Подготовка к ЕГЭ по обществознанию по теме

Данный материал предназначен для учителей, которые занимаются подготовкой к ЕГЭ по обществознанию.Тема - "Познание".  Первая часть материалов - это понятия, которые учащиеся должны раскрыть, выполняя задания 32. Вторая часть - это планы по теме "Познание". Третья часть - это вопросы 32 и 34.   Тема "Познание" является наиболее сложной для усвоения учащимися. Поэтому уже в ходе изучения нового материала, на мой взгляд, необходимо выполнять задания, которые помогут учащимся в успешном освоении тем...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Познание.


Термины: бытие, познание, чувственное познание, рациональное познание, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, знание, истина, относительная истина, абсолютная истина, объективная истина, субъективная сторона истины, критерий истины, практика, заблуждение, ложь, вера, творчество, интуиция, научное познание, эмпирический уровень научного познания, теоретический уровень научного познания, особенности научного познания, методы научного познания, научный факт, научная проблема, научная идея, гипотеза, закон, теория, анализ, синтез, классификация, индукция, дедукция, эксперимент, наблюдение, умения, навыки, практическое познание, обыденное познание, миф, народная мудрость (здравый смысл), паранаука, художественное познание, философское познание, социальное познание, социальный факт, самопознание, самосознание, самооценка, идеальный тип, культурный контекст, конкретно-исторический подход, идеальный тип, общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, общественное мнение, массовое сознание.

Планы:


  1. Многообразие путей познания мира.

  2. Познание

  3. Научное познание

  4. Социальное познание

  5. Знание и сознание

  6. Самопознание и развитие личности

  7. Научное познание.

  8. Истинное знание и его критерии.

  9. Познание - процесс духовного освоения человеком материального мира.

  10. Познание как вид деятельности.

Задания части 2:

33. Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и каждое из них проиллюстрируйте примером.

32. Назовите любые четыре логические операции.

32. Назовите любые три вида познания.

32. Укажите четыре отличия знания от веры.

32. Приведите три примера ненаучных форм познания.

33. Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примером.

33. Назовите три функции практики, которые она выполняет в процессе познания, и проиллюстрируйте каждую из них примером.

33. Назовите три вида социальных фактов и проиллюстрируйте каждую из них примером.

33. Сформулируйте два положения о роли практики в познании мира и проиллюстрируйте каждое из них примером.

33. Раскройте на трех примерах методы добывания знаний, присущих науке.

33. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое на примерах.

33. Назовите любые три функции науки (научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.

33. Укажите три аспекта роли практики в познании и раскройте каждый из них.

33. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируйте с помощью трех положений.

33. Общество представляет собой один из наиболее сложных и интересных познаваемых объектов. Укажите любые три метода социального познания, проиллюстрировав каждый из них конкретным примером.

33. Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

33. Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

34. «Как познать самого себя? Отнюдь не созерцанием, только действиями. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И.В. Гете).

  1. О каком познании ведет речь Гете?

  2. Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?

  3. Кто еще из философов задался вопросом: «Что такое человек?»

34. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему:. «Наиболее значительным событием в науке XX века является чувство конца науки… В начале XX века еще возникали новые концепции, которые переворачивали представления о мире (квантовая механика, теория относительности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного не произошло. Спутники, компьютеры, -это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

  1. Что понимает один из российских ученых под «чувством конца науки» в XX веке?

  2. В чем он видит главное назначение науки?

  3. Что такое концепция в науке? Дайте определение.

  4. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры - не наука, а техника? Ответ обоснуйте на конкретных примерах.

34. Ученые одного из университетов СЩА отобрали 25 добровольцев, которые согласились провести в лаборатории изучения сна 12 дней. Одним давали спать по 6 часов, а другим по 8 часов в сутки. Было установлено, что у тех, кто спал по 6 часов, повышался уровень в крови тех веществ, которые связаны с заболеваниями сердечно-сосудистой системы.

Какой из методов научного познания использовался в данном исследовании? Какой уровень научного познания представлен в нем? Аргументируйте свой ответ.

34. Как-то Эйнштейн с женой посетили крупную американскую обсерваторию. Осматривая телескоп, имеющий зеркало диаметром 2,5 метра, жена ученого поинтересовалась предназначением столь грандиозного прибора. Директор пояснил, что этот инструмент необходим, чтобы узнать строение вселенной. «А мой муж обычно делает это на обороте старого конверта»,- сказала супруга ученого.

Назовите два метода научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте и охарактеризуйте каждый из них.

