Система работы по развитию математических представлений у дошкольников средней возрастной группы

  Система работы по развитию математических представлений у дошкольников средней возрастной группы.Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Система работы по развитию математических представлений у дошкольников средней возрастной группы.

«…Математика - это цепь понятий: выпадает одно звёнышко - и непонятно будет дальнейшее». Н.К. Крупская. [1]

Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.

Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.). [2]

При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе.

Разнообразие подходов к математическому развитию детей поставит педагога в роль творца, ибо выбор всегда предполагает творчество, а творчество , в свою очередь, совершенствует педагогическую деятельность воспитателя.

Естественно , что ни одна система работы не возникает на пустом месте , а основывается на достижениях науки и практики.

В своей работе мы пытаемся синтезировать все лучшее, что есть в науке и все передовое, что наработала практика.

Цель создания системы работы- это стремление помочь воспитателю разобраться в том, что на данном этапе главное, а что несущественное, неэффективное, не дать заблудиться в лабиринтах методического и математического многообразия, помочь приобрести уверенность в своих силах, опыт и профессиональное мастерство.

Работу по созданию системы работы с детьми мы начали с изучения специальной литературы, выделения ведущих научных идей , с накопления эффективных методов, приемов и дидактических средств.

Обилие собранного материала, его тщательный анализ позволили определить объем и содержание работы , темы, виды и типы занятий, организацию математической деятельности вне занятий в средней возрастной группе.

Создавая методическую систему работы , мы опирались на ряд положений:

  1. В содержании обучения преимущественное внимание уделять предлогической подготовке детей.

Уже с трех лет планируется освоение свойств предметов в играх с наборами различных предметов, группируются предметы по заданным признакам, дети учатся видеть простейшие закономерности в порядке чередования фигур.

  1. Совершенствовать собственно предматематическую подготовку детей через содержание, методы, формы работы и дидактические средства.

Положительный результат достигается за счет разнообразия и эффективности применяемых дидактических средств, таких, как палочки Кюзинера, «Вычислительная машина», книжки- раскраски, загадки, потешки, игры, придуманные воспитателем.

Следует отметить, что использование интересного сюжета для организации детей на занятии, использование элементов занимательности и игрового характера упражнений способствует развитию познавательной деятельности детей, их активному поведению на занятии

  1. Осуществлять тесную связь двух основных линий предматематической подготовки детей ( педагогической и собственно предматематической) . Это требование обеспечивается тем, что все занятия включают в себя и те и другие задачи, особенно в средней и старшей группах.

  2. Проблематизировать обучение.

Мы стараемся не загромождать память ребенка, не давать готовые знанияа формируем поисковую деятельность детей, насыщая занятия проблемными задачами, вопросами, ситуациями.

  1. Развивать творческие способности детей.

Важно, чтобы ребята заражались друг от друга стремление к творчеству.

  1. Соблюдать принцип постепенности.

Планируемый учебный материал используется в определённой системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.

  1. Осуществлять комплексный подход в решении разного вида задач.

В комплексных занятиях математические задачи тесно переплетаются с изобразительными, конструктивными, двигательными, музыкальными и.т.п.

  1. Развивать самостоятельность мышления детей. Развитие самостоятельности детей предполагает совершенствование самоконтроля, чему способствует индивидуализация заданий, наличие индивидуальных дидактических средств.

Задачи развития у детей элементарных математических представлений не могут быть решены без правильного планирования. Разнообразие подходов к планированию занятий является одним из эффективных условий в достижении предполагаемого результата. Нетрадиционные формы планирования вносят своеобразие в методическую работу педагога и успешно ведут к решению поставленных задач. Мы предусматриваем разнообразные виды организации занятий: сюжетно- дидактические игры, комплексное занятие, итоговое и др.

Другим, не менее значимым, педагогическим условием является организация детей на занятии. Мы стараемся сочетать фронтальные формы работы с групповой, индивидуальной; осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом уровня их математического развития, степени усвоения материала. Придумываем так же смену деятельности детей на занятиях.

Математическое развитие детей на предложенном материале решается не только на занятиях, но и через организацию работы вне занятий.

Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Роль воспитателя в этом процессе - поддержание интереса детей и регулирование деятельности.

Литература

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Под ред. А.А. Столяра. М., 1988.С.278.

  2. Соловейчик С.Воспитание по Иванову. М., 1989



© 2010-2022