Проект Повышение учебной мотивации путем использования воспитательного потенциала содержания обществознания

Коренные преобразования в стране в конце XX – начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма. Наши убеждения и моральные ценности под воздействием того, что мы слышим и видим. В современных условиях развития общества, характ...
Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проект Повышение учебной мотивации путем использования воспитательного потенциала содержания обществознания






























I. Паспорт проекта

Тема: Повышение учебной мотивации путем использования воспитательного потенциала содержания обществознания

Автор проекта: Кокулева Ирина Викторовна

Адрес проекта: Республика Алтай, Онгудайский район, МОУ «Каракольская средняя

общеобразовательная школа»

Учебный предмет: обществознание

Тип проекта: социально - ориентированный

Время проекта: долгосрочный

Участники проекта: обучающиеся, учителя, администрация школы, родители

II. Актуальность проекта.

Коренные преобразования в стране в конце XX - начале XXI века, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально-экономической, политической и духовной сферах общества и сознании его граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования, как важнейших факторов формирования патриотизма.

Наши убеждения и моральные ценности под воздействием того, что мы слышим и видим. В современных условиях развития общества, характеризующихся их переоценкой, происходят как негативные, так и позитивные процессы. Все чаще приходится сталкиваться с проявлением наркомании, агрессивности, национализма среди взрослых и среди детей. Система ценностей меняется. Теряется доверие к людям, исчезает у подростков такая черта характера, как скромность, отсутствует чувство патриотизма. Людям не достает нравственного компаса, поэтому возрастает значение духовно-нравственного воспитания детей.

Усиление воспитательного потенциала школы является одним из приоритетных направлений образовательной инициативы «Наша новая школа».

В современных условиях та школа конкурентоспособна, которая в определении

стратегии своего развития учитывает образовательные и социальные потребности местного сообщества. Таким образом, местное сообщество формирует школе социальный заказ.

Что дала советская и постсоветская эпоха воспитанию? Детские и молодежные организации, движения, объединения, разнообразие типов школ, увеличивается разнообразие форм, методов, способов и средств, применяющихся в образовательном процессе. Безусловно, все это обогащает жизнь школы, но при всем богатстве возможностей отсутствуют условия для максимального развития личности, куда входят все виды школьной деятельности - собственно воспитание, учение, развитие.

Таким образом, приоритетным здесь остается создание условий для формирования, развития конкурентоспособной личности.

2.1. Противоречия

новые возможности для воспитания, обучения, развития И разрыв процессов обучения и воспитания, социализации и взросления;

возрастающие требования социума к выпускнику: конкурентоспособный, социально адаптированный И снижение учебной мотивации обучающихся

2.2. Проблема

Чем наполнить воспитательную работу, каким образом построить всю воспитательную деятельность; чем заинтересовать молодежь и куда направить их энергию, творческий потенциал, инициативу; как воспитать 7-17 летних детей в современных условиях и дать представление о социальной инициативе и активной жизненной позиции, при этом не забывать про обучение, а главное, каким образом повысить учебную мотивацию?

2.3. Гипотеза:

Процесс повышения мотивации при использовании воспитательного потенциала станет успешным, если:

- выстроить образовательную деятельность таким образом, чтобы не происходил разрыв между воспитанием и обучением, используя воспитательный потенциал содержания обществознания;

- осуществить отбор методических приемов, обеспечивающих развитие положительной мотивации;

- вовлечь обучающихся в кружковую деятельность и добровольческое движение.

2.4. Цель: создание условий для повышения мотивации к изучению обществознания.

Задачи:

- сформировать комплекс образовательных, кружковых программ на основе гражданско-правового воспитания;

- развивать творческое, самостоятельное мышление обучающихся;

-формировать умения, навыки самостоятельного поиска и использование полученной информации;

-создать организационные и методические условия для развития у обучающихся социальных компетенций как одного из средств повышения учебной мотивации;

- создать условия для формирования гражданской активности членов школьного сообщества.

