Урок-диспут по обществознанию Демократия. Правовое государство

Раздел Обществознание
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок-диспут по обществознанию Демократия. Правовое государствоУрок-диспут по обществознанию Демократия. Правовое государствоУрок-диспут по обществознанию Демократия. Правовое государствоУрок-диспут по обществознанию Демократия. Правовое государствоА.В.Даркина


УРОК-ДИСПУТ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ «ДЕМОКРАТИЯ. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО»


Статья посвящена описанию урока-диспута по обществознанию по теме «Демократия. Правовое государство». Дано описание идеи урока, рассмотрен подробный ход занятия. Методика проведения подобного вида учебной деятельности может быть полезна с точки зрения формирования общих компетенций обучающихся.

Демократия - это власть народа, исходящая от народа и для народа.

А. Линкольн


Краткое описание идеи занятия

Данный урок нацелен на закрепление материала по теме, связанной с пониманием демократии и правового государства как общественно-политического явления. Технология диспута представляет в данном случае наиболее эффективную форму работы, т.к. помогает обучающимся, актуализируя соответствующие знания по предмету, глубже вникнуть в суть понятий «демократия» и «правовое государство». Диспут способствует не только получению ответов на ряд проблемных вопросов, но и помогает увидеть ситуацию комплексно, поскольку изучив явление с разных сторон, мы можем получить целостное представление о нём. Даны: тезис, проблема, возможное решение - отправные точки диспута, помогающие скоординировать ход урока, направить его в нужное русло. В заключение обучающимся предлагается порассуждать по поводу высказываний известных людей, занимавшихся проблемами толкования демократии.

Цели урока

  1. Формирование более комплексного представления о сути понятий «демократия» и «правовое государство»

  2. Установление причинно-следственных связей между понятиями «демократия» и «правовое государство»

  3. Развитие навыков грамотной устной речи, умение отстаивать свою точку зрения, грамотно аргументировать свою позицию по тем или иным вопросам

Мотивационная часть

Перед началом урока обучающимся предлагается актуализировать знания по вопросу о том, что представляет собой демократия как историческое и общественно-политическое явление. Предлагается вспомнить, как и почему возникло определение демократии и какие изменения в сознании человека могли происходить и происходили с течением времени. Были ли эти изменения закономерными? Как менялось понимание сущности правового государства от эпохи к эпохе, от государства к государству? Ответы на эти и другие вопросы могут помочь студентам понять подоплёку и сущность изменений, связанных с трактовками демократии и правового государства.

Ожидаемые результаты

По итогам урока предполагается достижение следующих результатов:

  • Выявлять особенности демократии как политического режима;

  • Знать исторические формы демократии;

  • Рассуждать о закономерностях развития стран и регионов в связи и вне связи с концепциями правового государства и демократии;

  • Уметь видеть слабые стороны в аргументации собеседника, грамотно оппонировать.

Ресурсное обеспечение урока

Учебник А.Г. Важенин «Обществознание», пар. 7.4, 7.5.

Ход урока

Часть первая. Демократия.

  1. Обсуждение основных формальных признаков демократии.

Тезис: Власть принадлежит народу, народ - источник власти, его воля в конечном счёте является решающей.

Проблема. Народ - это часть общества или всё общество в целом?

Тезис: Признание подчинения меньшинства большинству при уважении интересов и мнений меньшинства.

Проблема. Меньшинство - это качественная или количественная характеристика? Может ли меньшинство становиться большинством (политический и националистический аспекты)? При каких условиях? Как с этим быть?

Тезис: Право на многообразие политических объединений и политического мировоззрения.

Проблема. Существуют ли границы, за которыми прекращается многообразие и начинается вседозволенность? Как измерить эти границы? Поддаются ли они в принципе логическому осмыслению?


  1. Демократия, история и современность

Исторические формы демократии




социалистическая

равенство всех не только в политической,

но и в социально-экономической и

духовной сферах

буржуазная

все люди равны перед законом

и одновременно неравны по отношению

к собственности

Проблема. Какая из форм ближе к современному прочтению демократии?

Современная демократия


прямая представительная

принятие основных решений ___"___ выборными органами

всеми гражданами на выборах,

референдумах и т.п.

Проблема. Какой вариант наиболее применим и приемлем для современных Западных стран? Для России?

Возможное решение. Студенты предлагают альтернативные сценарии трансформации политических режимов в разных странах.

Проблема. Чем является демократия - одной из альтернатив развития человечества или магистральный путь развития общества?

Возможное решение. Студенты обосновывают оба тезиса, выдвигая аргументы и отвечая на контраргументы.

Проблема. Объясните смысл высказывания: Демократия - это наихудший способ управления государством, но ничего лучшего человечеством до сих пор не придумано. (У.Черчилль)

Часть вторая. Правовое государство.

Тезис: Правовое государство - это государство, где закон (право) выше любого должностного лица и все законы соответствуют конституции.

Проблема. Удачен ли термин «правовое государство»?

Возможное решение. Общим местом стало то, что нет государства без права, как и права без государства.

Тезис. Правовое государство - главное условие функционирования гражданского общества.

Проблема. Как вы можете разграничить понятия «правовое государство» и «социальное государство»? Тождественны ли эти понятия?

Тезис. Гражданское общество не входит в государство.

Проблема. Верен ли данный тезис? Если основа гражданского общества - полноправный гражданин, то как может гражданское общество не входить в государство?

Тезис. Признаки правового государства - частная собственность, демократия, правовая защищённость граждан.

Проблема. Может ли смысловое наполнение указанных признаков вступать в противоречие с повседневной действительностью? Приведите примеры из жизни, когда подобное может происходить.

Тезис. Правовое государство обеспечивает суверенитет народа.

Проблема. Народ - носитель высшей власти (суверенитет народа), справедлив ли данный тезис для всех демократий? Для исторических форм демократии? Для современных?

Далее предлагаются афоризмы для обсуждения.

Аристотель: Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя.

Локк: свобода людей состоит «в незыблемом для всех правиле, установленном законодательной властью, суть которого выражается в свободе следовать желанию во всех случаях, когда это не запрещает закон, и не быть зависимым от постоянной, неопределённой, неизвестной самовластной воли другого человека».

Монтескьё: Свобода есть право делать всё, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что этими законами запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же самое могли бы делать и прочие граждане.

Кант: государство - это «объединение множества людей, подчинённых правовым законам».

Дидро: Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти.

Маркс: Свобода состоит в том, чтобы превратить государство из органа, стоящего над обществом, в орган, всецело этому обществу подчинённый.

Осуществляется обмен мнениями среди обучающихся. Преподаватель следит за тем, чтобы все реплики носили корректный взвешенный характер, не противоречили друг другу.

Ресурсное обеспечение урока (В качестве раздаточного материала предлагается студентам ближе к конку занятия, перед этапом рефлексии).

Декларация независимости США

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно тринадцатью соединенными Штатами Америки

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов 25 вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись бы под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании - это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.

После ознакомления с фрагментом Декларации аудитории предлагается вопрос для обсуждения:

Объясните, как в документе отразились теория естественных прав человека и идея правового государства? С чем связано появление у народа права «учредить новое правительство»?

Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Итоговая рефлексия. Выставление оценок.

Список литературы:

  1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула, 2002.

  2. Лесохина Л. Н. Урок-диспут. Л. 1995 г.

  3. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2002.

  4. Методика проведения урока. Почему урок - диспут? // Учительский портал. uchportal.ru/publ/23-1-0-1919

  5. Хуторской А.В. «Эвристическое обучение», Москва, 1998


© 2010-2022