Рабочая программа по обществознанию 5-9 классы ФГОС

Программа разработана на основе Примерных программ по учебным  предметам.  Обществознание. 5-9 классы.  М.: Просвещение,  2010. (Стандарты второго  поколения).         Особенность данной рабочей программы в том, что она составлена для учащихся пилотных школ на основе ФГОС ООО второго поколения с учётом всех требований, отличающихся от стандартов 2004 года.     Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы. Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.       Следующая логическая ступень — формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.   Центральной темой в содержании курса по обществознанию  в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, прав...   Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры — происходит в 8—9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практич...                
Раздел Обществознание
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

10




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КУЩЁВСКОГО РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

ИМЕНИ МИЛЕВСКОГО Н.И.




УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №1

от ____________ 2014 года

Председатель педсовета

_____________ Пунда Н.А.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обществознанию

Ступень обучения основное общее, класс 5-9

Количество часов 175 Уровень базовый

Учитель Осадчая Виктория Викторовна

Программа разработана на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).







1.Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию для учащихся 5 - 9 классов составлена на основе Примерных программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;

  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно-бытовых отношений.

Особенность данной рабочей программы в том, что она составлена для учащихся пилотных школ на основе ФГОС ООО второго поколения с учётом всех требований, отличающихся от стандартов 2004 года.

Образовательно-воспитательные цели данного учебного предмета могут быть достигнуты с использованием различных моделей построения содержания курса для основной школы.

Начинать изучение содержания примерной программы по обществознанию как самостоятельного учебного предмета целесообразно, как показывает опыт, с того, что наиболее близко и понятно младшим подросткам: собственного их «социального лица» и ближайшего социального окружения (семья, друзья). При этом особое внимание следует уделять нравственным основам межличностных отношений. Эта тематика доминирует в 5 классе.

Следующая логическая ступень - формирование у учащихся пока первичных представлений об обществе как динамически развивающейся целостности. Важнейшей частью этой картины выступают элементарные знания о российском обществе: о его устройстве, конституционных основах, об особенностях развития в начале XXI в. Изучение этой тематики должно содействовать воспитанию у учащихся патриотических чувств, общероссийской идентичности. Это задачи курса 6 класса.

Центральной темой в содержании курса по обществознанию в 7 классе выступают моральные и правовые нормы как регуляторы общественной жизни. Переход к их рассмотрению логически оправдан: ученики уже осознали упорядоченность общественной жизни. Пришло время разобраться в некоторых ключевых механизмах, обеспечивающих этот порядок. Задача изучения содержания примерной программы по обществознанию на этом этапе не может сводиться к простому ознакомлению учеников с набором основных социальных норм, правил различного характера и механизмом их действий, она предполагает воспитание уважения к ним. Важно подвести учащихся к выводу о необходимости руководствоваться установленными нормами и правилами, проанализировать с ними типичные модели этических и правовых ситуаций, рассмотреть социально приемлемые способы поведения в них, дать опыт оценки собст-венного поведения и поступков других людей с нравственно-правовых позиций.

Более детальное и глубокое изучение основных сторон жизни общества: экономики, политики, социальных отношений, культуры - происходит в 8-9 классах. При этом элементы теоретических знаний сочетаются с рассмотрением реальных явлений и процессов, присущих российскому обществу и глобальному миру на современном этапе развития. Знания и представления, формируемые на этой ступени изучения содержания курса по обществознанию, должны способствовать освоению старшими подростками на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей в пределах их дееспособности, а также подвести выпускников основной школы к лучшему пониманию возросших возможностей, перспектив, международной роли нашего Отечества.

При изучении содержания курса по обществознанию в основной школе в каждом классе необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка учащихся 5-9 классов вносит свой вклад в формируемые у учащихся при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.

Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.

Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщенных знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5-9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.

На старшей ступени основной школы расширяется круг источников социальной информации: помимо учебного содержания курса по обществознанию, собственного социального опыта, шире привлекаются материалы электронных и печатных СМИ, научно-популярная и публицистическая литература. Организуется также изучение небольших фрагментов педагогически не адаптированных текстов, начинается использование элементов проектных методик.

«Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75% учебного времени.


2. Учебно-тематический план.


п/п

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

5

кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Введение

-

1(р)





1.

Раздел 1.Человек в социальном измерении.

18

12

(9+3р)




2

Раздел 2.Ближайшее социальное окружение.

