Технологическая карта на тему Политическая система

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Экономико-гуманитарный колледж

преподаватель обществоведения и правовых дисциплин

Тихонов Александр Владимирович

Технологическая карта учебного занятия


Занятие № 21 по дисциплине Обществознание

количество часов 2

Тема занятия: Политическая система

Тип занятия: Изучение нового материала

Вид занятия: Комбинированное

Цели:

1. способствовать ориентации учащихся на демократические ценности;

2. углубить понимание процессов, происходящих в политической жизни;

3. обобщить и систематизировать знания о политике;

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы: частично-поисковый.

Основные понятия: политическая система.

Овладение обучающимися:

предметные результаты:

1. владеть базовыми научными понятиями «политическая система», «политический режим»;

2. сформировать знания об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

3. сформировать навыки оценивания политической информации;

4. владеть умением применять полученные знания, прогнозировать последствия принимаемых решений;

личностные результаты:

1. осознавать российскую гражданскую идентичность;

2. владеть системными научными знаниями;

метапредметные результаты:

1. уметь определять назначение и функции различных социальных институтов;

2. иметь целостное восприятие всего спектра экономических, социальных, политических реалий.

коммуникативная компетенция:

1. уметь ставить цель и организовывать ее достижение;

2. уметь проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать;

3. уметь давать оценку своей учебно-познавательной деятельности;

4. определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать выводы.

Оборудование: учебник, конспект, раздаточный материал (схема «Демократические преобразования в России»), доска (таблица «Структурные компоненты политической системы», «Функции государства»).



Ход занятия:

  1. Организационный момент (Запись темы занятия в журнале. Подготовка рабочего места. Создание проблемных ситуаций.) (5 мин)

Вопросы для мотивации студентов: Политическая жизнь - это хаос событий или нечто упорядоченное? Существует ли идеальный политический порядок?

«Политика - это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти» Уильям Гладстон.

Модель политической системы, разрабатываемая политологией, позволит разобраться в калейдоскопе политических событий, во взаимодействии субъектов политической власти.


  1. Проверка знаний обучающихся. Подведение итогов проверки. (15 мин)

Вопросы для фронтального опроса.

Какова структура политики как деятельности?

Охарактеризуйте субъектов политики.

В чем заключаются политические интересы?

В чем состоит связь понятий «политика» и «власть»?

Дайте характеристику партии как политического института?

В чем состоит практическое значение знаний о политике и власти?

Выступления по подготовленным эссе.


  1. Сообщение темы занятия, постановка цели и задач занятия (5 мин)

Цель занятия: способствовать расширению и конкретизации представлений о политической системе.

Задачи занятия: способствовать ориентации учащихся на демократические ценности; углубить понимание процессов, происходящих в политической жизни; обобщить и систематизировать знания о политике.

Тема занятия: Политическая система.

План занятия:

1. Структура и функции политической системы.

2. Государство в политической системе.

3. Политический режим.

4. Демократические перемены в России.

4. Изложение нового материала, применяемая методика (45 мин)

Методы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, групповая работа, работа в парах.

1. Структура и функции политической системы.

Общество - это сложная социальная система, одной из подсистем которой является политическая система.

Политическая система - сложный механизм формирования и функционирования власти в обществе.

Задание для индивидуальной работы.

Структурные компоненты политической системы (заполнить таблицу):

Институциональная подсистема

Нормативная подсистема

Коммуникативная подсистема

Культурно-идеологическая подсистема

Функциональная подсистема

Полученный результат озвучивают несколько студентов.

Вопросы для фронтального опроса.

При каком условии совокупность различных подсистем и разнородных элементов, записанных в таблицу, можно считать целостной системой?

Внимание учащихся необходимо обратить на особенности связи политической системы со средой: другими сферами общества, политическими системами других стран, международными организациями, частной жизнью людей. Политическая система получает от среды или ее отдельных компонентов сигналы и, в свою очередь, оказывает воздействие на нее.