III. Описание проекта

3.1. Объект исследования - преподавание обществознания

3.2. Предмет исследования - повышение мотивации

3.3. Результативность проекта:

Предполагаемая модель ученика:

- компетентная личность в гражданско-правовой сфере;

- занимающий активную гражданскую позицию;

- участвующий в преобразованиях окружающей жизни;

- уверенный в своих силах, способный решать проблемы, руководствуясь своим внутренним миром, социальными, духовными, нравственными нормами;

В результате реализации проекта будет:

- увеличится количество учащихся с позитивной мотивацией к учебному процессу;

- создан пакет дидактических материалов;

- улучшатся взаимоотношения между членами коллектива за счет дополнительных

возможностей реализации способностей учащихся;

- более эффективное развитие творческих способностей учащихся;

- повысится интерес не только к знаниям на уроках, но и к способам их приобретения

на уроках и вне;

- у обучающихся сформируются исследовательские умения, умение принимать

оптимальные решения.

3.4. Ресурсное обеспечение

Кабинет информатики:

- компьютерная техника (проектор, интерактивная доска);

- локальная сеть с выходом в Интернет;

- школьная электронная медиатека (разработки уроков, презентации, видеоролики);

-информационный журнал Общественно активных школ «Сотрудничество» Красноярская молодежная общественная организация;

-библиотека Общественно Активных Школ, информационный журнал «Интенсивная школа РОСТ»;

- предметные кружки;

- партнерство: КРМОО Центр «Сотрудничество» (г.Красноярск), ОИсД «Возрождение

(г. Горно-Алтайск),

3.5. Сроки реализации проекта:

I этап - подготовительный

Содержание:

  1. Предварительный анализ и осмысление проблемы.

  2. Изучение научной литературы и имеющегося практического опыта

  3. Постановка цели, задач,

  4. Разработка и теоретическое обоснование проекта.

Методы:

Сбор и анализ информации, планирование.

Результаты:

План работы

II этап - основной

Содержание:

  1. Запуск программ, реализующих содержание проекта

  2. Анализ промежуточных результатов, уточнение, корректировка.

Методы:

Наблюдение, анализ, собственно работа по проекту

Результаты:

Рекомендации, аналитические отчеты.

III этап - заключительный

Содержание:

  1. Подведение итогов работы по проекту

  2. Подготовка итоговых отчетных материалов

  3. Оценка эффективности

Методы:

Экспертиза (оценочная, безоценочная)

Результаты:

Пакет методических пособий, рекомендаций


Этап

Задачи

Действия

Сроки

Формы предоставления результатов

I

1. Создать условия для разработки и теоретического обоснования проекта

Изучение уровня мотивации обучающихся (анкетирование, тестирование, диагностика)

Изучение базы, подтверждающей актуальность проекта.

Анализ методической литературы,

программ, тематического планирования за курс 7-9 классов по обществознанию

Изучение имеющегося опыта работы школ в РА, через Интернет

Проведение семинаров, интерактивных занятий для школьников с целью

ознакомления обучающихся с деятельностью Общественно активных школ в направлении «Добровольчество», «Демократизация»

Обобщение идей в рабочий проект

2008-2009 гг

Информация для завуча и родителей


Информация для завуча



Разработки, сценарии



Этап

Задачи

Действия

Сроки

Формы предоставления результатов

II

этап

1. На основе объединения программного курса, кружковой работы и добровольческой деятельности создать и внедрить образовательные программы, направленные на повышение мотивации обучающихся

Разработка и внедрение тематического планирования курса обществознания 7 - 9 классов с учетом идей проекта

Разработка, внедрение и реализация образовательных кружковых программ «Подросток. Права и обязанности», «Изучаю Конвенцию»

Разработка, внедрение и реализация образовательной кружковой программы «Я - потребитель», «Мое трудовое право»

Разработка, внедрение и реализация образовательной кружковой программы

«Изучаю Конституцию»

Разработка, внедрение и реализация образовательной программы элективного курса «Твоё право»

Разработка и проведение различных добровольческих акций, конкурсов, кампаний социальной, экологической направленности

Семинары, тренинги по теме: Социальное проектирование

Разработка Устава добровольческого объединения

Разработка, внедрение проекта «Агентство добровольческой помощи»

Организация выпуска газеты

Промежуточный мониторинг для корректировки деятельности

2009-2011 гг

Тематическое планирование


Программа


Программа


Программа


Программа


Сборник сценариев


Методические разработки


Проект

Газета

Аналитический отчет

Этап

Задачи

Действия

Сроки

Формы предоставления результатов

III

1. Соотнести планы и результаты

Подведение итогов работы по проекту.