Не менее 9

7

(5+2р)




3

Раздел 3. Общество - большой «дом» человечества.

Не менее 12

6





4

Раздел 4. Общество, в котором мы живём.

Не менее 15

9

(7+2р)





5

Раздел 5. Регулирование поведения людей в обществе.

Не менее 16





6

Раздел 6.Основы российского законодательства.

Не менее 11





7

Раздел 7.Мир экономики.

Не менее 12





8

Раздел 8. Человек в экономических отношениях.

Не менее 6





9

Раздел 9. Мир социальных отношений.

Не менее 8





10

Раздел 10. Политическая жизнь общества.

Не менее 16





11

Раздел 11.Культурно-информаци-онная среда общественной жизни.

Не менее 8





12

Раздел 12. Человек в обновляющемся обществе.

Не менее 3





13.

Резерв.

40

8

8

8

8

8

Итого

135

35

35

35

35

35


3.Содержание тем учебного курса.

Содержание обучения, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с Примерной программой по учебным предметам. Обществознание 5-9 классы.

4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениям.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий

и возможных перспектив;

• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

1) использование элементов причинно-следственного анализа;

2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой

• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

5. Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы.
Учебники.

  1. Обществознание. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М. «Просвещение», 2012.

  2. Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2013.

  3. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М., 2013.

  4. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.,

  5. Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.,

II. Дополнительная литература для учеников

  1. Практикум по обществознанию. М.: Рольф, 2002..

  2. Боголюбов Л.Н. Рабочие тетради по обществознанию. 5-9 класс. М., 2010

  3. Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. - М., 1997.

  4. Драчук B. C. Рассказывает геральдика / B. C. Драчук. - М., 1977.

  5. Кишенкова О. В. Путешествие юного гражданина: 5 кл. М., 1997.

  6. Коломинский Я. Л. Человек: психология: кн. для учащихся ст. классов. М.: Просвещение, 1986.

  7. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 2001. - Ч. 2.

  8. Сухомлинский В. А. Хрестоматия по этике. М., 1990. - Разд. Гармония труда, счастья и долга.

  9. Что такое. Кто такой. В 3 т. - М.: Педагогика-Пресс, 1994.

  10. Шведова И. Т. Азбука для детей и взрослых. М., 1992. - Вып. 1. Экономика.

  11. Я познаю мир: Психология. М., 2001.

III. Методическая литература для учителя

  1. Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание 6 - 11 класс. М., «Просвещение», 2009

  2. Боголюбов Л.Н. Поурочные разработки. 6 кл. М., 2009

  3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV-XVII вв. М., 1985. - Ч. 2, 3.
    Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992.

  4. Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

  5. Лакиер А. Б. Русская геральдика. М., 1990.

  6. Маркуша А. М. Книга для сыновей и пап. М.: Педагогика, 1990.

  7. Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! М., 1975.

  8. Протасевич Т. А. Начала экономики: учеб.-метод. пособие для учителя. М., 2001.

  9. Симоненко В. Д. Семейная экономика. М., 2000. - Гл. 1, 2.

IV. Нормативные документы.

1. Примерная программ по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

6.Материально - техническое обеспечение образовательного процесса

Печатные пособия

1.Учебник « Обществознание 5 кл.» Боголюбов Л.Н.: М. « Просвещение» 2012г.

2. Рабочая тетрадь к учебнику « Обществознание 5 кл.» Боголюбов Л.Н.

Экранно - технические средства

Ноутбук ICL

Интерактивная доска SMAPT Board

Мультимедийный проектор SONY


Технические средства обучения( средства ИКТ)

Телевизор samsung CS -29M20

DVD-комбо LG DVR 573 X

Документ -камера AVerVision CP 135

Принтер OKI B431dn



Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1. Диск « Обществознание 8-11», мультимедийное учебное пособие

Демонстрационные пособия

Набор таблиц 8-9 кл.

  1. Человек, природа, общество.

  2. Социальный прогресс.

  3. Социализация человека.

  4. Экономика.

  5. Социальная сфера.

  6. Политика и право.

  7. Духовная культура

  8. Рыночная экономика

  9. Развитие общества

  10. Человек, природа, общество.

11.Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания заместитель директора

методического объединения по УВР

естественнонаучных и МБОУ СОШ №20

обществоведческих дисциплин _____________ Розман Н.Г.

МБОУ СОШ №20 №1. « »________ 2014 г.

от «29» августа 2014 г.

_______________________________________

ФИО руководителя






© 2010-2022