Урок по обществознанию Глобальные проблемы современности

Раздел Обществознание
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

План-конспект внеклассного мероприятия из цикла «Глобальные проблемы человечества»

Тема «Трагедия Чернобыля»

Преподаватель: Чернозем А.И., учитель истории и обществознания первой квалификационной категории.

Класс: 11

Дисциплина: обществознание.

Цель: знакомство с основными глобальными проблемами человечества.

Задачи:

Образовательные: знакомство с экологической проблемой на примере Чернобыля.

Воспитательные: осознание ответственности людей за последствия развития НТР.

Развивающие: развитие нравственной и экологической культуры.

Оборудование: компьютер с подключением к Интернет, проектор, экран, презентация.

В занятии использовался документальный фильм «Чернобыльская авария» (yandex.ru/video/search?text=%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&filmId=XApRQOG-UXI)

Формы работы: индивидуальная, фронтальная.

Ожидаемые результаты:

Личностные: будет сформирован интерес к проблеме экологии.

Познавательные: учащиеся научатся анализировать степень ответственности за будущее планеты.

Регулятивные: разовьется умение формулировать цель деятельности и учитывать результат деятельности человечества для дальнейшей жизни планеты.

Коммуникативные: разовьется умение вербализовывать точку зрения.

Эффективность использования ИКТ: использование ИКТ на уроке помогает учащимся увидеть последствия человеческих ошибок.

Этап урока

Содержание

I. Подготовка

«Недалеко то время, когда человек получит в свои руки атомную энергию… такой источник силы, который даст ему возможность строить свою жизнь, как он захочет... Сумеет ли человек воспользоваться этой силой, направить её на добро, а не на самоуничтожение?» (В.И.Вернадский. 1922 год)

Урок по обществознанию Глобальные проблемы современности

II. Теоретическая часть

Чернобыльская авария - разрушение 26 апреля 1986 года четвёртого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции, расположенной на территории Украины (в то время - Украинской ССР). Разрушение носило взрывной характер, реактор был полностью разрушен, и в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ. Авария расценивается как крупнейшая в своём роде за всю историю ядерной энергетики, как по предполагаемому количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, так и по экономическому ущербу.

В отличие от бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную «грязную бомбу» - основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение. Радиоактивное облако от аварии прошло над европейской частью СССР, Восточной Европой и Скандинавией. Примерно 60 % радиоактивных осадков выпало на территории Белоруссии.

Урок по обществознанию Глобальные проблемы современности

На рисунке показана схема работы атомной электростанции с двухконтурным водяным энергетическим реактором. Энергия, выделяемая в активной зоне реактора, передаётся теплоносителю первого контура. Далее теплоноситель подаётся насосами в теплообменник (парогенератор), где нагревает до кипения воду второго контура. Полученный при этом пар поступает в турбины, вращающие электрогенераторы. На выходе из турбин пар поступает в конденсатор, где охлаждается большим количеством воды, поступающей из водохранилища.

Урок по обществознанию Глобальные проблемы современности

Официально имеется 2 объяснения причин аварии Чернобыльской АЭС и несколько альтернативных неофициальных версий. Вначале считалось, что причиной аварии является человеческий фактор (виноват персонал АЭС). Такой версии придерживалась и Государственная комиссия, которая занималась расследованием причин аварии, и суд, и КГБ Советского Союза, и МАГАТЭ. Согласно данной версии персонал атомной электростанции грубо нарушил правила ее эксплуатации. Во-первых, он проводил данный эксперимент, не обращая внимания на очевидные изменения в состоянии реактора. Например, не учитывался тот факт, что вышел из рабочего состояния технологических защит, которые должен был остановить реактор до его попадания в опасный режим. Руководство АЭС также замалчивало масштабы катастрофы в первые дни. Но через несколько лет появились другие версии причин Чернобыльской аварии, которые придерживалось и МАГАТЭ. В одна тысяча девятьсот девяносто третьем году Консультативным комитетом по вопросам ядерной безопасности был опубликован отчёт, в котором основной причиной аварии были названы недостатки в конструкции самого реактора.

Урок по обществознанию Глобальные проблемы современности

Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб только один человек, ещё один скончался утром от полученных травм. Впоследствии, у 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.

В 1 : 24 ночи на пульт дежурного по охране ЧАЭС поступил сигнал о возгорании. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3 : 30, так как из двух имевшихся приборов на 1000 рентген в час один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.

Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок (у 3-го и 4-го энергоблоков единые переходы). Вместо огнестойкого покрытия, как было положено по инструкции, крыша машинного зала была залита обычным горючим битумом. Примерно к 2 часам ночи появились первые поражённые из числа пожарных. У них стала проявляться слабость, рвота, «ядерный загар». Помощь им оказывали на месте, в медпункте станции, после чего переправляли в городскую больницу Припяти. 27 апреля первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, в 6-ю радиологическую больницу. Практически не пострадали водители пожарных автомобилей.

При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные.

Урок по обществознанию Глобальные проблемы современности

III. Показ фильма

yandex.ru/video/search?text=%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%B0%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&where=all&filmId=XApRQOG-UXI

IV. Завершение урока: подведение итогов, обсуждение и сессия вопросов и ответов.

Трагедия в Чернобыле доказала необходимость повышения уровня знаний и улучшения качества подготовки персонала в области атомной энергетики.

Атомная энергетика - это деликатный, высокотехнологичный инструмент получения электроэнергии и ядерно-опасное производство. Поэтому, если атомной энергетикой будут руководить на любом уровне не профессионально подготовленные специалисты-атомщики, люди без должной квалификации, то новые АЭС лучше не строить, а уже построенные закрыть. Чтобы не повторить ошибку 1986 года. И в этом видится первый и главный урок Чернобыльской аварии.


© 2010-2022