Урок Парламентский урок-2016 Гражданин. Общество. Государство

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

«Парламентский урок 2016. Гражданин. Общество. Государство»









Авторы разработки учителя истории и обществознания

МБОУ «ЗСОШ №7 с УИОП»г.Заинск

Разова Татьяна Альбертовна







Парламентский урок для учащихся 10 -11 классов


Тема: Гражданин. Общество. Государство.

Цели и задачи урока:

  1. Продолжить формирование у учащихся представлений о том, что значит быть гражданином, о парламенте Республики Татарстан и его работе.

  2. Продолжить закладывать основы политической культуры: осмысленно и грамотно относиться к деятельности государства, общественных организаций.

  3. Формировать навыки, умения работы с дополнительными источниками, работы в группах.

  4. Развивать творческий потенциал школьников.

Оборудование:

Электронные презентации «Государственный Совет V созыва», «Молодая гвардия», запись «Гимны РФ и РТ»

План урока.

1. Приветствие. Представление гостей.

2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.

3.Кластер «Гражданин»

4. Работа с терминологией (государство, общество, гражданин)

5. Выступление учащегося о деятельности Государственного Совета Республики Татарстан V созыва с показом презентации «Государственный Совет V созыва»

6. Выступление учащегося с героическими примерами из жизни сверстников.

7. Рассказ учителя о деятельности Молодой Гвардии с демонстрацией презентации.

8. Выступление депутата.

9. Подведение итогов кластера «Гражданин».











Ход урока.

1.Приветствие к ученикам, гостям.

Выступление учителя:

В нашей школе, как и по всей стране, традиционным стало проведение парламентского урока с участием депутатов местного самоуправления. В этом году тема парламентского урока: Гражданин. Общество. Государство. На нашем парламентском уроке присутствует депутат Совета г. Заинска III созыва по одномандатному избирательному округу №2 Недошивина Елена Владимировна.

Впервые в Татарстане парламентский урок прошел в 2009 году. С этого момента проект стал ежегодным. В разные годы парламентский урок посвящался разным темам: «Где рождаются законы», «Гражданин и выборы», «Я-ребенок! Я - гражданин!», «Конституционные права и обязанности человека и гражданина», «Государственные символы России и Татарстана» и т.д.

На этих уроках ,мы ребята, совершенствуем свое правовое воспитание, формируем гражданскую активность. Особенно это важно сегодня, когда в стране и мире сложилась непростая экономическая и политическая ситуация.

На них мы говорим о том, какую большую роль в нашей жизни играет Закон, о текущей ситуации в стране и мире, о реалиях сегодняшнего дня.

В этом году в школах республики стартует новый цикл парламентских уроков, которые посвящены теме: «Гражданин. Общество. Государство».

2. Прослушивание Гимна России и Гимна Республики Татарстан.

3.Кластер «Гражданин».

Учитель знакомит учащихся с технологией составления кластера по теме «Гражданин». Учащиеся получают карточки, на которых в процессе беседы они должны написать ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них создаёт применительно к термину «Гражданин».

Посередине листа (плакат) записано ключевое слово «Гражданин». Вокруг этого слова будут прикреплены слова (предложения), написанные учащимися ,выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данного термина.


Памятка

1) Ознакомиться с термином(текстом).

2) Составить кластерную схему, используя связи между понятиями.

3) Посередине листа записано ключевое слово, которое является главным для раскрытия темы, идеи.

4) Вокруг этого слова пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы;

5) Затем по мере записи все слова соединяются с ключевым словом.

гражданин





4. Работа с терминологией (государство, общество, гражданин)

Беседа с учащимися:

Итак, как Вы уже слышали тема нашего парламентского урока: Гражданин. Общество. Государство. Как Вы понимаете содержание этих понятий?

Предполагаемые ответы учащихся:

1.Государство - это организация политической власти в стране. В нашей стране, как мы знаем, республиканская форма правления.