Взаимодействия политической системы со «средой» объединяют в две группы: воздействие общества на политическую систему и воздействие политической системы на общество.

Задание для групповой работы.

Заполнить таблицу по п.1 §21:

Воздействие общества на политическую систему

Воздействие политической системы на общество

Полученный результат озвучивают несколько студентов.

Функции политической системы:

1) целеполагание;

2) интегративная;

3) регулятивная.

2. Государство в политической системе.

Назовите признаки государства.

При необходимости высказывания студентов дополняются и уточняются преподавателем.

Вопросы для фронтального опроса.

Для определения роли государства как главного института политической системы студенты отвечают на вопросы о социальных институтах:

- что такое социальный институт?

- каковы основные признаки социального института?

- как эти признаки проявляются в деятельности государства?

Учащиеся должны осознать, что институт государства придает организованность и устойчивость деятельности большой группы людей, занятых на государственной службе и участвующих в осуществлении власти. Эта деятельность регулируется комплексом норм, принципов и установок.

Задание для индивидуального опроса.

Приведите примеры политики государства (из курса истории).

Задание для групповой работы.

Знания учащихся можно конкретизировать и дополнить в виде таблицы, заполняемой на основе текста параграфа.

Функции государства

Внутренние функции

Внешние функции



Заполнение таблицы позволит сделать вывод о многообразии задач государства как субъекта политики.

Вопросы для фронтального опроса.

Целесообразно вспомнить формы государства: какие формы правления вам известны? какие вы знаете формы территориального устройства.

3. Политический режим.

Политический режим - это совокупность способов, форм и методов осуществления политической власти. Каждый из политических режимов проявляется во всех компонентах политической системы: в устройстве государства, в партийной системе, в политических нормах, в методах властвования, в способах взаимоотношений субъектов политики, в идеологической сфере.

Задание для групповой работы.

Заполнить таблицу «Политические режимы» на основе текста в учебнике:

Признаки

Тоталитарный

Авторитарный

Демократический

Степень разделения властей




Полномочия главы государства




Роль и место идеологии




Партийная система




Законы и традиции




Место и роль силовых структур




Открытость власти для контроля со стороны общества




Отношения власти с оппозицией




Права и свободы личности




Вопросы для фронтального опроса по таблице:

- как определяются границы свободы обычным правосознанием и тоталитарным?

- как тоталитарный режим относится к частным интересам и внутренней свободе человека?

- в чем заключается противоположность демократии и тоталитаризма?

Важнейшие ценности и принципы демократии:

1) принцип народовластия;

2) право меньшинства на оппозицию;

3) парламентаризм;

4) политический плюрализм;

5) гласность;

6) правовое государство.

Предпосылкой стабильного развития и успешного функционирования демократического режима является преобладание в сознании граждан демократических ценностей. Если демократические принципы не являются ценностью для большинства, их реализация на практике проблематична и становление демократии затруднено. Сама по себе демократия не решает все проблемы, имеющиеся в обществе. Она лишь создает условия для их решения.

Задание для фронтального опроса.

Работа с документом (отрывок из статьи П.И. Новгородцева):

«Своими широчайшими перспективами и возможностями демократия как будто бы вызвала ожидания, которые она не в силах удовлетворить. А своим духом терпимости и приятия всех мнений, всех путей она открыла простор и для таких направлений, которые стремятся ее ниспровергнуть. Она не могла быть иною, ибо в этом ее природа, ее преимущество. Но этой своей природой и этим своим преимуществом она могла удовлетворить лишь некоторых, а не всех. У людей всегда остается потребность продолжать любую действительность до бесконечности абсолютного идеала, и никаким устройством государства их нельзя удовлетворить. Демократия обещала быть выражением общей воли, осуществлением равенства и свободы. Но принцип общей воли оказался загадочным и проблематическим, а начало равенства и свободы - сложным и противоречивым. Поэтому осуществление демократической идеи всегда остается лишь приблизительным и неточным…»

Вопросы к тексту:

- какие ожидания не может удовлетворить демократия?