Подготовка отчетных материалов

Популяризация опыт

2011-2012 гг

Пакет документов, сборники сценариев, разработок

IV. Механизм реализации проекта

В качестве обоснования приведена таблица, которая отражает целостность образовательного и воспитательного процесса гражданского образования.

Каждый раздел таблицы предполагает свои формы и методы по реализации проекта, но процесс изучения материала идет параллельно. Обучающиеся получают информацию на уроке, на кружковом занятии, а затем используют и применяют полученные знания в деятельности добровольческого объединения. Таким образом, образовательный процесс идет в совокупности с воспитательным. Например, в 7 классе обучающиеся на уроке обществознания изучают раздел: Подросток и закон, получив знания, они дополняют свой багаж на кружковом занятии «Подросток. Права и обязанности», «Изучаю Конвенцию». Кружковая работа дополняет материал изучаемый на уроке т.к тематический план рассчитан всего на 4 часа, а кружковая работа на 30 часов. Обучающиеся принимают участие в общешкольных мероприятиях, тем самым идет закрепление изученного материала.

При изучении вопросов на уроке, кружковом занятии и мероприятии (семинары, тренинги) применяется технология критического мышления. На протяжении всей работы идет поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, учитывая как свою точку зрения, так и мнения других, умения отказаться от собственных предубеждений. Благодаря технологии существует возможность выдвижения новых идей и умения увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем. Таким образом, обучающиеся получают возможность:

- приобретать знания в деятельностной форме с акцентом на будущую занятость;

- формулировать свои собственные цели и способы их достижения.

Так идет процесс саморазвития и самосовершенствования, индивидуальное развитие учащихся, становление личности.

Применяется в ходе работы и проектно - исследовательская деятельность, в результате которой обучающиеся:

- самостоятельно приобретают знания;

- получают опыт познавательной и учебной деятельности;

- развивают умения конструировать свои знания и представлять результат своей работы.

Таким образом, разнообразие форм работы поддерживает и усиливает интерес обучающихся к учебному процессу.

Класс


Название раздела, темы по обществознанию

Название программы, темы

Деятельность

ДО«Форвард»

7


























Раздел: Подросток и закон

Тема 1. Юридические границы подросткового возраста (1 ч)

Тема 2. Подросток как гражданин (1 ч)

Тема 3. Подросток и его права (1 ч)

Тема 4. Опасный путь преступной жизни (1 ч)

Повторение по теме: Подросток и закон (1 ч)

«Подросток. Права и обязанности»

Тема 1. Человек. Гражданин (2 ч)

Тема 2. Государство и гражданин (1 ч)

Тема 3. Право и правила поведения в обществе

(1 ч)

Тема 4. Я и семья (1 ч)

Тема 5. Мои права и обязанности в школе

(2 ч)

Тема 6. Подросток и право на труд (2 ч)

Тема 7. Я - предприниматель (1 ч)

Тема 8. Подросток и правонарушения (1 ч)

Тема 9. Защита от несправедливости (1 ч)

Тема 10. Мое здоровье

(1 ч)

Тема 11. Я - за здоровый образ жизни! (1 ч)

Тема 12. Итоговое занятие

(1 ч)

«Изучаю Конвенцию»

Тема1. Введение (1 ч)

Тема 2. Что такое право?(1 ч)

Тема 3. Права человека (1 ч)

Тема 4. Конституция РФ

1993 г (1 ч)

Тема 5. Из истории всеобщей декларации прав человека (1 ч)

Тема 6. Неотъемлемые права человека (1 ч)

Тема 7. Права ребенка (1 ч)

Тема 8. Права и обязанности родителей и детей (1 ч)

Тема 9. Свободное развитие ребенка (1 ч)

Тема 10. Здоровье детей (1 ч)

Тема 11. Образование детей и их культурное развитие (1 ч)

Тема 12. Права защиты ребенка от всех видов эксплуатации (1 ч)

Тема 13. Защита прав человека (1 ч)

Тема 14.Нарушения прав человека (1 ч)

Тема 15. Итоговое занятие по теме «Твои неотъемлемые права» (1 ч)


Беседа «Правила поведения в обществе»

Интерактивная игра «Права ребенка в семье»

Устный журнал «Мои права и обязанности в школе»

Тренинг «Как себя защитить»

Тематическая акция «Я выбираю жизнь!»

