Педагогические технологии. используемые в практической деятельности

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

В своей педагогической деятельности активно использую современные образовательные технологии - технология сотрудничества, игровые технологии, технология личностно-ориентированного обучения, , технология индивидуально-группового обучения, технология проектного обучения, технология проблемного обучения, технология РКМЧП, технология «Шляпы мышления»,. Технология здоровьесбережения, технология «Дебаты», технология информационно-коммуникационного обучения, технология «Альтернатива»,технология «Перспектива»

Считаю, что школе надо выпускать не живые «банки данных», не людей, головы которых до краев заполнены информацией. Зачем? Современный человек легко может найти необходимую информацию с помощью компьютера и Интернета. Нужны люди способные пропускать ее через собственные мировоззренческие, научные, эстетические и моральные взгляды, то есть превращать эту информацию в свою личностную.

Научить учиться - вот в чем состоит главная задача школы. Сегодня есть насущная потребность использовать современные образовательные технологии, которые научат детей учиться и получать удовольствие от процесса получения знаний. Поэтому на уроках использую технологию индивидуально-группового обучения. Эта технология учит детей работать с текстом, выделять главное осмысливать понятийные структуры, конкретизировать и абстрагировать понятийные структуры при решении задач. Учитель получает возможность определять уровень и качество усвояемости материала каждым из учащихся и каждому оказывать своевременную помощь при изучении новой темы.

Главным отличием при о обучении по этой технологии от традиционной является замена известной схемы « учитель-ученик-учебник» на другую - « ученик - учебник- учитель». При такой схеме ученик получает знания самостоятельно, а учитель их расширяет, углубляет и корректирует.

Так, например данную методику использую при изучении темы

« Закон убыточности». Класс делится на группы по2-5 человек. Проводится игра «Авиазавод». Командам предлагается производить модели бумажных самолетов по единой технологии. В процессе игры учащиеся выясняют взаимосвязь между производительностью и эффективностью. Затем положительные выводы уточняются по учебнику ( учащиеся знакомятся с законами убывающей производительности и эффективности(доходности). В заключение урока совместно с учителем анализируется игра «Авиазавод» с точки зрения изучения закона.

Важное место уделяю направлению формирования у учащихся умений делать выводы и обобщения, для этого использует технологию проблемного обучения. При таком обучении учащиеся обнаруживают противоречие между имеющимся и полученным знанием и ищут пути и способы их разрешения. Новые знания, полученные самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно. Так при изучении понятия «альтернативная стоимость» учащимся предлагается решить проблемную ситуацию:

Учебная проблема:

Потребители считают, что цены на пшеницу очень высокие, а производители с этим не согласны. Кто же все-таки прав?

Рынок

Цены

1 тонна пшеницы

1 тонна нефти

1000 куб.м.газа

Международный

150 долларов

125долларов

85 долларов

Внутренний

383 руб

350 руб

260 руб

Проблемные ситуации

1 Использование ранее изученного понятия «стоимость товара» позволяет сделать вывод, что потребители правы (пшеница самый дорогой товар на рынке), а производители не правы.

Но в действительности правы производители. Налицо-противоречие.

2 Какие дополнительные фактические данные необходимо привести, чтобы доказать что и потребители могут быть правы? Найдите эти данные и аргументируйте свой ответ.

Механизм разрешения проблемных ситуаций.

Выход из создавшейся ситуации возможен только при использовании нового понятия «альтернативная стоимость», которая находится в прямой зависимости от альтернативных затрат (издержек)

Учащимся предлагается рассчитать альтернативные издержки нефти и газа для приобретения 1тонны пшеницы на внутреннем и мировом рынках. Сравнив результаты расчетов, они убеждаются, что альтернативные затраты в нефти и газе на внутреннем рынке значительно ниже, чем на международном. Правы, оказались и производители.

Опираясь на сведения о внутреннем и международном рынке относительно страны, ввозящей и вывозящей товары продукцию из другой страны, оперируя данными об уровне доходов населения этих стран , учащиеся приходят к выводу , что правы и и производители и потребители .

Таким образом, на уроках обеспечивается оптимальное сочетание самостоятельной поисковой деятельности учащихся с усвоением готовых выводов науки. Считаю, что проблемное обучение - наиболее эффективное средство в формировании мировоззрения, поскольку в процессе проблемного обучения складываются черты критического, творческого и диалектического мышления.