- почему демократия не может удовлетворить всех?

- почему людей нельзя удовлетворить никаким устройством государства?

- какие преимущества называет автор?

- каковы возможности демократии?

Уязвимые стороны демократии: неодинаковые реальные возможности участников предвыборной борьбы, в зависимости от наличия денежных ресурсов; возможность применения административного ресурса; массовое неучастие в выборах и других демократических процедурах.

4. Демократические перемены в России.

Важнейшей вехой в демократических преобразованиях политической системы в Российской Федерации стало принятие Конституции РФ (1993).

Задание для групповой работы.

Отобразить в схеме демократические преобразования в России после принятия Конституции РФ:

Институциональная подсистема

Нормативная подсистема

Коммуникационная подсистема

Культурно-идеологическая подсистема


Процесс утверждения демократических порядков происходил противоречиво. Отсутствие демократического сознания и опыта демократии у части граждан, с одной стороны, и сложности экономического развития, трудное материальное положение значительной части населения, резкая социальная дифференциация, сосредоточение огромных ресурсов в руках олигархических групп - с другой, препятствуют утверждению в жизни общества демократических принципов, их эффективному функционированию.

Трудности становления демократии в России могут быть преодолены при условии проведения политики, учитывающей интересы большинства населения, открытости политических институтов народу, последовательной защиты демократических ценностей от их искажения, своевременного разъяснения действий власти и ее намерений.

Укрепление демократии обеспечивает условия для успешного развития экономики, решения социальных проблем, возрождения духовно-нравственных основ общественной жизни. Но эти следствия не вытекают из демократии автоматически. Демократия лишь открывает возможность для успешного движения вперед.

5.Закрепление изученного материала, применяемая методика (10 мин.).

Вопросы для фронтального опроса.

- Что такое политическая система? Что является ее средой?

- В чем заключаются функции политической системы?

- Что такое политический режим?

Обсуждение высказывания Н.А. Бердяева: «Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад».

Вопрос для обсуждения: могут ли в одной политической системе одновременно существовать монархия и демократия? Свой ответ аргументируйте.

Задание для групповой работы.

Заполнение таблицы (3-и группы, каждая заполняет одну колонку):

Признаки формы политического режима

демократический

авторитарный

тоталитарный

Представитель каждой из групп озвучивает результат, студенты заполняют соответствующую колонку.

6.Подведение итогов (5 мин)

Для того чтобы разобраться в политике и самостоятельно ее оценить, нужно ориентироваться на модель политической системы. Оценивая решение власти, следует подумать, в ответ на какие импульсы от общества принималось это решение, какое влияние оказали на его принятие компоненты политической системы.

При характеристике политических деятелей или политических организаций необходимо обратить внимание не только на заявленные цели их деятельности, но и на методы и средства, к использованию которых они склоняются, на возможные изменения политической системы под воздействием этих методов и их последствия для общества.

Не следует ожидать от демократии немедленного улучшения социальных условий жизни. Демократические возможности нужно использовать для того, чтобы побуждать власть к решению социальных проблем и контролировать выполнение этих решений.

7.Задание для самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторное время.

Подготовить аргументированный ответ на высказывание:

Политический деятель обращается на выборах к избирателям: «Я добьюсь значительного роста благосостояния народа. Пусть только все добросовестно занимаются своими делами, но не вмешиваются в политику». Каково ваше отношение к такой позиции?

8. Литература, необходимая для подготовки к занятию.

Обществознание. 11 класс: учебник: базовый уровень. Под ред. Л.Н.Боголюбова. - М.: Просвещение, - 2014. - 335 с.

9. Задания для обучающихся на дом. Учебник, § 21, выполнить задания 1 - 3


© 2010-2022