- Преподавателю
- Обществознание
- Рабочая программа по ОВП
Рабочая программа по ОВП
Раздел | Обществознание |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мальков С.В. |
Дата | 29.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя образовательная школа «Земля родная»
Рассмотрено на заседании МО
Руководитель МО _____ Кобычева С.Б.
Протокол №____ от «__» _______2015г.
«Рекомендована к утверждению НМС»
Заместитель директора по УВР МАОУ СОШ«Земля родная» ______Дубоневич В.Н.
Протокол № ____ от «___» _________2015 г.
«Утверждена»
Директор МАОУ СОШ «Земля родная»
___________ Татаринов М.Н.
Приказ № ___ «__» ___________2015 г.
Рабочая программа по основам выбора профессии
Учитель: Мальков Сергей Владимирович
Год реализации программы : 2015/2016 учебный год
Класс: 9 а, б, в, г,д.
Общее количество часов по плану: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
Рабочая программа составлена на основании программы учебного курса Смирновой Е.Е. « На пути к выбору профессии», Рогова Е.И. « Выбор профессии» и Шмит В.Р. « Беседы по профориентации для старшеклассников». Соответствующей федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Минобразования РФ №1089 от 05 марта 2004 года) и Федеральному базисному учебному плану (утвержден приказом Минобразования РФ № 1312 от 09 марта 2004 года).
Учебники - « Азбука профориентации 21 века». Под ред. Богайцевой М.В. для 9 класса. Салехард 2010г.
«___» _________ 2014 год.
__________________
(подпись учителя)
г. Новый Уренгой
Пояснительная записка
Школа как один из важнейших социальных институтов должна оказывать учащимся помощь в адаптации к новым производственным отношениям за счет создания условий для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о различных аспектах мира современного труда. Результатом процесса профессионального самоопределения в старшем школьном возрасте является выбор будущей профессии. Помощь учащимся в правильном выборе профессии предполагается необходимость специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, и о мире профессионального труда с последующим соотнесением знаний о себе со знаниями, о профессиональной деятельности. Эти компоненты являются основными составляющими профессионального самоопределения на этапе выбора профессии.
Необходимость проведения профориентационной работы в школе связана с быстрыми темпами технического развития общества и с появлением новых профессий на рынке труда. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. При правильном выборе индивидуальные особенности подростка совпадают с требованиями профессии. Помочь ученику правильно решить, проблему профессионального выбора призвана данная программа.
На занятиях данного элективного курса ребята получат теоретические знания о том, какие профессии существуют на сегодняшний день, на что надо обращать внимание при выборе профессии, какими источниками информации можно воспользоваться при ознакомлении с рынком труда. В ходе работы на занятиях ученики получат возможность овладеть практическими навыками в освоении стратегии выбора профессии. Получат опыт соотнесения своих желаний в выборе профессии со своими возможностями выполнять ту или иную деятельность и наличием ценностных установок. Данная программа предполагает использование тестового материала, который позволит ученикам узнать больше о себе: о своих способностях, профессиональных предпочтениях, уровне развития познавательных процессов, о качествах личности.
Основная цель: изучения данного курса - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учетом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.
В ходе занятий на этом курсе решаются следующие задачи:
-
Обобщить у учащихся знаний о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;
-
Сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности к человеку;
-
Развивать представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;
• Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний;
• Определение степени соответствия "профиля личности" и профессиональных требований, внесение корректив в профнамерения учащихся
-
Воспитать уважение к работающему человеку.
Программа предусматривает:
-
знакомство с миром профессий, с видами человеческого труда;
-
актуализацию процесса профессионального самоопределения учащихся благодаря получению знаний о себе как будущем профессионале;
-
знаний о том, что лежит в основе успешности любой профессиональной деятельности, каковы основные условия достижения "акме";
-
какую роль играет правильный выбор профессии для развития личности профессионала, для развития чувства собственного достоинства;
-
повышение уровня психологической компетентности учащихся;
-
расширение границ самовосприятия;
-
формирование адекватной самооценки;
-
рефлексивного отношения к своей деятельности;
-
пробуждение интереса к практической деятельности человека с целью "примеривания" на себя различных профессиональных ролей.
Курс «Основы выбора профессии» состоит из теоретических и практических занятий. Общее количество часов, отведённых на курс - 34 часа. В ходе работы предполагается использование комплекса психологических методик. В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», беседы. Занятия можно проводить в учебно-методических кабинетах профориентации школ, межшкольных УПК, на предприятиях, в учебных заведениях, территориальных центрах профориентации.