34. Известный мореплаватель Магеллан икал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, оставленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив - и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная земля.

Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.

34. В начале XIX века в Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытание на плавучесть. Результаты опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держать ся на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска корабль затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».

Какой метод научного познания использовался в приведенном случае? При каких условиях его целесообразно применять?

34. На заре самолетостроения из-за несовершенства конструкции, отсутствия точной системы аэродинамического и прочностного расчета часто происходили аварии самолетов. Н.Е. Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами птиц, источником подъемной милы их полетов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современным самолетов рассчитываются по формулам и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных Жуковским.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

34. Чтобы получить об изучаемых явлениях или предметах необходимую информацию и открыть управляющие ими законы, необходимо представить исследуемый объект в виде особой системы. Затем такая система последовательно разбивается, разлагается на ряд подсистем различных уровней, вплоть до отдельных элементов. В ходе этого процесса накапливаются сведения об отдельных свойствах и характеристиках, частях и элементах изучаемого объекта. Однако при этом как бы теряется первоначальное представление об объекте как о чем-то целом. Для того, чтобы получить новое , на этот раз вполне конкретное, богатое, содержательно насыщенное знание об объекте, необходимо осуществить новый этап познания. Все сведения объединяются, связываются по определенным правилам таким образом, чтобы они наиболее точно, верно отражали свойства, характеристики, отношения и связи между подсистемами и элементами изучаемого объекта. Когда этот процесс завершен, мы вновь получаем целостное представление, целостное знание об объекте.

Назовите два метода научного познания, о которых идет речь в этом тексте. Охарактеризуйте каждый из них.

34. На основе обществоведческих знаний и знания других школьных дисциплин покажите, в чем проявляется сложность познания объективного мира. (Назовите три проявления).

34. Во время лекций ученый высказал следующее суждение: «Человек должен переделывать себя ради истины, истина не может переделываться в угоду человеку». На какие особенности научного познания указывал ученый? Объясните, как вы понимаете его слова? Укажите любые две неупомянутые особенности научного познания.

34. Известно высказывание римского философа Сенеки: «Истина открыта для всех, но всей мы еще не открыли, много еще выпадает на долю нашим потомкам». Какие две характеристики истины упомянуты в этом высказывании? Объясните, по каким признакам вы это определили.

34. Раскройте на примере теоретическое положение о том, что социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания. Сформулируйте два положения и каждое из них проиллюстрируйте примером.

34. В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира? Опираясь на обществоведческие знания, укажите две особенности этой формы познания.

34. Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие». Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию.

34. В лаборатории химического института производится сложный научный эксперимент. Ведутся постоянные наблюдения за происходящими изменениями. Полученные данные обрабатываются и анализируются по установленным критериям. Назовите три метода научного исследования, упомянутые в условии задания. Опираясь на обществоведческие знания, укажите и кратко охарактеризуйте еще один метод, используемый в науке.

34. Долгое время люди считали, что земля плоская. Чем с точки зрения современных научных взглядов является это представление: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.

34. Ваш друг прочитал статью, посвященную изучению одного из природных явлений, и рассказал вам о выводах автора. Вам нужно убедиться, что эта статья - результат научного изучения данного явления. Сформулируйте три вопроса, ответы на которые убедят вас в обоснованности того или иного суждения относительно характера знания, изложенного в статье.

34. Учащийся профильного биологического класса М. по заданию учителя биологии осуществил летний исследовательский проект. Ему было необходимо определить места гнездований журавля, понаблюдать и описать процесс выведения и обучения птенцов, провести окольцовывание птиц перед их отлетом . Кроме того, М., готовясь к осуществлению проекта, выдвинул гипотезу исследования, составил аннотированный список научной литературы, изучил различные мнения ученых по проблеме гнездования журавлей, систематизировал и обобщил выводы. Какие группы методов использовал М. в своем проекте? Укажите их и подтвердите каждую группу тремя примерами, систематизировав их в виде таблицы:

1-ая группа

2-я группа

1)

1)

2)

2)

3)

3)

4)

4)

34. Обществоведам известны разные классификации наук. О. Конт построил пирамиду фундаментальных наук человечества, на вершине которой находятся учения об обществе. Назовите два отличия социальных знаний от гуманитарных. К какому виду знаний относится философия? Приведите два аргумента, подтверждающих ваш ответ.

34. Один философ критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Другой философ такой критерий искал в ощущениях. Опираясь на знания курса, укажите три критерия истины, принятых современной наукой.


© 2010-2022