Рабочая программа по ОВП

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя образовательная школа «Земля родная»

Рассмотрено на заседании МО

Руководитель МО _____ Кобычева С.Б.

Протокол №____ от «__» _______2015г.

«Рекомендована к утверждению НМС»

Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ«Земля родная» ______Дубоневич В.Н.

Протокол № ____ от «___» _________2015 г.

«Утверждена»

Директор МАОУ СОШ «Земля родная»

___________ Татаринов М.Н.

Приказ № ___ «__» ___________2015 г.

Рабочая программа по основам выбора профессии

Учитель: Мальков Сергей Владимирович

Год реализации программы : 2015/2016 учебный год

Класс: 9 а, б, в, г,д.

Общее количество часов по плану: 35 часов

Количество часов в неделю: 1 час

Рабочая программа составлена на основании программы учебного курса Смирновой Е.Е. « На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. « Выбор профессии» и Шмит В.Р. « Беседы по профориентации для старшеклассников». Соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года).

Учебники - « Азбука профориентации 21 века». Под ред. Богайцевой М.В. для 9 класса. Салехард 2010г.

«___» _________ 2014 год.

__________________

(подпись учителя)

г. Новый Уренгой

Пояснительная записка


Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагается необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями, о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.

Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить, проблему профессионального выбора призвана данная программа.

На занятиях данного элективного курса ребята получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях ученики получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии. Получат опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность и наличием ценностных установок. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит ученикам узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.

Основная цель: изучения данного курса - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

В ходе занятий на этом курсе решаются следующие задачи:

  • Обобщить у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

  • Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;

  • Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

• Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;

• Определение степени соответствия "профиля личности" и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся

  • Воспитать уважение к работающему человеку.

Программа предусматривает:

  1. знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;

  2. актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;

  3. знаний о том, что лежит в основе успешности любой профессиональной деятельности, каковы основные условия достижения "акме";

  4. какую роль играет правильный выбор профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;

  5. повышение уровня психологической компетентности учащихся;

  6. расширение границ самовосприятия;

  7. формирование адекватной самооценки;

  8. рефлексивного отношения к своей деятельности;

  9. пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью "примеривания" на себя различных профессиональных ролей.

Курс «Основы выбора профессии» состоит из теоретических и практических занятий. Общее количество часов, отведённых на курс - 34 часа. В ходе работы предполагается использование комплекса психологических методик. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», беседы. Занятия можно проводить в учебно-методических кабинетах профориентации школ, межшкольных УПК, на предприятиях, в учебных заведениях, территориальных центрах профориентации.

Методы и формы обучения:

  • Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.

  • Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

  • Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

  • Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

  • Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

  • Стимулирования и мотивации.

  • Самостоятельной учебной деятельности.

  • Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

  • Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

  • Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

- система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

- инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины - есть составляющие учебного процесса.


Содержание программы для 9 класса. (34 часа)

Тема №1.

Психологические аспекты профессионального выбора. Структура курса. Понятие профориентация. Компоненты целостности личности. Понятие «эмоции», «мотив», «интерес», «склонности». Основные теории мотивации. Собственные ценностные ориентиры. Общие и специальные способности. Профпригодность, самооценка.

Тема №2

Мир профессий. Понятие «профессия» и их спецификация. Принципы классификации профессий и их выбор. Типы профессий. Профессиограмма.

Тема №3

Система профессионального образования. Виды учебных заведений образования. Формы обучения. Правила приема в ВУЗы.

Тема №4

Анализ современного рынка труда. Понятие «рынок труда», «спрос и предложение на рынке». Ситуации на рынке труда. Рынок труда в ЯНАО. Основные формы занятости.

Тема №5

Технологии выбора профессии. Типичные ошибки при выборе. Стратегия принятий решения. Навыки планирования.


Учебно-тематический план для 9 класса.

№ модуля, раздела, темы

Наименование модулей, разделов, тем



Количество часов

Количество часов


теоретические


практические

Тема 1

Психологические аспекты профессионального выбора.

12

10

2

Тема 2

Мир профессий

10

8

2

Тема 3

Система профессионального образования

3

3


Тема 4

Анализ современного рынка труда

4

4


Тема 5

Технологии выбора профессии

5

4

1

Всего часов

34

29

5

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • Уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;

  • Значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.

Учащиеся должны уметь:

  • Осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения и оценки информации;

  • исполнения типичных экономических ролей;

  • решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности

  • оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;

  • осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования информации.

  • оценки собственных действий в качестве рабочего, служащего, предпринимателя, работодателя члена семьи и гражданина.

ЛИТЕРАТУРА.

1. «Выбирая профессию, выбираем образ жизни» Е.И.Фадеева, М.В. Ясюкевич, ЦГЛ Москва, 2004

2. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники» Н.С.Пряжников, «ВАКО» Москва,2005 год

3. «Твоя профессиональная карьера», Москва «Просвещение»,2006 год

4. «Технология» Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко 9 класс

5. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. Л.Н.Пономаренко, Р.В. Белоусова.. М., Генезис,2004г.

6. Выбор профессии. Становление профессионала. Е.И. Рогов. М., Владос,2003г.

7. На пути к выбору профессии. Е.Е.Смирнова. , С-П. « КАРО» 2003г.

Календарно-тематический план для 9 класса



п/п



Наименование разделов и тем


Количество часов

Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)

Содержание учебного материала


Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)


Вид контроля.


