнительная часть.

«4».

17.

«5»

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.


Социальный статус

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин -- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Яркий пример - известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на раз- нообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека.

По материалам сайта: anriintern.com/ind shtm]

(сервер бесплатного дистанционного образования)

С2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.



























Зачет по теме: «Социальные отношения»

Вариант 3

Обязательная часть.

1. Социальная мобильность - это:

а) только групповые перемещения

6) только индивидуальные перемещения

в) групповые и индивидуальные перемещения

2. Как называется положение, которое человек занимает в первичной социальной группе в зависимости от его человеческих качеств?

а) личный статус б) социальный статус в) престиж

3. Какое понятие социального статуса является наиболее верным?

а) социальный статус - социальное положение человека в обществе

б) социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей

в) социальный статус - положение человека, которое он занимает как представитель большой социальной группы

4. Оценка обществом конкретного человека, его качеств - это:

а) престиж б) социальный статус в) авторитет г) уважение

5. Социальная справедливость - это:

а) обобщенная оценка отношений между людьми, их группами и слоями

б) один из основных общечеловеческих идеалов

в) один из принципов, провозглашаемых в качестве основы деятельности властных структур, общественных организаций или движений

г) все перечисленное выше

6. Что в древнем мире способствовало соблюдению правил человеческого поведения?

1) осознание собственного места в социальной группе;2) чувство долгa и моральной ответственности;3) уважение к власти;4) страх перед наказанием за их нарушение при жизни или после смерти.

7. Социальные нормы:

1) имеют божественное происхождение; 2) вырабатываются обществом; 3) устанавливает каждый сам для себя.

8. Как называются социальные нормы, содержащие формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством?

1) нормы морали;2) нормы права;3) эстетические нормы.

9. Каким образом обеспечивается исполнение норм морали?

1) сознанием и религиозной верой в неизбежность кары за грехи отступление от этих норм;

2) силой привычки людей и при помощи общественного авторитета;

3) авторитетом или принудительной силой государства;

4) внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения; их нарушение встречает общественное осуждение.

10. Как называются социальные нормы, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями?

1) нормы традиций и обычаев; 2) нормы морали; 3) религиозные нормы; 4) политические нормы.

11. Соблюдение любых социальных норм обычно обеспечивается:

1) внутренними убеждениями людей;

2) путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний (санкций);

3) оба ответа верны;

4) верного ответа нет.

12. Бывают ли случаи, когда отклоняющееся поведение носит позитивный характер?

1) да, отклонения от норм могут иметь полезные для общества последствия, направленные на улучшение общественных отношений;

2) нет, отклоняющееся поведение всегда негативно сказывается на жизни общества.

13. Определение «Соответствие между социальной ролью и социальным положением, между их правами и обязанностями, деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием» относится к понятию:

1) социальное противостояние; 2) социальное равновесие; 3) социальная справедливость.

14. Определение «Отношение между сторонами социального взаимодействия, связанное с противоречием их интересов» относится к понятию:

1) социальное противостояние; 2) социальный спор; 3) социальный конфликт.

15. Наиболее рациональной стратегией отношения к социальным конфликтам является:

1) подавление (ликвидация оппонента);

2) регулирование, которое осуществляется путем переговоров;

3) уклонение от конфликта.

16. Основу стратификации общества составляет: 1) иерархия статусов; 2) система социальных норм; 3) деление общества по национальному признаку.


Дополнительная часть.

«4».

«5»

Прочтите текст и выполните задания С1-С6.


Социальный статус

Социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он - просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделен правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания, учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может иметь два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдется главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или он сам. Для мужчин чаще всего главным является статус, связанный с основным местом работы (директор банка, юрист, рабочий), а для женщин -- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Яркий пример - известный российский хозяйственный и политический деятель Юрий Лужков. Несмотря на раз- нообразие его позиций в обществе (вплоть до сенатора, почетного профессора Российской академии наук и автора популярной книги о Москве), должность мэра столицы России - главный социальный статус этого человека.

По материалам сайта: anriintern.com/ind shtm]

(сервер бесплатного дистанционного образования)

СЗ. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы, каких типов можно выделить в статусном наборе?

С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.




Зачет по теме: «Социальные отношения»

(эталон ответов)


В- 1

В - 2

В - 3

1. г;


1. а-1, 4, 5, 6-2, 3;


1. в;


2. б;


2. 6;


2. а;


3. в;


3. г;


3. 6;


4. б;


4. а;


4. в;


5. б;


5. а, 6;


5. г;


6. а, в;


6.3;


6.4;


7.3;


7.1;


7.2;


8. 1;


8.3;


8.2;


9.1;


9.3;


9.4;


10.2;


10.1;


10.3;


11.4;


11.2;


11.3;


12.1;


12.2;


12.1;


13.2;


13.3;


13.3;


14.1;


14.4;


14.3;


15.3


15.1


15.2


16 - 4

16-3

16 -1




С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые части текста и озаглавьте каждую из них. Могут быть выделены следующие смысловые части:

1) понятие «социальный статус»;

2) статусный набор;

3) главный статус.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

С6. В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдется главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) выражено мнение учащегося: выбрана та или иная точка зрения;

2) приведены два аргумента (объяснения), например: в случае согласия с данной точкой зрения может быть указано, что

- главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой;

- главным выступает тот статус, который на текущий момент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека;

в случае несогласия может быть указано, что…

С2. Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.

В правильном ответе дано определение: «социальный статус - определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систем)

прав и обязанностей». Приведены примеры:

1) водитель - участник дорожного движения и инспектор ГИБДД;

2) режиссер-постановщик спектакля и артист, играющий роль в спектакле.

С4. Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.

В ответе должен быть указан пример отношений учителя и ученика. В качестве собственного примера могут быть указаны отношения врача и его пациента.

СЗ. Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы, каких типов можно выделить в статусном наборе?

В правильном ответе должно быть отмечено, что это вокупность всех статусов, занимаемых одним человеком»»

зван главный статус и неглавные.

С5. Сергею М. несколько дней от роду. В своей жизни он еще не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Ответ аргументируйте.

В ответе должно быть указано, что человек обладает социальным статусом с момента рождения, так как с этого момента он наделен правами и обязанностями по отношению к окружающему его обществу. Следовательно, новорожденный Сергей М. имеет свой социальный статус: он сын, внук, житель страны, член этнической группы.



© 2010-2022