2.Понятие общество мы знаем в разных значениях, как узком, так и в широком. Но здесь, ввиду такой темы, правильнее будет сказать, что общество - это население страны, то есть население России.

3.Быть гражданином, значит иметь устойчивую политико - правовую связь с государством. Это выражается в том, что мы имеем права и свободы и несем обязанности.

Правильно ребята. А в чем, конкретно, выражается эта связь между гражданами и государством.

Предполагаемый ответ учащихся:

Из статьи 32, 33 Конституции РФ

Взаимосвязь между государством и обществом, гражданами осуществляется следующим образом:

Во - первых, граждане участвуют в формировании государственных органов власти, выбирают президента страны и депутатов Государственной Думы, депутатов региональных законодательных собраний. У нас эта возможность появится, когда нам исполнится 18 лет. Также мы в будущем сами можем быть избранными, то есть используем свое пассивное избирательное право. Граждане имеют равный доступ к государственной службе.

Во - вторых, по Конституции граждане имеют множество прав и государство должно создать условия для реализации этих прав. А мы в свою очередь пользуемся правами, но и в тоже время несем обязанности.

В - третьих, граждане, хотя и не имеют законодательной инициативы, но могут обращаться в государственные органы и органы местного самоуправления как лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения.

5. Выступление учащегося с показом презентации «Государственный Совет V созыва»

Учитель: совершенно верно, для нас очень важна деятельность парламента, так как здесь принимаются законы, по которым мы живем.

О Государственном Совете Республики Татарстан V созыва нам расскажет ученик 10 класса (Приложение№1). Беседа по теме презентации.

6. Выступление учащегося с героическими примерами из жизни наших земляков.

Учитель: каким будет государство, зависит от нас, обычных граждан. Мы должны стремиться воспитывать в себе лучшие гражданские качества, брать положительный пример с достойных людей и самим быть положительным примером для других.

Выступление учащегося с героическими примерами из жизни сверстников. (Приложение№2). Дискуссия по теме презентации.

7. Рассказ учителя о деятельности Молодой Гвардии с демонстрацией презентации. (Приложение№3).

Учитель: рассказывает об организации «Молодая Гвардия Единой России», как о крупнейшей молодежной организация страны. Региональные отделения «Молодой Гвардии» действуют в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации и объединяют более 150 тысяч человек.

Основные ценности и общественная позиция «Молодой Гвардии» закреплены в Призыве молодогвардейца. Общие принципы деятельности организации: дело, дерзость, доверие, долг. В настоящий момент Организация реализует 8 федеральных проектов и более 160 проектов регионального уровня.

Рассказ учителя о реализации данных проектов Заинском муниципальном районе

8. Выступление депутата III созыва по одномандатному избирательному округу №2 г. Заинска Недошивиной Елены Владимировны.

Эффективность парламентского урока зависит во многом от приглашенных лиц, которые готовы общаться с детьми на равных, воспринимать детей как равных партнёров в обсуждении государственных проблем, муниципальных проблем. Проведение неформального общения, активное обсуждение вопросов, установление реального, «дискуссионного общения".

Вопросы ребят:

  1. Расскажите о вашем депутатском пути?

  2. Какие качества лидера необходимо воспитывать в себе с юности?

  3. Какие преобразования в экономической социальной сфере ожидают наш город?

  4. Как взаимодействует государство с гражданским обществом?

9. Подведение итогов кластера «Гражданин».

Подведение итогов работы учащихся по составлению элементов кластера «Гражданин». Прикрепление ответов к записи - структуре на плакате, которая раскрывает понятие темы урока.

Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать понимание учащимися темы. Для самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и увидеть связи между идеями и понятиями.

При подведении итогов учитель сообщает о том, что на официальном сайте парламента, создан проекта, который позволил бы соприкоснуться с биографиями знаменитых людей республики и других.



© 2010-2022