Д/З

Дата план

Дата факт

Тема 1. Психологические аспекты профессионального выбора. 12 часов

1

Введение

1

Лекция

Структура курса .

Знать понятия профориентация. Уметь: определять три составляющих правильного выбора профессии

Заполнение анкеты.

2

Понятие личности. Эмоции.

1

Комбинированный урок

Компоненты ценности личности, «эмоции», характеристика темперамента.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Тест «Темперамент»

3

Побудительные силы человека.

1

Комбинированный урок

Мотивы, интересы, склонности. Пирамида Маслоу.

Знать сущность понятий: мотивы, интересы, склонности. Уметь: определять мотивы .

Составление таблицы


4

Ценностные ориентации

1

Комбинированный урок

Понятие ориентации и выбора профессии.

Уметь ориентироваться в ценностях.

Тесты

«Тюдема - сюдема»

5

Способности

1

Комбинированный урок

Общие и специальные способности.

Составить представление о способностях.

Рефераты

6

Профессионально важные качества.

1

Эвристическая беседа.

Профессионально важные качества для профессии.

Профпригодность

Знать важные качества.

Заполнить таблицу.

7

Коммуникативная успешность

1

Комбинированный урок

Конфликт: виды, стадии, источники.

Знать причины конфликтов. Уметь выходить из конфликтов.

Фронтальный опрос.

8

Барьеры коммуникации

1

Комбинированный урок

Навыки рефлексии, самоанализа.

Знать: - приемы рефлексии. Уметь проводить самоанализ.

Разработка тезисов.

9

Самооценка

1

Эвристическая беседа.

Роль самооценки на профессиональную деятельность

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Тестирование

10

Целеполагание и образ будущего

1

Комбинированный урок

Целеполагание. Способы достижения успеха.

Знать:- основные положения урока. Формировать навыки постановки целей.

Работа с тетрадью.

.

11

Этапы профессионального самоопределения.

1

Комбинированный урок

Профессиональная карьера, возрастной период, развитие профессионализма.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Работа с таблицами.

12

Карта самопознания

1

Самостоятельная работа

Самопрезентация, самопознание

Заполнение анкеты

Тема №2. Мир профессий 10 часа

13

Понятие профессий

1

Комбинированный урок

Профессия и их классификация. Профессиональный выбор

Знать термины. Уметь: объяснять понятия

Составить таблицу

14

Профессия «Человек - человек»

1

Беседа

Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.

Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.

Краткий кон­спект. Опрос.

15

Профессия

«Человек - знак»

1

Беседа

Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.

Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.

Краткий кон­спект. Опрос.

16

Профессия «Человек - художественный образ»

1

Беседа

Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.

Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.

Краткий кон­спект. Опрос.

17

Профессия

«Человек - техника»

1

Беседа

Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.

Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.

Краткий кон­спект. Опрос.

18

Профессия «Человек - природа»

1

Беседа

Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.

Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.

Краткий кон­спект. Опрос.

19

Профессия «Человек - бизнес»

1

Беседа

Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.

Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.

Краткий кон­спект. Опрос.

20-21

Профессиограмма.

2

Комбинированный урок

Конкретизировать представления о профессиях разного типа

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Построить график

22

Самостоятельная работа

1

Письменная работа

Знания по всей теме

Знать:- основные положения, определение понятия. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Тестирование, заполнение таблицы.


Тема №3 Система профессионального образования 3 часа

23

Учреждения профессионального образования.

1

Комбинированный урок

Виды учреждений образования. ПТУ, Техникум, ВУЗ.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Фронтальный опрос

24

Формы и сроки обучения

1

Комбинированный урок

Очное, заочное, вечернее обучение

Знать:

-основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы

Опрос

25

Информация, необходимая при выборе учебного заведения

1

Беседа.

Сбор и анализ информации.

Знать:

-основные положения урока.

Уметь анализировать, делать выводы.

Опрос, составление анализа.

Тема №4 Анализ современного рынка труда. 4 часа.

26-27

Основные понятия и определения

1





Лекция

«Рынок труда», «Спрос и предложение», работодатель, наемный рабочий.

Знать основные положения урока. Уметь отвечать на вопросы.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.

28

Региональный рынок труда.

1

Комбинированный урок

Специфика рынка труда в ЯНАО

Знать: основные положения урока. Уметь выявлять специфические черты.

Тест.

29

Формы занятости.

1

Комбинированный урок

Полная, частичная, временная, на дому, по совместительству.

Знать основные виды занятости. Уметь, отвечать на вопросы.

Работа с учебником. Опрос по оп­ределениям.

Тема №5. Технология выбора профессии. 4 часа

30

Типичные ошибки при выборе профессии.

1

Комбинированный урок

Способы избежание ошибок.

Знать:- основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы,

Опрос

31

Стратегия принятия решения

1

Комбинированный урок

Аналитические решения проблем выбора.

Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы.

Составить таблицу

32

Социально - психологическое исследование

1

Практическая работа

Сформированость профессионального плана

Знать: основные положения урока. Уметь проводить исследование

Провести исследование

33

Индивидуальный профессиональный план

1

Диспут

Процесс профессионального самоопределение

Знать основные положения темы Уметь делать выводы, отвечать на вопросы.

Опрос по оп­ределениям. Составление личного плана.

34

Повторение

1



© 2010-2022