Хороший результат в процессе обучения дает технология «Дебаты». Разработана серия уроков по этой технологии. Такие уроки как «Человек сам виноват, что не может обеспечить себе достойную жизнь», «Компьютер заменяет человеку общение» «Проблема ограниченности ресурсов разрешима..», «Глобальные проблемы человечества неразрешимы», «Человечество попадет в ловушку Т.Мальтуса», «Революция 1917 года была неизбежна», «Наркотики - суррогат счастья», «Любовь-основа крепкой семьи», «Российская молодежь должна служить в армии», «Не в деньгах счастье» «ЕГЭ - за и против» оставляют у детей незабываемые впечатления. Учащиеся с интересом исполняют роль спикеров, судей. Грамотно аргументируют свою позицию, приобретают навык публичного выступления. Очень эффективно проходят уроки с применение технологии «Шляпы мышления». Учащийся может рассмотреть проблему с разных позиций. Критически отнестись к выступлению одноклассников. Уроки-обобщения по теме «Жизнь и деяния И.Грозного», «Петр Великий», « Эпоха сталинских репрессий», «Перспектива развития поселка Берегаево», « Развитие предпринимательской деятельности - основа благосостояния Тегульдетского района» дают возможность учащимся оценить различные моменты истории, оценить эффективность рыночной системы в экономической деятельности.

Считаю, что умею оптимально сочетать теоретические формы проведения занятий с практическими. Использование в практике современных образовательных технологий позволяет поддерживать интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их деятельность, формирует и закрепляет практические навыки. Заполнение бухгалтерских и банковских документов, составление резюме для поиска работы, составление товарных марок, и рекламы товара, системы менеджмента на фирме, осуществление маркетингового исследования вызывает огромный интерес у учащихся, дает возможность побыть в роли банкира, бизнесмена, специалиста по маркетингу, менеджера, работника. Знания, полученные учащимися на практических уроках прочные и глубокие.

Успешно применяю в своей деятельности технологию РКМЧП. Так в процессе применения учителем технологии РКМЧП:

-вырабатываются общеучебные умения: умение графически оформлять текстовый материал; умение творчески интерпретировать полученную информацию; умение распределять эту информацию по степени новизны и значимости; умение обобщать полученные знания;

-появляется возможность объединять отдельные дисциплины;

-создаются условия для вариативности и дифференциации обучения.

Использование этой технологии позволяет проследить, как учащиеся структурируют материал. Например, на стадии вызова или осмысления учащимся предлагается составить кластеры предположений, которые в ходе работы над темой модифицируются, пополняются новыми сведениями. Так, например, при изучении темы

« Рынок - величайшее достижения человечества» кластер предположений может выглядеть следующим образом:


Месопотамия Разделение труда

10тыс лет назадВремя и место Торговля, обмен В результате чего

Возникновения появилось

Взаимосвязанные отрасли Что способствовало развитию

Транспорт Производство Путешествия Крестовые походы

Города

Использование технологии РКМЧП поддерживает интерес не только к теме урока, но и к тексту учебника.

Так при изучении темы «Понятие полной занятости и методы сокращения безработицы» учитель организует, используя прием РКМЧП ИНСЕРТ. Учащиеся маркируют текст ( «+», «- « , «?») и заполняют таблицу.

ИНСЕРТ

«v»

«+»

«-»

«?»

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете , для вас является новым

Поставьте этот знак на полях если то, что вы читаете , противоречит тому, что вы уже знали или думали. что знаете

Поставьте этот знак на полях, если то, что вы читаете непонятно или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Затем с учителем обсуждается содержание своих таблиц, особенно графы « -» и «?»

Ученик как активный участник учебного процесса, самостоятельно и творчески мыслящая личность, а урок не как формальная передача знаний, но как эффективный и результативный творческий процесс - это ли не цель и профессиональная обязанность позволяет увлечь учащихся в активный познавательный процесс, превращения их из определение темы и целей.

  • Анализ проблемы и постановка задач.

  • Выбор оптимального варианта решения проектной работы.

  • Практическое выполнение проектной работы

  • Защита (презентация) проекта.