Методы и формы обучения:
-
Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках экономики целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перспективные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Ролевые игры.
-
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситуации).
-
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
-
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
-
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
-
Стимулирования и мотивации.
-
Самостоятельной учебной деятельности.
-
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
-
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
-
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
- система оценки достижений учащихся;
Деятельность учащихся на уроках экономики оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят посильный развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.
- инструментарий для оценивания результатов;
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины - есть составляющие учебного процесса.
Содержание программы для 9 класса. (34 часа)
Тема №1.
Психологические аспекты профессионального выбора. Структура курса. Понятие профориентация. Компоненты целостности личности. Понятие «эмоции», «мотив», «интерес», «склонности». Основные теории мотивации. Собственные ценностные ориентиры. Общие и специальные способности. Профпригодность, самооценка.
Тема №2
Мир профессий. Понятие «профессия» и их спецификация. Принципы классификации профессий и их выбор. Типы профессий. Профессиограмма.
Тема №3
Система профессионального образования. Виды учебных заведений образования. Формы обучения. Правила приема в ВУЗы.
Тема №4
Анализ современного рынка труда. Понятие «рынок труда», «спрос и предложение на рынке». Ситуации на рынке труда. Рынок труда в ЯНАО. Основные формы занятости.
Тема №5
Технологии выбора профессии. Типичные ошибки при выборе. Стратегия принятий решения. Навыки планирования.
Учебно-тематический план для 9 класса.
№ модуля, раздела, темы
Наименование модулей, разделов, тем
Количество часов
Количество часов
теоретические
практические
Тема 1
Психологические аспекты профессионального выбора.
12
10
2
Тема 2
Мир профессий
10
8
2
Тема 3
Система профессионального образования
3
3
Тема 4
Анализ современного рынка труда
4
4
Тема 5
Технологии выбора профессии
5
4
1
Всего часов
34
29
5
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
-
Уровень развития своих профессионально важных качеств; сферы трудовой деятельности; правила выбора профессии, карьеры;
-
Значение правильного самоопределения для личности и общества; возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств.
Учащиеся должны уметь:
-
Осуществлять самоанализ развития своей личности;
-
Проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
получения и оценки информации;
-
исполнения типичных экономических ролей;
-
решения практических задач, связанных с жизненными ситуациями;
-
совершенствования собственной познавательной деятельности
-
оценки происходящих событий и поведения людей с экономической точки зрения;
-
осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования информации.
-
оценки собственных действий в качестве рабочего, служащего, предпринимателя, работодателя члена семьи и гражданина.
ЛИТЕРАТУРА.
1. «Выбирая профессию, выбираем образ жизни» Е.И.Фадеева, М.В. Ясюкевич, ЦГЛ Москва, 2004
2. «Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники» Н.С.Пряжников, «ВАКО» Москва,2005 год
3. «Твоя профессиональная карьера», Москва «Просвещение»,2006 год
4. «Технология» Материалы к урокам раздела «Профессиональное самоопределение» по программе В.Д.Симоненко 9 класс
5. Психология для старшеклассников. Ч-2. Психология общения. Л.Н.Пономаренко, Р.В. Белоусова.. М., Генезис,2004г.
6. Выбор профессии. Становление профессионала. Е.И. Рогов. М., Владос,2003г.
7. На пути к выбору профессии. Е.Е.Смирнова. , С-П. « КАРО» 2003г.
Календарно-тематический план для 9 класса
№
п/п
Наименование разделов и тем
Количество часов
Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся, форма занятий)
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)
Вид контроля.
Д/З
Дата план
Дата факт
Тема 1. Психологические аспекты профессионального выбора. 12 часов
1
Введение
1
Лекция
Структура курса .
Знать понятия профориентация. Уметь: определять три составляющих правильного выбора профессии
Заполнение анкеты.
2
Понятие личности. Эмоции.
1
Комбинированный урок
Компоненты ценности личности, «эмоции», характеристика темперамента.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Тест «Темперамент»
3
Побудительные силы человека.
1
Комбинированный урок
Мотивы, интересы, склонности. Пирамида Маслоу.
Знать сущность понятий: мотивы, интересы, склонности. Уметь: определять мотивы .
Составление таблицы
4
Ценностные ориентации
1
Комбинированный урок
Понятие ориентации и выбора профессии.
Уметь ориентироваться в ценностях.
Тесты
«Тюдема - сюдема»
5
Способности
1
Комбинированный урок
Общие и специальные способности.
