• Преподавателю
  • Обществознание
  • Из опыта работы Обществознание: знание об обществе или о себе в обществе? Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Из опыта работы Обществознание: знание об обществе или о себе в обществе? Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обществознание: знание об обществе или о себе в обществе?

Или как преподавать обществознание на ступени основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.


Из всех наук, которые человек должен знать, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Л.Н. Толстой


Современные подростки. Какие они? С одной стороны, более информированы, интеллектуальны. С другой стороны, социологи и социальные психологи констатируют бытующую в их среде немотивированную жестокость, социальный инфантилизм, преобладание потребительских настроений. Острый ум и глухое сердце - вот что приводит к деформации личностного развития подростков. Исключительное значение для её преодоления, на мой взгляд, приобретает учитель, вводящий ученика в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время создающий условия для открытия им уникального и неповторимого собственного «Я».

Создание таких условий начинается с предоставления подростку права и возможностей для выбора собственных образовательных целей и содержания образования. Этому способствует реализация в лицее инновационной организационно-содержательной модели «Основная школа - пространство выбора», предусматривающей деление параллели на учебные группы по предметам с целью индивидуализации образования в основной школе как стратегического направления повышения его качества в процессе внедрения ФГОС нового поколения. Деление на группы осуществляется по выбору учеников. Основанием для деления на группы являются образовательные интересы подростков: они выбирают не уровень изучения, а специфику предмета. «Подросток в мире права», «Социальные роли подростка», «Социологические исследования», «Подросток в экономической сфере» - это тот же курс обществознания, но со своими акцентами. Поточно-групповое обучение даёт и учителю возможность реализовать собственные смыслы педагогической деятельности. Для меня это - выстраивание образовательного процесса для достижения таких личностных результатов в соответствии с ФГОС как «формирование развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, способности к нравственному самосовершенствованию».

Целью работы в данном направлении является создание системы духовно-нравственного развития средствами предмета обществознание.

Для реализации цели решались следующие задачи:

  1. Изучить литературу с целью выявления психологических и методических основ использования личного социального опыта учащихся в процессе обучения обществознанию.

  2. Разработать модифицированную программу курса обществознания для 6-7 классов со специфическим компонентом «Духовная культура подростка» в рамках поточно-группового обучения.

  3. Определить методические условия эффективности использования педагогических технологий для достижения личностных результатов духовно-нравственного развития при обучении обществознанию.

  4. Разработать серию сценариев уроков с духовно-нравственной воспитывающей компонентой.

  5. Разработать систему внеурочной деятельности, интегративно решающую проблему формирования духовной культуры подростка.

Для обучения групп учащихся на параллелях 6-7-х классов была разработана модифицированная программа «Духовная культура подростка», спецификой содержания которой является углубление важного аспекта формирования в младшем подростковом возрасте жизненных смыслов и духовных ценностей, формирование ценностно-мировоззренческой компетенции личности.

Главным при решении проблемы отбора технологий для реализации этого содержания был вопрос: какие приёмы и методы будут способствовать превращению предмета обществознание в личностно-значимый для младшего подростка?

Использование игровой, проектной, кейс-технологии, технологии развития критического мышления показало свою эффективность.

Актуален и метод моделирования социального опыта. На уроке по теме «Семья» обучающиеся создают модели авторитарной, либеральной, индифферентной, демократической семьи, делают выбор той или иной модели и аргументируют его. В заключение в синквейне осмысливают функции семьи, особенности семейных отношений, роль семьи в своей жизни. В итоге формируется умение соотносить свои и чужие поступки с идеальной моделью, с тем, как должно быть.

Воспитывающие ситуации - метод организации деятельности и поведения обучающихся в специально созданных условиях. При изучении темы «Межличностные отношения» обучающиеся предлагают способы разрешения межличностных конфликтов, возникающих в ходе учебного процесса, что способствует воспитанию толерантности и укреплению межличностных отношений в классном коллективе.

Метод проектов способствует развитию познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитию критического и творческого мышления. Продуктами проектной деятельности в рамках темы «Человек, общество, природа» могут быть «Правила экологического поведения школьников», «Социальный портрет молодежи», презентация «Ценности современной молодежи». В процессе реализации проекта приобретается опыт, который становится бесценным достоянием обучающихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

А вот пример удачного использования игровой технологии для работы с понятиями «справедливость» и «несправедливость»: делю учащихся на группы. Каждая группа получает конверт с заданием: в течение нескольких минут найти фишки, находящиеся в классной комнате (количество и цвет фишек для каждой группы разные). Поздравляю победителей, нашедших большее количество фишек, но приз вручаю проигравшим группам.

Анализ игры помогает осмыслить, что такое справедливость и несправедливость и сформулировать понятия. Оценив игру как несправедливую, ученики создают правила справедливой игры. Используя метод ситуационного анализа, подвожу обучающихся к пониманию того, что является причинами несправедливости и что можно сделать, чтобы несправедливости стало меньше.

С целью рефлексии использую тесты «Хороший ли ты психолог?», тест «Самооценка», тест «Умеете ли вы слушать?», тест «Приятно ли с вами общаться?», тест «Способны ли вы отстаивать свои права?», анкету «Познай себя» (прилагаются).

Данные приёмы, методы и технологии складываются в единую методическую стратегию, которую я бы назвала стратегией открытия, главной ценностью которой является самостоятельная исследовательская деятельность ученика, выводящая его за рамки учебного времени. Так, для организации исследования по теме «Что такое предпринимательство и бизнес» на уроке предлагаю фрагменты книги Дж. Рокфеллера «Мемуары» (воспоминания самого богатого человека в мире), а поиск ответов на вопросы «Почему люди занимаются бизнесом?», «Каждый ли человек может быть успешным бизнесменом?» продолжается во внеурочное время. В соответствии со спецификой программы обращаю внимание на нравственную составляющую предпринимательства.

Уровень развития исследовательской компетенции оценивается по готовому продукту. Например, в результате исследования «Влияние мультфильмов на младших школьников» обучающейся сделан сопоставительный анализ влияния на младших школьников советских и американских мультфильмов.

Во внеурочном компоненте системы духовно-нравственного воспитания большую роль играют краткосрочные курсы по выбору. Программа краткосрочного курса «История Великой Отечественной войны в названиях улиц Перми» ориентирована на конкретный практический результат, продукт - электронную презентацию, содержит критерии и показатели результативности, объекты оценивания и критерии оценивания деятельности обучающихся. Реализуется с использованием проектной технологии с целью приобщения к российской истории, воспитания любви к Отечеству, сохранения памяти о людях фронтового поколения.

Встречи с интересными людьми способствуют не только профессиональному, но и нравственному самоопределению.

В чём главный смысл моей деятельности?

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
-Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

- Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды».

Результаты диагностики нравственной воспитанности учащихся Н.Е. Щурковой.

Класс

Достаточная нр.

воспитанность

Недостаточная

нр. воспитанность

Несформир-ть

нр. отношений

6 класс

Группа

«Духовная культура подростка»

77

23

0

Остальные группы

68

33

0

7 класс

Группа

«Духовная культура подростка»

86

14

0

Остальные группы

70

30

0


© 2010-2022