Элективный курс по обществознанию «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» 9 класс (17 часов)

Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:





Элективный курс по обществознанию

«Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

9 класс

(17 часов)












Составила Галушко

Мария Федоровна,

учитель истории МБОУ

«Карпогорская средняя

общеобразовательная

школа № 118»








Карпогоры, 2015


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа элективного курса «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» обучающихся 9 класса составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта , утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года (c изменениями) и в соответствии с кодификатором элементов содержания по обществознанию для составления контрольных измерительных материалов основного государственного экзамена 2016 года. Программа построена на принципах обобщения и систематизации учебного материала за курс основной школы по предмету «Обществознание». Предлагаемая программа элективного курса рассчитана для подготовки обучающихся к итоговой аттестации по обществознанию в форме ОГЭ.

Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии.

Элективный курс «Подготовка к ОГЭ по обществознанию» рассчитан на обучающихся 9-х классов, которые выбрали сдавать экзамен по обществознанию в новой форме и предполагает 17 часов из расчета 1 час в неделю. Срок реализации: 1 год.

Цель курса:

- формировать более глубокие представления о базовых обществоведческих понятиях, закономерностях, взаимосвязях.

Задачи курса:

- способствовать улучшению усвоения и углублению знаний обучающимися курса «Обществознание» в соответствии с современными требованиями к Государственной итоговой аттестации в новой форме;

- стимулировать познавательную активность и интерес обучающихся к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально - гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;

- отработка умения получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, в том числе для решения задач познавательного и практического характера;

- содействовать воспитанию свободной и ответственной личности ученика, её социализации в современных условиях.

Принципы, на которых базируется программа:

- учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
- уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- комплексный подход при разработке занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- научность, связь теории и практики;
- преемственность;

- наглядность;
- систематичность и последовательность;
- прочность полученных знаний;
- активность и сознательность обучения.
- здоровьсбережение.

Основные формы работы: индивидуальная и групповая.

Основные методы: работа с документами (самостоятельное чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение, изучение статистических материалов);

- изучение материалов СМИ, Интернет-материалов;

- дискуссии, проектная деятельность;

- практические занятия по решению учебных задач;

Средства: схемы; таблицы; диаграммы; алгоритмы; опорные конспекты; решение ситуативных задач, источники, тесты для этапа контроля.

Формы контроля. В ходе занятий могут быть различные: тестовые задания, алгоритмы, схемы, таблицы, (т.е. всё, что поможет систематизировать и обобщить материал). Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к Государственной итоговой аттестации». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы по типу ОГЭ .

Ожидаемые результаты.

В процессе обучения обучающиеся приобретают следующие конкретные умения:

- анализировать документы;

- анализировать публикации в периодических изданиях;

- работать с диаграммами и таблицами;

- формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам;

- представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений, эссе;

- делать выводы, работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без возможности обратиться за консультацией к учителю) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;

- четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

- работать с бланками экзаменационной работы (четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке, хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка, правильно отмечать в бланке вариант ответа, вносить исправления в бланк экзаменационной работы и т.д.)

- сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения обществознания, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. Данный курс способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Содержание курса, прежде всего, ориентировано на те темы и вопросы, которые присутствуют в итоговой аттестации, но недостаточно полновесно рассматриваются в базовом школьном курсе «Обществознание, 8-9классы». Большое внимание уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету.












Содержание программы

Введение. ОГЭ как форма итоговой аттестации по обществознанию. Познакомить учащихся со структурой экзамена, условиями прохождения экзамена.

Тема 1. Человек и общество (2 часа)

Общество как динамичная саморазвивающаяся система. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Важнейшие социальные институты. Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека, ее основные формы. Аграрное, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 2 Духовная сфера (3 часа)

Личность и мораль. Нравственность, этика, моральные ценности и идеалы. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука в жизни современного общества. Образование и самообразование. Образование - сочетание интересов личности и общества. Право на доступ к культурным ценностям. Формы и разновидности культуры. Народная, массовая и элитарная культуры. Молодежные субкультуры

Тема 3. Социальная сфера (3 часа)

Социальная структура общества. Социальная мобильность. Социальные группы. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Социальный конфликт и пути его решения.

Тема 4. Экономическая сфера (3 часа)

Измерители экономической деятельности. Валовый внутренний продукт, валовый национальный продут, национальный доход. Государственный бюджет. Инфляция. Уровень занятости. Экономические системы и собственность. Приватизация. Собственность и несовершеннолетние. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Потребитель и его права. Источники информации для потребителей. Защита прав потребителей.

