- Преподавателю
- Обществознание
- Система работы по развитию математических представлений у дошкольников средней возрастной группы
Система работы по развитию математических представлений у дошкольников средней возрастной группы
Раздел | Обществознание |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хлебникова Ю.А. |
Дата | 10.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Система работы по развитию математических представлений у дошкольников средней возрастной группы.
«…Математика - это цепь понятий: выпадает одно звёнышко - и непонятно будет дальнейшее». Н.К. Крупская. [1]
Одними из самых сложных знаний, умений и навыков, включенных в содержание общественного опыта, которым овладевают подрастающие поколения, являются математические. Они носят отвлеченный характер, оперирование ими требует выполнения системы сложных умственных действий. В повседневной жизни, в быту и в играх ребенок достаточно рано начинает встречаться с такими ситуациями, которые требуют применения, хотя и элементарного, но все же математического решения (приготовить угощение для друзей, накрыть стол для кукол, разделить конфеты поровну и т. д.), знания таких отношений, как много, мало, больше, меньше, поровну, умения определить количество предметов в множестве, выбрать соответствующее количество элементов из множества и т. д. Сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно дети разрешают возникающие проблемы. Таким образом, уже в дошкольном возрасте дети знакомятся с математическим содержанием и овладевают элементарными вычислительными умениями, а формирование у них элементарных математических представлений является одним из важных направлений работы дошкольных учреждений.
Современные психолого-педагогические исследования доказывают, что усвоение дошкольниками системы математических представлений оказывает качественное влияние на весь ход их психического развития, обеспечивает готовность к обучению в школе (Г.А. Корнеева, А.М. Леушина, 3.А. Михайлова, Н.И. Непомнящая, Р.Л. Непомнящая, Ф. Пали, Ж. Пали, Т.Д. Рихтерман, Е.В. Сербина, Е.В. Соловьева, А.А. Столяр, Т.В. Тарунтаева, Е.В. Щербакова и др.). [2]
При отсутствии специально организованного обучения математическое развитие в дошкольном возрасте проходит медленно и не достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, для успешного обучения в школе.
Разнообразие подходов к математическому развитию детей поставит педагога в роль творца, ибо выбор всегда предполагает творчество, а творчество , в свою очередь, совершенствует педагогическую деятельность воспитателя.
Естественно , что ни одна система работы не возникает на пустом месте , а основывается на достижениях науки и практики.
В своей работе мы пытаемся синтезировать все лучшее, что есть в науке и все передовое, что наработала практика.
Цель создания системы работы- это стремление помочь воспитателю разобраться в том, что на данном этапе главное, а что несущественное, неэффективное, не дать заблудиться в лабиринтах методического и математического многообразия, помочь приобрести уверенность в своих силах, опыт и профессиональное мастерство.
Работу по созданию системы работы с детьми мы начали с изучения специальной литературы, выделения ведущих научных идей , с накопления эффективных методов, приемов и дидактических средств.
Обилие собранного материала, его тщательный анализ позволили определить объем и содержание работы , темы, виды и типы занятий, организацию математической деятельности вне занятий в средней возрастной группе.
Создавая методическую систему работы , мы опирались на ряд положений:
-
В содержании обучения преимущественное внимание уделять предлогической подготовке детей.
Уже с трех лет планируется освоение свойств предметов в играх с наборами различных предметов, группируются предметы по заданным признакам, дети учатся видеть простейшие закономерности в порядке чередования фигур.
-
Совершенствовать собственно предматематическую подготовку детей через содержание, методы, формы работы и дидактические средства.
Положительный результат достигается за счет разнообразия и эффективности применяемых дидактических средств, таких, как палочки Кюзинера, «Вычислительная машина», книжки- раскраски, загадки, потешки, игры, придуманные воспитателем.
Следует отметить, что использование интересного сюжета для организации детей на занятии, использование элементов занимательности и игрового характера упражнений способствует развитию познавательной деятельности детей, их активному поведению на занятии
-
Осуществлять тесную связь двух основных линий предматематической подготовки детей ( педагогической и собственно предматематической) . Это требование обеспечивается тем, что все занятия включают в себя и те и другие задачи, особенно в средней и старшей группах.
-
Проблематизировать обучение.
Мы стараемся не загромождать память ребенка, не давать готовые знанияа формируем поисковую деятельность детей, насыщая занятия проблемными задачами, вопросами, ситуациями.
-
Развивать творческие способности детей.
Важно, чтобы ребята заражались друг от друга стремление к творчеству.
-
Соблюдать принцип постепенности.
Планируемый учебный материал используется в определённой системе, предполагающей постепенное усложнение задач, игр, упражнений.
-
Осуществлять комплексный подход в решении разного вида задач.
В комплексных занятиях математические задачи тесно переплетаются с изобразительными, конструктивными, двигательными, музыкальными и.т.п.
-
Развивать самостоятельность мышления детей. Развитие самостоятельности детей предполагает совершенствование самоконтроля, чему способствует индивидуализация заданий, наличие индивидуальных дидактических средств.
Задачи развития у детей элементарных математических представлений не могут быть решены без правильного планирования. Разнообразие подходов к планированию занятий является одним из эффективных условий в достижении предполагаемого результата. Нетрадиционные формы планирования вносят своеобразие в методическую работу педагога и успешно ведут к решению поставленных задач. Мы предусматриваем разнообразные виды организации занятий: сюжетно- дидактические игры, комплексное занятие, итоговое и др.
Другим, не менее значимым, педагогическим условием является организация детей на занятии. Мы стараемся сочетать фронтальные формы работы с групповой, индивидуальной; осуществляется дифференцированный подход к детям с учетом уровня их математического развития, степени усвоения материала. Придумываем так же смену деятельности детей на занятиях.
Математическое развитие детей на предложенном материале решается не только на занятиях, но и через организацию работы вне занятий.
Чтобы ребенок дошкольного возраста учился в полную силу своих способностей, нужно стараться вызвать у него желание к учебе, к знаниям, помочь ребенку поверить в себя, в свои способности. Мастерство воспитателей возбуждать, укреплять и развивать познавательные интересы дошкольников в процессе обучения состоит в умении сделать содержание своего предмета богатым, глубоким, привлекательным, а способы познавательной деятельности дошкольников разнообразными, творческими, продуктивными. Роль воспитателя в этом процессе - поддержание интереса детей и регулирование деятельности.
Литература
-
Формирование элементарных математических представлений у дошкольников/Под ред. А.А. Столяра. М., 1988.С.278.
-
Соловейчик С.Воспитание по Иванову. М., 1989