Выпуск буклета «Права и обязанности подростка»

выпуск информационного стенда «Из истории Конституции»

тренинг «Я дома»

акция «Мы выбираем жизнь!»

Встреча с сотрудниками мирового суда (с.Онгудай)

Выпуск буклета «Твои неотъемлемые права»

Класс


Название раздела, темы по обществознанию

Название программы, темы

Деятельность

ДО«Форвард»

8


































Раздел: Экономическая сфера

Тема 1. Что такое экономика

Тема 2. Товар и деньги.

Тема 3. Спрос и предложение

Тема 4.Рынок, цена, конкуренция

Тема 5. Предпринимательство

Тема 6.Роль государства в экономике

Тема 7. Бюджет государства и семьи

Тема 8.Труд

«Я - потребитель»

Тема 1. Содержание общих положений закона РФ «О защите прав потребителей»

(1 ч)

Тема 2. Защита прав потребителей при продаже им товаров (1 ч)

Тема 3. Защита прав потребителей при выполнении работ или оказания услуг (1 ч)

Тема 4. Государственная и общественная защита прав потребителей (1 ч)

Тема 5. Защита прав потребителей (1 ч)

Тема 6. Штриховое кодирование товара (1 ч)

Тема 7. Итоговое занятие. «Права потребителя» (1 ч)

« Мое трудовое право»

Тема 1. Занятость и трудоустройство в РФ (1 ч)

Тема 2. Трудовой договор

(1 ч)

Тема 3. Рабочее время и время отдыха (1 ч)

Тема 4. Заработная плата (1 ч)

Тема 5. Трудовая дисциплина (1 ч)

Тема 6.Охрана труда (1 ч)

Тема 7. Моя будущая профессия (1 ч)

Тема 8. Итоговое занятие «Мое трудовое право» (1 ч)


Общешкольный конкурс плакатов «Права потребителя»

Беседа о защите прав потребителя

Общешкольная заочная викторина

«Штрихкод»

Выпуск буклета «Я - потребитель»

Встреча с сотрудниками Центра занятости (с.Онгудай)

Проект «Райский уголок»

Проект «Партнер+»


Встреча с сотрудниками отдела труда соцразвития(с.Онгудай)

Встреча с работниками ФАП, АТС


Название раздела, темы по обществознанию

Название программы, темы

Название

элективного

курса

Деятельность

ДО«Форвард»

9










































Раздел: Гражданин. Государство. Право.

Тема: Роль права в жизни человека, общества, государства

Тема 2. Правовая ответственность

Тема 3. Правовое государство: право выше власти

Тема 4: Гражданское общество и государство

Тема 5. Конституция РФ

Тема 6. Основы Конституционного строя

«Изучаю Конституцию»

Тема 1. История появления Конституции (2 ч)

Тема 2. История становления и развития Конституции РФ (2 ч)

Тема 3. Конституции СССР (2 ч)

Тема 4. Конституция РФ

(1 ч)

Тема 5. Конституционный строй РФ (2 ч)

Тема 6. Основы правового статуса личности (1 ч)

Тема 7. Гражданство (1 ч)

Тема 8. Конституционные права и свободы (2 ч)

Тема 9. Конституционно-правовой статус РФ (1 ч)

Тема 10. Субъекты РФ (1 ч)

Тема 11. Разделение властей. (1 ч)

Тема 12. Органы власти РФ

(1 ч)

Тема 13. Избирательная система РФ(1 ч)

Тема 14. Уполномоченный по правам человека (1 ч)

Тема 15 Президент РФ

(1 ч)

Тема 16. Федеральное собрание РФ (1 ч)

Тема 17 Государственная Дума. (1 ч)

Тема 18 Совет Федерации РФ (1 ч)

Тема 19. Правительство РФ

(1 ч)

Тема 20. Судебная власть РФ(1 ч)