Тема 5. Политическая сфера (3 часа)

Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки государства. Формы государства: формы правления и формы территориального государственного устройства. Политические режимы. Местное самоуправление. Гражданское общество и правовое государство.

Тема 6. Право (2 часа)

Право и его роль в жизни общества. Международное гуманитарное право. Зачётная работы по типу ОГЭ .

Список литературы для педагога :

1.Мартьянова Н.А.,Зарубин В.Г. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов- на Дону. Легион 2012

2. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право и экономика. - М., 2009

3. Кашанина Т. В. , Кашанин А. В. Право.-М.,Вита,2012

4.Чернышева О.А. Обществознание. Тематическая тренировочная тетрадь. Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012

5. Чернышева О.А., Пазин Р.В.,Ушаков П.А. Обществознание. Тематические тесты. Подготовка к ГИА-9.Ростов- на Дону. Легион 2012

6.Основы правовых знаний 8-9 классы. Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999

7. Методическое пособие по курсу: Основы правовых знаний. Пособие для учителя 8-9классов.Российский фонд правовых реформ.Вита.М.,1999.

Список литературы для обучающихся :

1. Обществознание 8 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г

2. Обществознание 9 класс / Под ред. Л.Н.Боголюбова, М., Просвещение, 2012г

3.Хрестоматия по курсу «Основы правовых знаний»: Пособие для учащихся 8-9 кл./ Сост.С. И. Володина и др.- М.: Вита - Пресс, 2000

4. ОГЭ 2015(в новой форме) Обществознание. 9 класс. Типовые тестовые задания/ А. Ю. Лабезникова, О. А. Котова . - М.: Издательство «Экзамен»,2014.

5. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2015: Обществознание/ авт. - сост. О. А. Котова, Т. Е. Лискова. М.: Астрель, 2014.

6. Конституция РФ.- М.,2014

7. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум реальные тесты.М.: «Экзамен», 2014

8. Калачева Е.Н.Обществознание ОГЭ. ГИА 9 класс. Практикум В.С. М.: «Экзамен», 2014

9. Баранов П. А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ГИА (ОГЭ 9 класс). - М., АСТ:Астрель, 2013

Интернет-материалы по подготовке к ОГЭ:

1. Федеральный институт педагогических измерений fipi.ru/
2. Официальный информационный портал ГИА gia.edu.ru/

3. ЕГЭ и ГИА портал «От урока - До экзамена» egeigia.ru/

4. Открытый банк заданий ОГЭ opengia.ru/

5. Подготовка к ОГЭ ege.yandex.ru

6. Портал о пособиях по подготовке к ГИА alleng.ru

7. humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»

8. lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание», 8-9 классы.











«Согласовано»

на МС школы

Протокол № от

«____»_________2014 г.

Руководитель МС


«Утверждено»

Директор МБОУ «Карпогорская СОШ № 118»


Приказ № ___ от «__»_____2014 г.



Экспертная оценка рабочей программы элективного курса


Наименование программы: « Подготовка к ОГЭ по обществознанию»

_____________________________________________________________________________

Автор: Галушко Мария Федоровна

№№

Критерии оценки /баллы

0

1

2

3

Примечание

Степень новизны для воспитанника



    Мотивирующий потенциал программы



      Развивающий потенциал программы



        Реализация принципа учета возрастных

        особенностей и индивидуальных

        возможностей воспитанников



          Наличие здоровьесберегающих технологий



            Полнота содержания



              Связность и систематичность изложенного материала



                Адекватность методов обучения типу курсов



                  Степень контролируемости



                    Реалистичность с точки зрения используемых ресурсов



                      Наличие в структуре программы необходимых

                      разделов:

                      - пояснительная записка (с обязательным

                      указанием вида курса, целей и задач курса,

                      концепции, межпредметных связей, календарно-тематической таблицы, дидактических единиц, форм текущего контроля, возможной формы оценки результатов освоения элективного курса);

                      - поурочно-тематического плана;

                      - описания возможностей самостоятельной

                      деятельности воспитанников в процессе изучения курса



                        Наличие краткой аннотации, адресованной

                        учащимся и их родителям


                        Итого:


                        Общее заключение: ___________________________________________________________

                        ____________________________________________________________________________

                        Ф.И.О., должность рецензента __________________________________________________

                        Подпись __________________________ Дата: ____________________





                        © 2010-2022