Составить представление о способностях.
Рефераты
6
Профессионально важные качества.
1
Эвристическая беседа.
Профессионально важные качества для профессии.
Профпригодность
Знать важные качества.
Заполнить таблицу.
7
Коммуникативная успешность
1
Комбинированный урок
Конфликт: виды, стадии, источники.
Знать причины конфликтов. Уметь выходить из конфликтов.
Фронтальный опрос.
8
Барьеры коммуникации
1
Комбинированный урок
Навыки рефлексии, самоанализа.
Знать: - приемы рефлексии. Уметь проводить самоанализ.
Разработка тезисов.
9
Самооценка
1
Эвристическая беседа.
Роль самооценки на профессиональную деятельность
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Тестирование
10
Целеполагание и образ будущего
1
Комбинированный урок
Целеполагание. Способы достижения успеха.
Знать:- основные положения урока. Формировать навыки постановки целей.
Работа с тетрадью.
.
11
Этапы профессионального самоопределения.
1
Комбинированный урок
Профессиональная карьера, возрастной период, развитие профессионализма.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Работа с таблицами.
12
Карта самопознания
1
Самостоятельная работа
Самопрезентация, самопознание
Заполнение анкеты
Тема №2. Мир профессий 10 часа
13
Понятие профессий
1
Комбинированный урок
Профессия и их классификация. Профессиональный выбор
Знать термины. Уметь: объяснять понятия
Составить таблицу
14
Профессия «Человек - человек»
1
Беседа
Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.
Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.
Краткий конспект. Опрос.
15
Профессия
«Человек - знак»
1
Беседа
Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.
Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.
Краткий конспект. Опрос.
16
Профессия «Человек - художественный образ»
1
Беседа
Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.
Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.
Краткий конспект. Опрос.
17
Профессия
«Человек - техника»
1
Беседа
Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.
Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.
Краткий конспект. Опрос.
18
Профессия «Человек - природа»
1
Беседа
Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.
Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.
Краткий конспект. Опрос.
19
Профессия «Человек - бизнес»
1
Беседа
Знакомство с профессиями данного типа. Содержание, цели, условия труда, необходимые личные качества.
Знать: виды профессий. Уметь: различать профессии по типу.
Краткий конспект. Опрос.
20-21
Профессиограмма.
2
Комбинированный урок
Конкретизировать представления о профессиях разного типа
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Построить график
22
Самостоятельная работа
1
Письменная работа
Знания по всей теме
Знать:- основные положения, определение понятия. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Тестирование, заполнение таблицы.
Тема №3 Система профессионального образования 3 часа
23
Учреждения профессионального образования.
1
Комбинированный урок
Виды учреждений образования. ПТУ, Техникум, ВУЗ.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Фронтальный опрос
24
Формы и сроки обучения
1
Комбинированный урок
Очное, заочное, вечернее обучение
Знать:
-основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы
Опрос
25
Информация, необходимая при выборе учебного заведения
1
Беседа.
Сбор и анализ информации.
Знать:
-основные положения урока.
Уметь анализировать, делать выводы.
Опрос, составление анализа.
Тема №4 Анализ современного рынка труда. 4 часа.
26-27
Основные понятия и определения
1
Лекция
«Рынок труда», «Спрос и предложение», работодатель, наемный рабочий.
Знать основные положения урока. Уметь отвечать на вопросы.
Работа с учебником. Опрос по определениям.
28
Региональный рынок труда.
1
Комбинированный урок
Специфика рынка труда в ЯНАО
Знать: основные положения урока. Уметь выявлять специфические черты.
Тест.
29
Формы занятости.
1
Комбинированный урок
Полная, частичная, временная, на дому, по совместительству.
Знать основные виды занятости. Уметь, отвечать на вопросы.
Работа с учебником. Опрос по определениям.
Тема №5. Технология выбора профессии. 4 часа
30
Типичные ошибки при выборе профессии.
1
Комбинированный урок
Способы избежание ошибок.
Знать:- основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы,
Опрос
31
Стратегия принятия решения
1
Комбинированный урок
Аналитические решения проблем выбора.
Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы.
Составить таблицу
32
Социально - психологическое исследование
1
Практическая работа
Сформированость профессионального плана
Знать: основные положения урока. Уметь проводить исследование
Провести исследование
33
Индивидуальный профессиональный план
1
Диспут
Процесс профессионального самоопределение
Знать основные положения темы Уметь делать выводы, отвечать на вопросы.
Опрос по определениям. Составление личного плана.
34
Повторение
1