На всех этапах учитель-это независимый консультант, и по мере продвижения проекта удельный вес его работы с учащимися уменьшается, а доля самостоятельности учащихся увеличивается . Работая над проектом, ребята овладевают навыками работы в творческой группе, у них формируется конструктивное мышление, вырабатывается индивидуальный аналитический взгляд на полученные знания. Таким образом, проектная работа помогает отойти от привычных схем и начать работать самостоятельно. Примером такой работы может служить проект под условным названием « Место встречи - рынок». Цель- исследование факторов, влияющих на поведение покупателей на рынке продуктов питания. Работа осуществляется в группе по 2-4 человека. Каждая группа получает задание: осуществить маркетинговое исследование рынка, выявив факторы, влияющие на поведение потребителей на рынке продуктов питания. Результат работы оформляется в виде письменного отчета или другой форме, которую определяет группа. Полученные результаты применяются для изучения различных тем, например, при изучении закона спроса и предложения, при изучении тем рыночного ценообразования.

По наблюдениям в ходе проектной работы у учащихся возникает личная заинтересованность в получении новых знаний и умении самостоятельно анализировать ошибки, снимает страх» плохой оценки»


Создается положительная мотивация к учебной деятельности.

Экономика, обществознание как учебные предметы играют большую роль в социализации учащихся. Поэтому на уроке можно создать условия, при которых ученик чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность. Такая атмосфера, на мой взгляд, как нельзя лучше складывается на игровых уроках. По словам К.Гросса, «игра служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре человек, упражняясь, совершенствует свои способности». Такие уроки прививают ребятам правила поведения в коллективе, решают социальные и нравственные задачи. Учащиеся находят пути решения проблемных вопросов, вырабатывают собственную точку зрения. Игры помогают уяснить многие происходящие процессы во всех сферах общественной жизни, накопить опыт деятельности, приближенный к реальности.

Игры позволяют учащимся:

  • получать и совершенствовать свои знания, расширять свой кругозор;

  • учиться состязательности, способности адаптироваться в различных ситуациях, заданных игрой;

  • учиться пользоваться компьютером, информационными технологиями;

  • развивать навыки общения, создавать особую среду;

  • проявлять свои творческие способности.

Темы игр разнообразны: «Я работодатель», «Фирма», «Рынок земли и природных ресурсов», «Я -налогоплательщик», «Попробуй себя в бизнесе», «Океан», «Книжная фабрика», «Пицеррия», «Рынок пшеницы», «Муниципалитет». Эти ролевые игры дают возможность ребенку погрузится в ту действительность, которой посвящена игра, ставя себя на место воображаемых субъектов экономики, учиться действовать оперативно, принимать решения и нести определенную ответственность за их результаты.

Ролевая игра оказывает сильное эмоциональное воздействие, не сопоставимое с с воздействием других форм обучения. Она требует большой самостоятельности, инициативы, стимулирует соревновательность.

Например, при изучении темы «Банки и банковская система» предлагается деловая игра «Я открываю свой банк». Учащиеся придумывают название, устав банка, выполняют расчет финансовых результатов деятельности банка. Анализируя финансовые результаты , учащиеся делают вывод о том, получил ли их банк прибыль или стал банкротом, определяют ошибки в своей деятельности. Такие формы урока позволяют учителю оценить, на сколько дети овладели теоретическим материалом и могут применять его в практической деятельности.

Современный урок невозможен без применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ, составление презентаций к урокам и по отдельным темам, проведение медиауроков дают хорошие результаты в учебном процессе. Я использую на уроках компьютер, интерактивную доску. Электронные версии учебников по экономике, обществознанию, истории используются на уроках.

На любом уроке немаловажную роль играет оценочная деятельность, в которой главную роль играет, что оценивать, как оценивать, с какой целью оценивать работу ученика. Считаю, что необходимо оценивать всякую деятельность ученика, направленную на добывание знаний, а также конечный результат учебной деятельности.. В оценочной деятельности должны участвовать не только учитель, но и ученики ( самооценка) , класс (взаимооценка).

Идея профилизации обучения на старшей ступени поставила выпускников основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора в отношении профилирующего направления собственной деятельности. От правильного выбора профиля во многом будет зависеть дальнейшая судьба старшеклассников. Соответственно, особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников, решить которые можно с помощью элективных курсов, таких как:
»Потребитель и его права», «Введение в экономическую теорию», «Менеджмент» «Ценные бумаги», «Бизнес и экономика». Программы данных курсов разработаны.


© 2010-2022