Тема 21. Конституционный суд РФ(1 ч)

Тема 22. Верховный суд РФ

(1 ч)

Тема 23 Арбитражный суд РФ(1 ч)

Тема 24. Прокуратура РФ

(1 ч)

Тема 25. Итоговое занятие «Изучаю Конституцию»

(1 ч)

«Твоё право»

Тема 1. Роль права в жизни человека (2 ч)

Тема 2. Право на образование

(1 ч)

Тема 3. Семейное право (2 ч)

Тема 4. Жилищные права (2 ч)

Тема 5. Уголовное право

(1 ч)

Тема 6. Обобщение по курсу «Твоё право» (1 ч)



проект «Школа Радости»

Общешкольное мероприятие «День Конституции»

Форум «Я - гражданин

России

Семинар «Россия - правовое государство?»

Проект «Перспективы моего села»

Встреча с председателем избиркома округа №82

Конкурс сочинений

«Хочу стать президентом»

Выпуск информационного стенда

«Из истории Государственной Думы»



Выпуск буклета «Конституция РФ»

V. Практическая значимость проекта

заключается в том, что современная школа имеет определенный социальный заказ на воспитание гражданина, всесторонне развитой личности. А как выполнить этот заказ? Ведь существует множество различных вариантов решения этой проблемы. Значимость проекта заключается в том, что в ходе работы обучающиеся учатся общаться, самовыражаться, совершать поступки и осознавать их последствия, пробовать себя не только в учебной, но и в других видах деятельности.

VI. Риски

Возможно что:

- количество обучающихся желающих заниматься кружковой деятельностью, участвовать в добровольческом движении будет минимальным.

Решение: агитация и привлечение через демонстрацию проделанной работы

- проект не получит поддержки со стороны родителей.

Решение: привлечь родителей через обучающихся, например: участие в акциях, конкурсах, где родители, принимая участие, увидят конечный результат работы;

- учебная мотивация не повысится, т.к. деятельность не заинтересует обучающихся.

Решение: альтернативная программа, проект.

VII. Оценка намеченных результатов и отчетности

Результаты работы проекта можно оценить по следующим показателям:

-увеличение количества обучающихся с позитивной мотивацией к учебе;

- повышение качества ЗУН по предмету;

- участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах, конференциях;

- активность и вовлеченность родителей в учебно-воспитательный процесс;

- установление системных связей с социальными органами села, района;

- наличие развитых, деловых и неформальных отношений между детьми и взрослыми;

VIII. Продукт

Пакет программно - методических рекомендаций, пособий.

IX. Финансово - экономическое обоснование проекта

(из расчета на 1 учебный год)

Материалы

Цена

Кол-во

Сумма

1










2

3

4

5


Канцтовары:

- бумага

-цветная бумага

- маркеры

- ватман

- стикеры

-скотч

- пружина для брошюратора

- картон

СД-диски

Заправка картриджа (цв)

Заправка картриджа(черн)

Командировки


180

37

18

11

25

20

3


20

30

1540

220

1000



5

10

10

20

10

2

20


10

10

3

3

3


900

370

180

220

250

40

60


200

300

4620

660

3000



Итого:

10730

Источники финансирования:

1. Муниципальный бюджет

2. Спонсорская помощь

3. Грантовые поступления

X. Научно-методическое обеспечение

1. Дорофеева М.А., Уткина О.А. Интенсивная школа РОСТ. г. Красноярск. 2007

2. Конституция РФ

3. Конвенция о правах ребенка

4. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. М., 2002

5. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М., 200

6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М., 2002

7. Комментарий к Семейному кодексу РФ. М., 2002

8. Никитин А.Ф. Право и политика. М.: Просвещение, 2001

9. Никитин А.Ф., Суворова Н.Г., Тюляева Т.И. Право и политика: методическое пособие. М.: Просвещение, 2001

10. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 8 класс. М.: НВЦ «Гражданин», 2001

11. Соколов Я.В., Прутченков А.С. Граждановедение. 9 класс. М.: НВЦ «Гражданин», 2001

  1. Федеральный Закон РФ «Об образовании». - М.: Ось-89. 2002

13. Сайт uznay-prezidenta.ru

© 2010-2022